Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальное давление и соцсети
Как показывает анализ, проведенный в рамках одного из исследований среди учеников, сегодня основным источником давления на учащихся выступают социальные сети: 37 % отличников выбрали именно этот вариант ответа, и только 27 % – экзамены[136]. По словам одного директора, «в современном обществе дети находятся под гораздо большим давлением, чем раньше. Нынешнее поколение – это поколение, чью одержимость имиджем и совершенством щедро питают технологии, соцсети и повышенный интерес к знаменитостям»[137]. Причины, по которым социальные сети могут способствовать развитию синдрома самозванца, одинаковые как для молодежи, так и для взрослых (см. Главу 2, раздел «Роль социальных сетей»), за исключением нескольких важных нюансов. Так, большинство молодых людей – цифровые аборигены – родились и выросли в цифровом мире и не знают никакого другого. Взрослые с низкой самооценкой, сформированной под влиянием социальных сетей, наоборот, еще помнят доцифровую эпоху, в которой не существовало фоторедакторов и все, что люди видели, было неидеально. С другой стороны, они располагали гораздо большими возможностями для общения, не опосредованного компьютером. Для большинства молодых людей сегодня социальные сети и Интернет – это весь мир. Как недавно заметил один из обозревателей Washington Post, «соцсети породили у подростков стремление к совершенству, явились площадкой, где жажда успеха… привлекает молодежь, словно мотыльков к цифровому пламени»[138]. Если взрослые могли сформировать мнение о себе в нецифровом мире, который обеспечивал определенную защиту, то нынешняя молодежь лишена такой возможности. Многие оценивают себя исключительно по количеству лайков и подписчиков. Особенно важно уметь ориентироваться в океане комментариев и адекватно реагировать на потенциально опасные сообщения, поступающие с анонимных платформ, – явление, ассоциируемое специалистами с увеличением количества случаев самоповреждающего поведения[139] и даже суицида[140]. Добавьте к этому отфотошопленный мир знаменитостей, в котором все идеально, и вы поймете, почему столько молодых людей решительно недовольны собой и своей жизнью. Это неудивительно: совершенство, к которому они стремятся, недостижимо априори. При этом дело, разумеется, не только в заоблачных стандартах, которые диктуют нам звезды поп-культуры, а в том, как живут и выглядят наши соседи, друзья и знакомые. Ни для кого не секрет, что многие парни и девушки намеренно создают идеальную онлайн-версию собственной жизни, которую затем демонстрируют миру.
Все это – благодатная почва для развития синдрома самозванца. В статье, опубликованной на сайте Института детской психики, Донна Вик, доктор педагогических наук и автор программы «Mind-to-Mind Parenting», пишет, что у подростков «сочетание уязвимости, потребности в валидации и желании сравнивать себя со сверстниками» вызывает «идеальный шторм сомнений в себе». Более того, подростки, которые создали для себя некий идеализированный онлайн-образ, особенно «склонны к фрустрации и депрессии в результате несоответствия между теми, кем они притворяются в сети, и теми, кем являются в реальной жизни»[141]. Чем сильнее они отождествляют себя со своей совершенной, но фальшивой онлайн-персоной, тем труднее им принимать неидеальную реальность.
Студенческая жизнь
Выше мы рассмотрели различные факторы, которые могут привести к развитию синдрома самозванца у подростков и молодых взрослых. Особую опасность они представляют в период, когда бывшие старшеклассники покидают относительно благоприятную среду родного дома и попадают в сложный мир колледжа или университета. В какое бы высшее учебное заведение они ни поступили, их ждет новая социальная группа, на которую необходимо произвести впечатление, а также другие способы преподавания и оценивания знаний. Студенты предоставлены сами себе: они сами учатся, сами готовят еду, стирают, а также планируют свое время. Неудивительно, что для большинства молодых людей учеба в университете превращается в настоящее испытание. Налицо все условия для развития синдрома самозванца. Исследователи из Стэнфордского университета даже придумали специальный термин – «синдром утки» – для описания студента, который храбро делает вид, будто все идет по плану, тогда как на самом деле отчаянно пытается остаться на плаву[142]. Один студент признался на страницах газеты Мэрилендского университета: «Мы считаем себя обманщиками и живем в постоянном страхе, что окружающие… обнаружат, что мы недостаточно умны, талантливы или опытны»[143].
Газета Иллинойсского университета недавно опубликовала статью, из которой следует, что синдром самозванца распространен и в его стенах[144]. Кстати, это не единственный университет, который признал проблему. Многие высшие учебные заведения Великобритании – например, Сент-Эндрюсский университет, Университет Бата, Кембриджский университет (который убеждает неуверенных в себе студентов, что «приемная комиссия никогда не ошибается»[145]) и Имперский колледж Лондона – публикуют советы по борьбе с синдромом самозванца на своих официальных сайтах. На веб-сайте Гарвардского университета (США) написано, что «в отделе по работе со студентами мы много говорим о переживаниях, связанных с синдромом самозванца»[146], а также указано, что он столь распространен среди учащихся отчасти ввиду процессов, характерных для любого переходного периода. Сколько я сама преподаю в университете, столько и сталкиваюсь с проявлениями синдрома самозванца на протяжении всей своей карьеры. Вот несколько примеров: • Многие студенты не придают должного значения собственному опыту работы (например, опыту работы в баре), считая его бесполезным для освоения профессии или недостаточным. Гордятся такими вещами единицы, а большинство искренне убеждены, что они не имеют значения. • Студенты, которые провели блестящие презентации или написали отличные курсовые работы, но получили не «пять», а только «четыре», часто просят меня уточнить или обосновать отметку. Они не удовлетворены результатом и, вместо того чтобы порадоваться, воспринимают «четверку» как доказательство собственной бездарности. • Аналогичным образом студенты с синдромом самозванца нередко игнорируют все положительные комментарии к курсовой работе, зацикливаясь на одном-единственном замечании. • Некоторые отличники не подают заявку на оплачиваемую стажировку, полагая, что недостойны. • Другие студенты, несмотря на стабильно хорошие отметки, боятся, что следующая работа или экзамен обнажат их «истинную сущность», и советуются с преподавателями по каждой мелочи. • Некоторые предъявляют к себе столь высокие требования, что не всегда успевают сдать работу вовремя. Опасаясь, что она недостаточно хороша, они без конца пытаются ее улучшить.
Важно, чтобы учащиеся и студенты понимали, что это абсолютно нормальные чувства. Оливия Кабейн, автор книги «Харизма: как влиять, убеждать и вдохновлять», пишет: «Каждый год поступивших в Стэнфордскую школу бизнеса спрашивают: “У кого из вас сложилось ощущение, что именно вы и есть та единственная ошибка, которую допустила приемная комиссия?” И каждый год две трети класса поднимают руки»[147].
Случай из практики Моз – студент первого курса медицинского института – страдал повышенной тревожностью и низкой самооценкой. Ему казалось, что все остальные студенты намного способнее. Как известно, поступить в медицинский институт непросто: в такие вузы всегда очень высокий конкурс, а потому принимают туда только лучших из лучших. Но Моз совсем не чувствовал себя лучшим. В глубине души он был убежден, что его зачислили по ошибке. Другие студенты явно знали больше и вели себя гораздо увереннее. Кроме того, родители многих были врачами. Родители Моза были беженцами, и он был первым в своей семье, кто поступил в университет. Он чувствовал, что занимает не свое место, и жил в страхе, что однажды «обман» раскроется. Страх, что рано или поздно его «бездарность» обнаружат, заставлял Моза посвящать учебе все свободное время. К несчастью, как бы он ни старался, он не мог избавиться от ощущения, что его приняли по ошибке. Впрочем, Моза мучила не только боязнь «разоблачения». Он с ужасом представлял, как огорчатся родители, узнав, что его выгнали из университета – они ведь так им гордились!
Полезные советы и стратегии
Помочь детям справиться с потенциальным синдромом самозванца – важная задача, которая стоит не только перед родителями и педагогами, но, и всем обществом. Рекомендации, приведенные ниже, позволят свести к минимуму риск развития этого опасного состояния (в случае необходимости воспользуйтесь советами, которые даны в предыдущих главах).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.008 с.) |