Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Баранова Т. Ю. , бессуднова С. А. , буянова Е. Ф. , гладышева Е. А. , гордина О. Г. , ермаков С. В. , закотин А. В. , патлатый В. Г. , поволоцкая А. В. , харламова М. К.

Поиск

РАБОТА

С

ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА

Методическое пособие

Для

Социальной Службы

“Ребенок на улице”

Москва 1999 г.

Автор разработки:

Ширгалин Б.Ш.

 

Авторы “детских” историй – социальные работники:

Баранова Т. Ю., Бессуднова С. А., Буянова Е. Ф., Гладышева Е. А., Гордина О. Г., Ермаков С. В., Закотин А.В., Патлатый В. Г., Поволоцкая А. В., Харламова М. К.

 

Под общей редакцией:

Хананашвили Н.Л.

Работа с детьми группы риска. Методическое пособие для социальной службы “Ребёнок на улице”. М.: Российский благотворительный фонд “Нет алкоголизму и наркомании” (“НАН”), 1999 - 100 стр.

 

 

ISBN 5-88516-019-8

ã Российский благотворительный фонд

“Нет алкоголизму и наркомании” (“НАН”), 1999.

СОДЕРЖАНИЕ

Обзор ситуации

Актуальность проблемы

Дети группы риска

Определение

Категории беспризорников

Судьба каждого ребенка индивидуальна

3.2 Причины возникновения категории “уличных детей”

Почему существуют уличные дети?

Бедность семьи и алкоголизм родителей.

Потребности уличного ребёнка

Жизнь уличных детей

Места обитания

Портрет уличного ребенка

Зарабатывание средств на жизнь

Жилье

Формирование групп

Использование наркотиков

4. Варианты решения проблемы:

Реабилитационное пространство” (РП)

Основная задача

Аспекты

Основные принципы

Функции

Структура

Социальная служба “Ребенок на улице” (РУ)

История создания

Методология работы

Цели и задачи

Принципы работы

Методы и формы работы

Непосредственный контакт с уличными детьми

5.3. Кадровые вопросы социальной работы

Отбор

Обучение

Систематизация работы

Критерии оценки эффективности

Как строится работа

Основная работа

Собрания

Обучение

Взаимодействие с другими структурами РП

Работа на улице

Будущее социальной службы

Социальная служба – ключевое звено РП

Подразделения социальной службы


Обзор ситуации

Россия переживает очередную историческую метаморфозу: кризис политической и экономической системы, пересмотр законодательного устройства, полная реорганизация системы государственного управления и другие социально-экономические процессы отражаются на состоянии людей, их физическом, психическом и материально-финансовом благополучии. Эти процессы становятся для наших детей испытанием на жизнестойкость.

На сегодняшний день мы можем констатировать факт социально-психологической и экономической депривации подрастающего поколения. Дети оказываются выброшенными на улицы в результате потери жилья, пропитого или проданного их родителями. Армии беспризорников пополняются беженцами из бывших республик Советского Союза или бежавшими из сиротских, исправительных и других учреждений. Растущая организованная преступность успешно использует беспризорных в своих целях. В стране растет число детей и подростков – правонарушителей, совершивших различные преступления, участвующих в преступных группировках, нарушающих социально-правовые и культурные нормы.

На фоне экономической и социальной депривации подрастающего поколения все большую остроту приобретает их приобщение к употреблению наркотических веществ.

Нужно, наконец, признать, что первопричиной перечисленных проблем в среде несовершеннолетних прежде всего является нарушение их собственных прав. Ребенок, который не получает достаточно тепла, любви, взаимопонимания, а постоянно испытывает чувство беззащитности, боли, унижения, волей-неволей начинает отстаивать свое право на существование и нередко незаконными способами. Не имея возможности удовлетворить свои потребности законным образом, он ищет другие пути...

Неразвитость социально-правовых инструментов и очевидно неэффективное финансирование учреждений социальной сферы в России привело к тому, что на сегодняшний день дети являются одной из наименее защищенных категорий населения.

Почти по всем статьям “Конвенции ООН о правах ребенка” происходят нарушения в массовом порядке: насилие в семьях, нищета, отчисления из школ, отсутствие досуговых учреждений и т.д.

Всё изложенное выше имеет ещё большую актуальность для социально дезадаптированных детей, относимых нами к категории детей группы риска.

Если мы хотим, чтобы ребенок вырос законопослушным гражданином, надо с самого его рождения доказывать ему, что он живет в демократической стране, что государство уважает и всегда готово защищать его права.

Актуальность проблемы

 

Буквально каких-то 10-15 лет назад беспризорность и наркомания считались болезнью развивающихся и развитых капиталистических стран. Действительно, раньше данные проблемы не были столь актуальными: ребенок, оказавшийся на улице, немедленно попадал в сиротские учреждения; наркоман же становился в принудительном порядке пациентом специализированного учреждения. К тому же эти темы были закрыты для общественности.

И вот за какие-то 3 пятилетки данные проблемы становятся чуть ли не краеугольным камнем развития нашего общества. Если мы сумеем их решить, то получим шанс на полноценное будущее, своё и своих детей; если нет, то будем обречены на полную деградацию нации.

Жизнь детей в кризисных семьях принимает всё более острые формы. Большинство детских травм носят семейно-бытовой характер. Спасаясь от жестокого обращения, более 100 000 детей России ежегодно попадают в розыск, как ушедшие из дома[1]. В одной только Москве счёт детей-беспризорников идёт на десятки тысяч. Еще более пугающими становятся цифры, показывающие динамику роста употребления психоактивных веществ среди детей. Ежегодно прирост численности несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотическими средствами превышает 100%. Число детей, наблюдающихся по поводу эпизодического употребления наркотических веществ, увеличилось в 17 раз. Причем возрастной порог постоянно снижается: все чаще в поле зрения наркологических служб попадают дети 7-ми, а иногда и 6-ти лет. По данным Комитета здравоохранения г. Москвы каждый четвертый ученик 9-х классов употребляет психоактивные вещества. Если учесть, что в Москве сейчас проживает около миллиона детей в возрасте от 8 до 18 лет, и темпы наркомании останутся прежними, то через 7 лет в городе не останется ни одного здорового ребенка.

При этом всё большее количество детей начинает употреблять алкоголь и токсичные вещества. Число детей-алкоголиков за последний период возросло в 12 раз. Заболеваемость токсикоманией только за 1996 год возросло в 1,5 раза.

Наблюдается увеличение спроса на “тяжелые” наркотики (героин, крэк и т.д.).

В Москве, по данным Международной организации по борьбе с наркотиками и наркобизнесом, 26,3% населения хотя бы раз употребляли наркотические средства. То есть, каждый четвертый житель города попробовал наркотик.

На этом фоне растет число преступлений, совершенных подростками в состоянии наркотического опьянения. Только за 1997 год их число возросло на 158%.

Нельзя сказать, что государство не уделяет внимание этим проблемам: подписана Международная Конвенция о правах ребенка, принят новый Семейный кодекс, отвечающий общепринятым международным нормам. Правительство Российской Федерации и Московское правительство издали ряд законов и нормативных актов, предусматривающих создание системы реабилитации социальных сирот. В Москве принята городская программа “Дети улиц”, на которую выделены немалые бюджетные средства. Несмотря на это, ведомственная разобщенность, а также отсутствие современных механизмов в управлении социальной сферой приводит к низкой эффективности использования этих средств. Нет структуры, которая бы отслеживала весь процесс реабилитации дезадаптированного ребенка. и отвечала бы за конечные результаты.

Итак, назрела реальная необходимость осуществления межведомственного подхода к реабилитационному процессу, чтообеспечит непрерывность в работе с социально дезадаптированными детьми с момента их обнаружения до полного и всестороннего восстановления (психосоматического, социального, правового, интеллектуального).

Для решения этой задачи требуется организация систематической социальной работы с ребенком и его окружением.


Дети группы риска

Определение

Дети группы рискаэто та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних

· Дети улиц

Беспризорники, дети улиц, уличные дети – это синонимы названия одной и той же категории детей, для которых улица стала домом в широком смысле этого слова. Это то место, где тебя могут понять, принять таким, какой ты есть, там, где ты можешь найти пищу, защиту, укрытие.

Группой неправительственных организаций (НПО) было предложено следующее определение уличных детей:

Беспризорник или уличный ребенок - это любой несовершеннолетний, для которого улица (в широчайшем смысле слова, включающем любые помещения, используемые как укрытия) стала его или ее обычным местопребыванием, а также тот, кто не имеет достаточной защиты. ( Программа уличных детей и уличной молодежи Международной НПО ).

 

3.1.1. Категории беспризорников

 

Существует три категории беспризорников:

· те, кто, в силу различных обстоятельств, постоянно проживает на улице;

Это дети, которые живут на улице уже более одного месяца.

· те, кто периодически живёт на улице;

Жизнь этих детей на улице обычно ограничена периодом от нескольких дней до нескольких недель. Дети этой категории оказываются на улице на время очередных запоев родителей-алкоголиков, для детей-сирот - разрешения конфликта с воспитателями и т.д.

· те, кто ещё живёт (ночует) дома, но свои основные потребности удовлетворяет на улице.

Последняя категория детей характеризуется тем, что значительную часть дня они проводят на улице, возвращаясь домой только для того, чтобы переночевать. Это дети, в основной своей массе уже давно бросившие школу, состоящие на учете в милиции (ОППН) или комиссии по делам несовершеннолетних (КДН).

3.1.2. Судьба каждого ребенка индивидуальна

Нередко бывает сложно определить, к какой категории относится тот или иной ребенок. Но всегда важно помнить, что любой ребенок – это личность, и предлагаемая ему помощь должна быть индивидуальна. Услуга, которая с радостью встречена одним ребенком, может быть с негодованием отвергнута другим.

Очень важно четко определить группу беспризорников, которой вы хотели бы оказать помощь и были бы в состоянии это сделать. Лучше начать с малого и в дальнейшем скорректировать свои усилия, чем потом признаться в своем бессилии.

 

“Мы в ответе за тех, кого приручили”.

Жизнь уличных детей

Места обитания

Каждый уличный ребенок – это индивидуальность, избирающая собственный образ жизни. Приступая к работе, необходимо познакомиться с образом жизни уличных детей, присущим именно вашему району.

Улица - это то место, где ребенок работает, питается, общается, учится и иногда спит. Его повседневные потребности продиктованы потребностью выжить, поэтому все его устремления (как и любого живого существа) прежде всего направлены на удовлетворение чувства голода, жажды, тепла, безопасности.

Чаще всего данную категорию детей можно встретить в оживлённых местах, где можно достать еду или заработать деньги: базары, рынки, площади, супермаркеты, дорогие ночные клубы и т.д. Их день обычно начинается ближе к обеду, а заканчивается далеко заполночь.

 

Портрет уличного ребенка

Среднестатистический портрет составлен на основании годового опыта работы уличных работников: Это мальчик 12-14 лет из неблагополучной или малообеспеченной семьи, где один или оба родителя – алкоголики, не всегда состоящие на учете в КДН или ОППН; как правило, он бросил школу или посещает ее нерегулярно, является заядлым курильщиком и систематически употребляет алкогольные напитки. Большую часть времени он проводит в кругу себе подобных – в теплое время года на улице, в холодное – в подвалах, подъездах или на чердаках. Высокая способность к адаптации в среде позволяет ему неплохо ориентироваться в возникающих ситуациях и быстро находить выход из них.

Его внешний вид: грязные руки и чумазое лицо с явными признаками раздражения вокруг рта, вызванного частым употреблением паров клея, потрепанная грязная одежда со следами того же клея, неприятный запах немытого тела, короткие грязные волосы, пустой безразличный взгляд.

Характерными чертами поведения являются необязательность, скрытность, лживость, прагматичность, хорошая приспособленность к жизни на улице, часто наблюдается резкая смена настроения и непредсказуемость поступков.

Коммуникативные свойства характеризуются бедным словарным запасом и обилием ненормативной лексики. Речь несвязна и состоит из коротких фраз. Но встречаются дети с достаточно высоким интеллектуальным уровнем и развитой речью. Общение сводится к выражению сиюминутных желаний и чувств и планированию ближайшей временной перспективы, не выходящих за рамки ближайших 2-3 часов. Такой ребенок инфантилен, имеет задержку как интеллектуального, так и общего психического развития.

В недалеком будущем, скорее всего, таких детей ждет, или полная деградация, или роль исполнителей в криминальной среде с последующим попаданием в “места не столь отдаленные”, или преждевременная смерть от отравления, болезней, передозировки и других опасностей, которые окружают их со всех сторон.

 

Жильё

Для тех детей, которым улица стала домом, найти безопасное место для сна - целая проблема. В некоторых городах дети просто спят на тротуарах, и люди обходят их стороной. В других они знают, что это небезопасно, и ищут более подходящие места для сна. У нас в стране основным критерием поиска жилья является наличие отопления. Это могут быть теплотрассы, канализационные люки, подвалы, чердаки, вокзалы, брошенные машины, открытые люки теплотрасс и др. Обычно эти места очень тщательно скрываются от посторонних лиц и имеют очень сложный доступ (нередко туда может пробраться только ребенок).

Нередко дети проводят ночи в подъездах жилых домов, живут на квартирах-притонах алкоголиков, расплачиваясь с ними спиртными напитками.

Питаются они нерегулярно тем, что продается в ларьках или остатками еды в местах общественного питания. Свободное от заработков время они чаще всего проводят в кинотеатрах, кафе, если позволяет погода, бесцельно гуляют по улицам.

 

Формирование групп

 

Чаще всего уличные дети стремятся объединяться в группы по форме заработка или по месту проживания. Обладая высокой степенью свободы, группировки беспризорников часто достаточно аморфны: не имеют четкой структуры, явных лидеров, внутри них стихийно возникают различные команды с постоянно меняющимся составом. Внутри группы отношения между детьми достаточно жесткие, если же возникает угроза извне, то они могут достаточно быстро объединиться, чтобы противостоять ей.

По нашим наблюдениям, группы беспризорников достаточно автономны, замкнуты, часто не знают о существовании подобных групп по соседству. В то же время они легко распадаются и меняют места своего обитания, численность групп непостоянна и зависит от погоды (времени года), активности милиции и др. факторов.

 

Использование наркотиков

Многие уличные дети употребляют разнообразные токсические вещества, чтобы помочь себе справиться с жизненными проблемами.

Вдыхание паров клея, намазанного внутри пластикового мешка, или различных растворителей приводит к притуплению чувства голода, холода, одиночества, усталости. Дети могут утратить ощущение реальности и испытывать галлюцинации. Клей становится своеобразным атрибутом уличной жизни. Благодаря ему они знакомятся, дружат, впускают в свой круг общения. В то же время психоактивные вещества (ПАВ) пагубно влияют на головной мозг. Дети, длительно употребляющие ПАВ, значительно отстают в умственном развитии, у них плохая память, резкие перепады эмоционального состояния.

 


Варианты решения проблемы

Аспекты

Правовой: создание ювенальной специализации российской юстиции. Ювенальное правосудие позволит решить проблему преодоления межведомственных барьеров и реально осуществлять защиту и охрану прав детей.

Информационный: сбор информации, ее анализ, составление базы данных, организация и регулирование информационных потоков, информационное обеспечение процессов в РП. Общее информационное пространство позволит всем участникам РП говорить на одном языке и скоординированно делать одно общее дело.

Организационный: создание функционального модуля, призванного обеспечить эффективность и качество профилактического и реабилитационного процесса. Это цепь, звеньями которой являются различные учреждения и организации РП. Пройдя через нее, ребенок может полностью восстановить свое здоровье и стать полноценным членом нашего общества.

 

Основные принципы

- Принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего

Создаваемое РП ставит во главу угла интересы ребенка. Задача состоит в эффективной защите интересов несовершеннолетнего, его прав и свобод. Это значит, что во всех спорных ситуациях, в которых существует конфликт интересов взрослых граждан и несовершеннолетних, РП всегда встает на сторону интересов несовершеннолетнего. Несоответствие его поведения общественным нормам прежде всего вызвано проблемами внутри нашего общества, и должно восприниматься не как преступление, но как социальная болезнь, не всегда понятная самому ребенку, но всегда ощутимая им и окружающим миром в том или ином виде.

- Принцип добровольности

Насильно вернуть ребенка в нормальную, здоровую жизнь невозможно. Для этого нужно его желание. Это значит: для того, чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым подростком, необходимо его согласие на сотрудничество со специалистами, оказывающими ему помощь.

- Принцип принятия

Ребенок принимается в сферу РП таким, какой он есть: со всеми его проблемами, привычками, болезнями. Наше общество сделало его таким, нам же с этим и работать.

- Системность

Работа на улице должна подразумевать под собой систему, позволяющую вести планомерную, систематическую многоуровневую работу с детьми улиц. Т.е. работа уличного работника должна представлять собой хорошо отлаженный механизм со своим четким графиком, формами и методами работы, функциональными обязанностями, критериями оценки деятельности, определенным уровнем знаний и культуры и т.д. В тоже время работник должен знать о том, что за его спиной стоит система РП (и иметь о ней представление), способная принять любого ребенка, согласившегося на процесс социализации.

- Комплексность

В работе с уличными детьми необходимо использовать комплексный подход, позволяющий максимально расширить формы работы и виды помощи данной категории детей. Только комплексный подход может помочь уличному ребенку вернуться в общество.

 

Функции

1. Реализация межведомственного подхода к реабилитационному процессу несовершеннолетних, подчиненному единой логике, основанному на едином информационном массиве.

2. Разработка и внедрение целостной структуры реабилитации дезадаптированных детей и подростков.

3. Реализация международных правовых и нравственно-этических норм защиты интересов несовершеннолетних в системе помощи РП.

4. Содействие законотворческой инициативе в сфере защиты прав детей.

5. Исследование явления дезадаптированности несовершеннолетних, в том числе и безнадзорности; выявление специфики, характерной для территории РП, всесторонний анализ.

6. Формирование активной позиции населения территории РП по отношению к защите прав детства.

 

Структура

Ресурсный центр – координирует ресурсы реабилитационного процесса, деятельность всех его участников, выполняет функции информационного обслуживания всей структуры РП, осуществляет обработку информационных потоков.

В банк данных проекта могут входить разделы:

- дети группы риска;

- организации РП;

- волонтеры;

- спонсоры;

- СМИ;

- государственные структуры и т.д.

 

Центр социализации -одно из центральных звеньев РП. Он является своего рода отправной точкой пути в РП для детей. На его базе действуют:

Ø Станция экстренной помощи – оказание первой помощи (медицинская, юридическая, психологическая, материальная и т.д.) и предоставление защиты; здесь работают психологи, медики, юрист.

Ø Психологическая служба – определение травмирующего фактора, осуществление общей диагностики, на основании которой составляются рекомендации по программе реабилитации несовершеннолетнего;

Ø Методический отдел – осуществление методической работы с сотрудниками низкопороговых клубов. Формирование стратегии и тактики работы с лидерами группировок на подконтрольной территории.

Ø Социальная служба ( социальные работники совместно со специалистами) – разработка программ реабилитации для конкретных детей и исполнение роли проводников в структуре РП.

Ø Служба “Ребенок на улице” - осуществление первого контакта, мониторинг и коррекция неформальных детско-подростковых сообществ на территории РП. Уличная социальная работа является первым или базовым звеном РП, своего рода буфером между детьми улиц и обществом.

Ø Служба “Ребенок дома” - работа с ближайшим окружением ребенка, попавшего в поле зрения РП. Совместно с органами опеки и попечительства, КДН, правоохранительными органами, педагогами и родителями социальным работником составляются для каждой семьи индивидуальные программы реабилитации, и он контролирует ход их выполнения.

Перечисленные ниже структуры могут стать звеньями РП в программе реабилитации конкретного ребенка.

Приют - предназначен для детей, оказавшихся в критической ситуации.

Детские клубы и секции - необходимы для организации досуга.

Реабилитационные центры - специализируются на реабилитационных программах и организации восстановительных процессов для детей.

Центры дневного пребывания -сюда могут приходить уличные дети на протяжении дня, чтобы воспользоваться предлагаемыми услугами. В число таких услуг не входит ночлег. В них могут получить услуги дети улиц, не разорвавшие контакта с семьей, а также беспризорники, живущие на улице и не желающие оставаться в приюте.

Специализированные учреждения - детский наркологический центр; центры по работе с детьми, подвергшимися насилию; центры по работе с детьми-инвалидами; центры, занимающиеся несовершеннолетними правонарушителями, школы, интернаты, детские дома, кружки, больницы и т.д.


5. СЛУЖБА “РЕБЕНОК НА УЛИЦЕ”

Методология уличной работы

Деятельность службы “Ребенок на улице” может существенно облегчить переход ребенка с улицы в сферу деятельности РП. Социальный работник этой службы становится первым представителем РП, вступающим в доверительные отношения с ребенком. Он ориентирует ребенка в структуре РП и, главное, мотивирует его к ресоциализации, старается пробудить в нем желание стать полноценным членом общества.

Цели и задачи

Основная цель службы -выполнение роли буфера между уличными детьми и обществом.

Основными задачами службы являются:

1. Мониторинг территории района с целью сбора полной информации о детско-подростковом сообществе. Такой сбор позволяет:

· выявлять нарушения прав несовершеннолетних и информировать о них соответствующие органы;

· осуществлять профилактику беспризорности, не допуская появления на улице “новеньких” детей;

· оказывать всестороннюю экстренную помощь детям, оказавшимся в критической ситуации;

· осуществлять деятельность по формированию социально приемлемого поведения у детей и подростков через коррекцию их мотивационной сферы.

2. Тесное сотрудничество с различными структурами Реабилитационного пространства (КДН, ОППН, организациями детского досуга, школами, информационно-координационного центра (ИКЦ) и т.д.) для:

· оперативного принятия мер по защите прав несовершеннолетнего;

· выработки согласованных действий по работе с детьми улиц.

3. Разработка и реализация конкретных реабилитационных программ для несовершеннолетних группы риска.

4. Выполнение роли проводника для детей улиц в сферу РП.

Принципы работы

При работе с уличными детьми работники службы должны руководствоваться следующими принципами:

- принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего. Создаваемое Реабилитационное Пространство для несовершеннолетних группы риска ставит во главу угла интересы ребенка, подростка. Задача Реабилитационного Пространства и службы “Ребенок на улице”, как его части, состоит в эффективной защите интересов несовершеннолетнего, его прав и свобод. Это значит, что во всех спорных ситуациях, в которых существует конфликт интересов взрослых граждан и несовершеннолетних, служба “Ребенок на улице” всегда встает на сторону интересов несовершеннолетнего. Предполагается, что у каждой категории населения должны быть свои защитники.

- принцип добровольности. Принцип добровольности основан на простой мысли: насильно вернуть ребенка в нормальную жизнь невозможно. Для этого нужно его желание. Это значит: для того, чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым из наблюдаемых подростков, социальный работник заключает с ним вербальный контракт, определяющий участие в спасении и реабилитации несовершеннолетнего обеих сторон – социального работника и подростка. Без согласия несовершеннолетнего на сотрудничество в процессе его спасения социальный работник ограничивается функциями наблюдателя.

Этот принцип продиктован также условиями работы в неформальных средах и системой приоритетов этой работы. Социальный работник часто встает перед дилеммой:

· либо вмешаться вопреки желанию подростка, остановить некое действие, противоречащее его нравственным установкам, и тем самым прервать отношения с ним и его группой,

· либо сохранить позицию наблюдателя и сохранить систему отношений с подростком и группой.

Для социального работника службы “Ребенок на улице” допустимо, скорее, последнее. Социальный работник имеет право активно вмешаться в ситуацию вопрекиволе подростка только в том случае, если в ней присутствует явная угроза жизни и здоровью несовершеннолетнего.

- принцип принятия. В первое время следует полностью отказаться от оценок поступков беспризорника. Все его поступки продиктованы, прежде всего, стремлением выжить в сложных условиях, и мы не вправе его осуждать за это. После возникновения доверительных отношений можно выражать свое мнение о тех или иных поступках ребенка, но при этом всегда делать скидку на те условия, в которых живет ребенок.

- принцип доверия. Принцип доверия к подростку подразумевает отказ от подозрений по отношению к информации, которую несовершеннолетний выдает в процессе общения. Это необходимый фактор в установлении доверительных отношений с наблюдаемым. Как правило, со временем уличный работник постепенно получает достоверную картину о каждом подростке. Беспризорник, в свою очередь, почувствовав полное доверие со стороны социального работника, сам открывает секреты и снабжает правильной информацией. Далее, в процессе аналитической обработки полученной информации каждый ее фрагмент, эпизод должен быть досконально проверен.

- принцип единой команды. Уличная работа – это командная работа; дети улиц постоянно меняют свое место жительства, работы, и тесное взаимодействие всех уличных работников позволит держать в поле зрения всех детей. Работа в команде позволит организовывать большие мероприятия (спортивные, культурные и т.д.), которые будут способствовать знакомству детей и тем самым снизят межтерриториальную напряженность среди группировок несовершеннолетних.

- принцип открытости. Дети очень чувствительны ко лжи, особенно те, кто не раз обжегся на этом в своей жизни. Быть предельно честным и откровенным при общении с детьми не значит выворачивать себя перед ними “наизнанку”. Достаточно сказать, что вы не знаете ответа на этот вопрос или вам бы не хотелось врать, и поэтому лучше промолчите.

Методы и формы работы

· Работа в парах “парень-девушка” является оптимальным решением, позволяющим соблюсти баланс между безопасностью работы, с одной стороны, и формированием доверия у ребенка, с другой.

· Вечернее время работы способствует попаданию в поле зрения социальных работников наибольшего количества детей, и прежде всего, детей группы риска.

· Пунктуальность, стабильность и четкость соблюдения графика обхода территории уличными работниками дает им дополнительные возможности при завоевании доверия у беспризорников.

· Территориальная принадлежность: каждой паре уличных работников (группа “Поиск”) отводится определенная территория, которую они должны хорошо знать и ориентироваться в ней. Это своего рода поле деятельности уличных работников.

· Добровольцам необходимо стремиться подключать к своей работе детей, на которых можно положиться. Создавать сеть информаторов, которая повысила бы оперативность работы.

v Поиск детей улиц.

Источниками информации о детях группы риска могут быть:

- МВД: ОППН – отдел по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, участковые;

- КДН – комиссия по делам несовершеннолетних;

- взрослые, проживающие на данной территории;

- сами уличные дети или дети, недавно поступившие в приют, детский дом или интернат.

Кроме того, таких детей можно найти на перекрестках с интенсивным движением, в брошенных полуразрушенных домах, в подъездах, подвалах и на чердаках обычных (не элитных) домов, в открытых люках теплотрасс, в подземных переходах и на станциях метро. Нередко такие дети собираются на рынках, ярмарках, возле палаток или ларьков – там, где можно подзаработать или что-то своровать; попрошайничеством они обычно занимаются около ресторанов, ночных клубов и прилегающих к ним автостоянках.

При поиске детей улиц мы раздавали местным жителям, детям и сотрудникам организаций листовки с просьбой сообщить информацию о детях, нуждающихся в помощи, по определённому телефону.

v Исследование проблематики

Перед началом проекта большое внимание уделялось изучению существующей литературы о беспризорности. Уже накоплен значительный объем информации относительно уличных детей, их образа жизни, потребностей и их удовлетворения. Анализ этой информации был очень полезным в начале работы. Следующим этапом стало непосредственное исследование района, с привлечением небольшого количества уличных работников. Поиск и непосредственное знакомство с беспризорниками, знание их проблем и потребностей на местах, позволило более четко откорректировать цели будущей основной работы.

Начало работы должно быть построено на сборе всей доступной информации о беспризорниках. Любая существующая информация будет неоценимой для нового проекта. Может потребоваться информация не только о детях, но и о работающих с ними.

v Сотрудничество

Перед началом работы мы обсудили наши идеи с представителями органов местной власти и других организаций, интересующихся данной тематикой. Выработка совместных действий позволила нам значительно эффективнее работать с данной проблемой. Нередко это помогало снизить материальные затраты, что немаловажно в нашей ситуации,.

v Информация о проектах для уличных детей

Информация об эффективности одних методов и неприемлемости других в работе с уличными детьми поможет определить направление нового проекта. Встречаются также отдельные полезные публикации в прессе и литературе, выпускаемой НПО. Список некоторых из них можно найти в конце этого издания.

v Формы помощи

Начиная проект социальной службы “Ребенок на улице”, мы понимали, что можем предложить совсем небольшой список видов помощи для беспризорников. В начале проекта это были приют, походы, спортивно-культурные мероприятия. В процессе работы этот список расширился благодаря более тесному сотрудничеству с различными учреждениями. Уличные работники постепенно были включены в сферу деятельности комиссии по делам несовершеннолетних при местных органах власти, к нашей работе подключились различные детские досуговые организации (“Дома творчества”, секции, клубы, кружки), Центр труда и занятости молодежи “Перспектива”, Комплекс социальной помощи детям и подросткам и т.д. В результате мы могли защищать права ребенка в КДН и предлагать комиссии различные варианты решения проблем в интересах несовершеннолетних. Появилась реальная возможность устраивать детей в кружки и секции, предлагать помощь специалистов: психолога, нарколога; определять ребенка в приют, проводить массовые мероприятия спортивного и культурного плана, открыть “second hand” для беспризорников и многое другое.

Уличный социальный работник

Отбор

В течение месяца для отбора кандидатов в социальную службу “Ребенок на улице” проводилась широкая агитационная работа:

· размещалась информация в прессе (“Из рук в руки”, “Работа для вас”),

· были поданы заявки в окружной и районные центры труда и занятости, в молодежный центр “Перспектива”,

· в течение месяца в 9 высших учебных заведениях на гуманитарных факультетах развешивались объявления,

· было принято участие в ярмарке вакансий “Подросток - право на будущее”,

· поиск кандидатов велся также и через личные знакомства и связи.

Прежде всего, в кандидаты отбирались молодые юноши и девушки в возрасте от 20 до 30 лет, студенты ВУЗов или лица, имеющие высшее гуманитарное образование: психологи, педагоги, социальные работники. Особое предпочтение отдавалось лицам, имеющим опыт работы с трудными подростками. Также не менее ценными являли



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.237 (0.021 с.)