Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальной службы “ребенок на улице”.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Результаты деятельности Социальной службы “Ребенок на улице” показали, что предложенная форма работы с детьми группы риска является на сегодняшний день наиболее эффективной из существующих. Основными задачами, стоящими перед службой, должны быть следующие: 1. Сбор на подконтрольной территории всей информации о детско-подростковом сообществе. Это позволит: - выявлять нарушения прав несовершеннолетних и информировать о них соответствующие органы; - осуществлять профилактику беспризорности, т.е. не допускать появления на улице “новеньких” детей; - оказывать экстренную помощь несовершеннолетним, оказавшимся в критической ситуации. 2. Тесное сотрудничество со всеми учреждениями и организациями, работающими с детьми группы риска для: - оперативного принятия мер, по защите прав несовершеннолетнего; - выработки согласованных действий по работе с детьми улиц. 3. Разработка и реализация конкретных реабилитационных программ для несовершеннолетних группы риска.
Работа в парах - парень-девушка является оптимальным решением, позволяющим соблюсти баланс между безопасностью работы, с одной стороны, и формированием доверия у ребенка, с другой. Вечернее время работы способствует попаданию в поле зрения соц. работников наибольшего количества детей, включая и детей группы риска. Систематический анализ работы на улице в течение года способствовал выработке определенных критериев оценки, как количественного, так и качественного плана. Это в свою очередь позволило сформировать достаточно четкие требования к работе уличного работника, а также сформировать пакет документации, позволяющий отслеживать и оценивать его деятельность. Отсутствие жесткой привязки службы к какому либо ведомству дало определенную свободу социальным работникам в принятии решений по конкретным детям и возможности находить общий язык с различными учреждениями и организациями, находящимися на их территории. Данная форма работы службы помогала решать проблему с беспризорностью всем государственным органам и организациям, имеющим отношение к данной категории детей. Социальная служба взяла на себя роль мостика между ними, выполняя информационно-нную функцию и инициируя процессы по защите прав несовершеннолетних. Сохранить данный статус службы будет возможно при условии, если она будет создана не при каком-то определенном ведомстве, а непосредственно при местных органах власти (управах), либо как отдельная служба в Центре социализации. Работая на улице непосредственно в среде детей, социальные работники на сегодняшний день владеют наиболее полной и точной информацией о детско-подростковом сообществе, пользуются доверием, авторитетом и уважением среди детей группы риска, что значительно повышает эффективность работы по изменению их мотивации на социальную реабилитацию. Такая форма работы позволяет выявлять факты нарушения прав ребенка непосредственно в местах его обитания, вести профилактику подобных нарушений, а также осуществлять непосредственную работу по социальной реабилитации детей группы риска и оказанию помощи детям в критической ситуации. На сегодняшний день сотрудниками службы являются молодые люди в возрасте до 30 лет, имеющие определенный опыт работы с детьми данной категории и/или профессиональную заинтересованность: почти все работники имеют высшее гуманитарное образование или учатся на последних курсах факультетов психологии, педагогики, социальной работы. Значительный процент социальных работников имеют личный негативный опыт социальной депривации, вызванной деструктивными отношениями в семье или какими-либо другими причинами. Это позволяет им значительно быстрее находить общий язык с подростками и завоевывать их доверие. Большое значение в повышении эффективности деятельности социальной службы “Ребенок на улице” играет их тесное взаимодействие с другими участниками РП. Наиболее серьезная работа, на наш взгляд, должна строиться со службой “Ребенок дома”. Элементы данного взаимодействия стали формироваться только в последние три месяца действия проекта, и, к сожалению, нам не удалось сформировать четкое представление о них. На наш взгляд, здесь заложены очень большие возможности, если формировать команды не только по служебному функционалу, но и по территориальному признаку, как единая социальная служба района, активно работающая как с детьми, так и с их родителями. Форма взаимодействия с другими участниками РП – КДН, ОППН, Управой, досуговыми учреждениями – отработана более детально. У нас сформировалось четкое взаимное представление о сотрудничестве: какой обмен информацией должен происходить, какие мероприятия проводить в районе, какие функции должен выполнять каждый участник РП. Активное участие социальных работников в КДН позволяет более эффективно защищать права детей, ОППН заинтересовано в информации о взрослых, втягивающих детей в различные преступные деяния, детские клубы и секции помогают организовать досуг детям группы риска, Управа выделяет средства на проведение различных мероприятий для детей данной категории.
АНАЛИЗ ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ
В пяти районах ЮЗАО, на территории которых реализовывался проект, проживает порядка 77000 детей. Существующий на сегодня среднестатистический показатель группы риска колеблется по различным оценкам от 1% до 5% от общего числа детей. Учитывая стремления властей занижать цифры, характеризующие проблемы в социальной сфере, и последствия финансового кризиса 17 августа, можно с высокой степенью достоверности принять за основу анализа ситуации 5% барьер. Тогда группа риска в 5 районах будет составлять порядка 3850 детей. По официальным данным эта цифра составляет чуть больше 1500 детей или примерно 2%. В поле зрения социальных работников за время действия проекта попало 2452 ребёнка, из которых к группе риска можно отнести 767 детей. Таким образом, социальной службой “Ребенок на улице” было охвачено порядка 20 % всех детей группы риска в пяти районах*. Поэтому приведенный ниже статистический анализ, на наш взгляд, имеет достаточно высокую степень достоверности (см. анализ ситуации). За время действия проекта уличными социальными работниками было проведено 10 общих и 57 внутрирайонных мероприятий, в которых приняло участие около 2000 детей и подростков. Сюда, прежде всего, входят культурные (посещение музеев, выставок, театров, дельфинария и т.д.), спортивные (организация соревнований, чемпионатов, конкурсов и т.д.), туристические (походы, выезды на природу, организация акций, праздников и т.д.) Данные мероприятия были необходимы, в том числе, для завоевания доверия у несовершеннолетних. Они же способствовали организации их досуга. Особенно активно такие мероприятия проводились в период детских каникул. Так в период летних каникул в них приняло участие 807 детей, осенних – 68 детей, зимних – 202 ребенка. Кроме перечисленных мероприятий, социальными работниками разрабатывались и проводились реабилитационные программы, а также велась индивидуальная работа, нацеленная на социальную реабилитацию детей группы риска. Всего в программах приняло участие 58 детей, индивидуальная работа проведена со 144 несовершеннолетними. В результате всех перечисленных мероприятий: ¨ удалось вернуть в школу 19 детей; ¨ вернулось в семью 10 детей; ¨ вернулось в интернат 10 детей; ¨ было устроено в приют 7 детей; ¨ отказалось от употребления ПАВ (психоактивных в-в) 63 ребенка; ¨ изменило форму поведения на социально приемлемую 58 детей; ¨ устроено в детские клубы и секции 52 ребенка; ¨ организован постоянный досуг для 74 детей; ¨ обратилось к психологу 36 детей, наркологу 11 детей, юристу 1 подросток ¨ стало посещать реабилитационную программу Ал-Атин 9 детей. (по некоторым пунктам дети учтены несколько раз)
Особое внимание в своей работе уличные работники уделяли работе с группировками. Всего собрана информация по 74 группировкам (общей численностью примерно 900 человек), из них 54 входят в категорию риска (общей численностью около 460 человек). Известна численность группировок, их состав, категория риска, наличие лидеров, места сбора, времяпрепровождение, потребности. Эти данные помогали уличным работникам проводить с ними более эффективную работу по их социальной реабилитации. Конкретно для группировок было организовано 19 программ, включая информационные, спортивные и культурные мероприятия. В них приняло участие порядка 70 группировок из 5 районов. Благодаря им: ¨ перестали употреблять психоактивные вещества (ПАВ) в 12 группировках; ¨ сменили форму поведения на социально приемлемую 10 группировок; ¨ организован досуг 17 группировкам; ¨ создан хороший контакт с лидерами 24 группировок; ¨ произошел распад 6 группировок с девиантным поведением. (по некоторым пунктам группировки учтены несколько раз)
На сегодняшний день уличными работниками собрана наиболее полная информация обо всех участниках реабилитационного пространства в районах, которая занесена в информационный банк информационно-координационного центра (ИКЦ). За время действия проекта была создана система и форма ведения необходимой документации и отчетности групп “Поиска”. Разработанные бланки документации дают возможность без излишней бюрократизации получать полное и четкое представление о проделанной работе и о состоянии детско-подросткового сообщества в районе. На данный момент в обязанности социальных работников входит ведение следующей документации: · ежедневное ведение дневника (по определенным требованиям); · заполнение списка детей (обычных и группы риска) района; · ведение списка группировок района; · заполнение информационных листков (5 в месяц); · оформление своего района на карте; · ежемесячные отчеты о проделанной работе в районе. Вся эта информация, за исключением дневников, хранится в индивидуальных папках в помещении для собраний. Кроме того, доработаны должностные обязанности уличного социального работника, сформированы четкие требования к их работе и критерии отбора в службу. Оформленная карта позволяет визуально определить границы 5 районов, дать характеристику группировок и установить места их расположения, указать местонахождение досуговых и учебных заведений, особо опасных территорий, зданий и помещений органов местной власти. По мере поступления новых данных или изменения прежде собранной информации, она систематически обновляется на карте.
Тесное взаимодействие с различными структурами и положительные результаты нашей работы сформировали у руководителей местных администраций благоприятное мнение о необходимости существования социальной службы. На сегодняшний день все пять управ ЮЗАО, где действовала служба “Ребенок на улице”, признают важность существования уличных работников: в трёх управах ребятам выделены ставки педагогов-организаторов с измененными функциональными обязанностями; с двумя управами заключён договор о принятии на работу в управу сотрудников на общественных началах. Положительные отзывы о работе службы получены также от комиссий по делам несовершеннолетних и отделов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Они всё чаще обращаются за помощью к уличным работникам по вопросам работы с детьми района. Серьёзное внимание в процессе действия проекта уделялось работе со средствами массовой информации (СМИ). Основные темы наших встреч с журналистами касались вопросов профилактики безнадзорности и информирования общественности о деятельности службы “Ребенок на улице”. Сотрудники проекта принимали участие в различных конференциях, симпозиумах, семинарах, где обсуждались проблемы защиты прав детей и беспризорность. С деятельностью службы ознакомились исполнительный директор Международного Детского Фонда (ЮНИСЕФ), представители местных органов власти, уполномоченные представители организаций-доноров данного проекта, различные зарубежные делегации и коллеги.
Но, на наш взгляд, существующий потенциал социальной службы “Ребенок на улице” раскрыт ещё не полностью. Это, прежде всего, связано со слаборазвитой системой досуговых учреждений и реабилитационных центров. В некоторых районах почти полностью отсутствует работа с несовершеннолетними группы риска. В детских клубах и секциях на местах педагоги предпочитают работать с детьми из благополучных семей: с ними и хлопот меньше, и легче открыть платные отделения. Поэтому уличным работникам приходилось по мере своих сил и необходимости выполнять не свойственную им работу. Большая часть работы по организации мероприятий в районах была вызвана именно данной проблемой. Из общего времени на мониторинг района было выделено по два дня в неделю для работы с конкретными детьми и группировками по их социальной реабилитации. Большие трудности при этом возникали ввиду отсутствия элементарных помещений, что значительно осложняло данную работу в холодное время года. Только в двух районах пока выделены помещения, куда можно приходить с детьми группы риска и там с ними работать. Результаты деятельности социальной службы “Ребенок на улице”, безусловно, подтверждают ее право на существование. Такая служба, позволяющая исполнять роль связующего звена между детьми улиц и различными государственными и общественными структурами, способна поднять на качественно новый уровень всю работу в данной области. На сегодняшний день реализация концепции Реабилитационного Пространства (РП) становится стратегической установкой в деятельности Городского Комитета по делам семьи и молодежи по вопросам профилактики беспризорности в городе. В планы городских властей включено открытие Центра социализации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.24.176 (0.008 с.) |