Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международные отношения в 1918-1939гг.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В рамках Версальско- Вашингтонской системы фактически в международной изоляции оказались крупнейшие европейские государства — Германия и Советская Россия. В годы гражданской войны советское правительство неоднократно предлагало соседним и другим странам Европы заключить мир, выступало за развитие торговых отношений с ними. В 1920 г. были заключены мирные договоры с Эстонией, Латвией, Литвой и Финляндией, но обострились отношения с Польшей. В апреле — мае 1920 г. польские войска начали продвижение в направлении Белоруссии и Украины, оккупировали значительные территории, вошли в Киев и Минск. Отразив наступление, Красная Армия перешла в контрнаступление, освободила захваченные территории и начала продвигаться к Варшаве. Лондон в ультимативном тоне потребовал остановить наступление и установить российско-польскую границу по линии, предложенной в декабре 1919 г. министром иностранных дел Англии Джорджем Керзоном («линия Керзона»), Оставив без внимания требования Лондона, советские войска продолжили наступление, но потерпели поражение. Согласно заключенному в Риге 18 марта 1921 г. мирному договору, к Польше отошли Западная Украина и Западная Белоруссия. Международная ситуация вокруг Советской России начала меняться после окончания в ней гражданской войны. Советские руководители, несмотря на приверженность идее мировой революции, осознавали необходимость установления нормальных экономических и политических отношений с западными странами в целях налаживания торговли, получения капиталов и технологий для восстановления народного хозяйства. Западные правительства также считали целесообразной нормализацию отношений с Россией. В Германии реакция на новую политическую систему была более болезненной. Немецкая нация оказалась раздробленной, в стране нарастал острейший социально-экономический и политический кризис, были сильны реваншистские настроения. Положение обострялось необходимостью выплаты огромных репараций в размере 132 млрд золотых марок. Руководители государств Антанты небезосновательно предполагали, что подобная ситуация может привести к советско-германскому сближению. В январе 1922 г. в Каннах на заседании Верховного совета Антанты союзники приняли решение о проведении весной 1922 г. в Генуе международной конференции по проблемам экономического восстановления Центральной и Восточной Европы. Кроме держав-победительниц и нейтральных стран, на нес были приглашены Советская Россия, а также Германия и другие побежденные государства. В марте 1922 г. в Лондоне на совещании экономических экспертов был уточнен объем финансовых и имущественных претензий, которые предполагалось предъявить в Генуе советской стороне. Лондонский меморандум подтвердил право Советской России получать репарации от Германии согласно статьям Версальского договора, а также признал принятые еще в 1914 г. царским правительством законы об аннулировании германских долгов и конфискации германской собственности в России. Эти его пункты были явно нацелены на то, чтобы не допустить советско-германского сближения. Советское правительство приняло приглашение на Генуэзскую конференцию, были определены цели и задачи советской делегации в Генуе. Главная цель — не допустить объединения Европы на антисоветской основе. Прекрасно понимая, что намеченную политическую линию провести в жизнь будет крайне нелегко, большевики начали искать в Европе союзников в предстоящей дипломатической схватке с западными державами. Таким естественным союзником могла бы стать в первую очередь Германия. Поэтому по пути в Геную советская делегация посетила Берлин, где провела переговоры с германскими руководителями. Советская сторона предложила немцам «нулевой вариант» — взаимный отказ от всех долговых и имущественных претензий. Однако склонить Германию к подписанию соглашения не удалось, так как она стремилась сохранить свободу рук, рассчитывая достичь в Генуе компромисса с державами Антанты. Международная конференция открылась в Генуе 14 апреля 1922 г. Она стала первой послевоенной общеевропейской конференцией, в которой принимали участие как победившие, так и побежденные государства, а также Советская Россия. На первом заседании советской делегации был вручен меморандум, подготовленный Лондонским совещанием экспертов. Государства Антанты требовали от России выплаты около 17 млрд золотых рублей дореволюционного долга, а также возвращения экспроприированной иностранной собственности стоимостью 1,6 млрд золотых рублей. Советская сторона категорически отвергла требование бывших союзников о возвращении военных долгов и предъявила державам-победительницам контрпретензии в размере 39 млрд золотых рублей. Западные державы отвергли контрпретензии, сочтя их чрезвычайно завышенными. Не было принято и предложение советской делегации о взаимном отказе от любых претензий. Переговоры советской делегации с бывшими союзниками России по Антанте чрезвычайно встревожили немецких представителей. Они всерьез опасались, что стороны смогут прийти к компромиссу в вопросе о долгах, которые будут оплачены Советской Россией за счет репараций с Германии. Тем более, что их попытки добиться пересмотра суммы репараций не увенчались успехом. В сложившейся ситуации немецкая сторона склонялась к тому, чтобы принять советские предложения, сделанные ей накануне конференции. 16 апреля 1922 г. в резиденции германской делегации в Рапалло, предместье Генуи, договор о нормализации отношений между Советской Россией и Германией был подписан. В его основу был положен «нулевой вариант»: Советская Россия отказывалась от репараций, а Германия — от дореволюционных займов и своей собственности, конфискованной в России во время войны. Экономические отношения между двумя странами начинались, таким образом, с чистого листа. Стороны восстанавливали дипломатические отношения, а также договорились о торговых отношениях. В финансовом аспекте «нулевой вариант» был, безусловно, чрезвычайно выгоден Берлину. Но и в Москве Рапалльский договор справедливо рассматривался как бесспорный дипломатический успех. Он заложил основы тесного политического, экономического и военного сотрудничества двух держав, которое усиливало их позиции на международной арене. 19 мая 1922 г. Генуэзская конференция закрылась, ее работа завершилась по существу полным провалом. Обсуждение нерешенных вопросов было решено продолжить позже в Гааге на уровне экспертов. Но и на этой конференции, работавшей с 15 июня по 20 июля 1922 г., к общим соглашениям прийти не удалось. В итоге произошло как раз то, чего западные державы стремились не допустить — сближение Советской России и Германии. Наметились контуры очень опасного и враждебного Версальскому порядку советско-германского альянса. Важнейшей проблемой начала 1920-х гг. были долги союзников друг другу и репарационные выплаты, которые они хотели получить с Германии. Однако Германия была не в состоянии выплачивать репарации, поэтому репарационная комиссия в конце декабря 1922 г. констатировала факт невыполнения Германией ее репарационных обязательств и объявила в Германии дефолт. Согласно Версальскому договору это давало право Франции оккупировать Рейнскую зону. 11 января 1923 г. французские и бельгийские войска вошли в Рур.
Оккупация Рейнской зоны вызвала бурное раздражение французских союзников. На Францию стали оказывать давление с целью побудить ее немедленно вывести войска из Рейнской зоны. Париж оказался перед угрозой изоляции. Авантюра французского правительства не принесла каких- либо позитивных результатов и стала поводом для кризиса в самой Франции. После кризиса 1923 г. англо-саксонские державы решили оттеснить Францию от решения германского вопроса, пользуясь ее финансовой зависимостью от них. Разработка графика выплат была поручена представителю США банкиру Чарльзу Дауэсу. Необходимо было оценить реальную платежеспособность Германии и установить реалистичный план получения от нее выплат. Основные положение «плана Дауэса» были приняты в июле 1924 г. и предусматривали сокращение размеров германских выплат, для Франции ограничивались возможности применения санкций против Германии, она должна была вывести войска из Рурского бассейна и снять экономические санкции с Рейнской области, Германии предоставлялась возможность получать займы для преодоления текущих экономических трудностей. Более четко определялись источники репарационных выплат — преимущественно высокие косвенные налоги на предметы широкого потребления, на прибыли от железных дорог и промышленности, а также доходы от государственного бюджета. «Французская доктрина экономических репрессий против Германии» была, таким образом, заменена англо-саксонской концепцией «восстановления германской экономики». «План Дауэса» знаменовал поворот к отказу от дискриминации Германии в европейской политике, он заложил экономическую основу восстановления единства Западной и Центральной Европы. Теперь на повестку дня можно было снова поставить вопрос о европейской безопасности. Еще в 1922—1923 гг. Ассамблея Лиги Наций предпринимала попытки заключения между странами — членами Лиги Наций договора о коллективной безопасности. Однако острые противоречия вызвали механизмы и условия отпора потенциальному агрессору и оказания участниками договора взаимной помощи друг другу. После Рурского кризиса ситуация начала кардинально меняться, были сформулированы принципы мировой политики, где пацифизм рассматривался как глобальная система международных отношений, основанная на равноправии всех стран, на решении международных споров органами арбитража. Однако в ходе переговоров в 1924—1925 гг. эти документы были отвергнуты британской дипломатией, которая выступила против глобального арбитражного механизма, за систему «равновесия сил». На пути создания системы равновесия в Европе необходимо было найти решение «русского вопроса», выяснить перспективы отношений европейских стран с Советским Союзом. В 1924 г. началась «полоса признаний» СССР. Первым официальные дипломатические отношения 1 февраля 1924 г. установило правительство Великобритании, возглавляемое лейбористом Р. Макдональдом. В этом же году дипломатические отношения с СССР установили Италия, Норвегия, Швеция, Франция, в 1925 г. — ряд других стран. В 1929 г. СССР поддерживал дипломатические отношения с 22 государствами. Важным шагом по формированию системы коллективной безопасности в Европе стало подписание Локарнских соглашений в 1925 г. Главным из них был Рейнский гарантийный пакт между Германией, Францией, Бельгией, Великобританией и Италией. По этому пакту Германия, Франция и Бельгия признали неприкосновенность послевоенных границ Германии с Бельгией и Францией в том виде, как они были установлены Версальским договором, а также обязались соблюдать постановления Версальского договора о демилитаризации Рейнской зоны. Германия, Франция и Бельгия обязались также разрешать все спорные между ними вопросы путем арбитража или судебного решения. Обязанности гарантов соблюдения пакта приняли на себя Великобритания и Италия. В то же время вопрос о восточных границах Германии, прежде всего с Чехословакией и Польшей, в состав которых отошли территории с компактно проживающим немецким населением, оставался нерешенным. Не содержали признания нерушимости восточных границ Германии подписанные одновременно с Рейнским пактом двусторонние франко-польский и франко-чехословацкий гарантийные договоры, к чему и стремились немцы. Восточноевропейские страны в случае конфликта с Германией могли рассчитывать только на поддержку Франции. Ни Британия, ни Италия в этом случае не имели бы официальных оснований воздействовать на Берлин. В Локарно было принято решение о вступлении Германии в Лигу Наций. Подписание соглашений создало в международных отношениях феномен «духа Локарно» как выражения общего настроения европейских стран на примирение и сотрудничество. Эго настроение определило ослабление международной напряженности во второй половине 1920-х гг. Достигнутыми в Локарно результатами были довольны не все страны. Негативной была реакция Советского Союза, который не был приглашен на конференцию и таким образом отстранен от решения крупной европейской проблемы. Смущало Москву и вступление Германии в Лигу Наций, поскольку СССР оставался единственной крупной державой вне Лиги. Вызывал беспокойство и вопрос о том, будет ли Германия в новых условиях соблюдать рапалльские договоренности. Московское руководство было склонно рассматривать Локарнские соглашения как угрозу создания единого фронта капиталистических держав против СССР. Но в Германии не испытывали надежд на скорое примирение с Францией и не хотели терять Россию. Поэтому 24 апреля 1926 г. в Берлине СССР и Германия подписали договор о дружбе и взаимном нейтралитете, который на пять лет продлевал действие Рапалльского договора. Объем торговли с Германией расширялся, было налажено сотрудничество в военной области. Однако в международных отношениях продолжали оставаться источники нестабильности. Вне международного порядка оставался СССР, который оказался в роли главного оппонента Лиги Наций, считая ее враждебной себе. Германия по-прежнему не считала положение дел справедливым и добивалась ревизии Версальского порядка. Неблагоприятным после провала «рейнской авантюры» было положение Франции, которую в должной мере не поддерживала ни одна из великих европейских держав. В такой ситуации французской дипломатии более перспективным казалось американское направление. В апреле 1927 г. министр иностранных дел Франции Аристид Бриан предложил США заключить двусторонний франко-американский договор «о вечной дружбе» и об объявлении войны вне закона, рассчитывая таким образом на приобретение политической поддержки Вашингтона. Администрация США дала принципиальное согласие на французское предложение, но высказалась за заключение аналогичного многостороннего договора и за максимальное расширение круга его участников. 13 апреля 1928 г. государственный секретарь США Фрэнк Келлог официально представил проект договора об отказе от войны как орудия национальной политики и о необходимости разрешения всех международных споров и конфликтов мирными средствами. Он был направлен Великобритании, Италии, Германии, Японии и другим странам. Поскольку по сути предлагавшийся договор являлся декларацией о намерениях, он не вызвал возражений, и практически все приглашенные страны согласились к нему присоединиться. 27 августа 1928 г. в Париже и состоялось подписание пакта, к которому первоначально присоединилось 15 стран. Официально этот документ назывался «Парижский договор об исключении войны в качестве орудия национальной политики», но обычно его называли «пакт Бриана — Келлога». Несмотря на ограниченный характер пакта и неопределенность его формулировок, он создавал международно-правовые основания для осуждения агрессивных военно-силовых методов и накладывал известные моральные обязательства на подписавшие его государства перед мировым общественным мнением. Исходя из этих соображений, Советский Союз заявил о своем присоединении к пакту Бриана — Келлога и первым ратифицировал его в сентябре 1928 г. Участниками пакта в конце концов стали почти все государства мира. Он вступил в силу после ратификации его всеми подписавшими государствами в 1929 г. Мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г. обострил противоречия как между ведущими капиталистическими державами, так и внутри этих государств. Германское правительство настойчиво добивалось пересмотра «плана Дауэса» в сторону сокращения репараций. Комиссия экспертов под руководством американского банкира О. Юнга подготовила новый репарационный план, принятый на конференции в Гааге в 1930 г. Сумма репарационных выплат была сокращена до 113,9 млрд марок, уменьшались ежегодные выплаты: в течение ближайших 37 лет Германия должна была выплачивать до 2 млрд в год. Одновременно с утверждением «плана Юнга» было принято решение о демилитаризации Рейнской области. Последние армейские подразделения союзников покинули ее досрочно в июне 1930 г. В дальнейшем реализация «плана Юнга» в условиях начавшегося мирового экономического кризиса была остановлена. Летом 1932 г. на конференции в Лозанне репарационные обязательства Германии были ликвидированы. В начале 1930-х гг. произошел позитивный поворот в советско-французских отношениях. В апреле 1931 г. в Париже начались переговоры о подписании двумя странами пакта о ненападении. После сложных и длительных дебатов 29 ноября 1932 г. пакт о ненападении между СССР и Францией был подписан. Стороны обязались ни при каких обстоятельствах не прибегать к войне друг против друга, не оказывать поддержку агрессору, если одна из сторон подвергнется нападению. Договор содержал обязательство не вмешиваться во внутренние дела друг друга, не допускать на своей территории организаций, имеющих целью вооруженную борьбу против другой стороны. Одновременно французская дипломатия сделала попытку сближения с Германией. Однако переговоры руководителей двух стран не привели к соглашению, так как германская политика все более открыто вступала на путь реваншизма. Это нашло свое отражение и в работе Международной конференции по разоружению, открывшейся в Женеве 2 февраля 1932 г. с участием 62 государств. Советская делегация выступила с планом всеобщего и полного разоружения, который в значительной степени носил пропагандистский характер и не был принят. Германская делегация потребовала от участников конференции признания ее «равноправия в вооружениях», что на деле означало бы легализацию возрождения военной мощи Германии. Не добившись согласия участников, германская делегация покинула конференцию. Напряженная обстановка сложилась на Дальнем Востоке, где возмутителем спокойствия стала Япония. В сентябре 1931 г. японские войска захватили Маньчжурию и через полгода создали на се территории марионеточное государство Маньчжоу-го во главе с бывшим китайским императором Пу И. Протесты и требования Лиги Наций не возымели действия, более того, в 1933 г. Япония вышла из состава Лиги Наций. Коренным образом изменил ситуацию на международной арене приход нацистов к власти в Германии в 1933 г. В первые годы нацистского режима дипломатия Гитлера предусматривала мирные отношения Германии со всеми ее соседями на двусторонней основе, но неприятие существующего мирового порядка в целом. Критикуя Версальский договор, Гитлер заявлял о необходимости решения этой проблемы мирным путем. В то же время в качестве ближайшей задачи определялась ликвидация военных ограничений с тем, чтобы начать беспрепятственную подготовку к большой войне в Европе и за мировое господство. Западные лидеры вовремя не оценили нацистскую угрозу, считая фашизм маргинальным движением, паразитирующим на реваншистских настроениях. Британские и французские политики считали, что путем некоторых уступок можно будет умиротворить Гитлера, пойти навстречу его требованиям. Кроме того, им несомненно импонировал антикоммунизм и антисоветизм нацистского лидера, провозглашавшего Германию оплотом антибольшевизма.
Под аккомпанемент миролюбивой риторики Германия в октябре 1933 г. вышла из Лиги Наций. Правда, немцы при этом сделали отвлекающий ход, заключив в январе 1934 г. Пакт о ненападении с Польшей. Следующим шагом стало введение в марте 1935 г. всеобщей воинской повинности, что, как и заявление о создании боевой авиации, являлось прямым нарушением Версальского договора. Тогда же по результатам плебисцита в состав рейха перешла Саарская область, находившаяся под управлением Лиги Наций. Вскоре Гитлер добивается еще одного внешнеполитического успеха — подписания с Англией в июне 1935 г. военно-морского соглашения, в соответствии с которым немцы получили право создавать военно-морской флот, равный 35% тоннажа британского флота. Следовательно, один из гарантов Версальского договора признавал за Германией право на двусторонней основе по частям демонтировать сложившуюся систему международных отношений. Франция резко протестовала против этого соглашения, но безуспешно. Дальнейший удар по Версальскому порядку Гитлер нанес в марте 1936 г., введя немецкие войска в Рейнскую демилитаризованную зону. Одновременно Берлин отказался от Локарнских соглашений. Ни Англия, ни Франция, ни Лига Наций не отреагировали должным образом на этот шаг гитлеровцев, означавший, по сути, начало слома европейской системы безопасности. Хотя в этот момент Гитлера еще можно было «поставить на место» при условии единства действий Великобритании, Франции, США. С приходом нацистов к власти в Германии в СССР начались постепенное осознание подлинного масштаба случившегося и подготовка к повороту внешней политики в соответствии с новыми реалиями. Главным приоритетом во внешней политике Москвы становится теперь создание системы коллективной безопасности в Европе. СССР добивается серьезных успехов на международной арене. В ноябре 1933 г. устанавливаются дипломатические отношения с США. В сентябре 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций, где стал членом Совета Лиги. В этом же году Советский Союз и Франция по существу выступили соавторами плана создания системы коллективной безопасности в Европе. Французский министр иностранных дел Луи Барту, поддержанный советской дипломатией, выдвинул идею заключения Восточного пакта, т.е. пакта о ненападении всех стран Восточной Европы, включая Германию и Советский Союз. Он выступил также активным сторонником заключения договора о взаимопомощи между Францией и СССР. Германия, как и следовало ожидать, категорически отвергла участие в «Восточном Локарно», ее примеру последовали правители Польши и прибалтийских стран. Л. Барту погиб в сентябре 1934 г. во время покушения на короля Югославии в Марселе. Новым министром иностранных дел стал П. Лаваль, сторонник сближения с Германией. Но даже он не смог уклониться от подписания франко-советского договора о взаимопомощи, которое состоялось в Париже 2 мая 1935 г. Однако от подписания военной конвенции Франция отказалась. 16 мая 1935 г. договор о взаимопомощи был подписан с Чехословакией. Он был идентичен советско-французскому, за исключением одной статьи, предусматривавшей, что СССР сможет оказать помощь Чехословакии только в том случае, если помощь ей окажет и Франция. В 1936 г. начались сближение и координация действий Германии и Италии. Особенно наглядно это проявилось в событиях в Испании, где в июле 1936 г. против испанского республиканского правительства вспыхнул фашистский мятеж, возглавляемый генералом Ф. Франко. Германия и Италия открыто вмешались в гражданскую войну на стороне мятежников, поставляя им оружие, боеприпасы и снаряжение, направляя своих военных в качестве советников и консультантов. Интервенция не получила должного отпора со стороны Великобритании и Франции, которые провозгласили «политику невмешательства» в испанские дела. В августе соглашение о невмешательстве подписали 27 государств, в том числе и СССР, был создан специальный Комитет. Соглашение о невмешательстве предусматривало запрещение экспорта оружия в Испанию. Правительство США проводило политику «морального эмбарго» на экспорт оружия в страны, в которых происходит гражданская война. Предполагалось, что мятежники, лишенные поддержки извне, быстро потерпят поражение. Но итальянцы и немцы не только не выполнили требований Комитета по невмешательству, но и усилили помощь Франко, признав его главой мятежников. В результате гражданская война в Испании затянулась почти на три года. В Москве посчитали подобное развитие событий недопустимым, СССР вышел из Комитета по невмешательству и начал оказывать республиканской Испании военную, политическую и моральную помощь. Совместное оказание помощи Франко в войне против законного правительства Испанской республики свидетельствовало, что Италия и Германия действуют фактически как союзники. Берлин одобрил и поощрял агрессию Рима в Эфиопии, официально признав ее захват Италией. В октябре 1936 г. в Берлине был подписан германо-итальянский договор о сотрудничестве, юридически оформивший агрессивный союз, получивший название «ось Берлин — Рим». Следующим шагом на пути формирования блока агрессивных держав стало заключение в ноябре 1936 г. Антикоминтсрновского пакта между Германией и Японией. Обе стороны обязались бороться с Коминтерном и призывали другие страны присоединиться к этому пакту. Название пакта скрывало его подлинный характер, а именно: в случае войны одной из договаривающихся сторон с СССР, другая держава обязывалась не оказывать Москве никакой помощи. В декабре 1936 г. был подписан итало-японский договор. Пользуясь дипломатической и моральной поддержкой своих союзников, Япония 7 июля 1937 г. начала войну против Китая. В 1937 г. германо-итальянское сближение продолжилось: Гитлер посетил Рим, а Муссолини побывал с ответным визитом в Берлине. Во время этих встреч были достигнуты новые договоренности о согласовании взаимных интересов на Балканах и о расширении помощи Франко. ноябре 1937 г. Италия присоединилась к Антикоминтерновскому пакту, а в декабре 1937 г. вышла из Лиги Наций, завершив переход из группы государств- победигелей в лагерь их противников. Согласовав свои цели и интересы, три агрессивные державы — Германия, Италия и Япония — сформировали единый блок — «ось Берлин — Рим — Токио», целью которого в перспективе было завоевание мирового господства. Постепенно в орбиту прогерманской политики попадали многие восточноевропейские страны, в которых происходило формирование военно-авторитарных диктатур. В дальнейшем к прогерманскому блоку присоединились Венгрия, Болгария, Финляндия, Румыния, Маньчжоу-го и другие страны. Гитлеровская экспансия в Европе тем временем продолжалась. Неотъемлемой частью великого Третьего рейха казалась Гитлеру этнически и культурно близкая Германии независимая Австрия. Нацистское движение в Австрии процветало, что гарантировало простоту перенесения германских порядков на австрийскую почву. «Все немцы должны жить в одном государстве!» — заявлял Гитлер. Необходимо было убедить в этом своих оппонентов. Спекулируя на антисоветизме и антикоммунизме английских консерваторов, Гитлер фактически добился того, что ему было заявлено, что при определенных условиях правительство Н. Чемберлена не будет возражать против присоединения Австрии к Германии. 12 марта 1938 г. немецкие войска вошли в Австрию и осуществили аншлюс (присоединение к Германии). Австрийское государство перестало существовать, превратившись в германскую провинцию. Англия, Франция и США ликвидировали свои дипломатические миссии в Вене и тем самым признали аншлюс. Все это не могло не вдохновить агрессора на дальнейшие действия. После аншлюса Австрии гитлеровское правительство начало готовить захват Чехословакии. Берлин выдвинул требование о передаче Германии населенной преимущественно немцами Судетской области Чехословакии. Эта область была чрезвычайно важна для государства как в экономическом, так и в военном отношении. Правительство и подавляющая часть чехов и словаков были решительно против расчленения страны. Дважды, в мае и сентябре 1938 г. объявлялись мобилизации, армия была готова отстаивать территориальную целостность страны. Наконец, Чехословакия имела договоры о взаимопомощи с Францией и Советским Союзом. Но западные державы буквально выдали Чехословакию на растерзание Гитлеру. Особенно неприглядной в этой истории была роль премьер- министра Великобритании Н. Чемберлена, который, якобы «спасая европейский мир», дважды, 15 и 22—23 сентября, ездил к Гитлеру для переговоров. Результатом стало его согласие на передачу Германии Судетской области. В свою очередь, французское правительство сообщило правительству Чехословакии, что не станет оказывать ей военную помощь в случае германского вторжения. На конференции в Мюнхене, состоявшейся 29—30 сентября 1938 г., главы правительств Германии, Италии, Великобритании и Франции — А. Гитлер, Б. Муссолини, Н. Чемберлен и Э. Даладье — подписали так называемое мюнхенское соглашение о передаче Судетской области Германии, часть территории, населенной поляками и венграми, отошла соответственно Польше и Венгрии. Мнения самой Чехословакии никто не спрашивал, более того, ее представитель даже не был приглашен на конференцию. Эта позорная сделка стала вершиной политики «умиротворения» агрессора, а слово «Мюнхен» стало отныне символом предательства, капитулянтства «западных демократий» перед фашизмом. Там же, в Мюнхене, Великобритания и Германия подписали совместную декларацию о ненападении, такую же декларацию подписали Франция и Германия в декабре 1938 г. Эти документы предоставляли Гитлеру свободу рук для похода на Восток, на что и надеялись правящие круги западноевропейских стран. После Мюнхена Гитлера уже было не остановить. С весны 1939 г. Германия приступила к новой фазе перекройки политической карты Европы. 15 марта Гитлер, нарушив Мюнхенское соглашение, завершает ликвидацию Чехословакии: Чехия и Моравия включаются в состав Рейха в качестве протекторатов, а Словакия объявляется самостоятельным государством, ставшим союзником Германии. 22 марта Германия под угрозой военного вторжения добилась подписания договора с Литвой о передаче ей Мемеля (Клайпеда) и Мемельской области. В апреле Гитлер денонсировал пакт о ненападении с Польшей и потребовал возвращения Данцига. После отказа Польши Гитлер 3 апреля утвердил секретный план «Вайс», согласно которому война с Польшей должна была начаться 1 сентября 1939 г. Одновременно Германия расторгла договор с Великобританией о морских вооружениях, в Испании к власти пришел профашистский режим Ф. Франко, а Италия начала военную оккупацию Албании. 22 мая германо-итальянский блок был скреплен новым военно-политическим договором, получившим название «Стальной пакт» и не оставлявшим сомнений в агрессивных намерениях Гитлера и Муссолини. Резкое обострение международной обстановки в 1939 г. заставило руководство Великобритании и Франции пойти на дополнительные меры по укреплению европейской системы безопасности. Обе страны резко увеличили военные ассигнования, достигли полной договоренности о взаимопомощи в случае германского нападения на одну из стран. Лондон и Париж дали заверения Голландии, Бельгии, Польше, Румынии, Греции и Турции в том, что в случае германской агрессии придут им на помощь. 17 апреля 1939 г. СССР обратился к правительствам Великобритании и Франции с предложением заключить с ними Тройственный пакт о взаимопомощи, соответствующую военную конвенцию, а также предоставить гарантии независимости всем пограничным с СССР странам. Ответив согласием, Лондон и Париж всячески затягивали начало переговоров о военном союзе, на котором настаивала Москва. Они начались в советской столице только 12 августа. Англо-французская делегация состояла из второстепенных лиц, не имевших необходимых полномочий для подписания соглашений. Не проявляли западные державы особой активности и в ходе самих переговоров. Причина такой позиции заключалась в том, что Великобритания и Франция с недоверием относились к идее заключения любого договора, позволяющего Советскому Союзу значительно усилить военно-политическое влияние в Европе. Переговоры по вине Лондона и Парижа быстро зашли в тупик. Свою роковую лепту в их срыв внесло правительство Польши, не давшее согласия на пропуск советских войск на свою территорию для отражения германской агрессии. 21 августа трехсторонние англо- франко-советские переговоры были прерваны.
Двойственная политика западных держав и открыто недружественная позиция восточноевропейских стран заставили советское правительство пойти на активизацию контактов с Германией. Основной целью становилось уже не предупреждение войны в Европе, а избежание угрозы складывания широкой антисоветской коалиции. Германская же дипломатия уже с мая 1939 г. демонстрировала готовность к нормализации отношений с СССР. Выбирая цель для первой полномасштабной военной кампании, Гитлер стремился избежать прямого столкновения с великими державами. В том, что руководство Великобритании и Франции не способно перейти к активным военным мерам противодействия агрессии, он был уверен. Поэтому главной задачей в ходе дипломатической подготовки войны стало сближение с СССР. 7 июля 1939 г. советскому правительству было передано предложение Германии предоставить СССР кредит в размере 200 млн марок для размещения в Германии советских заказов. В ходе последовавших в июле — августе советско-германских торговых переговоров обе стороны начали зондаж позиций друг друга по широкому спектру вопросов. Германия давала косвенные свидетельства своей готовности заключить договор о ненападении и даже согласовать принципы политики в отношении восточноевропейского региона. На позицию СССР повлиял не только фактический срыв переговоров с Великобританией и Францией, но и возникновение нового военного конфликта на Дальнем Востоке. В мае 1939 г. японские войска начали агрессию против Монгольской Народной Республики. В ходе ожесточенных боев у реки Халхин-Гол советской армии удалось разгромить противника. Но боевые действия продолжались на протяжении всего лета 1939 г. и завершились лишь в последних числах августа. Получив в такой ситуации официальное предложение Германии о заключении договора о ненападении, советское правительство ответило согласием. В Москву прибыл министр иностранных дел Германии И. Риббентроп. Советско-германский пакт о ненападении был подписан 23 августа 1939 г. сроком на 10 лет. В историю он вошел как «пакт Молотова — Риббентропа». Обе стороны договаривались воздерживаться от нападения в отношении друг друга и не поддерживать ни одну из третьих стран в случае нападения ее на участника пакта. Все конфликты и споры между собой стороны обязывались решать мирным путем в ходе переговоров и консультаций. Кроме того, был подписан и секретный дополнительный протокол, согласно которому «в случае территориальных и политических преобразований» в Восточной Европе обе стороны соглашались рассматривать северную границу Литвы, линию рек Нарев, Висла и Сан на территории Польши, западную границу Бессарабии как линию раздела сфер их влияния. Тот же протокол устанавливал, что «вопрос о желательности сохранения независимого Польского государства будет решен окончательно лишь ходом будущих политических событий». Гитлер добился договора, по которому СССР обязался не оказывать Польше помощь в случае войны и не присоединяться к Великобритании и Франции, если западные державы выполнят союзнический долг в случае германского нападения на Польшу. Гитлер рассматривал советско-германский пакт как выигрышный тактический шаг, создающий благоприятную обстановку для его дальнейших агрессивных акций. Для Сталина выигрыш был гораздо более значимым. Москва приобрела право на сферы влияния, о восстановлении которых Сталин мечтал давно. Вернуться к границам Российской империи на 1913 г. было одной из его основных задач. Кроме того, была прорвана внешнеполитическая изоляция, СССР вышел в высший разряд европейской политики; страна приобрела геостратегическое пространство, выдвинутое до 350 км на запад, что обеспечивало возможности для более надежной обороны страны. 25 августа 1939 г. в Лондоне было подписано англо-польское соглашение о взаимопомощи. Оно предполагало, что помощь будет оказана немедленно. В секретном протоколе определялись государства или территории, которые входили в сферу интересов сторон: Бельгия, Голландия, Данциг и Литва. Упоминались также Латвия, Румыния и Венгрия. Таким образом, переход от политики создания <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 1088; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.214.226 (0.015 с.) |