Антиколониальная борьба в индии в 20-е годы хх века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антиколониальная борьба в индии в 20-е годы хх века.



Часть 1

Гандизм: возникновение, сущность, роль и место в новейшей истории Индии.

ГАНДИЗМ - социально-политическое и религиозно - философское учение, возникшее в период борьбы Индии за независимость и получившее название по имени его основоположника - Мохандаса Карамчанда Ганди. Основные политические цели и характерные черты: достижение независимости Индии мирными средствами путём массовых и индивидуальных протестов при соблюдении ненасилия; объединение в борьбе за независимость индийцев без различия религиозных, этнических, кастовой и социальной принадлежности под руководством Индийского национального конгресса (ИНК); в области общественных отношений - возрождение сельской общины и ремесленного производства, соблюдение традиционных индийских моральных и этических ценностей. Гандизм сформировался под влиянием концепций Г.Д. Торо, Л.Н. Толстого, Дж. Рёскина, идей бхакти и индийских реформаторов индуизма XIX века, школ буддизма и джайнизма. Этическая концепция М.К.Ганди опирается на традиции древнеиндийской религиозной морали. Ключевым элементом являлся принцип ахимсы - М.К.Ганди призывал воздерживаться от нанесения вреда духовного. На первое место он поставил брахмачарию - это этический принцип джайнизма, предполагающий воздержание от потворства своим слабостям. М.К.Ганди не признавал естественного влечения между мужчиной и женщиной. М.К.Ганди выступал за эмансипацию женщин.

М.К.Ганди призывал в отношении собственности к нестяжательству или апариграхе, т.е. за воздержание от привязанности к материальным ценностям. Он рассматривал пост как этическую и политическую категории (голодовки в политических целях).

Признавал, что для достижения национальной независимости Индии - «свараджа» - есть два пути: «мирная революция» на основе ненасилия и путь насильственной борьбы (его он отвергал).

Важными формами осуществления сатьяграхи были несотрудничество и гражданское неповиновение (выдвинута в 1919 г. на Объединённой конференции индусов и мусульман в Дели). Программа несотрудничества включала: отказ от почётных титулов и должностей; неучастие в правительственных займах; бойкот судопроизводства и учебных заведений; неучастие в правительственных партиях и официальных представительствах; уклонение от государственной или военной службы. Другой составной частью было гражданское неповиновение. Различие заключается в том, что если акции несотрудничества формально остаются в пределах «законности», то гражданское неповиновение направлено на нарушение законов.

Социальная цель Гандизма - достижение всеобщего благоденствия («сарводайя»). «Конструктивная программа» Ганди предусматривала развитие ручного ткачества и прядения, налаживание отношений между индусской и мусульманской общинами, ликвидацию института «неприкасаемых» и устранение дискриминации по кастовой принадлежности, развитие национального образования, развитие деревни (создание орг. мест. управ. – панчаятов). Эта программа стала составной частью программы ИНК. Историческое значение гандизма заключается в том, что эта доктрина помогла индийскому народу политическими средствами добиться независимости от Великобритании.

 

Младотурецкая революция 1908 года: объективные и субъективные предпосылки и их осуществление.

Младотурки - политическое движение в Османской империи, которое начиная с 1876 года пыталось провести либеральные реформы и создать конституционное государственное устройство.

Предпосылки

· С 1870-х годов Турция превращается в полуколонию империалистических держав.

· насильственное втягивание её не только в мировой капиталистический рынок, но и в мировое капиталистическое производство.

· экономика Турции развивалась однобоко.

· Росли иностранные концессионные предприятия, открывались иностранные банки.

· По уровню промышленного развития Турция находилась на последнем месте в Европе и на одном из последних мест в Азии.

· поражение Турции в русско-турецкой войне 1877—1878 фактически привело к почти полному крушению турецкого господства на Балканах.

· Стремясь удержать подвластные народы в повиновении, Абдул-Хамид II жестоко преследовал малейшие проявления свободомыслия, разжигал национальную и религиозную вражду, провоцировал столкновения между мусульманами и христианами.

· Наличие общественных организаций. «Единение и прогресс»

Состав: либерально настроенные курсанты высших во-енных учебных заведений, младшие офицеры, чиновничество (включая небольшую часть высшей бюрократии) и интеллигенция. Этапы: 1) Первый период – июль 1908 г. (до 24 июля). В этот период началось восстание в Македонии, была восстановлена конституция 1876 г., в стране установилось двоевластие. 2) Второй период – с 24 июля 1908 г. по 13 апреля 1909 г. Для него характерен подъем революционного движения, оживление общественно-политической жизни в стране, обострение борьбы за власть. 3) Третий период – с 13 апреля по 27 апреля 1909 г. Открытое выступление реакции. Разгром младотурками контрреволюционного мятежа. Установление единовластия младотурок. Складывание революционной ситуации способствовало росту активности младотурок.

Важную роль в создании революционной ситуации играло усилившееся под влиянием русской революции 1905 г. освободительное движение угнетенных народов империи. Активизировалось движение арабов. В Йемене активизировалось вооруженное сопротивление турецким властям. Особенно широкий размах приобрело национальное движение в Албании и Македонии.

Складывание революционной ситуации способствовало росту активности младотурок. Знамя вооруженной борьбы было поднято 3 июля 1908 г. в маленьком македонском городке Ресне. 23 июля революционные отряды вступили в Салоники, и местный комитет «Единения и прогресса» в ультимативной форме потребовал от султана немедленного введения в действие конституции 1876 г. Абдул-Хамид, узнав о повсеместной поддержке мятежников, был вынужден в ночь на 24 июля согласиться на возвращение к конституционному правлению и на созыв парламента, незаседавшего 30 лет.

Воспользовавшись благоприятной политической ситуацией комитет «Единение и прогресс» обеспечил себе значительное большинство в палате депутатов, председателем которого был избран Ахмед-Реза. Добившись восстановления конституционного строя, установив контроль над армией и парламентом, младотурки посчитали задачи революции выполненными.

Успокоенностью победителей воспользовались их противники. В апреле 1909 г. им удалось организовать выступление частей стамбульского гарнизона под лозунгами упразднения парламента, восстановления позиций мусульманского права (шариата) и власти султана. На короткое время Абдул-Хамиду II удалось добиться возвращения к старым порядкам. Однако младотурки, опираясь на верные им воинские соединения, сумели подавить мятеж и вернуть себе контроль над столицей. 27 апреля срочно созванный парламент низложил Абдул-Хамида II. Его сменил старый и безвольный султан МехмедV (1909-1918).

Итоги революции: 1) Младотурки не решили антиколониальные задачи. Чем дальше, тем больше страна попадает в зависимость от Запада. 2) Во-вторых, не был решен национальный вопрос. Общая эволюция младотурецкой идеологии шла от османизма к

пантюркизму. 3) Младотуркам не удалось сохранить Империю. В ходе самой революции Болгария провозгласила независимость. Австро-Венгрия аннексировала Боснию и Герцеговину.4) Младотурки оказались не в состоянии решить аграрный вопрос, не были приняты законы о положении наемных рабочих. 5) способствовала пробуждению нации, формированию политического сознания, появлению опыта политической борьбы, росту политической активности общества и т.д.

 

13. Особенности политики метрополий в колониях в первой половине ХХ века (на примере политики Великобритании, Франции, Испании, Португалии и др. стран).

На рубеже XIX-XX веков в международных отношениях происходили важные события, послужившие толчком к трансформации колониальной системы, такие как испано-американская, англо-бурская, русско-японская война.

I. В период конца XIX-начала XX веков новые индустриальные державы, такие как Германия, Италия и Япония, стремились к захвату колоний ради подтверждения своего нового статуса в мире, великие колониальные державы прошлого, такие как Испания, Португалия и Голландия - к удержанию того, что осталось для сохранения своего международного престижа, Россия - к экспансии. Крупнейшие же колониальные империи Англии и Франции были заинтересованы в сохранении статус-кво.

II. В политике Великобритании - попытки законсервировать ситуацию в своих отдалённых владениях и не ввязываться в конфликты. Блоковое сотрудничество со странами с близкими интересами выходит на первый план, а политика в колониях постепенно трансформируется из экспансионистской в стабилизационную. Интересы Англии совпадают с политикой США. Доминионы становятся фактически независимыми государствами.

III. Голландский вариант колонизации Южной Африки подразумевал апартеид, изгнание местного населения и заключение его в резервации. Колонисты образовывали полностью независимые от местного населения общины. Также широко были распространены религиозные общины (пуритане и мормоны). Власть колониальной администрации осуществлялась по принципу «разделяй и властвуй».

IV. Обычным явлением была организация и поддержка конфликтов в среде враждебных племён (в колониальной Африке) или местных религиозных общин (индусов и мусульман в Британской Индии), а также с помощью апартеида. Часто колониальная администрация поддерживала угнетённые группы для борьбы со своими врагами (угнетённых хуту в Руанде) и создавала вооружённые отряды из туземцев (сипаи в Индии, гуркхи в Непале, зуавы в Алжире).

V. В начале 20 в. образование Франц. колоний в основном закончилось. В 1894 было создано министерство колоний, управлявшее всеми французскими владениями. Юридических статут колониальных владений был различным: Алжир включен в состав метрополии, Тунис, Марокко, Камбоджа, Лаос, Аннам считались самостоятельными государствами под французским протекторатом. Формально власть в протекторатах принадлежала местным монархам и племенным вождям, но фактически они управлялись французской администрацией. Местный административный аппарат комплектовался из французских чиновников. Границы между колониями устанавливались произвольно, они неоднократно изменялись без учёта этнической принадлежности местного населения. Ростовщический характер французского империализма обусловливал ограниченность капиталовложений в экономику колониальных владений, их промышленность находилась в зачаточном состоянии. Колонии служили для метрополии поставщиками продовольствия и сырья, Колониализм способствовал консервации в колониях отсталых социально-экономических укладов. Положение начало меняться во время 1-й мировой войны, когда французские колонии стали важными поставщиками стратегического и промышленного сырья. В Северной Африке, Индокитае и в др. колониях в связи с развитием капиталистических отношений складывались национальная буржуазия и пролетариат.

VI. В начале XX века США выходят на международную арену в качестве великой державы. Противопоставили свой республиканский империализм, как "освободительный" империализму других стран. США следовали политике строительства в ключевых регионах мира военных баз и одновременно продвижения дипломатическими методами принципа "равных возможностей" для торговли в колониях. США закладывают основы для неоколониальной системы.

В данный период, колонии всё более перестают рассматриваться как личные приобретения держав, а политика в отношении отсталых территорий всё более представляется общим делом международного сообщества и даже его нравственной обязанностью.

 

Специфика фашизации Японии.

Основу идеологии японского фашизма составила концепция ниппонизма (японизма), которая определяла особую «божественную» миссию Японии по установлению социальной «гармонии», единой «семьи-государства» во главе с императором и идею о лидерстве «высшей расы Ямато» в Азии т.е. в идеологии японских сочетались национальная религия синто и идеи самурайского кодекса бусидо. В Японии сложились две группировки фашизма: группа императорского пути (генерал Араки) группа контроля (генерал Тодзио).

Основная схожесть с фашизмом: В 1940 году премьер-министром стал Коноэ, идеолог тоталитарного военно-фашистского режима. Наиболее важные посты в правительстве были поручены представителям концернов тяжелой промышленности. политические партии (за исключением, разумеется, коммунистической) объявили о самороспуске. Все вместе они составили «Ассоциация помощи трону» Органами ассоциации на местах служили так называемые соседские общины(10-12семей) следили за поведением соседей и доносили о всем замеченном. вместо профсоюзов "общества служения отечеству через производство", куда рабочих загоняли силой - взаимная слежка. унификация прессы, строжайшая цензура, шовинистическая пропаганда. Ни о каких «свободах» не могло быть и речи. Экономическая жизнь контролировалась специальными ассоциациями промышленников и финансистов, наделенных административными полномочиями. Японский парламент, вернее то, что от него осталось, потерял всякое значение. Члены его назначались правительством или избирались по особы спискам, составленным правительством.

Но были и некоторые отличия:

В Германии и Италии фашистские партии контролировали армию, в Японии именно армия играла роль главной руках Вящей политической силы; как и в Италии, так и в Японии фашизм не ликвидировал монархии; разница в том, что итальянский король не играл ни малейшей роли, тогда как японский император нисколько не утратил своей абсолютной власти. Цель японских фашистов: · которые добивались ликвидации парламентского строя · установления военной диктатуры · расширения внешнеполитической экспансии. В мае 1932 и феврале 1936 г. фашистская группа императорского пути, которую поддерживали «молодые офицеры», совершила неудачные попытки военного переворота. После подавления путчей правительства стали возглавлять только военные, а в 1940 г. политические партии Японии были распущены. В стране установился военно-фашистский режим. Ряд современных авторов отмечает бросающуюся в глаза аналогию между Германией и Японией в межвоенный период, несмотря на всю разницу между ними в культурно-политических традициях. Обе страны после первой мировой войны были лишены многого из того, чем ранее обладали (Германия после поражения, Япония - после победных захватов). “Молодое офицерство” Японии требовало и добивалось фактически того же и теми же методами, что и германские нацисты (ставки на культ силы, вседозволенности и национальной исключительности, диктатуры внутри страны и внешней экспансии “высшей арийской” и “расы Ямато”). В то же время, следует отметить специфические особенности фашизма японского типа: - во-первых, его идейную раздробленность, отсутствие “азбуки” фашизма типа “Майн Кампф”, единой целостной идеологии, идеологов фашизма типа Гитлера и Розенберга. Японский фашизм более “национален” и в большей степени базируется на традиционных шовинистическо-монархических культах о “божественном” происхождении Императора и предназначении “расы Ямато” идти по императорскому пути Кадо, чтобы накрыть все восемь углов света японской крышей Хакко Иццу (при этом цель оправдывает все применяемые средства). Знаменем японского фашизма была не партия, а Император. - во-вторых, его организационную раздробленность: не было единой Партии, но существовали несколько десятков правонационалистических организаций типа партий и еще большее количество “религиозно-этических” обществ. - в-третьих, были существенные отличия в самом процессе установления фашистской диктатуры. В Германии это произошло одномоментно с приходом НСДАП к власти и сломом прежней государственной машины. Фашизация Японии происходила не путем прихода к власти какой-либо партии (хотя “молодые” офицеры и концерны и играли ее роль) и слома старого госаппарата, а путем постепенного усиления элементов диктатуры в рамках существующей государственной машины без ее слома. В отличие от Германии диктаторская инициатива исходила не извне, но изнутри государственных структур (часть офицерского корпуса).

 

Часть II.

 

  1. «Культурная революция» в Китае: цели и задачи, этапы и их содержание, последствия.

Культурная революция - этим термином в Китае принято обозначать события 60х - 70х годов, изменившие политическую, общественную, культурную и научную жизнь Китая. Культурная революция ассоциируется с массовым террором, тотальными нарушениями прав человека, убийствами, а также гонениями на традиционную культуру. Причины Основной причиной к началу Культурной революции послужило желание Мао Цзэдуна, тогдашнего председателя Коммунистической партии Китая, абсолютизировать свою власть. В 60е годы ослабло его влияние в общеполитических кругах, и появились оппоненты, критикующие путь развития страны. Кроме того, наблюдались обострения во внешней политике. После прихода к власти Н.С. Хрущева и осуждения им культа личности Сталина началось резкое ухудшение дипломатических отношений с СССР, вплоть до отзыва всех дипломатов из Китая и вооруженных столкновений на пограничных территориях. Этапы 1) май 1966 - апрель 1969 - характеризуется террором банд хунвэйбинов и гонениями на традиционализм. Хунвэйбины, или «красногвардейцы», - это отряды молодежи и школьников, созданные в 1966-1967 годах для борьбы с врагами маоизма. Они должны были выявлять и пресекать все факты общественной и культурной жизни, которые противоречат существующей идеологии. В действительности, власти способствовали разжиганию массовых пыток, убийств и различных форм издевательства над людьми. «Красные отряды» имели право потребовать у любого человека на улице предъявить цитатник Мао - на тот момент единственную книгу, находившуюся в свободной продаже. Хунвэйбины сами определяли, какого человека считать преступником и врагом Мао. Зачастую такими людьми становились преподаватели вузов, различные деятели культуры, интеллигенция. «Красные отряды» устраивали публичные шествия, во время проведения которых на «преступников» надевались шутовские колпаки, их заставляли идти с опущенной головой, лаять по-собачьи и подвергали другим унижениям. В тюрьмах «врагов режима» пытали, избивали, кололи иглами и вынуждали часами стоять нагнувшись под палящим солнцем. Многие из них не выдерживали издевательств и умирали, либо кончали жизнь самоубийством. Количество жертв Культурной революции исчисляется миллионами убитых, доведенных до самоубийства и репрессированных. Менее известные, но ужасающие по уровню цинизма события проходили в Гуанси-Чжуанском автономном районе. В книге Чженга И описывается более 100 случаев каннибализма, который был там распространен в конце 60х. Писатель описывает «банкеты человеческой плоти», на которых некоторые партийные лидеры подстрекали своих последователей убивать «классовых врагов», а затем поедать некоторые части их тел - сердце, печень и другие органы. Чженг И утверждает, что ему удалось собрать неопровержимые доказательства творимых бесчинств - интервью с родственниками жертв и непосредственными участниками событий. 2) май 1969 - сентябрь 1971 - создание и функционирование Школ кадров. В 1969 по инициативе председателя Мао были созданы Школы кадров, в которых специалисты проходили обучение совместно с занятиями физическим трудом. Тысячи чиновников обучались в этих школах. Предполагалось, что такая организация позволит оптимизировать процесс управления производством. Широкое распространение получила депортация более 10 миллионов студентов и другой интеллигенции в сельскую местность. 3) сентябрь 1971 - октябрь 1976 - приход к власти «группы четырех» и смерть Мао Цзэдуна. «Группа четырëх», в состав которой входили Цзян Цин, жена Мао Цзэдуна, Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюань и Ван Хунвэнь, в течение 5 лет фактически находилась у власти страны. После смерти председателя Мао в 1976 году члены группы подверглись осуждению за антипартийную деятельность. Последствия Культурной революции - Культурная революция оказала разрушительное влияние на жизнь страны. - Человеческие жертвы по некоторым источникам достигают 100 миллионов. - Идеология маоизма привела к возникновению классовой войны, а убийства стали считаться частью повседневной жизни. - Были разрушены величайшие архитектурные сооружения древности, такие как многие Тибетские храмы и некоторые участки Великой китайской стены. - Были уничтожены тысячи картин и книг, а также декорации в Пекинской опере. В течение 10 лет после Культурной революции в ее репертуаре были только произведения Цзян Цин, жены Мао Цзэдуна. - Миллионы молодых специалистов пропали в деревнях. Оставшаяся часть молодежи - хунвэйбины - и сейчас считается потерянным поколением.

 

  1. Азиатско-тихоокеанский регион в системе международных отношений конца ХХ – начала ХХI века.

Формирование азиатско-тихоокеанского региона в качестве политически целостной системы межгосударственных отношений началось после Вт. Мировой войны и продолжалось до кон. 60-х гг.

С окончанием второй мировой войны в сферу активной международной политики включились многие политически независимые страны, получившие формальную самостоятельность после развала колониальных империй. Происходила глобализация межгосударственных отношений и втягивание их в водоворот азиатско-тихоокеанских государств.

Взаимоотношения между ведущими мировыми державами - СССР и США составили стержень глобальной системы межгосударственных отношений. Все остальные гос-ва стали группироваться вокруг к-л из них. Такое размежевание сил определило и взаимоотношения между гос-вами в азиатско-тихоокеанском регионе.

К кон. 60-х–нач. 70-х гг. взаимоотношения между ведущими тихоокеанскими державами - СССР, США, КНР, Японией, - стали главной движущей силой международного развития региона. С этого времени, т.е. со времени образования регионального уровня центросиловых (советско-американо-китайско-японских) отношений, сложный комплекс взаимосвязей между странами азиатско-тихоокеанского района можно рассматривать в качестве целостной и относительно самостоятельной подсистемы межгосударственных отношений.

Азиатско-тихоокеанский регион в наше время отличается мощным и динамичным эконом. развитием; относительной полит. устойчивостью; одновременным ростом комплексной мощи таких держав как Япония, Китай, Юж. Корея и тенденциями становления мультиполярной системы международных отношений. АТР многим экспертам видится как колыбель грядущей цивилизации. Именно АТР будет играть решающую роль в мировом развитии в XXI в. Вместе с тем в регионе набрали силу интеграционные процессы и сопутствующее им стремление к обеспечению безопасности.

Среди всей массы противоречий следует выделить 4 главные группы:

1) противоречия между отдельными гос-вами: напр., противоречия между США и КНР в области эконом. связей, полит. подходов к ряду международных проблем; между США и Японией постоянно обостряются противоречия в области экономики, валютно-финансовой политики; противоречия между двумя корейскими гос-вами не сглажены; ряд территориальных споров;

2) противоречия между группами стран, т.е. межсубрегиональные противоречия: противоречия между субрегионом Юго-Вост. Азии и субрегионом Северо-вост. Азии в подходах к проблемам безопасности, по вопросам инвестиционной политики и т.п.;

3) противоречия между великими державами и малыми гос-вами: политика малых и средних держав региона обрела большую самостоятельность и независимость, отсюда противоречия с великими державами по проблемам безопасности (Малайзия - США);

4) США и европейские державы являются для региона «пришельцами», то по линии их взаимоотношений с «автохтонными» странами проходит зона межцивилизационных контактов, включающая и этот тип противоречий. Наиболее четко эти противоречия прослеживаются в подходе к правам человека.

АТР принято подразделять на следующие субрегионы: Северо-восточная Азия (СВА), Юго-восточная Азия (ЮВА), Центральная Азия, Южная Азия, Южная часть Тихого океана (ЮТО). Все они различны по этнокультурным особенностям, политическому «весу» на мировой арене, степени полит. и эконом. интегрированности и возможностям для развития интеграционных процессов, по уровню безопасности.

Наиболее «весомым» на международной арене выглядит субрегион СВА, в кот. присутствуют Япония, Корея, Китай, Россия, Монголия. США и Канада вовлечены в дела субрегиона как державы северной части Тихого океана. В свою очередь регион ЮВА является наиболее интегрированным благодаря действующему соглашению об АСЕАН. Субрегион Центральной Азии, в кот. попадают и азиатские гос-ва СНГ, отличается нестабильностью. С этой точки зрения к нему ближе всего стоит субрегион Южной Азии.

Азиатско-тихоокеанский регион пока не играет в решении глобальных миротворческих задач роли, адекватной его огромным возможностям.

АТР в целом находится сейчас на переломе, на стадии перехода в качественно новое состояние. В этом сложном и противоречивом процессе еще остаются нерешенными прежние проблемы и неурегулированные конфликтные ситуации. Вместе с тем возникают и новые проблемы, обостряется необходимость ответа на новые глобальные и региональные вызовы.

Что касается перспектив прогресса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, то можно свести к тому, что преодолевается конфронтация цивилизаций Восток-Запад, развивается взаимодействие, взаимовлияние и синтез этих цивилизаций. На этой основе постепенно складывается новый тип цивилизации, формируется евразийское пространство мира и безопасности. Кроме того, к всестороннему прогрессу в АТР активно подключаются все новые страны и группы стран. Вслед за Японией появились «малые драконы», а затем и «новые тигры». Поднимаются и «большие драконы» - Китай, Индия.

 

  1. Основные тенденции социально-политического и экономического развития Монголии в ХХ в.

К началу XX в. Монголия не представляла единой территории. Одна часть располагалась южнее пустыни Гоби – Внутренняя Монголия (являлась составной частью Китая), другая – Внешняя (Халха), в период Синьхайской революции добилась статуса широкой автономии.

По европейским меркам была отсталым гос-вом. Основным занятием было кочевое скотоводство; промышленность отсутствовала, торговля находилась в руках китайского капитала.

Русская революция 1905—07 и рост революционного движения в Китае способствовали нарастанию революционной ситуации в Монголии. Антиманьчжурские выступления учащались, становились всё более массовыми. Летом в 1911 в Урге (современный Улан-Батор) состоялось тайное собрание высших феодалов, решивших обратится за помощью к Рос.империи в помощи создания независимого гос-ва. Но правительство России предложило Монголии добиваться получения широкой автономии в составе Китая. В ноябре 1911 в Урге было объявлено о свержении власти Цинской династии и об образовании независимого монгольского государства во главе с богдо-гэгэном (теократическим монархом).

Революции 1917 г. были враждебно восприняты монгольским обществом, поэтому граница между Россией и Монголией закрылась, торговля прекратилась. Летом 1918 г. с согласия монгольских лидеров в страну вступили китайские войска и началась военная оккупация страны + активное участие Японии. Главная цель – ликвидация монгольской автономии. В стране создано «Управление по умиротворению Монголии» - переход всех государственных дел Китаю (установление военной, роспуск монгольской армии, ликвидация органов гос.управления). все это вело к ухудшению экономич. положения населения.

1921 г. – под руководством РСФСР совершен переворот – строительство нового общества, выход из состава Китая. 26 ноября 1924 г. – провозгл. Монгольская Народная Республика, был принята конституция, провозглашавшая высшим органом государственной власти Великое Народное Собрание, созываемое один раз в год и избираемое районными собраниями, между его сессиями — Малое Народное Собрание.

В конституции был отражен некапиталистический характер страны, запрещались частная собственность, избират.прав лишалась значительная часть бывшей светской и духовной элиты, религия отделена от гос-ва.

в качестве жеста доброй воли в 1925 г. из Монголии были выведены войска РККА СССР. В 1928 г. была разгромлена группа так называемых «правых» внутри МНРП, пытавшаяся противостоять быстрому переходу Мон голии на «путь социализма». В 1930 г. МНРП взяло курс на «сплошную коллекти визацию» сельского хозяйства и раскулачивание зажиточных ара тов. Из страны вытеснялся иностранный капитал.

В 1936 г. Советский Союз, крайне обеспокоенный японским проникновением в регион, подписал с правительством МНР Протокол о взаимной помощи. В 1937 г., как и в СССР, в Монголии прошла самая сильная волна репрессий, которыми руководил X. Чойболсан. В рамках борьбы с религией было уничтожено около 70 тыс. лам (из 100 тыс.), закрыли почти все буддийские дацаны (монастыри). Равняясь на Сталина, Чойболсан начал чистку в армии, уничтожив там до 80% высшего командного состава.

В ответ в 1944 г. МНР обратилась к СССР с просьбой о вхождении в него на правах союзной республики. И. В. Сталин отверг эту просьбу и высказался за сохранение статус-кво, т. е. фактической, а не юридической независимости

В 1947 году была построена железнодорожная ветка соединившая Наушки и Улан-Батор. Лишь в 1954 году завершилось строительство трансмонгольской железной дороги протяженностью более 1100 км, которая соединила СССЗ и КНР. Строительство железной дороги, осуществленное в соответствии с Соглашением между Правительством МНР и СССР об учреждении советско-монгольского акционерного общества "Улан-Баторская железная дорога" от 1949 г., имело и продолжает иметь важное значение для социально-экономического развития Монголии.

 1956 г. Началась культурная революция. Была организована кампания по улучшению здоровья населения. Было необходимо внедрить в Монголию цивилизованный быт и!современную культуру.

 1959 г. В целом завершилась коллективизация скотоводов. Началось развитие земледелия и освоение целины. На основе советского примера началась работа по "добровольной" коллективизации. В 1959 г. освоение, целины ознаменовало развитие новой отрасли сельского хозяйства, что вылилось в одну из самых крупных революций в истории Монголии.

 1961 г. Монголия стала членом ООН. С 1946 г. Монголия пыталась стать членом ООН, но этому долгое время мешали Запад и Китай. После того, как Монголия стала членом ООН и других международных организаций, ее признали во всем мире.

В начале 60-х годов XX века отношения между СССР и Китаем ухудшились и привели к вооруженным столкновениям на границе. В 1967 г. Советский Союз ввел войска в Монголию, общее количество советских военных достигло 75-80 тысяч. Китай сосредоточил войска на своих северных границах.

 В условиях "холодной войны" Монголия получила возможность брать кредиты у СССР. Советский Союз в период с 1972 по 1990 гг. выделил Монголии 10 миллиардов рублей. Эти деньги дали толчок к социальному и экономическому развитию. В 1972 г. началось строительство горно-обогатительного комбината по выпуску концентрата меди и молибдена в г. Эрдэнэт, который начал свою работу в 1980 г. Этот крупнейший комбинат заложил основу крупных изменений в монгольской экономике.

 В середине 1986 года, по решению Верховного главнокомандующего СССР М.С. Горбачева был начат вывод советских войск с территории МНР. При этом не были приняты во внимание неоднократные заявления монгольского правительства о том, что Монголия не сможет без помощи СССР обеспечить свой суверенитет.

 В 1989 г. коммунистическая система рушилась по всему миру. В Китае возникло движение Тяньаньмень, восточно-европейские страны выбрали демократию и свободу. 10 декабря 1989 года было объявлено о создании Демократического Союза Монголии. Вскоре были созданы Демократическая партия Монголии, Социал-демократическая партия Монголии, которые потребовали изменений в социальной структуре страны. Летом в Монголии прошли первые свободные выборы. Первый парламент Малый Хурал начал работать на постоянной основе. П.Очирбат был избран первым Президентом Монголии. Таким образом, Монголия стала свободным и независимым государством и перешла к открытому обществу и рыночной экономике.

 Вывод войск из Монголии занял 28 месяцев. 4 февраля 1989 года подписано советско-китайское соглашение о сокращении численности войск на границе. 15 мая 1989 года советское руководство заявило о частичном, а затем о полном выводе 39-й армии Забайкальского военного округа из Монголии. В состав армии входили две танковые и три мотострелковые дивизии — более 50 тыс. военнослужащих, 1816 танков, 2531 бронемашина, 1461 артиллерийская система, 190 самолётов и 130 вертолётов. 25 сентября 1992 года официально объявлено о завершении вывода войск. Последние российские солдаты покинули Монголию в декабре 1992 года.

 13 января 1992 г. Монголия утвердила демократическую Конституцию и объявила об образовании республики с парламентским управлением.

 

  1. Внешняя политика Вьетнама в 80-90-е годы: изменение приоритетов, основные составляющие.

В 1986 г. Вьетнам приступил к проведению «политики обновления» в целях установления глобальных партнерских отношений, выведения страны из политического экономического кризиса, привлечения в свою экономику иностранных инвестиций и технологий, повышения жизненного уровня народа. За относительно короткий исторический период (менее пяти лет) основные направления и ориентиры внешнеполитической деятельности Соц. Респ. Въетнам подверглись кардинальному пересмотру. Стране удалось: прорвать необъявленную международную блокаду, связанную с пребыванием в Кампучии вьетнамских воинских частей, от односторонней политической ориентации на сотрудничество с СССР и другими соц. странами перейти к взвешенной политике взаимовыгодных отношений со всеми странами. Переход Вьетнама к «политике обновления» происходил на фоне периода в мировом развитии, когда распался Советский Союз и в мире стал складываться новый международный порядок. Вьетнам потерял своего основного торгово-экономического партнера, военного и идеологического союзника. Более того, после распада СССР, интересы Вьетнама заключались не в том, чтобы примкнуть к какому-либо полюсу или великой державе, чтобы противостоять другой, а в том, чтобы стоять на позиции самостоятельности, общаясь и сотрудничая с возможно большим количеством партнеров. На основе этой стратегической задачи возникла необходимость выработки новой внешней политики Вьетнама, направленной на максимальную диверсификацию партнеров страны на международной арене. Новый внешнеполитический подход СРВ стал претворяться в жизнь на двух основных направлениях: а) формирование нормальных и более сбалансированных отношений с великими державами; б) развитие отношений с соседними странами и странами региона Юго-Восточной Азии для постепенной интеграции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.048 с.)