Социальное давление и соцсети 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное давление и соцсети



 

Как показывает анализ, проведенный в рамках одного из исследований среди учеников, сегодня основным источником давления на учащихся выступают социальные сети: 37 % отличников выбрали именно этот вариант ответа, и только 27 % – экзамены[136]. По словам одного директора, «в современном обществе дети находятся под гораздо большим давлением, чем раньше. Нынешнее поколение – это поколение, чью одержимость имиджем и совершенством щедро питают технологии, соцсети и повышенный интерес к знаменитостям»[137].

Причины, по которым социальные сети могут способствовать развитию синдрома самозванца, одинаковые как для молодежи, так и для взрослых (см. Главу 2, раздел «Роль социальных сетей»), за исключением нескольких важных нюансов. Так, большинство молодых людей – цифровые аборигены – родились и выросли в цифровом мире и не знают никакого другого. Взрослые с низкой самооценкой, сформированной под влиянием социальных сетей, наоборот, еще помнят доцифровую эпоху, в которой не существовало фоторедакторов и все, что люди видели, было неидеально. С другой стороны, они располагали гораздо большими возможностями для общения, не опосредованного компьютером. Для большинства молодых людей сегодня социальные сети и Интернет – это весь мир. Как недавно заметил один из обозревателей Washington Post, «соцсети породили у подростков стремление к совершенству, явились площадкой, где жажда успеха… привлекает молодежь, словно мотыльков к цифровому пламени»[138].

Если взрослые могли сформировать мнение о себе в нецифровом мире, который обеспечивал определенную защиту, то нынешняя молодежь лишена такой возможности. Многие оценивают себя исключительно по количеству лайков и подписчиков. Особенно важно уметь ориентироваться в океане комментариев и адекватно реагировать на потенциально опасные сообщения, поступающие с анонимных платформ, – явление, ассоциируемое специалистами с увеличением количества случаев самоповреждающего поведения[139] и даже суицида[140].

Добавьте к этому отфотошопленный мир знаменитостей, в котором все идеально, и вы поймете, почему столько молодых людей решительно недовольны собой и своей жизнью. Это неудивительно: совершенство, к которому они стремятся, недостижимо априори. При этом дело, разумеется, не только в заоблачных стандартах, которые диктуют нам звезды поп-культуры, а в том, как живут и выглядят наши соседи, друзья и знакомые. Ни для кого не секрет, что многие парни и девушки намеренно создают идеальную онлайн-версию собственной жизни, которую затем демонстрируют миру.

Все это – благодатная почва для развития синдрома самозванца. В статье, опубликованной на сайте Института детской психики, Донна Вик, доктор педагогических наук и автор программы «Mind-to-Mind Parenting», пишет, что у подростков «сочетание уязвимости, потребности в валидации и желании сравнивать себя со сверстниками» вызывает «идеальный шторм сомнений в себе». Более того, подростки, которые создали для себя некий идеализированный онлайн-образ, особенно «склонны к фрустрации и депрессии в результате несоответствия между теми, кем они притворяются в сети, и теми, кем являются в реальной жизни»[141]. Чем сильнее они отождествляют себя со своей совершенной, но фальшивой онлайн-персоной, тем труднее им принимать неидеальную реальность.

 

Студенческая жизнь

 

Выше мы рассмотрели различные факторы, которые могут привести к развитию синдрома самозванца у подростков и молодых взрослых. Особую опасность они представляют в период, когда бывшие старшеклассники покидают относительно благоприятную среду родного дома и попадают в сложный мир колледжа или университета. В какое бы высшее учебное заведение они ни поступили, их ждет новая социальная группа, на которую необходимо произвести впечатление, а также другие способы преподавания и оценивания знаний. Студенты предоставлены сами себе: они сами учатся, сами готовят еду, стирают, а также планируют свое время. Неудивительно, что для большинства молодых людей учеба в университете превращается в настоящее испытание. Налицо все условия для развития синдрома самозванца. Исследователи из Стэнфордского университета даже придумали специальный термин – «синдром утки» – для описания студента, который храбро делает вид, будто все идет по плану, тогда как на самом деле отчаянно пытается остаться на плаву[142]. Один студент признался на страницах газеты Мэрилендского университета: «Мы считаем себя обманщиками и живем в постоянном страхе, что окружающие… обнаружат, что мы недостаточно умны, талантливы или опытны»[143].

Газета Иллинойсского университета недавно опубликовала статью, из которой следует, что синдром самозванца распространен и в его стенах[144]. Кстати, это не единственный университет, который признал проблему. Многие высшие учебные заведения Великобритании – например, Сент-Эндрюсский университет, Университет Бата, Кембриджский университет (который убеждает неуверенных в себе студентов, что «приемная комиссия никогда не ошибается»[145]) и Имперский колледж Лондона – публикуют советы по борьбе с синдромом самозванца на своих официальных сайтах. На веб-сайте Гарвардского университета (США) написано, что «в отделе по работе со студентами мы много говорим о переживаниях, связанных с синдромом самозванца»[146], а также указано, что он столь распространен среди учащихся отчасти ввиду процессов, характерных для любого переходного периода.

Сколько я сама преподаю в университете, столько и сталкиваюсь с проявлениями синдрома самозванца на протяжении всей своей карьеры. Вот несколько примеров:

• Многие студенты не придают должного значения собственному опыту работы (например, опыту работы в баре), считая его бесполезным для освоения профессии или недостаточным. Гордятся такими вещами единицы, а большинство искренне убеждены, что они не имеют значения.

• Студенты, которые провели блестящие презентации или написали отличные курсовые работы, но получили не «пять», а только «четыре», часто просят меня уточнить или обосновать отметку. Они не удовлетворены результатом и, вместо того чтобы порадоваться, воспринимают «четверку» как доказательство собственной бездарности.

• Аналогичным образом студенты с синдромом самозванца нередко игнорируют все положительные комментарии к курсовой работе, зацикливаясь на одном-единственном замечании.

• Некоторые отличники не подают заявку на оплачиваемую стажировку, полагая, что недостойны.

• Другие студенты, несмотря на стабильно хорошие отметки, боятся, что следующая работа или экзамен обнажат их «истинную сущность», и советуются с преподавателями по каждой мелочи.

• Некоторые предъявляют к себе столь высокие требования, что не всегда успевают сдать работу вовремя. Опасаясь, что она недостаточно хороша, они без конца пытаются ее улучшить.

 

Важно, чтобы учащиеся и студенты понимали, что это абсолютно нормальные чувства. Оливия Кабейн, автор книги «Харизма: как влиять, убеждать и вдохновлять», пишет: «Каждый год поступивших в Стэнфордскую школу бизнеса спрашивают: “У кого из вас сложилось ощущение, что именно вы и есть та единственная ошибка, которую допустила приемная комиссия?” И каждый год две трети класса поднимают руки»[147].

 

 

Случай из практики

Моз – студент первого курса медицинского института – страдал повышенной тревожностью и низкой самооценкой. Ему казалось, что все остальные студенты намного способнее. Как известно, поступить в медицинский институт непросто: в такие вузы всегда очень высокий конкурс, а потому принимают туда только лучших из лучших. Но Моз совсем не чувствовал себя лучшим. В глубине души он был убежден, что его зачислили по ошибке. Другие студенты явно знали больше и вели себя гораздо увереннее. Кроме того, родители многих были врачами. Родители Моза были беженцами, и он был первым в своей семье, кто поступил в университет. Он чувствовал, что занимает не свое место, и жил в страхе, что однажды «обман» раскроется.

Страх, что рано или поздно его «бездарность» обнаружат, заставлял Моза посвящать учебе все свободное время. К несчастью, как бы он ни старался, он не мог избавиться от ощущения, что его приняли по ошибке. Впрочем, Моза мучила не только боязнь «разоблачения». Он с ужасом представлял, как огорчатся родители, узнав, что его выгнали из университета – они ведь так им гордились!

 

 

Полезные советы и стратегии

 

Помочь детям справиться с потенциальным синдромом самозванца – важная задача, которая стоит не только перед родителями и педагогами, но, и всем обществом. Рекомендации, приведенные ниже, позволят свести к минимуму риск развития этого опасного состояния (в случае необходимости воспользуйтесь советами, которые даны в предыдущих главах).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.008 с.)