Список использованных источников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список использованных источников



1. Архив Церкви д. Муравлево Курского района Курской области. Воспоминания родных. Д. 3. Т. 1.

2. Борисова С.Л. В своем кругу: монахиня Мисаила и церковнослужители. – Курск: Мечта, 2016. – 40 с. Текст: непосредственный.

3. Борисова С.Л. Приходите ко мне – Я вам буду помогать. – М.: Основы православной культуры, 2008. – 16 с.

4. Кривоносов Б.М. Гидрометслужба. Музей Западной Сибири. Книга памяти бывших работников Западно-Сибирского (Новосибирского) управления гидрометеорологической службы, погибших в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – Новосибирск, 1991. – 56 с. Текст: непосредственный.

5. Сурова С.Ф. Жизнеописание старицы Мисаилы. – М.: Отчий дом, 2002. – 96 с. Текст: непосредственный.

 

В. Ю. Коровин

к.филос.н., заведующий отделом по научной работе

музея-усадьбы Д.В. Веневитинова (г. Воронеж)

 

ФИЛАНТРОПИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Михаила Алексеевича Веневитинова

на поприще народного образования

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы становления и развития земской школы (начальной народной школы) в Воронежской губернии во второй половине XIX века. На конкретном примере показываются условия их появления и содержания, раскрывается роль филантропов и благотворителей из среды дворян в развитии народного образования российской провинции, поднимаются вопросы взаимодействия сельских обществ, приходского духовенства и сельских учителей с попечителями в рассматриваемый период.

Ключевые слова: общественно-педагогическое движение, земская школа, народное образование, попечитель, филантропия.

 

С 3 декабря 2019 г. по 28 февраля 2020 г. в музее-усадьбе Д.В. Веневитинова (Воронежская обл., Рамонский р-н, с. Новоживотинное) работала выставка «Народное образование в русской провинции второй половины XIX – начала XX века». На ней были представлены редкие документы, фотографии, книжные издания, учебные пособия, педагогические сборники и журналы для детей XIX – начала XX века из фондов Музея имени И.С. Никитина и музея истории развития образования Воронежской области. Один из разделов экспозиции был посвящен общественно-педагогическому движению, связанному с организацией начального образования в Воронежской губернии. Здесь особое внимание было уделено владельцу Животинновского имения, потомственному дворянину, археографу М.А. Веневитинову.

Михаил Алексеевич появился на свет 25 февраля (8 марта) 1844 г. Его родители Алексей Владимирович (родной брат поэта-любомудра Дмитрия Веневитинова, одного из основоположников русской философской критики) и Аполлинария Михайловна, урожденная Виельгорская (ее отец – русский музыкальный деятель и композитор-любитель, а мать – фрейлина Луиза Карловна Бирон). Михаил Веневитинов получил прекрасное домашнее образование, увлечение чтением исторических сочинений стало для него настоящей школой воспитания чувств и образования личности. Затем он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, который окончил в 1868 г. со степенью кандидата. После окончания курса наук М.А. Веневитинов вернулся в Воронеж, где был сначала назначен сверхштатным старшим чиновником особых поручений при воронежском губернаторе В.А. Трубецком, а затем – штатным чиновником и заведующим губернской канцелярией. В 1871 г. он был причислен ко 2-му отделению Собственной Его Императорского Величества канцелярии сверх штата и вернулся в столицу. За эти несколько лет воронежского периода он сумел не только привести в образцовый порядок свое личное имение, но и отметиться деяниями на ниве социальной благотворительности. Историк Е.Л. Марков не случайно писал о нем: «Истинный джентльмен в том широком смысле, как понимают это слово англичане, но в то же время это был и простосердечный русский барин, без малейшей заносчивости и гордости, скромный в своих привычках, непритворно близкий к простому люду» (См. «Воронежский телеграф». 1901. № 108).

Одной из основных забот М.А. Веневитинова в указанные годы стало открытие в с. Новоживотинное начальной школы (земские школы в то время назывались училищами). Напомним, что подобные школы представляли собой учебные заведения с трёхлетним курсом, где дети всех трёх лет обучения (разделённые на три отделения) одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем. На основании «Положений о начальных народных училищах» 1864 г. и 1874 г. эти учебные заведения имели «целью утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания». Предметами учебного курса начальных народных училищ служили: 1) Закон Божий в составе краткого Катехизиса и священной истории, 2) чтение по книгам гражданской и церковной печати; 3) письмо; 4) четыре действия арифметики и 5) церковное пение. Кроме того, здесь разрешено было устраивать занятия церковного пения, чего, прежде всего, желали сами крестьяне, «и организация церковного хора была наиболее верным способом расположить сельское население к школе и учителю» [1, с. 100]. Обучением в школе занимались постоянно занятые народные учителя и приходящие законоучители-священники. В школе бесплатно обучались дети (в возрасте 8-12 лет) обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. По окончании курса ученики проходили летнее испытание для получения свидетельств на льготу при отбытии воинской повинности.

В Воронежской губернии массовое открытие начальных школ происходит во второй половине 1860-х гг., либо на совместные средства земства и сельских обществ, либо на средства частных лиц [2]. В 1872 г. по инициативе земского гласного М.А. Веневитинова в с. Новоживотинное начинается строительство здания земской школы, которое продвигалось весьма успешно. Как видно хозяйственных отчетов по имению, к началу октября фундамент уже был окончен и поставлен сруб («без обкладки кирпичом»), а к середине месяца –«печки почти сложены, полы настилаются, крыша покрыта, рамы для окон сделаны, погреб выкладывается, ограда сделана из плетня» [3, л. 25об.]. Сами занятия начались с 3 декабря; первую группу обучающихся составили 25 мальчиков и 7 девочек. «Святилище науки» сразу же сделалось столь привлекательным, что в первый год прием новых детей был временно прекращен. К 1875 г. количество посещающих возросло до 50 человек. Учебный год открывался с престольного праздника («Михайлова дня»), т.к. до тех пор дети пасли домашнюю скотину и лошадей, а заканчивался с началом полевых работ.

После открытия школы М.А. Веневитинов, как ее попечитель, старался всячески заботиться о ее нуждах. Через Животинновскую экономию регулярно выписывались учебные пособия (до 75 томов книг) и принадлежности. Так, в 1874 г. для школы были приобретены глобус, шведские счеты, 12 счет для детей, две картины с объяснительным чтением и разрезанная «Азбука». В своем письме к М.А. Веневитинову учительница Наталья Ивановна Негодаева отмечала: «Мои ученики очень обрадовались посылке вещей, они так любят считать, а глобус и картины для них еще никогда не виданные вещи» [4, л. 36–36об.].

В своей просветительской деятельности М.А. Веневитинов нашел поддержку в лице местного священника Петра Мамонтова, недавно назначенного на приход – человека передовых взглядов, знакомого с учительским ремеслом по прежнему месту служения и смотрящего на школу как на благодеяние для общества. Он вызвался быть законоучителем в местной школе и даже предложил заменить учительницу грамотным семинаристом. Впрочем, управляющий имением в последнем прошении ему отказал, но за преподавательскую работу положил отцу Петру жалование в размере 75 р. за 8 месяцев. Духовный пастырь с усердием взялся за дело и в своем письме к М.А. Веневитинову от 30 октября 1874 г. сообщал: «Мы с Натальей Ивановной получили от Вас для школы разные учебные пособия, они чрезвычайно будут практичны для школы... – в этом отношении мы будем щеголять перед другими школами. Картин по истории почти не применял к делу, они отданы через Александра Андреевича (Стейна, управляющего экономией – Авт.) для наклейки на папку и будут прочны и удобны, чтобы вывешивать на стену во время урока. Теперь главным образом занимаюсь объяснительным изучением молитв и событиями Ветхого Завета; с 8-го ноября, когда, может быть, вдвое прибавится учеников, начну по картинам проходить историю. Это, по-моему, потому полезно, что картины для всех учеников одинаково будут новы и с одинаковым вниманием будут слушаться... Молитвы изучаются неторопливо, но зато подолгу, основательно; желал бы достигнуть одинакового уровня знания между всеми учениками без особенного подразделения на группы» [4, л. 34–35]. Действительно, вскоре картины и карты (16 предметов) по церковной истории (в том числе, из двунадесятых праздников) были мастером-инженером наклеены на папку, покрыты лаком, получили крепления, и священник счел уместным дополнительно испросить пять экземпляров «Часослова учебного». Но, поскольку в Воронеже подобного издания найти не смогли, просьба о покупке названных книг снова была адресована в Петербург к попечителю [3, л. 111об.].

Благодаря налаженному педагогическому процессу в Архангельском храме, ктитором который состоял все тот же М.А. Веневитинов, сложилась необычная практика. Об этом мы узнаем из письма священника П. Мамонтова от 31 января 1875 г.: «Чтения школьниками в церкви у нас в большом ходу, каждый раз назначается читать человек по пятнадцати, читают на клиросе и девочки – это особенно интересно выходит; во время чтения детьми – в церкви глубокая тишина, никто не шевельнется, даже и креста не положит, и все с напряженным вниманием слушают, как школьники читают; так что на этот раз церковь у нас превращается в экзаменую залу – это уже немного по-американски. На долю каждого придется пророчеств немного, но зато в два праздника всем школьникам придется почитать – этим чтением как школьники, так и родители чрезвычайно довольны. Те и другие просят в церкви пение ввести хоровое, я и попробовал в школу пригласить своего причетника, но попытка вышла неудачна – без скрипки ничего нельзя сделать...» [4, л. 49 об.].

Этот частный случай свидетельствует о том, какую важную роль в развитии земских школ играли попечители, поэтому не случайно, земства старательно их подбирали – и, в первую очередь, из среды дворян-землевладельцев. Подобно М.А. Веневитинову, деятельность попечителей была организована по разным направлениям: от единовременных денежных пожертвований на строительство и содержание школы целиком, до покупки книг, мебели, письменных принадлежностей, дров, леса для постройки здания. Не маловажным было и то, что попечители могли лично участвовать в найме учителей и следить за ходом учебного процесса.

 

Abstract. The article deals with the formation and development of the Zemstvo school (primary public school) in the Voronezh province in the second half of the 19th century. A concrete example shows the conditions of their appearance and content, reveals the role of philanthropists and philanthropists from among the nobility in the development of public education in the Russian province, raises questions of the interaction of rural societies, parish clergy and rural teachers with trustees in the period under review.

Keywords: social pedagogical movement, zemstvo school, public education, trustee, philanthropy.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.007 с.)