Полезные советы и стратегии для родителя с синдромом самозванца 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полезные советы и стратегии для родителя с синдромом самозванца



 

В дополнение к рекомендациям и стратегиям, предложенным здесь, воспользуйтесь советами, которые приведены в предыдущих главах.

1. Признайте, что идеального родителя не существует. Примиритесь с тем фактом, что вы будете совершать ошибки. В качестве упражнения вспомните о промахах, которые, по вашему мнению, вы допустили со своими детьми. Что бы вы сказали друзьям, если бы они «признались», что совершили те же ошибки?

 

 

2. Не судите о том, насколько вы хороший родитель, по мелочам – умение печь вкусные булочки или шить костюмы на маскарад тут ни при чем.

3. Помните, что неудачи вашего ребенка не бросают на вас тень как на родителя. Ребенок – тоже личность.

4. Отпишитесь от друзей, которые выставляют себя в сети «идеальными родителями», и не поддавайтесь соблазну хвастаться собственными детьми. Составьте список родителей, чьи идеальные посты вызывают у вас чувство дискомфорта, и отметьте, как часто они публикуют сообщения и какого толка. Если через несколько недель вы поймете, что они не вносят ничего позитивного в вашу жизнь, исключите их из друзей (или измените настройки так, чтобы не видеть их сообщений).

5. Публикуйте неидеальные, неотредактированные фотографии на Facebook, как бы вам ни хотелось вывесить идеальную картинку.

6. Ограничьте круг тех, к кому вы можете обратиться за советом, – достаточно ваших близких друзей или родственников (или медицинских работников, если требуется).

7. Не пытайтесь дружить со своими детьми. Вы – их родители и наставники. Именно вы формулируете правила, которые могут не пользоваться особой популярностью, но необходимы вам и вашей семье.

8. Принимая важные решения, касающиеся детей, доверяйте интуиции.

 

 

Глава 7

Синдром самозванца у подростков и студентов: успеваемость и социальное давление

 

В последнее время я часто сталкиваюсь с молодыми людьми, страдающими синдромом самозванца – как в своей клинике, так и в университете, где преподаю. С каждым годом их становится все больше и больше. Примечательно, что в их среде синдром подпитывают не столько сомнения в собственных знаниях, сколько неуверенность во всем – от внешности до организационных навыков и популярности среди сверстников. В этой главе мы подробно рассмотрим основные причины и проявления синдрома самозванца у подростков и студентов, а также предложим ряд стратегий, которые могут помочь в борьбе с ним не только молодым людям, но и их родителям.

 

Успеваемость

 

Исторически в школе всегда много внимания уделяли успеваемости, поэтому утверждать, что от этого страдает только нынешнее поколение молодых людей, едва ли уместно. Тем не менее сегодня дети, несомненно, подвергаются гораздо большему давлению со стороны преподавателей, чем когда-либо прежде.

Современная система школьного образования предполагает частые тестирования, первые «экзамены» в Великобритании – стандартизированные тесты SATS – дети сдают в возрасте 7, а затем 11 лет. Кроме того, минимум раз в год большинство школ проводят внутреннее тестирование, которое вкупе с переводными и выпускными экзаменами оборачивается для учеников дополнительным стрессом. Многие настолько боятся «не сдать», что в самом деле показывают неудовлетворительный результат.

 

 

Случай из практики

Эми (17 лет) поступила в мою клинику с жалобами на «экзаменационную тревогу». Казалось, у нее было все: ум, популярность, красота. Эми постоянно сомневалась в себе – хотя годом ранее сдала все экзамены на «отлично», вела активную социальную жизнь и выглядела потрясающе. Почти сразу мне стало ясно, что девушка страдает классическим вариантом синдрома самозванца. Она была уверена, что с тестами ей просто «повезло» – «Вопросы были не такими уж сложными». Из-за хороших оценок все думали, что она очень умная, и Эми боялась, что ее «реальные» способности выявят экзамены в колледже – они были гораздо сложнее, и, как она утверждала, вся правда об Эми (что она вовсе не умная) обязательно выплывет наружу.

 

Согласно отчету, опубликованному в британской газете The Guardian в 2017 году, 82 % начальных школ Великобритании отмечают резкое увеличение проблем с психическим здоровьем среди детей младшего школьного возраста во время проведения SATS. Кроме того, в начальных школах за последние два года число случаев стрессовых расстройств, повышенной тревожности и панических атак возросло на 78 %. 76 % школ сообщили, что их ученики боятся «провалить» тест[128].

О важности SATS свидетельствуют требования, предъявляемые к ученикам, которые болеют, – многие родители получают письма от школьной администрации, в которых им настоятельно рекомендуют привести детей на SATS, даже если те нездоровы[129]. Нечто подобное пережила и моя семья. Моя 11-летняя дочь всегда училась очень хорошо, но перед тестированием заболела. Когда мне позвонили из школы, мы как раз были в больнице. Я сообщила об этом даме на другом конце провода, однако ее интересовало только одно – когда мой ребенок сможет сдать экзамены.

Разумеется, сам по себе подобный натиск необязательно приводит к синдрому самозванца, который, как вы помните, представляет из себя неуверенность в себе, свойственную исключительно успешным людям. Если говорить о школах и других учебных заведениях, то, по определению, риск развития синдрома самозванца особенно высок именно у отличников (менее успешным учащимся, как правило, присуще более реалистичное представление о своих способностях). Естественно, внешнее давление со стороны педагогов и родителей, которые ждут от отличников исключительно хороших отметок, многократно усиливает эту изначальную предрасположенность.

Другая проблема с тестированием в столь юном возрасте состоит в том, что оно устанавливает планку, которая в дальнейшем может оказаться недостижимой. Все дети развиваются с разной скоростью. Не каждый ребенок, блестяще сдавший экзамены в начальной школе, оправдает ожидания и покажет столь же высокий результат в средних и старших классах. Многие никогда не сумеют повторить свой успех и будут чувствовать себя неудачниками.

 

 

Случай из практики

Зара (14 лет) поступила в мою клинику с депрессией. Девочка пожаловалась, что если раньше она училась хорошо, была лучшей в классе по письму и математике, занималась спортом, выигрывала соревнования и т. д., то в последнее время учеба дается ей с большим трудом.

Хотя окружающие видели в ней одаренного ребенка, сама Зара чувствовала себя обманщицей. Проблемы начались, как только она перешла в старшие классы. Новая школа оказалась намного больше, и в параллели училось в четыре раза больше детей, многие из которых ни в чем ей не уступали.

Давление со стороны друзей и родственников стало тяготить Зару. Она боялась, что не оправдает их ожиданий, и в глубине души была убеждена, что ее успехи в начальной и средней школе на самом деле ничего не значат – она получала хорошие отметки только потому, что в классе было мало детей, причем все младше нее. После соответствующих расспросов выяснилось, что Зара по-прежнему сильная и прилежная ученица – просто она больше не была «лучшей из лучших».

 

И все-таки экзамены – не самое страшное бедствие, которое подстерегает отличников на пути к знаниям. Стремление родителей отдать ребенка в «топовую» школу приводит к тому, что один из учителей назвал «атмосферой скороварки»[130].

Сегодня нанять репетитора восьмилетке, чтобы он смог поступить в престижную школу, – норма. По всей вероятности, репетиторство – один из ключевых факторов, способствующих развитию синдрома самозванца у детей; если для поступления в хорошую школу ребенку необходимы дополнительные занятия, то что он будет делать, когда в ней окажется? Очевидно, ему снова потребуются репетиторы. Чем это чревато? Рано или поздно такие дети а) придут к выводу, что они менее способны к учебе, чем их сверстники, б) начнут воспринимать свои успехи исключительно как результат занятий с репетитором и в) будут стремиться всеми силами доказать, что они не глупее остальных.

Все перечисленные выше факторы могут вызвать у молодых людей синдром самозванца, для которого характерны неспособность ценить собственные успехи, стремление к перфекционизму и боязнь «разоблачения». Как сказал директор одной из школ в Великобритании, «некоторые подростки будут продолжать надрываться и мучить себя, не осознавая, что сделали уже достаточно»[131].

Причина распространения синдрома самозванца может заключаться не в частоте тестирований, а в отношении к ним. В конце концов, предыдущие поколения тоже сдавали экзамены. Тем не менее, похоже, им не придавали такого значения, которое придают сегодня. Нынешнее поколение родителей буквально зациклено на результатах тестов (см. предыдущую главу), что только усиливает давление на ребенка. Многие родители жалуются на высокие требования, которые предъявляют к себе сами дети, однако внутреннее давление обычно имеет некий внешний катализатор; не исключено, что нынешняя эпидемия синдрома самозванца частично вызвана «ребенкозависимой самооценкой»[132], характерной для большинства современных родителей. Как показывают исследования, самооценка и самоуважение современных мам и пап тесно связаны с достижениями их детей, что ведет к усилению прямого или косвенного давления на ребенка. Сегодня родители гораздо больше вовлечены в жизнь своих детей, чем раньше, однако в основном это касается интеллектуальных сфер, а не досуга. Так называемые «вертолетные родители» буквально нависают над своими чадами во время выполнения домашнего задания и развивающих занятий. В период с 1986 по 2006 год число детей, сообщивших, что родители контролируют каждый их шаг, удвоилось[133]. Разумеется, развитие технологий (особенно телефонов) существенно помогает наблюдать за детьми. Тем не менее редкий родитель устоит перед соблазном не только убедиться в безопасности своих чад, но и проследить за тем, чтобы они занимались «правильными» делами, которые он, родитель, одобряет и которые могут повысить его самооценку.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.008 с.)