Выполнение индивидуального проекта: многообразие индивидуальных маршрутов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выполнение индивидуального проекта: многообразие индивидуальных маршрутов



Шаг 1. Проявление интереса (Таблица 59).

Цель: проявить интересы учеников, которые лягут в основу будущих проектов.

 

Таблица 59. Шаг 1

Действия педагога Содержание Действия обучающихся
Организация обсуждения актуальных интересов учеников в финансовой сфере. Крупные покупки, организация мероприятий, отношение к финансовой политике в России и мире. Участвуют в обсуждении, вербализируют интересы.

 

Отличием проекта от других типов учебной деятельности является субъектность, личная заинтересованность обучающегося в процессе и результатах работы. Если педагогу удается зафиксировать и «прорастить» субъектную составляющую проекта для каждого ученика, отпадает необходимость в дополнительных мотивационных мерах. В связи с этим, начинать работу над учебными проектами имеет смысл с анализа текущих ситуаций и интересов обучающихся – их понимания личных и семейных финансов, недавних или предстоящих покупок, опыта организации мероприятий или другой активности, включавшей элементы бюджетирования.

Прежде чем речь пойдет о конкретных проектных идеях, обсудите с учениками, что было бы полезно им или людям, оказавшимся в аналогичной ситуации. Какая информация, услуги, или описанный опыт могли бы быть полезными. Это вторая специфическая составляющая проектной деятельности – проект должен быть направлен вовне, быть полезен кому-то еще. Существует несколько контекстов для обсуждения полезности проекта в зависимости от уровня подготовки обучающихся.

Предпочтительным является вариант, когда реализуемый проект решает некоторую существующую проблему, актуальную для определенной аудитории, представителями которой могут быть сами ученики. Этот вариант предполагает наличие аналитического этапа до начала реализации проекта. Цель аналитического этапа – собрать информацию об актуальности и распространенности заявленной проблемы, существующих решениях и их эффективности.

Более простой вариант предполагает, что реализуемый проект становится описанным опытом, кейсом, прецедентом решения проблемы, которым впоследствии могут воспользоваться другие люди, если окажутся в аналогичной ситуации. Этот тезис по сути не влияет на реализацию проекта, но помогает ученикам на этапе оформления результатов, когда опыт необходимо описать, технологизировать, сделать отчуждаемым и понятным внешнему наблюдателю.

Примеры ожидаемых реплик:

· Мы собираемся покупать машину, и я хочу понять механизм работы кредита.

· Мне интересна роль финансовых регуляторов в прошедшем кризисе.

· Мне интересно, как работают криптовалюты и блокчейн.

· Я хочу начать зарабатывать уже сейчас, но не понимаю, как.

В случае, если не удалось спровоцировать учеников на самостоятельное, инициативное проектирование, можно предложить несколько вариантов проекта на выбор:

1. Первый класс проектов может быть связан с бюджетированием, то есть формированием планов расходов и доходов участника или его семьи. В рамках проекта можно проанализировать имеющуюся информацию и найти способы оптимизации расходов. Продуктом может быть множество данных о доходах и расходах, описание управленческого решения по оптимизации бюджета, или что-то более сложное, например, разные варианты потребительских корзин, рассчитанных на определенный уровень доходов.

2. Второй вариант проекта связан с принятием решения о крупной покупке. Например, машины или квартиры. Работа над проектом включает в себя анализ кредитных предложений разных банков, возможностей для накопления и принятие решения о том, какая схема является наиболее выгодной. Продуктом здесь могут быть обзоры разных типов кредитов, их сравнение, расчеты (аналитические или численные, выполненные с помощью программных средств), и финальный ответ на вопрос, как же все-таки нужно поступить.

3. Проект ученика так же может быть связан с включением в другой, более крупный проект в качестве финансового аналитика. Такими проектами могут быть проведение школьного мероприятия, постройка дачного дома, ремонт или другие действия, подразумевающие большое количество разнотипных расходов. Ученик может составить смету, запросить коммерческие предложения от контрагентов.

4. Если ученик всерьез интересуется вопросом открытия собственного бизнеса, он может проанализировать вопрос регистрации своего юридического лица, выбор системы налогообложения и другие формальные аспекты ведения бизнеса.

5. Проект может представлять из себя просто обзор открытых источников по заданной теме и носить характер исследования или реферата.

Шаг 2. Постановка проблемы (Таблица 60).

Цель: выявить проблемы, требующие решения.

 

Таблица 60. Шаг 2

Действия педагога Содержание Действия обучающихся
Организация обсуждения понятия проблемы е его роли в проекте. Теоретический блок «Проблемы и решения». Слушают теорию, задают вопросы.
Организация обсуждения проблем в рамках интересов, выработанных на предыдущем шаге. Выявление субъектов и их интересов в заявленной каждым учеником области.  

 

Теоретический материал. Понятие проблемы с точки зрения системного анализа

Проблема характеризуется двумя составляющими. Первая – некоторая сложившаяся ситуация, факт, состояние реальности. Вторая – это субъект, негативно оценивающий эту ситуацию (ключевой показатель субъектности – способность оценивать, относиться позитивно или негативно к чему-либо).

«Решить проблему» – означает снять негативное отношение субъекта к реальности.

Очевидно, есть два подхода к устранению недовольства, две точки приложения воздействия. Можно воздействовать на субъект – изменять его отношение к ситуации, или вообще исключить его из нее. Можно воздействовать на реальность – изменить ее таким образом, чтобы недовольство было снято.

Пример: мусор на улице – факт, реальность. Субъект – жители города, наблюдающие эту картину. Решением проблемы может быть, как уборка мусора, так и изменение пеших маршрутов в городе или внушение горожанам, что мусор на улице – это даже неплохо. В любом из этих случаев недовольство будет устранено.

Правильный вопрос: «Чья это проблема?». Важным аспектом анализа проблемы является корректное определение субъекта. Мусор на улице не является проблемой, пока мы не можем точно назвать категорию людей, которая этим недовольна.

Пример: подростковый алкоголизм. С точки зрения системного анализа, алкоголизм подростков не является проблемой подростков, поскольку у них нет отрицательного субъектного отношения к этой ситуации. Недовольными в этом случае могут быть родители, учителя, администрация, и т. д. – именно их проблему мы решаем.

Примеры проблем, характерных для финансовых проектов:

· Асимметрия информации (банки владеют большей информацией о продуктах и могут манипулировать клиентами).

· Сложность и закрытость процессов финансового регулирования.

· Отсутствие информации о современных финансовых технологиях.

Шаг 3. Генерация идеи и постановка цели (Таблица 61).

 

Таблица 61. Шаг 3

Действия педагога Содержание Действия обучающихся
Организация обсуждения способов решения проблем, сформулированных на предыдущем этапе. Полезные действия, способные поменять ситуацию в лучшую сторону. Участвуют в обсуждении, предлагают способы решения проблем.
Организация активных режимов для формулировки цели. Технология SMART, игра «Золотая рыбка». Действуют по инструкции.

 

С учетом степени проработки проблемного поля, идеи проектов уже, скорее всего, к этому моменту будут. Обсуждение в этом случае будет сводиться к проверке их на реализуемость и на то, решают ли они поставленную проблему.

После того, как сформулированы предположения о возможных полезных действиях в контексте финансовой грамотности, можно переходить к формулировке конкретных проектных идей. Желательно, чтобы идея содержала в себе образ конечного продукта – будет ли это статья, реферат, инфографика, видеоролик, или что-то еще. И, естественно, какую функцию этот продукт будет выполнять. Проще говоря, ученики должны ответить себе на вопрос, что они собираются делать и зачем.

Для грамотной формулировки цели и лучшего понимания сути проекта можно применить технологию SMART. Она заключается в проверке целей на соответствие следующим критериям (см. таблицу 58):

Вопросы, которые помогут это сделать:

· Какие конкретные действия ты собираешься предпринять?

· Что будет конечным продуктом твоей работы?

· Как ты поймешь, достиг ты цели, или нет?

· Кому, кроме тебя, может быть полезна твоя работа?

· Когда работа будет полностью завершена?

Также подойдет игра в «золотую рыбку»:

Задается ситуация, в которой педагог выступает в качестве золотой рыбки, а участники могут загадать желание. Участники озвучивают вслух свое желание, задача педагога – обнаружить в формулировке желания неточности и «выполнить» желание в соответствии с ними. Например, желание – «хочу машину». Обратная связь – «держи жигули 91 года с проколотым колесом», «держи стиральную». Желания не «выполняются» до тех пор, пока формулировки не станут звучать корректно, то есть удовлетворять всем критериям SMART.

Отрефлексируйте игру, обсудите, почему важно ставить цели, отвечающие приведенным критериям.

Примеры получившихся целей:

· К 10 мая 2017 подготовить анализ не менее 5 источников по теме «Финансовое регулирование» в виде реферативной работы объемом 5 страниц и 5-минутного выступления с мультимедиа-презентацией.

· К 30 апреля подготовить бюджет семьи, включающий перечень доходов и расходов, а также обоснования расходов. Подготовить выступление и текст работы.

· К 1 мая подготовить обзор не менее 5 предложений кредитов, позволяющих приобрести автомобиль, и обоснованно принять решение о выборе какого-то из них. Предоставить расчеты и презентацию.

Шаг 4. Планирование (Таблица 62)

 

Таблица 62. Шаг 4

Действия педагога Содержание Действия обучающихся
Организовать составление и обсуждение планов реализации проектов по диаграмме Ганта. План реализации проекта. Составляют план.

 

Если цель сформулирована достаточно корректно, не должно возникнуть сложностей с переводом идеи в задачи и план дальнейших действий. В качестве инструмента планирования попробуйте использовать диаграмму Ганта. Этот способ хорошо визуализирует, какие задачи можно выполнять параллельно, а какие требуют результатов предыдущих.

Предложите ученикам составить диаграмму Ганта для своего проекта. Для этого на бумаге рисуется координатная плоскость, на одной оси которой откладывается время. Сначала выписываются задачи, без которых выполнение цели невозможно (удачным решением будет использование стикеров). Затем те, которые нужны для выполнения предыдущих, и так далее. То есть планирование с помощью такой диаграммы начинается с конца. Если задач несколько, то нужно еще раз подумать, как они относятся друг к другу. Можно ли их выполнять параллельно, или для выполнения одной должна завершиться другая. Соответственно, параллельные задачи клеятся друг под другом.

Например, для большинства работ финальной задачей будет «Защитить проектную работу на конференции». Для того чтобы это сделать, нужно выполнить задачу «Подготовить презентацию», перед этим «Оформить текст работы», и так далее. Для каждой задачи проводится оценка времени, которое будет необходимо затратить на ее выполнение с учетом того, что срок выполнения всей работы ограничен. Если выясняется, что за имеющееся в распоряжении время выполнить поставленные задачи невозможно, необходима корректировка цели – количественная или качественная. В результате ученики получают визуализированный календарный план реализации проекта.

На рисунке 8 цветными блоками обозначены задачи, которые необходимо выполнить для достижения результата. Длина блоков – это время, которое нужно затратить на выполнение соответствующих задач. Есть задачи, выполнение которых не может начаться до окончания выполнения других – такие задачи называются «блокирующими». Отрезок времени, рассматриваемый в диаграмме, начинается в момент составления диаграммы и заканчивается моментом завершения работ по проекту, который был задан на этапе формулирования цели.

Рисунок 8. Диаграмма Ганта

 

Шаг 5. Необходимость поддержки проектов (Таблица 64)

 

Таблица 64. Шаг 5

Действия педагога Содержание Действия обучающихся
Организация обсуждения необходимой поддержки в реализации проектов. Эксперты, источники информации, партнеры. Участвуют в обсуждении.

 

Не все заявленные задачи ученики в состоянии выполнить сами. Им может понадобиться ресурсная или экспертная поддержка. Это необходимо обсудить отдельно. Для каждой задачи, которая содержится в плане, обсудите те ресурсы, которые необходимы для ее выполнения.

Например, для того чтобы оценить выгодность того или иного варианта кредитования, возможно, нужно будет проконсультироваться с экспертом – человеком, который разбирается в этом вопросе, или по крайней мере имеет опыт эффективного поведения в похожей ситуации. Иногда для уточнения деталей предложений нужна консультация с сотрудниками банка. Также для решения ряда задач могут потребоваться разные массивы информации. В этом случае нужно заранее обсудить источники такой информации – будь то интернет-ресурсы, финансовые отчеты публичных компаний, книги, или конкретные люди, которые могут такую информацию предоставить.

В процессе обсуждения имеет смысл задавать вопрос «зачем кому-то мне помогать». Одной из важных составляющих проектной деятельности является умение учитывать большое количество разнообразных интересов других людей и использование этих интересов для пользы своего проекта. Обсудите, какие люди или организации заинтересованы в проектах, связанных с финансовой грамотностью обучающихся. Возможно, у подобных проектов ранее были известные партнеры, готовые поддерживать инициативы учеников.

Шаг 6. Сопровождение реализации проектов (Таблица 65)

 

Таблица 65. Шаг 6

Действия педагога Содержание Действия обучающихся
Организация сопровождения проектов за пределами аудиторных занятий Способы связи, встречи Участвуют в обсуждении

 

Следует учесть, что без опыта реализации собственных проектов процесс планирования может быть сложным и реализация скорее всего будет сильно отставать от плана. Этого не следует бояться. Необходимо вовремя замечать подобные случаи и корректировать план в соответствии с текущей ситуацией.

Процесс сопровождения работы может быть построен разными способами или комбинацией способов. Приведем наиболее эффективные.

1. Регулярные общие встречи. В зависимости от срока реализации проекта период между встречами может варьироваться. В случае если срок реализации составляет порядка нескольких месяцев, целесообразно проводить еженедельные встречи, на которых будет происходить сверка результатов с планами и обсуждение сложившихся трудностей. Такие встречи необходимы в первую очередь для того, чтобы сам ученик мог отрефлексировать, что именно он сделал за прошедшую неделю и на каком этапе реализации проекта он находится, а уже во вторую – чтобы об этом знал учитель.

2. Дистанционная индивидуальная работа. При небольшом количестве участников возможно индивидуальное сопровождение в реальном времени. С помощью мессенджеров или социальных сетей педагог может находиться в постоянном контакте с участником и оперативно реагировать на возникающие вопросы и трудности. Это в том числе обеспечивает постоянную включенность в проект самих участников. В этом случае лучше заранее договориться, какое количество времени каждый из участников процесса готов тратить на общение.

Обсудите режим сопровождения с учениками и выберите наиболее подходящий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.036 с.)