Список использованных источников. 2. Бим И.Л., Маркова Т.В 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список использованных источников. 2. Бим И.Л., Маркова Т.В



1. Атафурова Т.Н. Патриотическое воспитание студентов в процессе обучения иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 19. – С. 1–3. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770392.htm. (дата обращения: 04.03.2020). Текст: электронный.

2. Бим И.Л., Маркова Т.В. Об одном из возможных подходов к составлению программ по иностранным языкам // Иностранный язык в школе. – 1992. – № 1. – С. 3-16.– Текст: непосредственный.

3. Никитина С.В., Болдырева Т.П. Духовно-нравственное воспитание в вузе (из опыта работы Курской ГСХА) // Шестнадцатые Дамиановские чтения: Русская православная церковь и общество в истории России и Курского края: материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. 2019. С. 205-208. – Текст: непосредственный.

4. Перькова Е.Л. Русский язык для иностранцев: значение, проблемы // Актуальные вопросы инновационного развития агропромышленного комплекса: материалы Международной научно-практической конференции. – Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2016. – С. 137-139. – Текст: непосредственный.

5. Пигорева О.В. К вопросу о методологических подходах организации духовного и нравственного воспитания в аграрном вузе // Развитие социогуманитарного знания в меняющемся мире: сб. статей по материалам Национальной конференции / под редакцией Е.Б. Дудниковой, В.Я. Романченко, Н.В. Шалаевой. - Саратов: Изд-во Саратов. ГАУ, 2019. – С. 96-100. Текст: непосредственный.

6. Пигорева О.В. Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников Российских ХХ века в школе: трудности, критерии, перспективы // Преподавание истории в школе. – 2015. – № 3. – С. 46-52. Текст: непосредственный.

7. Трубинова Е.А. Патриотическое воспитание на уроках английского языка и во внеурочной деятельности // Молодой ученый. – 2015. – № 9. – С. 1050-1053. – URL https://moluch.ru/archive/89/17823/ (дата обращения: 04.03.2020). Текст: электронный.

 

 

А. М. Пекина

к.ист.н., доцент кафедры философии и культурологии

Института истории, политических и социальных наук

Петрозаводского государственного университета

(г. Петрозаводск)

 

ВЛИЯНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

НА ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА

В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

 

Аннотация. Представленный в статье материал характеризует подвижническую деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. В статье приведены конкретные примеры вклада РПЦ в дело Победы. Так, был организован сбор средств в храмах на строительство танковой колонны «Димитрий Донской» и эскадрильи «Александр Невский». Героизм столичного духовенства был примером для советских граждан не поддаваться унынию, верить в освобождение страны от фашистских захватчиков. Патриотизм и духовность стали синонимами. Автор, являясь преподавателем ВУЗа, подчеркивает необходимость просвещать студентов, чтобы они знали и хранили историческое прошлое Отечества.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, духовность, гражданский подвиг, патриотизм, Великая Отечественная война, Алексий I, Алексий II.

 

Высокая степень духовности определяет здоровье нации. Синонимами духовности являются религиозность, церковность и душевность. В честь 75-ой годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 22 июня 1941 – 8 мая 1945 гг. важным является работа по патриотическому воспитанию студенческой молодежи по разным направлениям [7]. Ведь восприятие событий того времени неоднозначно, что показало социологическое исследование, проведенное автором накануне 70-й годовщины Победы, когда часть респондентов полагала, что со смертью последнего участника боевых действий уйдет и героическое прошлое страны [8]. Потому важным является информирование о вкладе Русской Православной Церкви (РПЦ) в общее дело по отражению врагов Отечества. Из истории известны примеры гражданских подвигов и самопожертвования церковными иерархами: это и Благое подвижничество Сергия Радонежского по сплочению русских земель против порабощения в годы татаро-монгольского ига 1237-1480 гг., и мученическая смерть патриарха Гермогена в годы Смуты, не отозвавшего свои духовные грамоты, призывавшие к борьбе русский народ с польскими завоевателями. В честь Сергия Радонежского был назван и Сергей Владимирович Симанский, будущий патриарх Алексий I (1877-1970 гг.). Несмотря на аресты в годы советской власти в 1918-ом, 1922-ом, 1926-ом годах, он не озлобился на советскую власть, не изыскивал возможность покинуть страну, а продолжал свою миссию служения православию. Будущий патриарх узнал о начале войны, служа на Ленинградской кафедре. А уже 26 июня 1941г. он обратился к своей пастве с патриотическим воззванием «Церковь зовет к защите Родины». 10 августа 1941 г., находясь в Москве во время службы в Богоявленском соборе, он произнес проповедь, в которой определил свое отношение к начавшейся войне и позицию каждого верного сына Отечества [2, с. 684]. В проповеди говорилось: «Патриотизм русского человека ведом всему миру… По особенным свойствам русского народа он носит особый характер самой глубокой, горячей любви к Родине. Эту любовь можно сравнить только с любовью к матери, с самой нежной заботой о ней. Кажется, ни на одном языке рядом со словом «родина» не поставлено слово «мать», как у нас. Мы говорим не просто родина, но мать-родина; и как много глубокого смысла в этом сочетании двух самых дорогих для человека слов! Русский человек бесконечно привязан к своему Отечеству, которое для него дороже всех стран мира. Ему особенно свойственна тоска по родине, о которой у него постоянная дума, постоянная мечта. Когда родина в опасности, тогда особенно разгорается в сердце русского человека эта любовь. Он готов отдать все свои силы на защиту ее; он рвется в бой за ее честь, неприкосновенность и целость и проявляет беззаветную храбрость, полное презрение к смерти. Не только как на долг, священный долг, смотрит он на дело ее защиты, но это есть непреодолимое веление сердца, порыв любви, который он не в силах остановить, который он должен до конца исчерпать...» [12].

«Родина-мать зовет!» - созвучное речи название известнейшего и знакового плаката военного времени. Его создает в 1941 г. Народный художник Грузинской ССР, заслуженный деятель искусств РСФСР Ираклий Моисеевич Тоидзе (1902-1985гг.) [13, c.1330]. Родившись в Тбилиси в семье живописца, будущий художник не мог не впитать традиции христианской Грузии. Интересен факт, что младшего брата Ираклия Тоидзе назвали Георгий, который в годы Великой Отечественной войны сражался на Кавказе.

Когда смотришь на это произведение плакатного искусства, возникает ощущение сопричастности к событиям 1941-1945 гг. Вполне допустимо, что у человека возникала ассоциация с образом Богоматери. Ведь недаром растиражированный мини-плакат носили советские бойцы в кармашках гимнастерок вместе с фотографиями своих жен и матерей, Плакатный образ «перетекал» в образ иконографический. Для автора «Родина – мать» сродни иконе Валаамской Богоматери, которая одета в условное сакральное одеяние: красный плат-покров и накидка. А красный цвет в христианстве символизирует как пролитую кровь Христа, животворящую силу победы жизни над смертью, так и духовность.

В Ленинграде Алексий вместе с народом перенес блокаду города. Несмотря на обстрелы и бомбежки, в кафедральном Никольском соборе, где жил Алексий, ежедневно совершались богослужения, отпевания, панихиды. Он вел беседы с теми, кто к нему обращался. Известно, как благоприятно действует на отчаявшегося человека доброе слово утешения и поддержки.

«Тыл – фронту» - это и работа на заводах, в колхозах, и конкретный материальный вклад в дело Победы. В Ленинграде в храмах города было собрано в течение 1941-1944 гг. тринадцать миллионов рублей [2, c.684]. В общее дело помощи стране в мае 1944 г. вместе со своей сестрой А.А. Погожевой Алексий передал свою дачу в Ленинградской области под детский дом для детей погибших солдат и офицеров. Вполне заслуженно 11 ноября 1943 г. Алексий вместе группой духовенства за патриотическую деятельность был награжден медалью «За оборону Ленинграда». Участвуя 8 сентября 1943 г. в Архиерейском Соборе РПЦ, им был зачитан доклад «Долг христианина перед Церковью и Родиной в переживаемую эпоху Отечественной войны» [2, c. 685]. Подлинный героизм в годы войны проявило столичное духовенство. Ни на час не покидал Москву настоятель храма сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, протоиерей Павел Успенский, в мирное время живший за городом. При своем храме он организовал настоящий социальный центр. В церкви было установлено круглосуточное дежурство, а в подклети организовано бомбоубежище, позже переделанное в газоубежище. Для оказания первой помощи при несчастных случаях отец Павел создал санитарный пункт, где были носилки, перевязочный материал и все необходимые лекарства. Подлинный героизм в годы войны проявило столичное духовенство. Ни на час не покидал Москву настоятель храма сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, протоиерей Павел Успенский, в мирное время живший за городом. При своем храме он организовал настоящий социальный центр. В церкви было установлено круглосуточное дежурство, а в подклети организовано бомбоубежище, позже переделанное в газоубежище. Для оказания первой помощи при несчастных случаях отец Павел создал санитарный пункт, где были носилки, перевязочный материал и все необходимые лекарства [5]. Восьмого марта 1944 года у деревни Горелки Тульской области состоялась передача частям Красной Армии танковой колонны «Димитрий Донской». Главной особенностью этой колонны было то, что ее танки были построены на средства верующих РПЦ. Всего же по приходам было собрано более 200 миллионов рублей на нужды фронта [9, с.249-250]. Не случайно на территории Донского монастыря в Москве можно увидеть легендарный танк Т-34. Один из таких танков носил имя «Иван Великий» в честь колокольни Иоанна Лествичника Московского Кремля. Ассоциировалось это название и с именем русского человека – Иван. Светская власть учреждает в 1942 г. орден «Александр Невский», а церковь передает Красной Армии эскадрилью «Александр Невский» в честь благоверного князя Александра Ярославича [3,12].

Выступая 31 января 1945 г. с докладом о патриотической деятельности церкви на Втором Поместном соборе РПЦ в храме Воскресения Христова в Сокольниках Москвы, митрополит Алексий подчеркнул роль духовного воздействия пастырей на паству. Православная церковь «поднимала дух безмерной любви к Родине, волю к победе», давала «утешение страждущим, скорбящим, унывающим». В храмах, в молитве верующие черпали «единственное утешение в душевных страданиях. В боли сердца за дорогих сродников, проливающих кровь за Отечество, за своих сынов, погибших смертью героев на полях сражений». Исполнили свой долг и пастыри церкви, которые «неленостно выполняли свое святое послушание, невзирая на неимоверные трудности, связанные с военным положением, особенно в местностях, в которых или близ которых происходили военные действия» [11, с.122].

Духовная жизнь народа в годы Великой Отечественной войны была связана с защитой своей Отчизны, с отстаиванием своей культуры и своей истории, которые неразрывно связаны с православной культурой и традициями. В стихотворении советского поэта Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», написанным им в 1941 г. при отступлении Красной Армии, есть такие строки:

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали: - Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

...Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих [10, с.77].

Отметим, что это – поэзия советского поэта, воспитанного в стране с идеологией атеизма. Как точно подмечено, что внуки не верят в Бога, а прадеды за них все равно молятся… То есть, в годину испытаний сработал генетический код, произошел определенный духовный сдвиг в сторону опоры на героическое прошлое народа по отражению врагов, стремящихся поработить родину. Ведь не случайно патриотический подъем вызвала и песня «Священная война» на стихи В.Лебедева-Кумача и музыку А.Александрова. Фашисты в песне - это орда. Очень меткое сравнение, так как в советских школьных учебниках по истории и литературе были рассказы о подвиге Дмитрия Донского на Куликовом поле против орды. Как в 1380 г. героический подвиг против «супостатов» с Востока совершили иноки Пересвет и Ослябя, так и в войне с «супостатами» с Запада в едином строю со своим народом были священнослужители.

Обратимся к примерам служения своей пастве на оккупированной фашистами территории. В 1941 г. Эстония стала местом размещения большого количества концентрационных лагерей. В этой ситуации представители православного духовенства не могли остаться в стороне и не сострадать заключенным. Cвященник Михаил Ридигер посещал узников лагерей, совершал богослужения и Таинства. Покойный митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс), очевидец тих событий вспоминал, как неутомимо помогал заключенным Михаил Ридигер: постоянно посещал лагеря, служил, собирал пожертвования. Привозил продукты, вещи. Владыка Корнилий считал, что именно пример отца и встречи с узниками лагерей побудили маленького Алексея к служению в Церкви Христовой [6, с.46-47]. Речь идет о судьбе и формировании личности будущего патриарха РПЦ Алексия II (1929-2008 гг.).

Автору посчастливилось слушать Слово патриарха в 2000 году во время его посещения Республики Карелия, в том числе и Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ). Патриарх отметил одухотворенные лица студентов Академического хора ПетрГУ, которые исполнили православные песнопения «Отче наш» и «Единородный Сыне и Слове Божий», порадовался, что возрождается духовная музыка.

Алексий II «призвал молодежь всегда ощущать себя гражданами, сынами и дочерьми своего Отечества, подчеркнув, что в университетских стенах молодежь получает не только образование, но и воспитание» [4].

Восьмого мая 1945 г. в пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Символично, что накануне отмечали Пасху. Это было 6-го мая, в День Святого Георгия, чей образ является гербом Москвы - сердца России.

 

Abstract. The material presented in the article characterizes the mobile activity of the Russian Orthodox Church during the Great Patriotic War. The article gives concrete examples of the contribution of the Russian Orthodox Church to the Victory. Thus, funds were raised in temples for the construction of the tank column "Dimitri Donskoy" and squadron "Alexander Nevsky." The heroism of the capital clergy was an example for Soviet citizens not to succumb to frustration, to believe in the liberation of the country from fascist invaders. Patriotism and spirituality became synonymous. The author, as a teacher of higher education, emphasizes the need to educate students so that they know and preserve the historical past of the Fatherland.

Key words: Russian Orthodox Church, spirituality, civil fiat, patriotism, the Second World War, Patriarch Alexi I, Patriarch Alexi II.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.217.163 (0.022 с.)