Список использованных источников. 1. Евлогий (Георгиевский), митрополит 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список использованных источников. 1. Евлогий (Георгиевский), митрополит



1. Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. Воспоминания. – М., 1994. – 621 с. Текст: непосредственный.

2. Зернов Н.М., Карташев А.В. Церковь. История. Россия. Статьи и выступления. М.: Пробел, 1996.– 303 с. Текст: непосредственный.

3. Карташев А.В. Автобиография // Вестник Русского студенческого Христианского движения. Париж-Нью-Йорк. – 1960. - № 58–59 (III–IV). Текст: непосредственный.

4. Карташев А.В. Вступительная речь / Религиозно-философское общество. Санкт-Петербург. Записки. - СПб., 1908. - Вып. 1. - С. 3–5. Текст: непосредственный.

5. Карташев А.В. Воссоздание Святой Руси. [Репринтное издание. Выходные данные оригинала: Париж, 1956]. - М.: Столица, 1991. – 251 с. Текст: непосредственный.

6.  Карташев А.В. Временное Правительство и Русская Церковь / Из истории Христианской на Родине и за рубежом. – М., 1995. – С. 20–38. Текст: непосредственный.

7. Карташев А.В. Церковь. История. Россия. Статьи и выступления. - М.: Пробел, 1996. – 303 с. Текст: непосредственный.

8. Линник Ю.В. Антон Владимирович Карташев (1875–1960) // Север. Петрозаводск. – 1992. – № 9. - С. 130–145. Текст: непосредственный.

9. Никольский Л.М. Памяти учителя // Вестник Русского студенческого Христианского движения. Париж – Нью-Йорк. – 1960. – № 58–59 (III–IV). – C. 62–64. Текст: непосредственный.

Священник Александр Ретинский

штатный клирик Марфо-Мариинского женского монастыря

Белгородской и Старооскольской епархии РПЦ (МП)

магистрант 1-го курса НИУ «БелГУ» (г. Белгород),

Л. П. Галенко

магистрант НИУ «БелГУ» (г. Белгород)

 

ВОЙНА В КОНТЕКСТЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

(ПО МАТЕРИАЛАМ РАБОТЫ

СВТ. НИКОЛАЯ (ВЕЛИМИРОВИЧА))

 

Аннотация. Тема войны никогда не потеряет своей актуальности. В данной статье делается попытка рассмотрения возникновения и последствий всех войн (мировых, локальных, межнациональных, информационных), когда-либо происходивших на земле с точки зрения Священного Писания. Непрестанно изучая тексты Священного Писания, Святой епископ Николай отыскал в них причины и механизмы возникновения всех войн на нашей многострадальной планете, ибо ни одна другая книга на свете не описывает такого огромного количества войн с объяснением их причин, более того, в Библии собраны и проанализированы результаты печального опыта непрестанного отпадения человека от Бога.

Ключевые слова: Священное Писание; грех; неумолимый закон греха; война; причины возникновения войны; идолы современного мира;материя; империализм; нация; личное «я»; культура

 

Прибегая к изучению труда Святителя Николая Сербского «Война и Библия», мы сталкиваемся с опытом истинно библейского понимания причин возникновения такой страшной катастрофы, как война. Важно проанализировать причины войны именно здесь и сейчас, ни секундой немедля, ибо, по выражению самого Святителя Николая, «граждане в городе торопятся полить дома свои керосином». И «совсем неважно, кто первый бросит искру в политый город» [7, с.18].

Первопричину всех значительных войн и военных конфликтов в свете Святого Божьего Откровения Святой епископ Николай Сербский выражает в четырех тезисах:

«1) существует неумолимый закон греха; первым грехом человека против человека было братоубийство – и братоубийство из зависти. Зависть вообще является первым грехом во вселенной, сатанинская зависть должна была погубить любовь прародителей к своему Создателю, и ей (зависти) это почти удалось; она же убила и любовь первого сына человеческого к его брату; 

2) война человека против человека есть следствие войны человека против Бога;

убийство Каином Авеля стало последствием грехопадения Адама и Евы, говоря другими словами, «грех человека перед человеком является следствием греха человека пред Богом»;

3) войну родителей против Бога продолжают дети, восставая один на другого; в этом тезисе существует и нравственная поучительная сторона: убийство сына своего Авеля его братом Адам и Ева должны были воспринять как последствие их собственного греха в раю;

4) милость Творца смягчает закон греха и этим делает возможным продолжение жизни на Земле; запрещая мстить братоубийце Каину, Вседержитель посылает несчастным родителям утешение в третьем сыне – Сифе» [7, с. 18].

Разобравшись, с помощью епископа Николая, в причинах возникновения войн, очевидным для нас становится факт того, что война есть продукт свободной человеческой воли. Вместе с тем война становится одной из важнейших составляющих жизни человека. Восстание человека на Бога исказило не только его (человека) природу - оно исказило всю тварь, другими словами, – человек, как венец творения, дерзает восстать на своего Творца, вследствие чего все остальное творение восстает на человека, как на своего хозяина и царя: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.»[1. Быт. 3:19-21].

Из вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что войну нельзя рассматривать только со «знаком минус»: для того, чтобы восстановить свои отношения с Богом, человек теперь должен восстать на себя, точнее, на искаженную грехопадением свою природу, объявив ей войну, и такая война полностью оправдана Богом.

В Священном Писании мы сталкиваемся с таким понятие, как «Священные войны» или «Войны Божии», которые ведет Израиль на пути в Землю Обетованную. Попуская войну, Господь требует ведения ее по строгим законам, которые мы рассмотрим ниже.

Господь не допускает на войне никакой неправды, цель военных действий должна быть оправдана Богом. Примером здесь может служить война Авраама с царем Кедорлаомером, разграбившим Содом и Гоморру и случайно пленившим племянника Авраама Лота. Кедорлаомер воюет ради грабежа и насилия, Авраам для освобождения племянника, и сам Бог вступается за него. Освободив, с помощью Божией, Лота, он, между делом, освобождает царей Содомского и Гоморского, также плененных Кедорлаомером. А когда последние решают отблагодарить его, он произносит слова, которые должны бы были стать девизом для любого военачальника, ведущего освободительную войну: «поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, творцу неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Авраама» [1. Быт.14, 22-23].

История израильского народа — это история отпадения от Бога и возвращение к Нему. Пребывая в ропоте и грехах, народ терпел неудачи в войнах, - покаявшись и очистившись, он легко шел вперед, побеждая без потерь своих врагов. Так, дойдя до земель моавитян и мадианитян, иудеи вновь впали в искушение, с которым им тяжело было справиться, и этим искушением было прелюбодеяние. Вожди моавитян и мадианитян боялись народа израильского, узнав об их славных победах, которые они совершили при помощи Божией, и поэтому они повелели женщинам своим соблазнять иудеев, зная о том, что сердце мужчины легко привязывается к женщине. Вступив в прелюбодеяние телесное, не удержались иудеи и от прелюбодеяния духовного, увлеченные моавитянками и мадианитянками, отступили они от Бога Истинного и поклонились бездушным идолам [6].

Но не весь народ был развращен, и вновь молитвы и поступки праведников спасли Израиль от неминуемой беды. «Финеес внук первосвященника Аарона, не в силах терпеть беззакония народа своего, однажды увидев израильтянина, приведшего к себе в шатер женщину мадианитянку, пронзил их обоих копьем, а Моисей повелел повесить всех князей и старейшин колен израилевых, вводящих своим примером весь народ в погибель. Данные события дают нам права судить о том, что:

1) за прелюбодеянием телесным идет и прелюбодеяние духовное – отпадение от Истинного Бога и поклонение идолам;

2) обе формы прелюбодеяния приносят неудачи в военных действиях» [6].

Но не только прелюбодеяние приводит к поражению в войне, любой грех противен Богу и, если народ избрал Знаменем своим Истинного Бога, он должен удаляться от всякого греха: еще одной причиной неудач Израиля стало мародерство. Некий Ахан сын Хармия из колена Иудова, заприметив при штурме Иерихона плащ, двести сиклей серебра и слиток золота, взял это все себе и закопал в землю перед шатром своим, забыв, видимо, про повеление Божие не брать ничего в Иерихоне: «Согрешил Израиль, и преступили они завет Мой, который Я заповедал им; и взяли из заклятого, и украли, и утаили, и положили между своими вещами» (Иис. Нав. 7, 11). И за преступление одного только человека поплатился весь народ, и не смог Израиль взять Гая, и разбил Гай израильтян наголову, и погибло 3000 человек, и только когда Ахан был побит камнями вместе со всей семьей и со скотом и всем имуществом, краденым и не краденым, когда память о нем была стерта из памяти народа, Иисус Навин вновь повел войска на Гай и завладел им без усилий. «Из этих страшных событий нам становится ясным:

1) Богу отвратителен каждый мародер и грабитель, особенно на войне;

2) грех отдельного человека может препятствовать удачному исходу войны» [6].

До этого мы говорили о грехах конкретных людей и их последствиях в ходе военных действий и пришли к выводу, что если человек грешит: ропщет на Бога и служителей Его, покланяется ложным богам, блудит, грабит, то это, при отсутствии покаяния, приводит к неудачам всего народа. Что же произойдет с народом, если он весь целиком отпадет от Бога?

Страшна участь народа, отпавшего от Бога. Знали об этом израильтяне, знали, но не могли устоять в истине, и даже богоизбраный народ стал отрекаться от Бога своего: «И восстал против них другой род, который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю; и стали сыны Израилевы делать злое пред очами Господа и служить Ваалам … скоро уклонились от пути, которым ходили отцы их, повинуясь заповедям Господним. Они так не делали» [1. Суд. 2, 10-17].

«И если раньше Бог вел Израиль на язычников, то теперь Бог ведет идолопоклонников на обезумевший народ Свой:

1) целый народ отпадает от Бога и попирает Закон Его;

2) этот грех становится причиной рабства отпавшего народа;

3) живая и осмысленная связь между причиной и следствием судеб народов, или живой и мыслящий Связующий – Сам Творец и Промыслитель;

4) причины рабства находятся в руках народа, следствия – в руках Бога» [7, ст.32].

Итак, мы выяснили причины рабства народа, задумаемся, от чего зависит освобождение. Святой епископ Николай указывает нам на то, что Библия дает ответ и на этот вопрос. Покаяние, вопиющее к Богу, и милость Его, идущая навстречу таковому покаянию, становятся: одно – причиной освобождения, а второе заключается в Самом Освободителе. Причина проникает в душу народа. Освобождает же – Бог Всевышний. «Ежели не так, то как безоружные рабы смогут вырваться из рук вооруженных рабовладельцев. Христианские народы постоянно живут с этим чувством» [7, с. 34, 42].

Святитель Николай Сербский указывает нам на то, что именно Библия содержит в себе наиточнейшую, если можно так выразиться, философию войны, и содержит она в себе причины всех войн - и уже минувших, и новейших. Основанием любой войны становится отказ от Единого Истинного и Живого Бога, и противостояние Ему. «Нечестивым же нет мира, говорит Господь» [1. Ис. 48, 22]. Кумирами, идолами современного общества, по мнению святого епископа Николая, становятся «материя, империализм, нация, личное «я» и культура.

Материя – материализм практический. Жажду обладания современного человека материей в виде денег, земель, вещей и иных удовольствий по силе можно противопоставить только жажде Бога у христиан истинных и духовной радости, от Него исходящей.

Империализм, подобно гордыне и зависти диавола, становится корнем всех грехов современных народов, причиной же его стал крайний материализм в контексте войн – захват земель ради безграничной власти, торговли – ради материи; поскольку стремление к империализму безгранично, оно порождает между народов зависть, ненависть, трение и борьбу, неизбежно приводящие к пожару войны.

Нация, в самых уродливых своих формах - современный национализм, заключается не в любви к своему народу - главной целью его становится презрительная ненависть к иным народам и нациям, и в этом заключено противостояние Богу – Творцу всех народов.

Личное «я»,как говорит Святитель Сербский Николай, - этот идол мощнее всего проявляется в борьбе политических партий за первенство, власть и богатство при наличии полной неразборчивости в средствах этой борьбы, и борьба эта приводит к полному забвению Бога и Закона Его, и единственное следствие этой безумной борьбы – война.

Культура.Человеческие творения никогда не достигнут совершенства творений рук Божиих, а сам Господь запретил обожествлять творения Его, а обожествление творений рук человеческих – «высшая мерзость перед очами Божиими». Человеческая культура подчинена вышеназванным идолам, а особенно материализму.

Подобно Достоевскому, всех этих современных идолов вполне можно назвать бесами, кричащими и рекламирующими себя, лицемерно притворяющимися и лгущими, прикрывающимися чужими именами. Они бы, конечно, могли стать истинными ценностями, будь они освящены верой в Бога и служа ко славе имени Его» [7, с. 63-67].

«Чтобы человек мог идти угодным Господу путем, он должен вести единственную угодную Богу войну: войну против самого себя. Этой войной человек освобождается от той тины греха, которая ему затемняет видение цели и пути… Христиане являются слугами, знающими волю Господина своего, и бывают часто и горько наказаны; а нехристиане, не знающие ни цели, ни пути, ни самого Господина, бывают наказаны меньше» [7, с. 74,81].

Рассмотрев феномен войны в контексте Священного Писания, основываясь на опыте Святителя Николая (Велимировича) епископа Жичского, пережившего две мировые воины и предостерегающего нас от новых войн, мы, к сожалению, констатируем тот факт, что тогда, в далеком 1927 году, голос этого пророка не был услышан, его труд «Война и Библия», написанный за двенадцать лет до начала второй мировой войны, не был оценен по достоинству и не нашел отклика в умах и сердцах людей, призыв Святителя остался неуслышанным. Сейчас его голос обращен к нам, людям, знающим о ужасах войны «лишь понаслышке» и живущим в состоянии относительного мира. Однако запах керосина, о котором писал Сербский Святитель, давно щекочет наши ноздри и совсем не важно, кто первым бросит спичку.

«Война – это грозовая туча, образующаяся из испарений зла. Мелкие, злые, противонравственные деяния отдельных лиц, постепенно накапливаясь, подготавливают грозу войны так же неизбежно, как водяные испарения образуют облака. Это вовсе не мистика, а реалистическое объяснение. Таким образом, на каждом человеке, делающем зло или нарушающем заповеди Божии, лежит ответственность за войну, и уклониться от этой ответственности не имеет права никто, ибо он был в своей мере виновником войны из-за своих противонравственные деяний и греховной жизни. Отсюда вывод: жизнь во Христе, жизнь праведная, в соблюдении заповедей Божиих, есть лучшее средство предупреждать войну, и в этом стоит обязанность каждого гражданина, действительно заботящегося о благосостоянии своей страны и своего народа. Это непреложный духовный закон до скончания века…» [3].

Abstract. The theme of war remains relevant for modern society to this day. This article attempts to consider the origin and consequences of all wars (world, local, international, information) ever occurred on earth from the point of view of Scripture. Constantly studying the texts of the Holy Scripture, St. Bishop Nicholas found in them the causes and mechanisms of all wars on our long-suffering planet, for no other book in the world describes such a huge number of wars with an explanation of their causes, moreover, the Bible collected and analyzed the results of the sad experience of the incessant falling away of man from God.

Keywords: Holy Scripture; sin; inexorable law of sin; war; causes of war; idols of the modern world; matter; imperialism; nation; personal "I"; culture.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.017 с.)