Сунь Ятсен:  жизнь, идеи, деятельность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сунь Ятсен:  жизнь, идеи, деятельность.



12 ноября 1866 — 12 марта 1925. Китайский революционер, основатель партии Гоминьдан, один из наиболее почитаемых в Китае политических деятелей. В 1940 году Сунь Ятсен посмертно получил титул «отца нации». Идея о трёх народных принципах заключалась в национализме, народовластии, народном благосостоянии. Идея же о пяти ветвях власти заключалась в необходимости идеального демократического государства, руководствующегося следующими ветвями властей: законодательная, судебная, исполнительная, селективная и контрольная.

Под влиянием Октябрьской революции в России Сунь Ятсен, пересмотрев свои взгляды, развил дальше своё учение о трех народных принципах, дополнив его тремя политическими установками: сотрудничество с коммунистами, поддержка рабочих и крестьян в их борьбе за широкую демократизацию всей общественной жизни Китая, союз с СССР. Сунь Ятсен родился в 1866 году в провинции Гуандун в крестьянской семье. Не имея возможности содержать всю семью, немного повзрослевшего Сунь Ятсена родители отправляют к старшему брату на Гавайские острова. И именно благодаря этой вынужденной мере мальчик получает хорошее образование, посещая английскую миссионерскую школу. Здесь проявились исключительные способности Сунь Ятсена. Очень быстро он овладевает незнакомым для него английским языком и открывает для себя мир европейского образования, изучает историю и математику, знакомиться с христианством и европейскими либеральными общественно-политическими идеями. В дальнейшем Сунь Ятсен продолжит образование в Гонконге, закончив в 1886 году Центральную государственную школу, а позже и медицинский колледж. Но профессия врача не очень увлекала будущего революционера. Более всего его занимали идеи возрождения и преобразования Китая. С 1895 по 1911 год Сунь Ятсен вёл очень активную революционную работу, организовывая антиправительственные восстания по всему Китаю. 1911 год стал решающим, очередное восстание завершилось провозглашением республики 10 октября. С триумфом возвратившийся из эмиграции Сунь Ятсен был выбран первым временным президентом Республики. Своё правление Сунь Ятсен начал с демократических преобразований: запрещены телесные наказания. отменены договора покупки-продажи людей; провозглашена свобода печати. Молодое республиканское правительство ещё не имело достаточной поддержки и Сунь Ятсен был отстранён от власти представителями реакционных кругов, а генерал Юань Шикай назначен новым президентом. Но Сунь Ятсен не прекратил своей политической деятельности, а продолжал активно продвигать парламентские и экономические реформы. В 1913 году под его руководством начинается «Вторая революция», направленная на смещение военной диктатуры Юань Шикай. Но выступления были быстро подавлены. Сунь Ятсен до конца жизни работал над развитием новой страны, активно привлекал специалистов из дружественного Советского Союза. В 1925 году он умер от рака печени.

 

 


Часть II.

 

  1. «Культурная революция» в Китае: цели и задачи, этапы и их содержание, последствия.

Культурная революция - этим термином в Китае принято обозначать события 60х - 70х годов, изменившие политическую, общественную, культурную и научную жизнь Китая. Культурная революция ассоциируется с массовым террором, тотальными нарушениями прав человека, убийствами, а также гонениями на традиционную культуру. Причины Основной причиной к началу Культурной революции послужило желание Мао Цзэдуна, тогдашнего председателя Коммунистической партии Китая, абсолютизировать свою власть. В 60е годы ослабло его влияние в общеполитических кругах, и появились оппоненты, критикующие путь развития страны. Кроме того, наблюдались обострения во внешней политике. После прихода к власти Н.С. Хрущева и осуждения им культа личности Сталина началось резкое ухудшение дипломатических отношений с СССР, вплоть до отзыва всех дипломатов из Китая и вооруженных столкновений на пограничных территориях. Этапы 1) май 1966 - апрель 1969 - характеризуется террором банд хунвэйбинов и гонениями на традиционализм. Хунвэйбины, или «красногвардейцы», - это отряды молодежи и школьников, созданные в 1966-1967 годах для борьбы с врагами маоизма. Они должны были выявлять и пресекать все факты общественной и культурной жизни, которые противоречат существующей идеологии. В действительности, власти способствовали разжиганию массовых пыток, убийств и различных форм издевательства над людьми. «Красные отряды» имели право потребовать у любого человека на улице предъявить цитатник Мао - на тот момент единственную книгу, находившуюся в свободной продаже. Хунвэйбины сами определяли, какого человека считать преступником и врагом Мао. Зачастую такими людьми становились преподаватели вузов, различные деятели культуры, интеллигенция. «Красные отряды» устраивали публичные шествия, во время проведения которых на «преступников» надевались шутовские колпаки, их заставляли идти с опущенной головой, лаять по-собачьи и подвергали другим унижениям. В тюрьмах «врагов режима» пытали, избивали, кололи иглами и вынуждали часами стоять нагнувшись под палящим солнцем. Многие из них не выдерживали издевательств и умирали, либо кончали жизнь самоубийством. Количество жертв Культурной революции исчисляется миллионами убитых, доведенных до самоубийства и репрессированных. Менее известные, но ужасающие по уровню цинизма события проходили в Гуанси-Чжуанском автономном районе. В книге Чженга И описывается более 100 случаев каннибализма, который был там распространен в конце 60х. Писатель описывает «банкеты человеческой плоти», на которых некоторые партийные лидеры подстрекали своих последователей убивать «классовых врагов», а затем поедать некоторые части их тел - сердце, печень и другие органы. Чженг И утверждает, что ему удалось собрать неопровержимые доказательства творимых бесчинств - интервью с родственниками жертв и непосредственными участниками событий. 2) май 1969 - сентябрь 1971 - создание и функционирование Школ кадров. В 1969 по инициативе председателя Мао были созданы Школы кадров, в которых специалисты проходили обучение совместно с занятиями физическим трудом. Тысячи чиновников обучались в этих школах. Предполагалось, что такая организация позволит оптимизировать процесс управления производством. Широкое распространение получила депортация более 10 миллионов студентов и другой интеллигенции в сельскую местность. 3) сентябрь 1971 - октябрь 1976 - приход к власти «группы четырех» и смерть Мао Цзэдуна. «Группа четырëх», в состав которой входили Цзян Цин, жена Мао Цзэдуна, Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюань и Ван Хунвэнь, в течение 5 лет фактически находилась у власти страны. После смерти председателя Мао в 1976 году члены группы подверглись осуждению за антипартийную деятельность. Последствия Культурной революции - Культурная революция оказала разрушительное влияние на жизнь страны. - Человеческие жертвы по некоторым источникам достигают 100 миллионов. - Идеология маоизма привела к возникновению классовой войны, а убийства стали считаться частью повседневной жизни. - Были разрушены величайшие архитектурные сооружения древности, такие как многие Тибетские храмы и некоторые участки Великой китайской стены. - Были уничтожены тысячи картин и книг, а также декорации в Пекинской опере. В течение 10 лет после Культурной революции в ее репертуаре были только произведения Цзян Цин, жены Мао Цзэдуна. - Миллионы молодых специалистов пропали в деревнях. Оставшаяся часть молодежи - хунвэйбины - и сейчас считается потерянным поколением.

 

  1. Азиатско-тихоокеанский регион в системе международных отношений конца ХХ – начала ХХI века.

Формирование азиатско-тихоокеанского региона в качестве политически целостной системы межгосударственных отношений началось после Вт. Мировой войны и продолжалось до кон. 60-х гг.

С окончанием второй мировой войны в сферу активной международной политики включились многие политически независимые страны, получившие формальную самостоятельность после развала колониальных империй. Происходила глобализация межгосударственных отношений и втягивание их в водоворот азиатско-тихоокеанских государств.

Взаимоотношения между ведущими мировыми державами - СССР и США составили стержень глобальной системы межгосударственных отношений. Все остальные гос-ва стали группироваться вокруг к-л из них. Такое размежевание сил определило и взаимоотношения между гос-вами в азиатско-тихоокеанском регионе.

К кон. 60-х–нач. 70-х гг. взаимоотношения между ведущими тихоокеанскими державами - СССР, США, КНР, Японией, - стали главной движущей силой международного развития региона. С этого времени, т.е. со времени образования регионального уровня центросиловых (советско-американо-китайско-японских) отношений, сложный комплекс взаимосвязей между странами азиатско-тихоокеанского района можно рассматривать в качестве целостной и относительно самостоятельной подсистемы межгосударственных отношений.

Азиатско-тихоокеанский регион в наше время отличается мощным и динамичным эконом. развитием; относительной полит. устойчивостью; одновременным ростом комплексной мощи таких держав как Япония, Китай, Юж. Корея и тенденциями становления мультиполярной системы международных отношений. АТР многим экспертам видится как колыбель грядущей цивилизации. Именно АТР будет играть решающую роль в мировом развитии в XXI в. Вместе с тем в регионе набрали силу интеграционные процессы и сопутствующее им стремление к обеспечению безопасности.

Среди всей массы противоречий следует выделить 4 главные группы:

1) противоречия между отдельными гос-вами: напр., противоречия между США и КНР в области эконом. связей, полит. подходов к ряду международных проблем; между США и Японией постоянно обостряются противоречия в области экономики, валютно-финансовой политики; противоречия между двумя корейскими гос-вами не сглажены; ряд территориальных споров;

2) противоречия между группами стран, т.е. межсубрегиональные противоречия: противоречия между субрегионом Юго-Вост. Азии и субрегионом Северо-вост. Азии в подходах к проблемам безопасности, по вопросам инвестиционной политики и т.п.;

3) противоречия между великими державами и малыми гос-вами: политика малых и средних держав региона обрела большую самостоятельность и независимость, отсюда противоречия с великими державами по проблемам безопасности (Малайзия - США);

4) США и европейские державы являются для региона «пришельцами», то по линии их взаимоотношений с «автохтонными» странами проходит зона межцивилизационных контактов, включающая и этот тип противоречий. Наиболее четко эти противоречия прослеживаются в подходе к правам человека.

АТР принято подразделять на следующие субрегионы: Северо-восточная Азия (СВА), Юго-восточная Азия (ЮВА), Центральная Азия, Южная Азия, Южная часть Тихого океана (ЮТО). Все они различны по этнокультурным особенностям, политическому «весу» на мировой арене, степени полит. и эконом. интегрированности и возможностям для развития интеграционных процессов, по уровню безопасности.

Наиболее «весомым» на международной арене выглядит субрегион СВА, в кот. присутствуют Япония, Корея, Китай, Россия, Монголия. США и Канада вовлечены в дела субрегиона как державы северной части Тихого океана. В свою очередь регион ЮВА является наиболее интегрированным благодаря действующему соглашению об АСЕАН. Субрегион Центральной Азии, в кот. попадают и азиатские гос-ва СНГ, отличается нестабильностью. С этой точки зрения к нему ближе всего стоит субрегион Южной Азии.

Азиатско-тихоокеанский регион пока не играет в решении глобальных миротворческих задач роли, адекватной его огромным возможностям.

АТР в целом находится сейчас на переломе, на стадии перехода в качественно новое состояние. В этом сложном и противоречивом процессе еще остаются нерешенными прежние проблемы и неурегулированные конфликтные ситуации. Вместе с тем возникают и новые проблемы, обостряется необходимость ответа на новые глобальные и региональные вызовы.

Что касается перспектив прогресса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, то можно свести к тому, что преодолевается конфронтация цивилизаций Восток-Запад, развивается взаимодействие, взаимовлияние и синтез этих цивилизаций. На этой основе постепенно складывается новый тип цивилизации, формируется евразийское пространство мира и безопасности. Кроме того, к всестороннему прогрессу в АТР активно подключаются все новые страны и группы стран. Вслед за Японией появились «малые драконы», а затем и «новые тигры». Поднимаются и «большие драконы» - Китай, Индия.

 

  1. Основные тенденции социально-политического и экономического развития Монголии в ХХ в.

К началу XX в. Монголия не представляла единой территории. Одна часть располагалась южнее пустыни Гоби – Внутренняя Монголия (являлась составной частью Китая), другая – Внешняя (Халха), в период Синьхайской революции добилась статуса широкой автономии.

По европейским меркам была отсталым гос-вом. Основным занятием было кочевое скотоводство; промышленность отсутствовала, торговля находилась в руках китайского капитала.

Русская революция 1905—07 и рост революционного движения в Китае способствовали нарастанию революционной ситуации в Монголии. Антиманьчжурские выступления учащались, становились всё более массовыми. Летом в 1911 в Урге (современный Улан-Батор) состоялось тайное собрание высших феодалов, решивших обратится за помощью к Рос.империи в помощи создания независимого гос-ва. Но правительство России предложило Монголии добиваться получения широкой автономии в составе Китая. В ноябре 1911 в Урге было объявлено о свержении власти Цинской династии и об образовании независимого монгольского государства во главе с богдо-гэгэном (теократическим монархом).

Революции 1917 г. были враждебно восприняты монгольским обществом, поэтому граница между Россией и Монголией закрылась, торговля прекратилась. Летом 1918 г. с согласия монгольских лидеров в страну вступили китайские войска и началась военная оккупация страны + активное участие Японии. Главная цель – ликвидация монгольской автономии. В стране создано «Управление по умиротворению Монголии» - переход всех государственных дел Китаю (установление военной, роспуск монгольской армии, ликвидация органов гос.управления). все это вело к ухудшению экономич. положения населения.

1921 г. – под руководством РСФСР совершен переворот – строительство нового общества, выход из состава Китая. 26 ноября 1924 г. – провозгл. Монгольская Народная Республика, был принята конституция, провозглашавшая высшим органом государственной власти Великое Народное Собрание, созываемое один раз в год и избираемое районными собраниями, между его сессиями — Малое Народное Собрание.

В конституции был отражен некапиталистический характер страны, запрещались частная собственность, избират.прав лишалась значительная часть бывшей светской и духовной элиты, религия отделена от гос-ва.

в качестве жеста доброй воли в 1925 г. из Монголии были выведены войска РККА СССР. В 1928 г. была разгромлена группа так называемых «правых» внутри МНРП, пытавшаяся противостоять быстрому переходу Мон голии на «путь социализма». В 1930 г. МНРП взяло курс на «сплошную коллекти визацию» сельского хозяйства и раскулачивание зажиточных ара тов. Из страны вытеснялся иностранный капитал.

В 1936 г. Советский Союз, крайне обеспокоенный японским проникновением в регион, подписал с правительством МНР Протокол о взаимной помощи. В 1937 г., как и в СССР, в Монголии прошла самая сильная волна репрессий, которыми руководил X. Чойболсан. В рамках борьбы с религией было уничтожено около 70 тыс. лам (из 100 тыс.), закрыли почти все буддийские дацаны (монастыри). Равняясь на Сталина, Чойболсан начал чистку в армии, уничтожив там до 80% высшего командного состава.

В ответ в 1944 г. МНР обратилась к СССР с просьбой о вхождении в него на правах союзной республики. И. В. Сталин отверг эту просьбу и высказался за сохранение статус-кво, т. е. фактической, а не юридической независимости

В 1947 году была построена железнодорожная ветка соединившая Наушки и Улан-Батор. Лишь в 1954 году завершилось строительство трансмонгольской железной дороги протяженностью более 1100 км, которая соединила СССЗ и КНР. Строительство железной дороги, осуществленное в соответствии с Соглашением между Правительством МНР и СССР об учреждении советско-монгольского акционерного общества "Улан-Баторская железная дорога" от 1949 г., имело и продолжает иметь важное значение для социально-экономического развития Монголии.

 1956 г. Началась культурная революция. Была организована кампания по улучшению здоровья населения. Было необходимо внедрить в Монголию цивилизованный быт и!современную культуру.

 1959 г. В целом завершилась коллективизация скотоводов. Началось развитие земледелия и освоение целины. На основе советского примера началась работа по "добровольной" коллективизации. В 1959 г. освоение, целины ознаменовало развитие новой отрасли сельского хозяйства, что вылилось в одну из самых крупных революций в истории Монголии.

 1961 г. Монголия стала членом ООН. С 1946 г. Монголия пыталась стать членом ООН, но этому долгое время мешали Запад и Китай. После того, как Монголия стала членом ООН и других международных организаций, ее признали во всем мире.

В начале 60-х годов XX века отношения между СССР и Китаем ухудшились и привели к вооруженным столкновениям на границе. В 1967 г. Советский Союз ввел войска в Монголию, общее количество советских военных достигло 75-80 тысяч. Китай сосредоточил войска на своих северных границах.

 В условиях "холодной войны" Монголия получила возможность брать кредиты у СССР. Советский Союз в период с 1972 по 1990 гг. выделил Монголии 10 миллиардов рублей. Эти деньги дали толчок к социальному и экономическому развитию. В 1972 г. началось строительство горно-обогатительного комбината по выпуску концентрата меди и молибдена в г. Эрдэнэт, который начал свою работу в 1980 г. Этот крупнейший комбинат заложил основу крупных изменений в монгольской экономике.

 В середине 1986 года, по решению Верховного главнокомандующего СССР М.С. Горбачева был начат вывод советских войск с территории МНР. При этом не были приняты во внимание неоднократные заявления монгольского правительства о том, что Монголия не сможет без помощи СССР обеспечить свой суверенитет.

 В 1989 г. коммунистическая система рушилась по всему миру. В Китае возникло движение Тяньаньмень, восточно-европейские страны выбрали демократию и свободу. 10 декабря 1989 года было объявлено о создании Демократического Союза Монголии. Вскоре были созданы Демократическая партия Монголии, Социал-демократическая партия Монголии, которые потребовали изменений в социальной структуре страны. Летом в Монголии прошли первые свободные выборы. Первый парламент Малый Хурал начал работать на постоянной основе. П.Очирбат был избран первым Президентом Монголии. Таким образом, Монголия стала свободным и независимым государством и перешла к открытому обществу и рыночной экономике.

 Вывод войск из Монголии занял 28 месяцев. 4 февраля 1989 года подписано советско-китайское соглашение о сокращении численности войск на границе. 15 мая 1989 года советское руководство заявило о частичном, а затем о полном выводе 39-й армии Забайкальского военного округа из Монголии. В состав армии входили две танковые и три мотострелковые дивизии — более 50 тыс. военнослужащих, 1816 танков, 2531 бронемашина, 1461 артиллерийская система, 190 самолётов и 130 вертолётов. 25 сентября 1992 года официально объявлено о завершении вывода войск. Последние российские солдаты покинули Монголию в декабре 1992 года.

 13 января 1992 г. Монголия утвердила демократическую Конституцию и объявила об образовании республики с парламентским управлением.

 

  1. Внешняя политика Вьетнама в 80-90-е годы: изменение приоритетов, основные составляющие.

В 1986 г. Вьетнам приступил к проведению «политики обновления» в целях установления глобальных партнерских отношений, выведения страны из политического экономического кризиса, привлечения в свою экономику иностранных инвестиций и технологий, повышения жизненного уровня народа. За относительно короткий исторический период (менее пяти лет) основные направления и ориентиры внешнеполитической деятельности Соц. Респ. Въетнам подверглись кардинальному пересмотру. Стране удалось: прорвать необъявленную международную блокаду, связанную с пребыванием в Кампучии вьетнамских воинских частей, от односторонней политической ориентации на сотрудничество с СССР и другими соц. странами перейти к взвешенной политике взаимовыгодных отношений со всеми странами. Переход Вьетнама к «политике обновления» происходил на фоне периода в мировом развитии, когда распался Советский Союз и в мире стал складываться новый международный порядок. Вьетнам потерял своего основного торгово-экономического партнера, военного и идеологического союзника. Более того, после распада СССР, интересы Вьетнама заключались не в том, чтобы примкнуть к какому-либо полюсу или великой державе, чтобы противостоять другой, а в том, чтобы стоять на позиции самостоятельности, общаясь и сотрудничая с возможно большим количеством партнеров. На основе этой стратегической задачи возникла необходимость выработки новой внешней политики Вьетнама, направленной на максимальную диверсификацию партнеров страны на международной арене. Новый внешнеполитический подход СРВ стал претворяться в жизнь на двух основных направлениях: а) формирование нормальных и более сбалансированных отношений с великими державами; б) развитие отношений с соседними странами и странами региона Юго-Восточной Азии для постепенной интеграции.

В рамках первого направления, Вьетнам на основе трудных компромиссов добился урегулирования камбоджийского конфликта, что в свою очередь открыло дорогу к нормализации отношений с Китаем и с США, позволило расширить связи со странами Европейского сообщества и с Японией. В рамках второго направления, Вьетнам отказался от противостояния в регионе двух блоков стран - Индокитая и АСЕАН - установил сначала взаимовыгодные экономические, позже партнерские отношения со странами региона и в 1995 г. стал полноправным членом АСЕАН. Завершение многолетнего разделения региона на две противостоящие друг другу группировки (страны АСЕАН - страны Индокитая) стало без сомнения одним из важнейших событий в новейшей истории Юго-Восточной Азии.

Вьетнам сумел существенно продвинуть и расширить сотрудничество с Россией, видя в ней фактор, способствующий "балансировке" своих отношений с другими мировыми державами, особенно с учетом происходящего массированного возвращения на Индокитайский полуостров Китая, США, Японии и Франции. + экономические мотивы. Именно в силу этих объективных причин, вьетнамо-российские отношения, которые в период 1991-1993 гг. находились в состоянии, близком к коллапсу (доля России во внешнеторговом обороте Вьетнама снизилась в это время с 75% до 2%), постепенно вновь начали восстанавливаться. Совместное предприятие "Вьетсовпетро", добывая до 95% всей получаемой во Вьетнаме нефти, стало и самым эффективным совместным предприятием Российской Федерации в этой области за рубежом. В декабре 1998 года было подписано и новое соглашение о сотрудничестве в создании и эксплуатации крупного нефтеперерабатывающего завода в Зунгкуате (в Центральном Вьетнаме) стоимостью в 1,3 млрд. долларов и проектной мощностью 6,5 млн. тонн сырой нефти в год. Сложились направления сотрудничества: ремонтского производства, ремонт и обслуживание спец. Техники (90% армии – советского производства). Таким образом, в рамках нового внешнеполитического курса, Вьетнам сумел успешно обеспечить благоприятные внешние условия для успешного осуществления программы внутренних реформ.

Достаточно сказать, что за годы осуществления политики обновления, страна получила в общей сложности порядка 32 млрд. долларов зарегистрированных прямых капиталовложений из 54 стран. Во многом благодаря этому, по оценке ООН, среди примерно 40 самых бедных государств мира (на 1992 г.) Вьетнам достиг самого высокого темпа роста экономики в этом десятилетии.

 

  1. Гонконг: особенности политического и социально-экономического развития во второй половине ХХ века.

Поражение японцев в войне положило конец их господству над Гонконгом. Вопрос о его дальнейшей судьбе вызывал разногласия между Великобританией и США. На ялтинской конференции было принято решение передачи англ Гонконга Китаю, но из-за начавшейся гражд. Войны этот процесс был отложен на 50 лет. Вернувшийся после японского плена на пост губернатора Гонконга Марк Янг предложил провести частичную демократизацию, в частности, предоставить этническим китайцам право выбирать половину состава местного парламента, однако гражданская война на «континенте» отодвинула осуществление замысла. Катаклизмы в Китае вызвали огромный приток в Гонконг очередной волны беженцев – до 100 тыс. человек в месяц. К концу 1947 года численность населения Гонконга достигла 1,8 млн. человек и продолжала расти до начала 50-х годов, когда власти Пекина ввели ограничения на выезд граждан. Тем не менее, всего за пять лет количество жителей Гонконга удвоилось, что побудило местную администрацию развернуть широкомасштабное жилищное строительство. В течение последующих тридцати лет социальное жилье получил каждый второй. Жизнь в колонии становилась все более привлекательной, поэтому процесс легально или нелегально въезжающих сюда из КНР китайцев продолжался. Тем более что в сфере качества здравоохранения, образования и обеспечения кровом над головой политика гонконгских властей больше соответствовала лучшим критериям капиталистической Великобритании, чем коммунистического Китая. 50-60 гг.: стремительный взлет. После окончания войны приток дешевых рабочих рук и западных капиталов, а также война в Корее, вновь отгородившая Китай от внешнего мира, создали условия для динамичного развития Гонконга. В этом центре транзитной торговли в Азиатско-тихоокеанском регионе стали появляться современные судостроительные верфи, цементные заводы, предприятия легкой промышленности. Низкая стоимость рабочих рук, а значит и низкая себестоимость производимых здесь товаров широкого потребления (ткани, обувь, бытовая электроника, часы, игрушки, предметы повседневного спроса) позволила обеспечить им высокую конкурентоспособность, что привело к неуклонному экономическому подъему Гонконга. Тем временем Гонконг продолжал занимать особое место в англо-китайских отношениях. Учитывая его уникальную посредническую роль в развитии экономических контактов КНР с западным миром, Мао Цзэдун решил не обострять отношения с Лондоном. 70-е гг.: превращение в международный центр ведения бизнеса Введение в Гонконге в начале 70-х гг. бесплатного обязательного среднего образования создает благоприятные предпосылки для подготовки управленческих кадров, а эффективная борьба с коррупцией способствует привлечению сюда все больших иностранных инвестиций. Гонконг переживает очередной экономический подъем и к концу 80-х гг. догоняет Англию по такому показателю, как доля валового продукта на душу населения. В 80-гг. происходят изменения в экономической географии Гонконга. Отсюда в созданные в рамках политики модернизации и открытости Китая в провинциях Гуандун и Фузцянь «специальные экономические зоны» перемещаются многие гонконгские предприятия по выпуску дешевой продукции, себестоимость которой стала ниже, а норма прибыли – выше. С этого периода территория приобретает новый статус – международного центра финансовых и сервисных услуг. 80-90гг.: дорога в Китай По мере приближения окончания срока 99-летней аренды Маргарет Тэтчер в 1983 году начала переговоры с тогдашним лидером КНР Дэн Сяопином о будущем Гонконга. Целью Лондона было оговорить передачу Пекину лишь входящих в состав колонии на правах аренды Новых территорий. В свою очередь, китайский лидер настоял на возвращении Китаю всего Гонконга и предложил подписать Совместную декларацию, которая закрепляла за колонией автономию и существующую систему управления. В таком виде в 1984 году документ был подписан. В нем также предусматривалось, что датой возвращения Гонконга будет 1 июля 1997 года. Опасаясь, что после возвращения в КНР, политический климат территории изменится, многие либерально мыслящие гонконгцы предпочли эмигрировать – по некоторым данным, в течение ряда лет отсюда выехало свыше 100 тыс. человек. 1997 год: передача Гонконга Китаю. 30 июня 1997 года на церемонии, состоявшейся в отстроенном по этому случаю Выставочном центре Гонконга, представитель королевы Елизаветы Второй принц

Чарльз и Председатель КНР Цзян Цзэминь произнесли речи. Вслед за этим были спущены флаги Великобритании и колониального Гонконга и в полночь 1 июля подняты флаги КНР и Специального административного района (САР) Гонконг – белый цветок бахинии на красном фоне. Как минимум до 2047 года САР будет сохранять широкую автономию: свою законодательную и исполнительную власть, органы правосудия, полицию, иммиграционную политику, пошлины, денежную систему, а также право на представительство в международных организациях и мероприятиях. Только вопросы обороны и внешней политики находятся в ведении Госсовета КНР.

 

  1. Египет после Второй мировой войны. Революция 1952 г. и ее влияние на социально-политическое и экономическое развитие страны.

Египет, обретя независимость в 1922 г., после 2й мировой сохранял на своей территории английские войска, находившиеся в зоне Суэцкого канала, районе Каира и Александрии. Англия стремилась создать Лигу арабских государств проанглийской ориентации. Египет же намеревался захватить лидерство в этой организации. B 1947 г. численность египетского пролетариата на предприятиях с числом занятых 10 и более человек составляла 271 тыс. B стране ощущалась острая нехватка квалифицированной рабочей силы; широко были представлены слои, еще связанные с деревенским и ремесленным производством. Рабочий класс находился под влиянием различных, мелкобуржуазных и буржуазных политических течений. Специфическую роль играла мелкая городская буржуазия и интеллигенция, численно возросшая в годы Второй мировой войны. Эти слои, оказывая огромное влияние на политическую жизнь, отличались крайней неустойчивостью экономического положения вследствие засилья иностранного капитала и местной олигархии. многочисленная часть населения страны - крестьянство, подвергалась полуфеодальным методам эксплуатации. B 1945 г. в стране насчитывалось не менее 1,5 млн безземельных крестьян; в то время как 12 тыс. египетских и иностранных помещиков (менее 0,4% всех землевладельцев) владели более 36% обрабатываемых земель. Таким образом, аграрный вопрос превратился в самую острую проблему послевоенного Египта.

Обострилась и антиколониальная борьба, лозунгом которой стала «эвакуация английских войск». B освободительное движение активно вступила учащаяся молодежь. 18—19 февраля 1946 г. было принято решение о создании Национального комитета рабочих и учащихся. Под его руководством объединились городской пролетариат, средние и промежуточные слои национальной буржуазии. B нем участвовали левые вафдисты, представлявшие оппозиционные слои партии Вафд (лидеры ее, претендуя на монопольное руководство массовым движением, не признавали Комитет), представители коммунистических групп, профсоюзов и пр. Наиболее серьезным конкурентом левым слоям буржуазной партии Вафд стала ассоциация «Братья-мусульмане», имевшая свои ячейки во всех губернаторствах Египта и филиалы в ряде арабских стран. B ассоциацию входили купцы, ремесленники, студенты, служащие, рабочие, солдаты, крестьяне и небольшое число офицеров. B период подъема освободительного движения (февраль — июль 1946 г.) демократические профсоюзные организации объединились в Конгресс профсоюзов рабочих Египта. B начале июля Конгресс обратился ко всем патриотам с призывом провести 11 июля, в день 64-й годовщины установления английского господства в Египте, всеобщую забастовку. B ответ правительство, во главе которого с середины февраля 1946 г. стоял крупнейший землевладелец Сидки, решило нанести удар по демократическому движению: были закрыты все левые периодические органы, прекратили свое существование прогрессивные организации, включая Национальный комитет рабочих и учащихся, Конгресс профсоюзов рабочих Египта. B январе 1950 г. в Египте были проведены парламентские выборы, которые принесли победу партии Вафд. Лидер партии Мустафа Haxxac сформировал кабинет. После выборов поднялась новая волна демократического движения, главным содержанием которого было требование независимости. Однако вафдисты считали, что освобождение страны от господства Англии должно быть завоевано посредством переговоров. Продолжавшиеся около 16 месяцев переговоры окончились безрезультатно; к тому же был обострен суданский вопрос. B обстановке острейшей социальной напряженности и кризиса верхов, выразившегося в отставке вафдистского правительства и в последовавшей за этим частой сменой кабинетов, в ночь с 22 на 23 июля 1952 г. тайная организация «Свободные офицеры» захватила власть в Каире. По форме это выступление армии напоминало обыкновенный верхушечный государственный переворот. Дальнейшие события показали, что это была антиимпериалистическая и антифеодальная революция, которая явилась завершением длительного исторического периода развития освободительного движения и началом независимого развития Египта. Ha смену традиционным силам к власти пришли представители средних слоев и патриотической мелкобуржуазной интеллигенции в союзе с национальной буржуазией. После отречения Фарука власть в стране перешла в руки Совета революционного командования (CPK), состоявшего из членов офицерской организации во главе с генералом Мухаммедом Нагибом и подполковником Гамалем Абдель-Насером. Египет был объявлен республикой. У молодых офицеров не было четкой политической программы. B первые недели был издан закон о ликвидации политической полиции, принят закон о чистке госаппарата от коррумпированных элементов, упразднены титулы «паша» и «бей», сохранившиеся со времен турецкого господства. Наиболее важным мероприятием явился закон об аграрной реформе, принятый 9 сентября 1952 г. Был установлен максимум землевладения в 200 федданов (1 феддан=0,42 га), предусмотрено определенное снижение арендной платы, упорядочение заработной платы в деревне, создание кооперативов. Для ликвидации угрозы контрреволюции 17 января 1953 г. объявлялось о роспуске политических партий и конфискации их имущества. Взамен создавалось единственное политическое объединение — Организация освобождения, которая должна была стать опорой нового режима.

12 февраля 1953 г. в Каире было подписано англо-египетское соглашение, предоставлявшее Судану право на самоопределение. Одним из первых достижений правительства Hacepa в области внешней политики стало подписание 19 октября 1954 г. англо-египетского соглашения об эвакуации английских войск в течении 20 месяцев. Вывод английских войск завершился 13 июня 1956 r., что положило конец 74-летней английской оккупации Египта. Однако наиболее значимым действием правительства Hacepa явилась национализация Суэцкого канала в 1956 r., ставшая кульминационным моментом в отношениях между Египтом и западными странами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.029 с.)