Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психотерапия при нарушениях пищевого поведения
мирование, разъяснение), обучающие инструктивно-информативные материалы (Крылов, 1995). Когнитивный компонент переедания состоит из двух элементов. Во-первых, негативные эмоции могут быть вызваны исходными представлениями. Если терапевт изменит эти ког-ниции, негативные эмоции не будут возникать или их интенсивность снизится. Следовательно, у пациента будет меньше причин к отстранению и избеганию (Clarke, Saunders, 1988; Gallant, 1987). Во-вторых, когниции могут внедряться между стимулами (критическим внешним событием, А) и реакцией (употреблением пищи, С). Разные когнитивные терапевты выделяют различные ключевые когниции, характерные для людей с аддиктивным поведением. Эллис подчеркивал значение низкой толерантности к фрустрации (Ellis et al., 1988), Аарон Бек выделял нехватку навыков совладания (Beck, Wright, Newman & Liese, 1993). Как видно из формулы ABC, именно В (то, что переедающие говорят себе относительно своего желания) приводит к злоупотреблению. В обозначает множество явлений: ожидания («Еще пирожок — и я завязываю»), селективные воспоминания («Как здорово я проводил время в ресторане»), разговор с самим собой («Мне это нужно, чтобы расслабиться»), оправдания («Я действительно хотел перестать объедаться»), отрицание («Я могу отлично устроить свою жизнь, несмотря на лишний вес»), обобщение («Если переедание в прошлом — 20 лет назад — мне не повредило, то не повредит и сейчас»), ложные предсказания («Я знаю, что в будущем смогу контролировать приступы обжорства»). О чем бы они ни думали, именно их мысли о желании, а не желание само по себе, служат причиной того, что они переедают. Поскольку переедание пациента вызвано убеждениями, для того чтобы начать восстанавливаться, ему нужно изменить мысли. Если пациент попал в категорию зависимых, терапевт должен помочь ему определить мысли (В), которые обусловливают эту зависимость. До того как терапевт сможет изменить мысли пациента о переедании, ему понадобится точный список основных убеждений, которые связаны с перееданием. К ним, в частности, относятся следующие убеждения (Гаври-ловидр., 2006): 1. Причина избыточного веса — наследственность. 2. Причина избыточного веса — обмен веществ. 449 15 Терапия пищ. поведения ----------------
Глава 3 3. Причина избыточного веса — гормональные нарушения. 4. Причина избыточного веса — беременность, роды и климакс. 5. У меня не получится похудеть, потому что раньше не получалось, хотя я и перепробовала все методы. 6. Сброшенные килограммы быстро возвращаются. Да еще, как говорится, «друзей приводят». 7. Невозможно похудеть на такое количество килограммов и вернуться к нормальному весу. 8. Я ем мало, но полнею. 9. Чтобы похудеть, нужна большая сила воли. 10. Чтобы похудеть, нужно больше двигаться. 11. Чтобы похудеть, нужно мучительно голодать. У поведенческого и когнитивного подходов имеется ряд общих черт: 1. И тот, и другой не интересуются причинами расстройств или прошлым пациентов, а имеют дело с настоящим: поведенческий терапевт работает с актуальным поведением, а когнитивный — с тем, что человек думает о себе и о мире в настоящем. 2. И тот, и другой смотрят на терапию как на процесс обучения, а на терапевта — как на учителя. Поведенческие терапевты учат новым способам поведения, а когнитивные — новым способам мышления. 3. В обоих случаях пациентам даются домашние задания, с тем чтобы те практиковали за пределами терапевтической среды то, что освоили во время сеанса терапии. 4. В обоих случаях предпочтение отдается практическому подходу, не обремененному сложными теориями личности. Более подробно ознакомиться с теориями когнитивной, поведенческой и рационально-эмотивнои терапии можно в следующих работах: Александров, 2000; Бурлачук и др., 1999; Лазарус, 2000 а, б; МакМаллин, 2001; Малкина-Пых, 2004г; Соловьева, 2005; Beck, 1995; Ellis, 1973; Ellis, Dryden, 1987; Ellis, Grieger, 1977; Lazarus, 1995; Wolpe, 1969. 450 Психотерапия при нарушениях пищевого поведения ТЕХНИКИ Этот раздел написан по материалам книги «Практикум по когнитивной терапии» ^МакМаллин, 2001). Метод 1. «Формула ABC» ТЕХНИКА «ОБУЧЕНИЕ ОСНОВНОЙ ФОРМУЛЕ ABC» Первый шаг в когнитивной терапии любого рода — это показать пациенту важность образа мыслей. Чтобы прояснить ситуацию, начните с двух простых формул. Старая формула: А--------------------► С
Нарисуйте эту схему пациенту в процессе сеанса. А обозначает активизирующее событие, ситуацию, в которой вы оказались, толчок из внешнего мира, стимул — все, что обусловливает процесс реагирования в целом. С обозначает либо ваши эмоции, либо поведение. С — последствие А. Это могут быть чувства или действия. Старая теория утверждает, что А вызывает С, что внешняя ситуация вызывает внутренние чувства и заставляет вас действовать определенным образом. Правильная же формула следующая: А--------------------^В----------- —>С Нарисуйте это пациенту. В обозначает когниции, убеждения, установки. В — это наши представления о ситуации, мысли, образы, восприятие, воображение, интерпретации и выводы, которые мы делаем относительно А. По окончании первого сеанса дайте пациенту следующие домашние задания. Задание 1. В следующих примерах описаны ситуации ABC, но В во всех них отсутствует. Вам нужно угадать, какие мысли (В) нужно вставить, чтобы связать ситуацию (А) и эмоции (С). Определите в каждом случае А и С и впишите В. 451 Глава 3 1. Пациентка устроила истерику в кабинете врача-стоматолога. Врач почувствовала, что ее оскорбили как профессионала. 2. У Катерины заболел живот. Ей стало страшно. 3. Олега оштрафовали за превышение скорости, и он сильно разозлился. 4. Ирина смутилась, когда ее друзья заметили, что она плачет на романтических сценах фильма. 5. Сергей почувствовал раздражение, когда служащий попросил его документы в то время, как он заполнял анкету. Задание 2. Приведите пять примеров из своей жизни, в которых ваши мысли (В) вызывали болезненные эмоции (С). Опишите их в терминах ABC. ТЕХНИКА «ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ТОГО, ЧТО МЫСЛИ ОПРЕДЕЛЯЮТ ЭМОЦИИ»
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.107 (0.006 с.) |