Лига наций и колониальный вопрос. Мандатная система. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лига наций и колониальный вопрос. Мандатная система.



Создание Лиги наций. Вопрос о Лиге в повестке дня оказался одним из главных как минимум по двум основным причинам. Во-первых, как международный орган Лига в самом деле могла внести практический вклад в регулирование международных отношений и уменьшение опасности войны. Во-вторых, Лига и ее Устав были призваны дать правовую и моральную санкцию политике великих держав, легализовать ее в глазах общественного мнения. Резолюция об учреждении предусматривала, что Лига 1) будет создана для урегулирования всех вопросов, связанных с установлением мира и содействия международному сотрудничеству; 2) станет неотъемлемой частью общего договора о мире и останется открытой для присоединения каждой цивилизованной нации; 3) обеспечит периодические встречи ее членов на международных конференциях (сессиях). 11 апреля 1919 г. вся работа по Уставу после споров и согласований была завершена. 28 апреля Устав был одобрен конференцией и вошел в качестве составной части во все мирные договоры с Германией и ее европейскими союзниками.

Устав Лиги. В преамбуле Устава провозглашались основные принципы международного сотрудничества для достижения мира и безопасности: противодействие войне; развитие справедливых отношений на основе признания принципов международного права. Десятая статья Устава. В ней говорилось, что государства-члены Лиги принимали на себя обязательства "противодействовать агрессии, уважать территориальную целостность и существующую политическую независимость членов Лиги". Статья 22 Устава. Содержала положения, касавшиеся международной опеки. В первую очередь речь шла об определении судьбы бывших германских колоний в Африке и Океании и об арабских провинциях Оттоманской Порты. Идея опеки была построена на предположении великих держав, что большая часть неевропейских территорий, переставших быть под суверенитетом государств, была не в состоянии самостоятельно руководить собой. Лига должна была доверить опеку над ними "передовым нациям мира", чтобы они управляли соответствующими территориями от имени Лиги и в качестве ее мандатариев

Мандатная система. Мандаты Лиги делились на три категории: А, В и С. Мандат "С" был самым широким и позволял мандатарию не допускать проникновения в подмандатную территорию иностранного капитала. Тип мандата зависел от оценки великими державами степени развития территории. К классу "А" были отнесены территории Порты, к классу "Б" - владения Германии в Центральной Африке, к классу "С" - Юго-Западная Африка и острова Тихого океана. Мандат класса "С" позволял мандатарию управлять подмандатной территорией по своим национальным законам, что фактически превращало опекаемые территории в часть государства-мандатария.

Великобритания получила манданты на Палестину и Месопотамию, а также Танганьику, части Того и Камеруна. Франция - на Сирию, Ливан и фрагменты Камеруна и Того, не вошедшие в мандат Великобритании. Бельгия - на Руанду-Бурунди. Япония - на Маршалловы, Каролинские и Марианские о-ва. Южно-Африканский Союз - на бывшую германскую Юго-Западную Африку, Австралия - на о. Науру, бывшую германскую часть о. Новая Гвинея и острова к югу от экватора. Новая Зеландия - на о-ва Западное Самоа. Имелось в виду, что в случае выхода державы-мандатария из Лиги наций утрачивал силу и выданный от имени Лиги мандат.

 

Младотурецкая революция 1908 года: объективные и субъективные предпосылки и их осуществление.

Младотурки - политическое движение в Османской империи, которое начиная с 1876 года пыталось провести либеральные реформы и создать конституционное государственное устройство.

Предпосылки

· С 1870-х годов Турция превращается в полуколонию империалистических держав.

· насильственное втягивание её не только в мировой капиталистический рынок, но и в мировое капиталистическое производство.

· экономика Турции развивалась однобоко.

· Росли иностранные концессионные предприятия, открывались иностранные банки.

· По уровню промышленного развития Турция находилась на последнем месте в Европе и на одном из последних мест в Азии.

· поражение Турции в русско-турецкой войне 1877—1878 фактически привело к почти полному крушению турецкого господства на Балканах.

· Стремясь удержать подвластные народы в повиновении, Абдул-Хамид II жестоко преследовал малейшие проявления свободомыслия, разжигал национальную и религиозную вражду, провоцировал столкновения между мусульманами и христианами.

· Наличие общественных организаций. «Единение и прогресс»

Состав: либерально настроенные курсанты высших во-енных учебных заведений, младшие офицеры, чиновничество (включая небольшую часть высшей бюрократии) и интеллигенция. Этапы: 1) Первый период – июль 1908 г. (до 24 июля). В этот период началось восстание в Македонии, была восстановлена конституция 1876 г., в стране установилось двоевластие. 2) Второй период – с 24 июля 1908 г. по 13 апреля 1909 г. Для него характерен подъем революционного движения, оживление общественно-политической жизни в стране, обострение борьбы за власть. 3) Третий период – с 13 апреля по 27 апреля 1909 г. Открытое выступление реакции. Разгром младотурками контрреволюционного мятежа. Установление единовластия младотурок. Складывание революционной ситуации способствовало росту активности младотурок.

Важную роль в создании революционной ситуации играло усилившееся под влиянием русской революции 1905 г. освободительное движение угнетенных народов империи. Активизировалось движение арабов. В Йемене активизировалось вооруженное сопротивление турецким властям. Особенно широкий размах приобрело национальное движение в Албании и Македонии.

Складывание революционной ситуации способствовало росту активности младотурок. Знамя вооруженной борьбы было поднято 3 июля 1908 г. в маленьком македонском городке Ресне. 23 июля революционные отряды вступили в Салоники, и местный комитет «Единения и прогресса» в ультимативной форме потребовал от султана немедленного введения в действие конституции 1876 г. Абдул-Хамид, узнав о повсеместной поддержке мятежников, был вынужден в ночь на 24 июля согласиться на возвращение к конституционному правлению и на созыв парламента, незаседавшего 30 лет.

Воспользовавшись благоприятной политической ситуацией комитет «Единение и прогресс» обеспечил себе значительное большинство в палате депутатов, председателем которого был избран Ахмед-Реза. Добившись восстановления конституционного строя, установив контроль над армией и парламентом, младотурки посчитали задачи революции выполненными.

Успокоенностью победителей воспользовались их противники. В апреле 1909 г. им удалось организовать выступление частей стамбульского гарнизона под лозунгами упразднения парламента, восстановления позиций мусульманского права (шариата) и власти султана. На короткое время Абдул-Хамиду II удалось добиться возвращения к старым порядкам. Однако младотурки, опираясь на верные им воинские соединения, сумели подавить мятеж и вернуть себе контроль над столицей. 27 апреля срочно созванный парламент низложил Абдул-Хамида II. Его сменил старый и безвольный султан МехмедV (1909-1918).

Итоги революции: 1) Младотурки не решили антиколониальные задачи. Чем дальше, тем больше страна попадает в зависимость от Запада. 2) Во-вторых, не был решен национальный вопрос. Общая эволюция младотурецкой идеологии шла от османизма к

пантюркизму. 3) Младотуркам не удалось сохранить Империю. В ходе самой революции Болгария провозгласила независимость. Австро-Венгрия аннексировала Боснию и Герцеговину.4) Младотурки оказались не в состоянии решить аграрный вопрос, не были приняты законы о положении наемных рабочих. 5) способствовала пробуждению нации, формированию политического сознания, появлению опыта политической борьбы, росту политической активности общества и т.д.

 

13. Особенности политики метрополий в колониях в первой половине ХХ века (на примере политики Великобритании, Франции, Испании, Португалии и др. стран).

На рубеже XIX-XX веков в международных отношениях происходили важные события, послужившие толчком к трансформации колониальной системы, такие как испано-американская, англо-бурская, русско-японская война.

I. В период конца XIX-начала XX веков новые индустриальные державы, такие как Германия, Италия и Япония, стремились к захвату колоний ради подтверждения своего нового статуса в мире, великие колониальные державы прошлого, такие как Испания, Португалия и Голландия - к удержанию того, что осталось для сохранения своего международного престижа, Россия - к экспансии. Крупнейшие же колониальные империи Англии и Франции были заинтересованы в сохранении статус-кво.

II. В политике Великобритании - попытки законсервировать ситуацию в своих отдалённых владениях и не ввязываться в конфликты. Блоковое сотрудничество со странами с близкими интересами выходит на первый план, а политика в колониях постепенно трансформируется из экспансионистской в стабилизационную. Интересы Англии совпадают с политикой США. Доминионы становятся фактически независимыми государствами.

III. Голландский вариант колонизации Южной Африки подразумевал апартеид, изгнание местного населения и заключение его в резервации. Колонисты образовывали полностью независимые от местного населения общины. Также широко были распространены религиозные общины (пуритане и мормоны). Власть колониальной администрации осуществлялась по принципу «разделяй и властвуй».

IV. Обычным явлением была организация и поддержка конфликтов в среде враждебных племён (в колониальной Африке) или местных религиозных общин (индусов и мусульман в Британской Индии), а также с помощью апартеида. Часто колониальная администрация поддерживала угнетённые группы для борьбы со своими врагами (угнетённых хуту в Руанде) и создавала вооружённые отряды из туземцев (сипаи в Индии, гуркхи в Непале, зуавы в Алжире).

V. В начале 20 в. образование Франц. колоний в основном закончилось. В 1894 было создано министерство колоний, управлявшее всеми французскими владениями. Юридических статут колониальных владений был различным: Алжир включен в состав метрополии, Тунис, Марокко, Камбоджа, Лаос, Аннам считались самостоятельными государствами под французским протекторатом. Формально власть в протекторатах принадлежала местным монархам и племенным вождям, но фактически они управлялись французской администрацией. Местный административный аппарат комплектовался из французских чиновников. Границы между колониями устанавливались произвольно, они неоднократно изменялись без учёта этнической принадлежности местного населения. Ростовщический характер французского империализма обусловливал ограниченность капиталовложений в экономику колониальных владений, их промышленность находилась в зачаточном состоянии. Колонии служили для метрополии поставщиками продовольствия и сырья, Колониализм способствовал консервации в колониях отсталых социально-экономических укладов. Положение начало меняться во время 1-й мировой войны, когда французские колонии стали важными поставщиками стратегического и промышленного сырья. В Северной Африке, Индокитае и в др. колониях в связи с развитием капиталистических отношений складывались национальная буржуазия и пролетариат.

VI. В начале XX века США выходят на международную арену в качестве великой державы. Противопоставили свой республиканский империализм, как "освободительный" империализму других стран. США следовали политике строительства в ключевых регионах мира военных баз и одновременно продвижения дипломатическими методами принципа "равных возможностей" для торговли в колониях. США закладывают основы для неоколониальной системы.

В данный период, колонии всё более перестают рассматриваться как личные приобретения держав, а политика в отношении отсталых территорий всё более представляется общим делом международного сообщества и даже его нравственной обязанностью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.95 (0.012 с.)