Социальной службы “ребенок на улице”. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальной службы “ребенок на улице”.



 

Результаты деятельности Социальной службы “Ребенок на улице” показали, что предложенная форма работы с детьми группы риска является на сегодняшний день наиболее эффективной из существующих.

Основными задачами, стоящими перед службой, должны быть следующие:

1. Сбор на подконтрольной территории всей информации о детско-подростковом сообществе. Это позволит:

- выявлять нарушения прав несовершеннолетних и информировать о них соответствующие органы;

- осуществлять профилактику беспризорности, т.е. не допускать появления на улице “новеньких” детей;

- оказывать экстренную помощь несовершеннолетним, оказавшимся в критической ситуации.

2. Тесное сотрудничество со всеми учреждениями и организациями, работающими с детьми группы риска для:

- оперативного принятия мер, по защите прав несовершеннолетнего;

- выработки согласованных действий по работе с детьми улиц.

3. Разработка и реализация конкретных реабилитационных программ для несовершеннолетних группы риска.

 

Работа в парах - парень-девушка является оптимальным решением, позволяющим соблюсти баланс между безопасностью работы, с одной стороны, и формированием доверия у ребенка, с другой. Вечернее время работы способствует попаданию в поле зрения соц. работников наибольшего количества детей, включая и детей группы риска. Систематический анализ работы на улице в течение года способствовал выработке определенных критериев оценки, как количественного, так и качественного плана. Это в свою очередь позволило сформировать достаточно четкие требования к работе уличного работника, а также сформировать пакет документации, позволяющий отслеживать и оценивать его деятельность.

Отсутствие жесткой привязки службы к какому либо ведомству дало определенную свободу социальным работникам в принятии решений по конкретным детям и возможности находить общий язык с различными учреждениями и организациями, находящимися на их территории. Данная форма работы службы помогала решать проблему с беспризорностью всем государственным органам и организациям, имеющим отношение к данной категории детей. Социальная служба взяла на себя роль мостика между ними, выполняя информационно-нную функцию и инициируя процессы по защите прав несовершеннолетних. Сохранить данный статус службы будет возможно при условии, если она будет создана не при каком-то определенном ведомстве, а непосредственно при местных органах власти (управах), либо как отдельная служба в Центре социализации.

Работая на улице непосредственно в среде детей, социальные работники на сегодняшний день владеют наиболее полной и точной информацией о детско-подростковом сообществе, пользуются доверием, авторитетом и уважением среди детей группы риска, что значительно повышает эффективность работы по изменению их мотивации на социальную реабилитацию. Такая форма работы позволяет выявлять факты нарушения прав ребенка непосредственно в местах его обитания, вести профилактику подобных нарушений, а также осуществлять непосредственную работу по социальной реабилитации детей группы риска и оказанию помощи детям в критической ситуации.

На сегодняшний день сотрудниками службы являются молодые люди в возрасте до 30 лет, имеющие определенный опыт работы с детьми данной категории и/или профессиональную заинтересованность: почти все работники имеют высшее гуманитарное образование или учатся на последних курсах факультетов психологии, педагогики, социальной работы. Значительный процент социальных работников имеют личный негативный опыт социальной депривации, вызванной деструктивными отношениями в семье или какими-либо другими причинами. Это позволяет им значительно быстрее находить общий язык с подростками и завоевывать их доверие.

Большое значение в повышении эффективности деятельности социальной службы “Ребенок на улице” играет их тесное взаимодействие с другими участниками РП.

Наиболее серьезная работа, на наш взгляд, должна строиться со службой “Ребенок дома”. Элементы данного взаимодействия стали формироваться только в последние три месяца действия проекта, и, к сожалению, нам не удалось сформировать четкое представление о них. На наш взгляд, здесь заложены очень большие возможности, если формировать команды не только по служебному функционалу, но и по территориальному признаку, как единая социальная служба района, активно работающая как с детьми, так и с их родителями. Форма взаимодействия с другими участниками РП – КДН, ОППН, Управой, досуговыми учреждениями – отработана более детально. У нас сформировалось четкое взаимное представление о сотрудничестве: какой обмен информацией должен происходить, какие мероприятия проводить в районе, какие функции должен выполнять каждый участник РП. Активное участие социальных работников в КДН позволяет более эффективно защищать права детей, ОППН заинтересовано в информации о взрослых, втягивающих детей в различные преступные деяния, детские клубы и секции помогают организовать досуг детям группы риска, Управа выделяет средства на проведение различных мероприятий для детей данной категории.

 

АНАЛИЗ ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ

 

В пяти районах ЮЗАО, на территории которых реализовывался проект, проживает порядка 77000 детей.

Существующий на сегодня среднестатистический показатель группы риска колеблется по различным оценкам от 1% до 5% от общего числа детей. Учитывая стремления властей занижать цифры, характеризующие проблемы в социальной сфере, и последствия финансового кризиса 17 августа, можно с высокой степенью достоверности принять за основу анализа ситуации 5% барьер. Тогда группа риска в 5 районах будет составлять порядка 3850 детей. По официальным данным эта цифра составляет чуть больше 1500 детей или примерно 2%.

В поле зрения социальных работников за время действия проекта попало 2452 ребёнка, из которых к группе риска можно отнести 767 детей. Таким образом, социальной службой “Ребенок на улице” было охвачено порядка 20 % всех детей группы риска в пяти районах*. Поэтому приведенный ниже статистический анализ, на наш взгляд, имеет достаточно высокую степень достоверности (см. анализ ситуации).

За время действия проекта уличными социальными работниками было проведено 10 общих и 57 внутрирайонных мероприятий, в которых приняло участие около 2000 детей и подростков. Сюда, прежде всего, входят культурные (посещение музеев, выставок, театров, дельфинария и т.д.), спортивные (организация соревнований, чемпионатов, конкурсов и т.д.), туристические (походы, выезды на природу, организация акций, праздников и т.д.)

Данные мероприятия были необходимы, в том числе, для завоевания доверия у несовершеннолетних. Они же способствовали организации их досуга. Особенно активно такие мероприятия проводились в период детских каникул. Так в период летних каникул в них приняло участие 807 детей, осенних – 68 детей, зимних – 202 ребенка.

Кроме перечисленных мероприятий, социальными работниками разрабатывались и проводились реабилитационные программы, а также велась индивидуальная работа, нацеленная на социальную реабилитацию детей группы риска. Всего в программах приняло участие 58 детей, индивидуальная работа проведена со 144 несовершеннолетними.

В результате всех перечисленных мероприятий:

¨ удалось вернуть в школу 19 детей;

¨ вернулось в семью 10 детей;

¨ вернулось в интернат 10 детей;

¨ было устроено в приют 7 детей;

¨ отказалось от употребления ПАВ (психоактивных в-в) 63 ребенка;

¨ изменило форму поведения на социально приемлемую 58 детей;

¨ устроено в детские клубы и секции 52 ребенка;

¨ организован постоянный досуг для 74 детей;

¨ обратилось к психологу 36 детей, наркологу 11 детей, юристу 1 подросток

¨ стало посещать реабилитационную программу Ал-Атин 9 детей.

(по некоторым пунктам дети учтены несколько раз)

 

Особое внимание в своей работе уличные работники уделяли работе с группировками. Всего собрана информация по 74 группировкам (общей численностью примерно 900 человек), из них 54 входят в категорию риска (общей численностью около 460 человек). Известна численность группировок, их состав, категория риска, наличие лидеров, места сбора, времяпрепровождение, потребности. Эти данные помогали уличным работникам проводить с ними более эффективную работу по их социальной реабилитации. Конкретно для группировок было организовано 19 программ, включая информационные, спортивные и культурные мероприятия. В них приняло участие порядка 70 группировок из 5 районов.

Благодаря им:

¨ перестали употреблять психоактивные вещества (ПАВ) в 12 группировках;

¨ сменили форму поведения на социально приемлемую 10 группировок;

¨ организован досуг 17 группировкам;

¨ создан хороший контакт с лидерами 24 группировок;

¨ произошел распад 6 группировок с девиантным поведением.

(по некоторым пунктам группировки учтены несколько раз)

 

На сегодняшний день уличными работниками собрана наиболее полная информация обо всех участниках реабилитационного пространства в районах, которая занесена в информационный банк информационно-координационного центра (ИКЦ).

За время действия проекта была создана система и форма ведения необходимой документации и отчетности групп “Поиска”. Разработанные бланки документации дают возможность без излишней бюрократизации получать полное и четкое представление о проделанной работе и о состоянии детско-подросткового сообщества в районе.

На данный момент в обязанности социальных работников входит ведение следующей документации:

· ежедневное ведение дневника (по определенным требованиям);

· заполнение списка детей (обычных и группы риска) района;

· ведение списка группировок района;

· заполнение информационных листков (5 в месяц);

· оформление своего района на карте;

· ежемесячные отчеты о проделанной работе в районе.

Вся эта информация, за исключением дневников, хранится в индивидуальных папках в помещении для собраний.

Кроме того, доработаны должностные обязанности уличного социального работника, сформированы четкие требования к их работе и критерии отбора в службу.

Оформленная карта позволяет визуально определить границы 5 районов, дать характеристику группировок и установить места их расположения, указать местонахождение досуговых и учебных заведений, особо опасных территорий, зданий и помещений органов местной власти. По мере поступления новых данных или изменения прежде собранной информации, она систематически обновляется на карте.

 

Тесное взаимодействие с различными структурами и положительные результаты нашей работы сформировали у руководителей местных администраций благоприятное мнение о необходимости существования социальной службы.

На сегодняшний день все пять управ ЮЗАО, где действовала служба “Ребенок на улице”, признают важность существования уличных работников: в трёх управах ребятам выделены ставки педагогов-организаторов с измененными функциональными обязанностями; с двумя управами заключён договор о принятии на работу в управу сотрудников на общественных началах. Положительные отзывы о работе службы получены также от комиссий по делам несовершеннолетних и отделов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Они всё чаще обращаются за помощью к уличным работникам по вопросам работы с детьми района.

Серьёзное внимание в процессе действия проекта уделялось работе со средствами массовой информации (СМИ). Основные темы наших встреч с журналистами касались вопросов профилактики безнадзорности и информирования общественности о деятельности службы “Ребенок на улице”.

Сотрудники проекта принимали участие в различных конференциях, симпозиумах, семинарах, где обсуждались проблемы защиты прав детей и беспризорность.

С деятельностью службы ознакомились исполнительный директор Международного Детского Фонда (ЮНИСЕФ), представители местных органов власти, уполномоченные представители организаций-доноров данного проекта, различные зарубежные делегации и коллеги.

 

Но, на наш взгляд, существующий потенциал социальной службы “Ребенок на улице” раскрыт ещё не полностью. Это, прежде всего, связано со слаборазвитой системой досуговых учреждений и реабилитационных центров. В некоторых районах почти полностью отсутствует работа с несовершеннолетними группы риска. В детских клубах и секциях на местах педагоги предпочитают работать с детьми из благополучных семей: с ними и хлопот меньше, и легче открыть платные отделения. Поэтому уличным работникам приходилось по мере своих сил и необходимости выполнять не свойственную им работу. Большая часть работы по организации мероприятий в районах была вызвана именно данной проблемой.

Из общего времени на мониторинг района было выделено по два дня в неделю для работы с конкретными детьми и группировками по их социальной реабилитации. Большие трудности при этом возникали ввиду отсутствия элементарных помещений, что значительно осложняло данную работу в холодное время года. Только в двух районах пока выделены помещения, куда можно приходить с детьми группы риска и там с ними работать.

Результаты деятельности социальной службы “Ребенок на улице”, безусловно, подтверждают ее право на существование. Такая служба, позволяющая исполнять роль связующего звена между детьми улиц и различными государственными и общественными структурами, способна поднять на качественно новый уровень всю работу в данной области.

На сегодняшний день реализация концепции Реабилитационного Пространства (РП) становится стратегической установкой в деятельности Городского Комитета по делам семьи и молодежи по вопросам профилактики беспризорности в городе. В планы городских властей включено открытие Центра социализации.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.03 с.)