Тема 20. Быть финансово грамотным 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 20. Быть финансово грамотным



Сценарий 1. Бизнес-симулятор

Таблица 47. Сценарий «Бизнес-симулятор «Доходность и риски» [34]

Действия педагога Содержание Действия обучающихся
Вводный этап, организация игры, разъяснение правил игры. Знакомство с разными моделями финансового поведения. Выявлять характеристики финансово грамотного поведения и иллюстрировать их примерами.
Организация пяти игровых раундов. Знакомство с разными моделями финансового поведения. Выявлять характеристики финансово грамотного поведения и иллюстрировать их примерами.
Организация подведения итогов бизнес-симулятора. Знакомство с разными аспектами проблем, возникающих вследствие неграмотного финансового поведения. Характеризовать финансовую грамотность как необходимую составляющую жизни современного человека. Аргументировать значимость выбора индивидуального проекта по финансовой грамотности.

 

На вводном этапе занятия учитель подводит итоги проведенной диагностической работы[35]. Основной вывод, к которому должны подойти учащиеся, – это «жизненная актуальность» изученных вопросов. Тем учащимся, результат которых оказался ниже желаемого, может быть предложено дополнительно дома выполнить резервный вариант диагностической работы.

Далее учитель переходит к организации игры.

Основная тема игры – управление личными финансами. Данная игра может проводиться для одной группы участников до 20 человек или одновременно для нескольких групп. Для проведения игры для одной группы участников достаточно одной проекторной аудитории. Игра может быть проведена на уроке или в рамках конкретного мероприятия. С организационной точки зрения она очень простая (все материалы и электронная таблица уже готовы). Единственная возможная сложность – модератору придется разобраться с электронной таблицей.

В начале игры каждому игроку присваивается номер и заводится игровой Кошелек с начальной суммой в 100 000 (игровых) рублей. В течение игры Кошелек может пополняться, благодаря разным источникам доходов. Средства из Кошелька каждый игровой период отчисляются на обязательные текущие расходы, также игроки могут тратить их на приобретение финансовых активов.

Игра проходит в проекторной аудитории с использованием электронной таблицы Excel, которая проецируется на большой экран. В таблице отражается финансовое состояние каждого игрока.

Игра длится 5 игровых периодов по 5 минут. В течение игрового периода каждый участник:

- получает доход (деньги начисляются на электронный счет игрока в начале игрового периода);

- совершает обязательные расходы (необходимые суммы автоматически снимаются со счета игрока в начале игрового периода. Если денег на счете не хватает, игрок «уходит в минус» и выбывает из игры);

- может вложить свободные денежные средства в различные финансовые инструменты и получить в следующем периоде соответственный доход.

Доходы

1. Фиксированные:

a. Зарплата (одинакова для всех игроков, составляет 30 000 рублей и автоматически поступает на счет каждый игровой период).

2. Вероятные:

a. Каждый игровой период 1 игрок выигрывает в лотерею (ведущий вытаскивает номер игрока из шляпы и начисляет ему на счет выигрыш в размере 15 000 рублей).

b. Дивиденды по акциям (если до начала текущего периода игрок приобрел акции, а в текущем периоде они оказались прибыльными).

c. Доходы в результате продажи активов.

Обязательные расходы

1. Фиксированные:

a. Обязательные статьи расходов (одинаковы для всех игроков, в сумме составляют 18 000 рублей и автоматически снимаются со счета игрока в начале каждого игрового периода).

2. Вероятные:

a. Каждый игровой период 2 игрока теряют деньги, попав в «страховой случай» (ведущий вытаскивает их номера из шляпы и снимает с их счетов по 15 000 рублей. Деньги не теряются, если игрок приобрел страховку).

b. Расходы в результате покупки активов.

Финансовые инструменты

1. Депозит.

Игрок может положить в Банк любую целую сумму денег под 10 % за игровой период. Проценты начисляются в начале игрового периода на все оставленные в конце предыдущего периода в Банке деньги. Если в следующем игровом периоде он НЕ заберет деньги из банка, то ему продолжат начислять по 10 % за игровой период на всю сумму, которая накопилась на депозите (включая проценты). Игрок может в любой момент в течение игрового периода забрать все или часть своих денег из Банка, но только один раз за игровой период. Игрок также может пополнить свой вклад в течение игрового периода, но тоже только один раз за период.

2. Акции.

Игрок может приобрести акции одного из трех типов и в начале следующего игрового периода получить по ним дивиденды в соответствии с дивидендной политикой компании-эмитента. Курсы игровых акций «Нефтянка», «Путешественник» и «Гурман» сформированы на основе динамики реальных курсов акций компаний «Башнефть», «Аэрофлот» и «Дикси групп». Цена акций и количество дивидендов меняется в каждом игровом периоде. График произошедших изменений (включая предварительную легенду из трех ходов) демонстрируется игрокам на отдельном экране.

3. Страховой полис.

Игроки могут приобрести страховой полис, действительный в течение одного игрового периода, за 3 000 рублей. Купленный страховой полис спасает от «страхового случая»: при наступлении страхового случая деньги со счета застрахованного игрока не снимаются.

Цель игры: по истечении всех 5 периодов максимально увеличить имеющиеся стартовые денежные средства. При подведении итогов учитывается как количество денег в Кошельке, так и стоимость всех финансовых активов, которыми владеет игрок на момент начала шестого периода. Шестой период не отыгрывается, однако итоговые доходы каждого игрока рассчитываются после списания обязательных расходов этого периода.

Подводя итог занятия, учитель еще раз обращает внимание учащихся на то, что знакомство с курсом предполагало лишь обзорное знакомство с азами финансовой грамотности. Дальнейшее изучение актуальных вопросов финансовой грамотности по любой из тем (доходы и расходы, финансовое планирование и бюджет, кредитование, инвестирование, страхование, риски и финансовая безопасность и т. д.) может быть положено в основу проектной деятельности.

Сценарий 2. Открытый микрофон

Таблица 48. Сценарий «Открытый микрофон «Быть финансово грамотным»

Действия педагога Содержание Действия обучающихся
Организация открытого микрофона. Финансовая грамотность как одна из компетенций XXI века. Характеризовать финансовую грамотность как необходимую составляющую жизни современного человека. Выявлять характеристики финансово грамотного поведения и иллюстрировать их примерами. Аргументировать значимость выбора индивидуального проекта по финансовой грамотности.

 

Организуя работу «открытого микрофона», учитель предлагает учащимся презентовать эссе, подготовленные дома. Продолжительность презентации – до 3 минут.

Вариантов проведения открытого микрофона два.

В первом случае «спикеры» просто имеют право воспроизвести «домашнюю заготовку» выступления.

Во втором случае «спикерам» предлагается выстраивать свой текст или, не повторяя мысли, уже звучавшие с трибуны вообще, или, если их важно повторить, делать это, ссылаясь на выступление того «спикера», где эта мысль звучала. Этот алгоритм проведения открытого микрофона значительно сложнее.

Подводя итог занятия, учитель делает вывод, аналогичный предложенному при проведении бизнес-симулятора «Доходность и риски». То есть еще раз обращает внимание учащихся на то, что изучение предложенного курса – это лишь обзорное знакомство с азами финансовой грамотности, которое может быть продолжено в рамках проектной деятельности учащихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.107 (0.006 с.)