Московского ивановского монастыря хvii–хiх вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Московского ивановского монастыря хvii–хiх вв.



 

Аннотация. Статья посвящена актуальному вопросу духовно-нравственного возрождения российского общества на основе системы православных ценностей. В ней исследуется взаимоотношение таких категорий, как «духовно-нравственное воспитание» и «патриотическое воспитание». Анализ документов федерального уровня, в которых идет речь о значимости духовного состояния общества, духовно-нравственного и патриотического воспитания, помогает выявить структуру этих процессов. Данное научное исследование выявляет роль патриотического воспитания в контексте духовно-нравственного развития личности. Определяет аксиологические основы патриотического воспитания в рамках традиционной духовной культуры православной веры. Историческое изучение жизнедеятельности духовных подвижниц московского Ивановского монастыря XVII XIX вв. помогает понять, что именно они являются лучшими примерами того, каким должен быть истинный патриот, любящий Бога, Отечество и своего ближнего.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, патриотизм, патриотическое воспитание, духовное подвижничество.

 

На современном этапе развития российского общества вопрос патриотического воспитания становится одним из важнейших в контексте его духовно-нравственного возрождения на основе православных традиций. Президент России в одном из посланий Федеральному собранию Российской Федерации говорит о приоритетном значении этой задачи. «Духовное единство народа… это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории» [2]. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» особое внимание уделяется вопросу духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Какова же взаимосвязь между духовно-нравственным развитием и патриотическим воспитанием? В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» выявлены основные базовые национальные ценности: традиционные российские религии, патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, искусство и литература, природа [1, с. 18-19].

В соответствии с ФГОС для дошкольного образования основными задачами являются: воспитание доброго отношения к людям и природе, сочувствия, дружелюбия, патриотизма, осознание своих национальных особенностей, внушение чувства уважения к своей нации, представителям других народностей. Развитие чувства сопричастности к народному наследию, внушение уважения к труду [6]. ФГОС начального общего образования, основного общего образования, включают в себя предметные области: основы религиозных культур и светской этики, основы духовно-нравственной культуры народов России.

В соответствии с Концепцией, современный национальный воспитательный идеал – это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, понимающий судьбу Отечества как свою личную, сознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [1, с. 21].

Структура духовно-нравственного воспитания является сложной и включает в себя многочисленные направления. К ним можно отнести следующие направления педагогической деятельности: религиозное воспитание, нравственное и этическое развитие, патриотическое и гражданское становление личности. Семейное воспитание, умственное, трудовое, эстетическое, экологическое, физическое развитие, также являются составными частями общего процесса духовно-нравственного воспитания личности. Таким образом, можно сделать вывод, что патриотическое воспитание является составной частью процесса духовно-нравственного становления и развития личности человека.

Патриотическое воспитание имеет интегративную природу. Поскольку для того, чтобы воспитать ребенка патриотом необходимо развивать у него горячую любовь к Богу, своему Отечеству, народу, семье, готовность пожертвовать своими интересами ради них. Взращивать желание быть им полезным, укреплять привязанность к родным местам и окружающей природе, духовным ценностям и культурно-историческим традициям своего народа, языку. Все это означает огромную значимость патриотического воспитания в процессе духовно-нравственного развития личности.

Патриотизм и патриотическое воспитание невозможны вне рамок традиционной духовной культуры нашего народа, т.к. они вытекают из цели и смысла жизни человека, аксиологической основой которых, является религиозное мировоззрение. Поэтому можно говорить о том, что традиционными основами патриотического воспитания является православная культура.

Укорененность патриотизма в православной парадигме приводит нас, если можно так выразиться, к пониманию основной формулы патриотического воспитания. Истинная любовь к Богу, знание Бога и жизнь в Боге помогают любить ближнего и свою Отчизну. В то же время именно любовь к тому, кто рядом с тобой, является существенным признаком и следствием настоящей любви к Господу. Любовь к Богу испытывается любовью к ближнему: «Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити» (1 Ин 4, 20).

Настоящий патриотизм проявляется в том, что человек живет по заповедям Божиим в своей стране, где он родился, вырос, создал семью, созидает и защищает свое Отечество. Тот, кто принимает Промысл Божий о себе, строит свою жизнь по воле Божией, тот не может не любить своей Родины, поскольку она дарована ему Господом. Любовь к Богу и доверие Ему порождают ощущение родства и близости, личной причастности своей Отчизне. Отношение к земному Отечеству характеризует взаимоотношения между Богом и личностью. Презирающий свою Отчизну и ищущий комфорта в других странах, так же далек и от своего Творца, поскольку его жизнь протекает вне Бога, смыслом жизни является не стяжание жертвенной любви, а постоянный поиск своего и удовлетворение гедонистических  потребностей. Все это еще раз подтверждает единство любви к Богу и Отечеству.

Вместе с тем становится очевидна и взаимосвязь между любовью к ближнему и любовью к Родине. Любовь к ближнему, ведет к тому, что человек живет интересами своей семьи, своего народа, своей страны, своей религиозной традиции. Он дорожит Отечеством, которое ему подал Господь.

Любовь к Богу, ближнему, Родине нельзя подразделять на какие - то отдельные части, это единое целое, которое является фундаментом патриотического воспитания подрастающего поколения.

Лучшими примерами любви к Господу и Родине, проявления истинного патриотизма всегда были духовные подвижники Церкви, Божии избранники, те, кто уже здесь в земном Отечестве обрели Царствие Небесное.

Ярким доказательством этому служит духовный подвиг святой блаженной Марфы Московской, которая подвизалась в Ивановском девичьем монастыре города Москвы в XVII веке. Церковное предание сохранило весьма скудные сведения о ее жизни. В миру ее звали Дарья. Где она родилась, кто были ее родители, чем она занималась до поступления в обитель неизвестно. Выбрав монашеский путь и предавшись Божией воли, по истечении послушничества, она дала Господу обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Имя Марфы она получила при монашеском постриге. Ее духовное подвижничество было столь велико, что она была удостоена великого ангельского образа, великой схимы. Ее любовь к Христу была так сильна, что она взяла на себя великий христианский подвиг - стала юродивой. Телесные страдания сопровождались тем, что она терпела голод и жажду, стужу и зной, ходила босиком, полуобножив свое тело. Спала она, подложив под голову камень. Ночью уходила на Воробьевы горы, где до утра пребывала в молитве, а утром, возвратившись в обитель, присутствовала на монастырских службах и исполняла все возложенные на нее послушания. В силу своего высочайшего смирения, чтобы избежать мирской славы, Марфа скрывала свои духовные подвиги и дары. Господь прославляет своих избранников, очень скоро о ее подвижничестве узнали не только насельницы монастыря, но и при царском дворе. Ее стали уважать, обращались к ней за духовным советом и ее святыми молитвами. Блаженная Марфа была молитвенницей за первых царей из рода Романовых и считалась покровительницей царской династии. В последние десять лет ее жизни, когда она стояла на высоте своих духовных подвигов, ее особенно почитала благочестивая супруга царя Михаила Феодоровича, Евдокия Лукьяновна. Их сын – царь Алексей Михайлович с детства помнил святую и сохранил о ней память на всю жизнь. Почила блаженная схимонахиня Марфа 1/14 марта 1638 года. По высочайшему распоряжению гроб ее в землю не зарыт, а поставлен в главном монастырском храме.

Как и при жизни, святая блаженная Марфа помогает всем, кто обращается к ней в своих молитвах. Семьям, находящимся в ожидании рождения ребеночка, она оказывает помощь роженицам в благополучном разрешении от бремени. Она помогает страдающим от алкогольной зависимости, заключенным в тюрьме. В 2001 году блаженная схимонахиня Марфа была причислена к собору Московских святых [4].

В конце XVIII века в Ивановском монастыре появилась еще одна подвижница благочестия – инокиня Досифея. Будущая святая подвижница монахиня Досифея родилась в 1746 году [5, с. 16]. В 1785 году она была пострижена в монашество с именем Досифеи и провела остальные четверть века своей жизни в Ивановском женском монастыре, увенчавшись христианскими и монашескими добродетелями.

На основании исторического предания, можно сказать, что в миру монахиня Досифея была княжной Августой Таракановой. Ее родители – императрица Елизавета Петровна и граф Алексей Григорьевич Разумовский, состояли в тайном, но законном браке. В детстве она воспитывалась в семье Веры Григорьевны Дараган, а затем обучалась и проживала за границей. В 1785 году по повелению императрицы Екатерины II ее похищают и привозят в Петербург [3, с. 9-12]. Принцесса Августа была представлена императрице. Государыня долго и откровенно с ней беседовала, говорила о Пугачевском бунте, о смуте самозванки, которая представлялась дочерью императрицы Елизаветы Петровны, о государственных потрясениях, которые могут быть и впредь, если ее именем воспользуются враги российского государства. Приговор Екатерины II был краток: княжна Августа должна для спокойствия России, чтобы не сделаться орудием в руках политических интриганов удалиться от света в монастырь и принять монашеский постриг. Княжна Августа кротко и со смирением принимает волю Божию и становится монахиней московского Ивановского женского монастыря, где и пребывает с 1785 по 1810 гг.

Монахиня Досифея жила очень уединенно, к ней допускалась только игумения, духовник и келейница. Ее затворническая жизнь была исполнена подвигами молитвы и поста. Иногда на имя ее присылались к игумении от неизвестных лиц значительные суммы денег, которые она употребляла на украшение церкви и на пособие бедным и на подаяние нищим. Краевед И.М. Снегирёв писал, что все время «она посвящала молитве, чтению духовных книг и рукоделию; вырученные ею за труды деньги раздавала через свою келейницу нищей братии» [5, с.15].

Эти годы стали временем ее духовного возрастания, и душа ее наполнилась христианскими добродетелями смирения, терпения и искренней любви к Богу и людям.

Суть духовного подвига старицы Досифеи заключается в том, что со смирением и любовью в сердце она прошла путь от заключения к затвору и так возлюбила Бога, что иного уже и не желала. Господь одарил ее духовными дарами: непрестанной молитвой, духовной мудростью, провидением будущего. В начале XIX века монахиня Досифея почиталась в Москве как старица, преуспевшая и опытная в духовной жизни, многие приходили к ней за духовными наставлениями и святыми молитвами. Ее земная жизнь закончилась торжественным погребением в Новоспасском монастыре 17 февраля 1810 года. С конца XX в. ее могила находится в усыпальнице Дома Романовых.

Знакомство с духовными подвигами стариц московского Ивановского монастыря XVII–XIX вв. в процессе патриотического воспитания будет способствовать формированию мировоззрения на основе традиционных православных ценностей. Научать любви к Богу, Отечеству и ближнему, а следовательно, тому, каким должен быть истинный патриот.

Abstract. The article is devoted to the topical issue of the spiritual and moral revival of Russian society based on the system of Orthodox values. It explores the relationship between such categories as" spiritual and moral education "and"Patriotic education". The analysis of Federal-level documents that deal with the significance of the spiritual state of society, spiritual, moral and Patriotic education helps to identify the structure of these processes. This research reveals the importance of Patriotic education in the context of spiritual and moral development of the individual. Defines the axiological foundations of Patriotic education within the framework of traditional spiritual culture-the Orthodox faith. Historical study of the life of spiritual ascetics of the Moscow Ivanovo monastery of the XVII-XIX centuries helps to understand that they are the best examples of what a true patriot should be, who loves God, the Fatherland and his neighbor.

Key words: spiritual and moral education, patriotism, Patriotic education, spiritual asceticism.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.119 (0.011 с.)