Психодиагностика при нарушениях пищевого поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психодиагностика при нарушениях пищевого поведения



ИНСТРУКЦИЯ: Вам будет предложен ряд утверждений, касающихся особенностей вашего поведения. Постарайтесь вспомнить, каким образом вы чаще всего разрешаете трудные и стрессовые ситуации, ситуации с высоким эмоциональным напряжением. Обведите кружком тот номер, который лучше соответствует вашему поведению. В каждом разделе необходимо выбрать только один вариант, отражающий то, как вы справляетесь с трудностями.

Отвечайте в соответствии с тем, как вы поступаете в последнее время. Не раздумывайте долго — важна ваша первая реакция. Будьте внимательны!

Утверждения

А

1. Говорю себе: «В данный момент есть что-то поважнее, чем трудности».

2. Говорю себе: «Это судьба, нужно с этим смириться».

3. «Это несущественные трудности, не так все плохо, в основном все хорошо».

4. «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать, что происходит у меня внутри».

5. «Я стараюсь все проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось».

6. «Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей — это пустяк».

7. «Если что-то случилось, значит — так угодно Богу».

8. «Я не знаю, что делать, и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей».

9. «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам».

10. «В данный момент я не могу окончательно справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с более сложными».

Б

1. «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую».

2. «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу».

341


Глава 2

3. «Я подавляю эмоции в себе».

4. «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации».

5. «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы мне помочь».

6. «Я впадаю в состояние безнадежности».

7. «Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам».

8. «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным».

В

1. «Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях».

2. «Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих горестях».

3. «Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредоточиваться на своих неприятностях».

4. «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т. п.)».

5. «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т. п.)».

6. «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой».

7. «Я использую сотрудничество со значимыми людьми для преодоления трудностей».

8. «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом».

Анализ результатов

Используется преимущественно качественно-содержательный анализ ответов. Каждое утверждение связано с определенной стратегией совладания. Если опрашиваемый выбирает конкретное утверждение, отражающее его привычное поведение, можно думать, что это показывает его типичную стратегию совладания. Эти стратегии могут быть: продуктивными, относительно продуктивными и непродуктивными. Кроме того, стратегии делятся на три подгруппы: когнитивные, эмоциональные и поведенческие.

Ниже («Ключ») показано, какой стратегии соответствует каждое утверждение. В скобках даны обозначения: П — продуктивная стратегия совладания (помогает быстро и успешно справиться со стрессом); О — относительно продуктивная стратегия (помогает в некоторых ситуациях, скажем, не слиш-

342


Психодиагностика при нарушениях пищевого поведения

ком значимых или при невысоком уровне стресса); Н — непродуктивная (не устраняет состояние стресса, а напротив, способствует его усилению).

Ключ

А. Когнитивные стратегии совладения

1. Игнорирование — Говорю себе: «В данный момент есть что-то поважнее, чем трудности» (О).

2. Смирение — Говорю себе: «Это судьба, нужно с этим смириться» (Н).

3. Диссимиляция — «Это несущественные трудности, не так все плохо, в основном все хорошо» (О).

4. Сохранение самообладания — «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать, что происходит у меня внутри» (О).

5. Проблемный анализ — «Я стараюсь все проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось» (П).

6. Относительность — Я говорю себе: «По сравнению с проблемами других людей — это пустяк» (О).

7. Религиозность — «Если что-то случилось, значит — так угодно Богу» (О).

8. Растерянность — «Я не знаю, что делать, и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей» (Н).

9. Поиск смысла — «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам» (О).

10. Установка собственной ценности — «В данный момент я не могу окончательно справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с более сложными» (О).

Б. Эмоциональные стратегии совладания

1. Протест — «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую» (О).

2. Эмоциональная разрядка — «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу» (Н).

3. Подавление эмоций — «Я подавляю эмоции в себе» (Н).

4. Оптимизм — «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации» (П).

5. Пассивная кооперация — «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы мне помочь» (О).

343


Глава 2

6. Покорность — «Я впадаю в состояние безнадежности» (Н).

7. Самообвинение — «Я Считаю себя виноватым и получаю по заслугам» (Н).

8. Агрессивность — «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным» (Н).

В. Поведенческие стратегии совладания

1. Отвлечение — «Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях» (О).

2. Альтруизм — «Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих горестях» (О).

3. Активное избегание — «Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредоточиваться на своих неприятностях» (Н).

4. Компенсация — «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т. п.)» (О).

5. Конструктивная активность — «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т. п.)» (О).

6. Отступление — «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой» (Н).

7. Сотрудничество — «Я использую сотрудничество со значимыми людьми для преодоления трудностей» (П).

8. Обращение — «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом» (О).

2.3.3. Исследование отношения к своему телу

Множество исследований показывают связь между неудовлетворенностью своим телом и такими нарушениями пищевого поведения, как эмоциогенная еда и переедание (см. раздел 4.1. главы 4). Искажение образа тела, его неверная оценка — это важнейший компонент нервной анорексии, так что работа с образом тела в этом случае — необходимый этап на пути к выздоровлению.

Тесты и опросники данного раздела позволяют исследовать отношение пациента к своему телу. Другие методики для

  344
   

Психодиагностика при нарушениях пищевого поведения

исследования данного аспекта нарушений пищевого поведения приведены в разделе 4.3. главы 4.

ТЕСТ «ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ СВОЕ ТЕЛО?»

ИНСТРУКЦИЯ: Пожалуйста, в каждой строке, содержащей один вопрос, зачеркните ту цифру, которая наиболее точно соответствует Вашему поведению и ощущениям.

Вопрос Никогда Редко Иногда Часто Очень часто Всегда
1 Когда Вы чувствуете себя усталой, заставляет ли это Вас задумываться о своей физической форме? 1 2 3 4 5 6
2 Считаете ли Вы, что Ваши бедра и ягодицы слишком велики для фигуры в целом? 1 2 3 4 5 .6
3 Беспокоитесь ли Вы о том, что Ваше тело недостаточно упруго? 1 2 3 4 5 6
4 Бывает ли так, что чувство недовольства своей физической формой заставляет Вас плакать? 1 2 3 4 5 6
5 Воздерживаетесь ли Вы от бега из-за мысли, что Ваше тело при этом будет «колыхаться»? 1 2 3 4 5 6
6 Когда Вы находитесь в компании стройных женщин, заставляет ли это Вас думать о своей физической форме? 1 2 3 4 5 6

345


Глава 2

Вопрос Никогда Редко Иногда Часто Очень часто Всегда
7 Беспокоитесь ли Вы о том, как будут выглядеть Ваши бёдра, когда садитесь? 1 2 3 4 5 6
8 Бывает ли так, что даже небольшое количество съеденной пищи заставляет Вас чувствовать себя толстой? 1 2 3 4 5 6
9 Избегаете ли Вы носить одежду, подчеркивающую форму Вашего тела? 1 2 3 4 5 6
10 Когда Вы едите сладости, булочки или другую высококалорийную пищу, чувствуете ли Вы себя при этом толстой? 1 2 3 4 5 6
11 Стыдитесь ли Вы своего тела? 1 2 3 4 5 6
12 Придерживаетесь ли Вы диеты из-за того, что беспокоитесь о своей физической форме? 1 2 3 4 5 6
13 Больше ли Вы довольны своей физической формой, когда Ваш желудок пуст (например, утром)? 1 2 3 4 5 6
14 Чувствуете ли Вы несправедливость того, что другие женщины стройнее Вас? 1 2 3 4 5 6
15 Беспокоитесь ли Вы о том, что Ваше тело покрыто целлюлит-ными ямочками? 1 2 3 4 5 6

346


Психодиагностика при нарушениях пищевого поведения

Вопрос Нико- Редко Ино- Часто Очень Все-
    гда   гда   часто гда
  Беспокоитесь ли Вы            
  о том, что Ваша фи-            
16 зическая форма заставляет Вас заниматься физическими 1 2 3 4 5 6
  упражнениями?            

Посчитайте сумму набранных баллов. Оцените степень Вашей неудовлетворенности собственным телом.

Количество баллов Уровень риска
6-18 Низкий
19-40 Умеренный
41-53 Умеренно высокий
54-68 Очень высокий
69-96 Чрезвычайно высокий

ОПРОСНИК ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА ТЕЛА

Этот опросник разработан директором Национального Центра нарушений пищевого поведения Великобритании (Jade, http://www2.netdoctor.co.uk/testyourself/facts/body_image.asp). Испытуемому предлагают 20 утверждений, которые позволяют оценить, как часто он испытывает дискомфорт по поводу своей внешности в определенных ситуациях. Четыре варианта ответов: «никогда», «иногда», «часто», «всегда» — оцениваются в диапазоне от 0 («никогда») до 3 («всегда») баллов. Таким образом, испытуемый может набрать в сумме от 0 до 40 баллов.

Показатели 10 баллов и меньше говорят о том, что образ тела испытуемого позитивный и что отношение к собственной внешности практически не влияет на его повседневную жизнь.

При показателях от 11—20 баллов испытуемый в основном чувствует себя комфортно по поводу собственного тела. Однако время от времени образ тела и, следовательно, уверен-

347

 


^

Глава 2

ность в себе могут колебаться, и существует риск появления чувства тревоги в отношении тела, его размеров, формы и внешнего вида в определенных ситуациях.

Я испытываю неприятные чувства по поводу своей внешности: Никогда 0 Иногда 1 Часто 2 Всегда 3
1. На общественных сборищах, где я мало кого знаю        
2. Когда я смотрю на себя в зеркало        
3. Когда я нахожусь рядом с привлекательными людьми        
4. Когда кто-то смотрит на те части моего тела, которые мне не нравятся        
5. Когда я примеряю новую одежду        
6. Когда я делаю физические упражнения        
7. После того как я съедаю весь обед        
8. Когда я ношу открытую одежду        
9. Когда я встаю на весы        
10. Когда я думаю о том, что кто-то меня отверг        
11. Когда я нахожусь в ситуации, связанной с сексом        
12. Когда я в плохом настроении        
13. Когда я думаю о том, как я выглядела, когда была моложе        
14. Когда я вижу себя на фото или видео        
15. Когда я думаю о том, что набрала вес        
16. Когда я думаю о том, как бы я хотела выглядеть        

348


Психодиагностика при нарушениях пищевого поведения

Я испытываю неприятные чувства по поводу своей внешности: Никогда 0 Иногда 1 Часто 2 Всегда 3
17. Когда я вспоминаю об обидных вещах, которые говорили по поводу моей внешности        
18. Когда я нахожусь рядом с людьми, которые говорят о лишнем весе и диетах        
19. Когда я просматриваю журналы мод        
20. Когда я думаю о том, чтобы отправиться в отпуск        

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ

ПО МЕТОДИКЕ ДЕМБО-РУБИНШТЕЙН

Ниже представлено измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейн с добавлением двух ее модификаций, одной — для измерения оценки красоты своего тела, а другая — для измерения оценки своей полноты.

Испытуемым предлагают 3 бланка. Первый бланк содержит 12 строк — шкал (по 10 делений в каждой), полюса которых обозначают противоположные характеристики (умная — глупая^ здоровая — больная, спокойная — тревожная, счастливая — несчастная, удачливая — неудачливая, общительная — замкнутая, уверенная в себе — неуверенная в себе, смелая — застенчивая, женственная — мужественная, привлекательная — непривлекательная, красивая — некрасивая).

Испытуемым дается следующая инструкция: «Оцените саму себя по каждой шкале, отмечая черточкой (-) соответствующее место на шкале». При обработке результатов один полюс шкалы принимают за 0, другой — за 10 баллов, в этом случае отметка, сделанная испытуемым на каждой шкале, представляла собой определенный балл. В итоге баллы по всем шкалам суммируются.

Второй бланк содержит 9 аналогичных шкал, полюса которых обозначают противоположные характеристики, относящиеся к телу или внешности (красивое лицо — некрасивое лицо, красивые щеки — некрасивые щеки, красивая фигура — некрасивая фигура и т. п. утверждения про бедра, талию, руки, плечи, грудь).

349


Глава 2

Дается аналогичная инструкция: «Оцените свою собственную внешность...». Подсчет баллов осуществляется так же. как и в первом случае; итоговый балл отражал оценку красоты собственного тела.

Третий бланк аналогичен 2-му, но содержит утверждения, относящиеся к полноте (худое лицо — полное лицо, худые щеки — полные щеки, худая фигура — полная фигура и т. п.). Инструкция и подсчет результатов аналогичны.

ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА «АВТОПОРТРЕТ»

Проективная методика «Автопортрет» позволяет выявить индивидуально-типологические особенности человека, его представления о себе, своей внешности и своей личности (Романова, Потемкина, 1991). Здесь предлагаются три интерпретации данного теста: Р. Бернса (США), Потемкиной и Романовой (1991) и по схеме Г. Рида, разработанной на основе типологии К. Юнга.

Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.

Материалы: карандаш или ручка, лист бумаги размером 10x15 см.

Инструкция: «Нарисуйте свой портрет».

Изучение разнообразных автопортретов в живописи позволяет выделить следующие их типы:

— лицо как центр картины, очень часто это графическое изображение;

— автопортрет в интерьере, дополняющем и оттеняющем портрет;

— нескольких автопортретов одновременно, различающихся по возрасту, по различным этапам жизненного пути;

— автопортрет-метафора — получил распространение в последнее время как арена для всякого рода психологических экспериментов, рассчитанных на изощренное воображение зрителя: например, изображение молодой женщины в подчеркнуто экстравагантном модном костюме, балансирующей в воздухе на канате;

— сюжетный автопортрет, выполненный в обычной, вполне реальной ситуации, то есть в кругу близких друзей, где автор беседует, ест, пьет, прогуливается и т. д.;

350


Психодиагностика при нарушениях пищевого поведения

— исключительная, но вполне реальная ситуация, при которой изображается участие в каком-либо важном событии, происходившем в действительности;

— вымышленная, фантастическая ситуация, в которой автор никогда не участвовал.

Интерпретация I

Исследования тестовых автопортретов в разных культурных группах позволили выделить ряд важных критериев, На основании которых по рисунку можно судить о психологии человека.

1. Уровень стереотипизации в подаче «образа самого себя». Сопоставление рисунков из разных регионов России поражает наличием сходных черт в характере вырисовывания, стереотипностью представления наиболее значимых для определенного возраста и пола деталей автопортрета. Акцент в подавляющем большинстве случаев делается на фрагментах лица (глазах), игнорируются конечности (пальцы рук); фигуры статичные, тяжелые, позиции однообразны (изображены в анфас), туловище и конечности укорочены; в образе либо отсутствуют эмоциональные проявления и чувства, либо присутствует «наклеенная» улыбка.

2. Характер эстетической ориентации. Тело воспроизводится в грубой форме, без должного внимания. Для представителей женского пола характерна фиксация внимания на лице (глаза, губы) и одежде, для мужчин значимее все тело, мальчики ориентируются на демонстрацию силы. Редко можно увидеть проработанную пластику тела, динамичного, «летящего» человека; преобладают либо «солдатики» — руки по швам, ноги вместе, либо «полицейские» — руки спрятаны, ноги врозь.

3. Уровень осознания телесной конгруэнтности. Как правило, не выдержаны пропорции между головой и конечностями. Внимание к кистям наблюдается только у художественно одаренных испытуемых с хорошо развитой мелкой моторикой. У большинства — маленькие обрубленные пальцы либо их отсутствие, обрубленные стопы ног, прямая жесткая спина.

4. Уровень рефлексии. Изображение, как правило, носит безличный характер. Испытуемые в большей степени ориентируются на существующие нормы представления себя, а не на отображение своего внутреннего мира. Личностные мотивы подавляет желание лучше выглядеть в глазах зрителей. По-

351


Глава 2

этому фантазия проявляется скорее в прорабатывании деталей костюма, чем в попытке изобразить особенности своего типа характера.

Тест «Автопортрет» разработан Р. Бернсом (США, Институт человеческого развития, г. Сиэтл), который трактует элементы изображения следующим образом.

Голова. Большая голова обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Маленькая голова обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и чрезмерной чувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно говорят о поглощенности собой и о тенденции к интроверсии.

Уши и нос. Большие уши отражают чувствительность к критике. Акцентированный нос предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

Рот. Выделенный рот указывает на примитивные оральные тенденции или трудности речи. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо низкую интенсивность общения.

Руки. Руки символизируют контакт личности с окружающим миром, скованные руки указывают на жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вялые опущенные руки свидетельствуют о неэффективности. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психологическую слабость; длинные сильные руки — амбициозность и выраженную вовлеченность в события внешнего мира; очень короткие руки — отсутствие амбиций и чувство неадекватности.

Ноги. Длинные ноги отражают потребность в независимости. Большие ноги подразумевают потребность в безопасности. Отсутствие ног на рисунке означает нестабильность и отсутствие основы. Так, дезертиры часто рисуют людей без ног.

Интерпретация II (интегративно-оценочная)

Все изображения можно классифицировать следующим образом:

1. Эстетическое изображение — выполняется людьми, имеющими художественные способности. По графическим тестам

352



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.047 с.)