Нервная система. Органы чувств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нервная система. Органы чувств



Железы внутренней секреции

Нервная система

 

Нервная система регулирует деятельность и осуществляет координацию всех систем и органов, объединяя их в единое целое.

Различают центральную и периферическую нервные системы.

Центральная нервная система.

Мозг представляет два испещренных бороздами полушария, которые делятся на доли: лобную, теменную, височные, затылочную. Мозг расположен в черепной коробке и весит около 1400 гр. Наружную часть составляет серое вещество, так называемая кора мозга, где располагаются центры восприятия и управления сознательной деятельности. Под серым веществом мозга располагается белое вещество мозга, содержащее большое количество нервных волокон, которые соединяют клетки коры головного мозга со всем организмом.

Под затылочной долей мозга располагается мозжечок, регулирующий равновесие тела и координирующий его движения.

Спинной мозг находится в спинномозговом канале позвоночника. В начальном отделе спинного мозга – продолговатом мозгу – находятся центры управления дыханием и кровообращением. Спинной мозг соединяет периферическую нервную систему с центральной и реагирует на раздражения защитной реакцией, называемой рефлексом.

Периферическая нервная система.

Периферическую нервную систему составляют двигательные нервы, проводящие информацию из головного мозга через спинной мозг к мышцам, и чувствительные нервы, начинающиеся нервными окончаниями во всех системах и органах, откуда информация поступает в головной мозг и здесь осознаётся человеком.

К периферической нервной системе относятся также нервы внутренних органов, составляющие вегетативную нервную систему, которая регулирует их деятельность. Центр вегетативной нервной системы образуют нервные узлы, располагающиеся в виде двух канатиков по бокам позвоночного столба.

Рефлекс. Деятельность нервной системы носит рефлекторный характер. Ответная реакция на раздражение, осуществляемая нервной системой, называется рефлексом. Путь, по которому нервное возбуждение воспринимается и передается к рабочему органу, называется рефлекторной дугой. Она состоит из 5 отделов:

1. Рецепторов, воспринимающих раздражение;

2. Чувствительного нерва, передающего возбуждение к центру;

3. Нервного центра, где возбуждение переключается с чувствительных нейронов на двигательные;

4. Двигательного нерва;

5. Рабочего органа, реагирующего на полученное раздражение.

Возбуждение и торможение. В ответ на раздражение нервная ткань приходит в состояние возбуждения – процесс, вызывающий или усиливающий деятельность органа. Свойство нервной ткани передавать возбуждение называется проводимостью. Процесс торможения противоположен возбуждению: он прекращает деятельность. Оба процесса – возбуждение и торможение – взаимосвязаны, что обеспечивает согласованную деятельность органов и всего организма в целом. Например, во время ходьбы чередуется сокращение мышц сгибателей и разгибателей. 

 

Органы чувств

Органы чувств. Ощущение вкуса возникает в результате раздражения рецепторов языка специфическими веществами. В слизистой оболочке языка и мягкого неба находятся вкусовые почки или луковицы. Поверхность языка проявляет не одинаковую чувствительность к различным вкусовым раздражителям. Сладкое лучше воспринимается кончиком языка, горькое – у основания, к соленому также чувствителен кончик языка, кислое лучше воспринимается боковой поверхностью.

Органы обоняния – находятся в эпителии верхней части полости носа. У животных различают пищевую, половую, охранительную, ориентировочную функции обоняния.

Зрение – основная функция зрения состоит в различении яркости, цвета, формы, размеров наблюдаемых объектов. Наряду с другими анализаторами, зрение играет большую роль в регуляции положения тела и в определении расстояния до объекта.

Слух – орган слуха состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. Человеческое ухо способно воспринимать звуки частотой от 20 до 20 тысяч ГЦ. Физически звуки характеризуются частотой (числом периодических колебаний в секунду) и силой (амплитудой колебаний). Физиологически этому соответствуют высота звука и громкость. Звуковой спектр выражается тембром звука.

 

Железы внутренней секреции

К железам внутренней секреции относятся органы, которые совместно с нервной системой регулируют деятельность организма, всех его органов и систем. Секреты этих органов называются гормонами, поэтому система этих желез называется гормональной системой.

Основной железой служит гипофиз. Гипофиз по своим размерам является самой маленькой железой, но по значению – самой важной. Он вырабатывает до 15 видов гормонов.

Щитовидная железа, располагающаяся на передней поверхности шеи, регулирует обмен веществ в организме.

Поджелудочная железа выделяет в кровь инсулин, регулирующий обмен сахара в организме.

Надпочечники, располагающиеся над почками как шапочки, вырабатывают адреналин, регулирующий работу системы кровообращения. Гормоны половых желёз регулируют деятельность половых органов.

Заключение

Анатомия и физиология человека относится к числу биологических дисциплин, составляющих основу теоретической и практической подготовки не только медицинских работников, но и спасателей. Изучение систем человека - пищеварительной, дыхательной, нервной, органов чувств дает понимание, как человеческий организм работает в здоровом состоянии, и что с ним происходит при несчастном случае и развитии внезапной жизнеопасной ситуации. Так, теоретические и практические знания костной системы, соединения костей в скелете человека необходимы не только для понимания особенностей строения костей, суставов, но и для правильного оказания первой медицинской помощи при нарушении их нормального функционирования.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте общую характеристику костной системы человека.

2. Каковы основные функции скелета?

3. Назовите основные отделы черепа.

4. Каково строение позвоночного столба и где расположен спинной мозг?

5. Какие кости образуют грудную клетку?

6. Назовите кости, образующие скелет верхней и нижней конечностей.

7. Перечислите основные виды соединений между костями скелета.

8. Расскажите о строении сердца и его клапанного аппарата.

9. Опишите большой круг кровообращения.

10. Опишите малый круг кровообращения.

11. На каких участках возможно прижатие артерий для определения пульса или остановки кровотечения?

12. Какова роль нервной системы в организме?

13. В чем состоит роль эндокринной системы организма?

14. Расскажите о структуре организма и факторах, обеспечивающих его целостность.

Рекомендуемая литература:

 

1. Айзман Р.И. Возрастная анатомия, физиология и гигиена (для бакалавров) / Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова, Я.Л. Завьялова. - М.: КноРус, 2017. - 419 c.
2. Билич  Г.Л. Биология. Полный курс. В 4-х т.Т. 1. Биология. Полный курс: Анатомия. Физиология / Г.Л. Билич. - М.: Оникс, 2012. - 928 c.
3. Билич Г.Л. Атлас: анатомия и физиология человека / Г.Л. Билич, Е.Ю. Зигалова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 c.

4. Билич Г.Л. Атлас. Анатомия и физиология человека: полное практическое пособие / Г.Л. Билич, Е.Ю. Зигалова. - М.: Эксмо, 2017. - 80 c.

5. Брусникина О.А. Анатомия и физиология человека. Рабочая тетрадь: Учебное пособие / О.А. Брусникина. - СПб.: Лань, 2018. - 144 c.

6. Гайворонский  И.В. Анатомия и физиология человека: Учебник / И.В. Гайворонский. - М.: Академия, 2019. - 208 c.

Тема 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.007 с.)