Список использованных источников. 1. Архив уфсб по Курской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список использованных источников. 1. Архив уфсб по Курской области



1. Архив УФСБ по Курской области. Папка № 16457. Дело по обвинению Арбузова Федора Ивановича. К/р деятельность. - 1918 г.

2. Архив Курского Свято-Троицкого женского монастыря. Папка «Арбузов Феодор Иванович, священник. (1890-1918). Дело «Копии документов архивов».

3. Государственный архив Курской области. Ф. 483 "Благочиннические округа Курской губернии // Объединенный фонд". Оп. 1. Д. 39.

4. Ласочко Л.С. Из истории Николаевской церкви с. Никольниково Рыльского уезда Курской губернии. – Текст: электронный // Традиционные ценности в условиях глобализации: материалы IX научно-образовательных Знаменских чтений (29 марта – 4 апреля 2013 г.). – Курск: Курск. гос. ун-т, 2013.

 

В. В.Каширина

д.филол.н, профессор кафедры основ гражданственности

Российской академии живописи, ваяния

и зодчества Ильи Глазунова (г. Москва)

 

НОВОНАЙДЕННЫЕ ПИСЬМА НАСТОЯТЕЛЯ

ГЛИНСКОЙ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКОЙ ПУСТЫНИ КУРСКОЙ ЕПАРХИИ ИГ. ЮВЕНАЛИЯ (ПОЛОВЦЕВА)

К НАСТОЯТЕЛЮ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

АРХИМ. МОИСЕЮ (ПУТИЛОВУ)

 

Аннотация. С Курской епархией связано имя оптинского постриженника, духовного писателя, впоследствии архиепископа Ювеналия (Половцева), который проходил церковное служение в качестве настоятеля Глинской Рождество-Богородицкой пустыни (10 октября 1861 – 8 мая 1862), настоятеля Коренной Рождество-Богородицкой пустыни (8 мая 1862 – 21 декабря 1867), а также в качестве епископа Курского и Белгородского (3 сентября 1893 – 7 марта 1898). В статье проанализированы обнаруженные в рукописном архиве Оптиной пустыни два письма о. Ювеналия, написанные в Глинской пустыни, наместнику Оптиной пустыни прп. Моисею (Путилову) от 19 декабря 1861 г. и 26-го апреля 1862 г. В приложении к статье приводится публикация писем.

Ключевые слова: Оптина пустынь, Глинская пустынь, игумен Ювеналий (Половцев), преподобный Моисей (Путилов).

С Курской епархией связано имя оптинского постриженника, духовного писателя, впоследствии архиепископа Ювеналия (Половцева) [2, с. 368–369], который проходил церковное служение в качестве настоятеля Глинской Рождество-Богородицкой пустыни (10 октября 1861 – 8 мая 1862), настоятеля Коренной Рождество-Богородицкой пустыни (8 мая 1862 – 21 декабря 1867, здесь же 15 августа 1862 г. возведен в сан игумена), а также в качестве епископа Курского и Белгородского (3 сентября 1893 – 7 марта 1898).

В Курскую епархию о. Ювеналий получил назначение после прохождения послушания в качестве члена Русской духовной миссии в Иерусалиме (22 октября 1857 – 14 апреля 1861). В рукописном архиве Оптиной пустыни выявлены два письма о. Ювеналия, написанные в Глинской пустыни, наместнику Оптиной пустыни прп. Моисею (Путилову) от 19 декабря 1861 г. и 26 апреля 1862 г.

Отец Ювеналий, духовный сын прп. Макария Оптинского, постриженик прп. Моисея Оптинского, много лет руководившего Оптиной пустынью. Духовные советы опытного настоятеля, безусловно, были очень важны для вновь назначенного на настоятельское служение о. Ювеналия. К сожалению, ответные письма о. Моисея пока не обнаружены. Обращаясь к другим руководителям монастырей, о. Моисей советовал быть рассудительным, сдержанным, полагаясь во всем не на свою волю, а на волю Божию: «Управляющий всемирной обителью, Избравший тебя на это служение и Поручивший тебе пасти словесное стадо даст тебе разум и силы, как поступать, только всегда призывай Его помощь и не надейся на свой разум, а принимай и от других, может быть, опытнейших тебя братий, имей из них помощников себе к духовному окормлению порученных тебе братий» [1, с. 573].

Письма о. Ювеналия являются важным историческим источником. На основании первого письма восстанавливается хроника прибытия нового настоятеля Глинской пустыни в Курскую епархию.

Отец Ювеналий прибыл в Курск 20 октября 1861 г., где был встречен епископом Курским и Белгородским Сергием (Ляпидевским).

В ноябре вместе с правящим епископом посетил Борисовскую Тихонову пустынь, где участвовал в освящении придела в честь трех святителей в теплом храме в честь Преображения Господня, разобранном в 1859 г. и освященном в 1862 г. [3, с. 58–59]

По возвращении около полумесяца прожил в Курске. На праздник Введения по храм Пресвятой Богородицы 21 ноября/4 декабря получил указ Св. Синода о назначении игуменом в Глинскую пустынь.

На следующий день, 22-го ноября, был посвящен в звание игумена епископом Курским и Белгородским Сергием (Ляпидевским).

28-го ноября прибыл в Глинскую пустынь и о своих первых впечатлениях писал настоятелю Оптиной пустыни архимандриту (Моисею), что Глинская пустынь – это «малый град обительный, расположением своим много напоминающий скит Оптиной пустыни, только в больших размерах. Братии у нас, слава Богу, довольно – 163 человека и много из них весьма способных, все, по милости Божией, в подвиге духовном, есть очень преуспевшие, есть и немощные, от нихже первый есмь аз, но святыми молитвами Вашими и покойных старцев Б.О. Макария и О.И. Филарета, уповаем спастись» [7, л. 28].

В письме настоятелю Оптиной пустыни о. Ювеналий описывает и материальное состояние обители: «Внешние обстоятельства в обители нехороши. Долгу 7736 р., а наличной суммы принял я 10 р. 82 к. с., но что делать! Милостив Господь и силен помочь нам понемногу. Вдруг ничего не сделаешь. Помню наставление Ваше, Батюшка, о терпении и молитве и – постараюсь прилагать его к делу. Прошу и Ваших святых молитв, в которых наипаче нуждаюсь теперь. – Долгу-то у нас много. А запасов хозяйственных почти нет, исключая провизии, которой хватит еще на несколько месяцев. Как Господь поможет нам выбраться из лабиринта долгу не знаю, но верую, что поможет, имиже весть судьбами, иначе Он не послал бы меня грешного сюда» [7, л. 28–28 об.].

Во втором письме, от 26-го апреля 1862 г., о. Ювеналий просит о. Моисея о содействии в перевозке своих книг из скита Оптиной пустыни.

После служения в Курской епархии, о. Ювеналий был наместником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры (1867–1871), затем с 1871 г. по 1884 г. находился на покое в Оптиной пустыни. Это был период его плодотворного книжного творчества.

В 1874 г. он выполнил перевод на русский язык помещенных в III части паисиевского «Добротолюбия» творений Петра Дамаскина, которые были выпущены отдельным изданием [6], в 1881 г. подготовил к печати жизнеописание старца Моисея [8]. В 1883 г. напечатал обстоятельное и подробное исследование «Монашеская жизнь по изречениям о ней святых отцов подвижников» [5], где рассмотрел внутреннюю и внешнюю стороны монашеской жизни.

Среди этих трудов выделяется жизнеописание настоятеля о. Моисея, составленное о. Ювеналием, имевшим к тому времени опыт настоятельства в трех обителях: Глинской Рождество-Богородицкой пустыни, Коренной Рождество-Богородицкой пустыни и Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Это было жизнеописание великого оптинского старца, имевшего духовные дары, и образец многолетнего настоятельского служения. Как отмечал сам составитель, «особенно настоятельствующие в обителях иноческих встретят здесь, в поступках покойного вождя духовного, великий пример и образец того, как и в наше грустное время возможно вести себя духовному пастырю и с успехом пасти стадо Христово» [8, с. 10].

Проходя многообразные церковные послушания, Владыка Ювеналий всегда оставался истинным монахом, сохраняя в сердце духовные заветы преподобных оптинских старцев, он всегда был «мудрым и заботливым начальником, отечески милостивым наставником и руководителем и высоким примером жизни, благоустроенной по правилам веры и благочестия христианского» [4, с. 158].

+

Ваше Высокопреподобие Всечестнейший Батюшка отец архимандрит!

Давно бы следовало мне письменно доложить Вам о себе, что и как происходило со мною грешным, по отъезде моем из Оптиной пустыни, с Вашим молитвенным напутствованием и благословением, но, простите Бога ради, сначала переезды с места на место и неопределенность моего собственного положения, а по принятии должности, многое множество хлопот возбраняли исполнению моего желания. Сегодня же, улучив время, наперекор обстоятельствам, заперся, чтобы принести Вам, Батюшка, (л. 27 об.) мое усерднейшее поздравление с предстоящим великим праздником Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и Новым годом. Желаю Вам встретить и проводить оные, со всею о Христе братиею в добром здоровье и радости о Господе.

По выезде из Богоспасаемой обители Вашей (теперь уже не дерзаю сказать нашей, чтобы не оскорбились мои глинские собратия, весьма полюбившие меня недостойного), поехал я, Батюшка, в Курск, куда и прибыл 20-го октября. Быв обласкан Преосвященным Сергием [1], отправился я, вслед за ним, из Курска в Белгород и оттуда в Борисовку [2], на освящение храма [3]. По возвращении оттуда в Белгород и Курск, прожил в последнем около двух недель. 21-го Ноября, в самый лень Введения во храм Пресвятой Богородицы, (л. 28) получен был указ Св. Синода о назначении меня недостойного игуменом в Глинскую пустынь. 22-го Ноября был я посвящен в это звание преосвященным Сергием, а 28-го прибыл в обитель, паче же в малый град обительный, расположением своим много напоминающий скит Оптиной пустыни, только в больших размерах. Братии у нас, слава Богу, довольно – 163 человека и много из них весьма способных, все, по милости Божией, в подвиге духовном, есть очень преуспевшие, есть и немощные, от нихже первый есмь аз, но святыми молитвами Вашими и покойных старцев Б.О. Макария [4] и О.И. Филарета [5], уповаем спастись.

Внешние обстоятельства в обители нехороши. Долгу 7736 р., а наличной суммы принял я 10 р. 82 к. с. – но – что делать! Милостив Господь и силен (л. 28 об.) помочь нам понемногу. Вдруг ничего не сделаешь. Помню наставление Ваше, Батюшка, о терпении и молитве и – постараюсь прилагать его к делу. Прошу и Ваших святых молитв, в которых наипаче нуждаюсь теперь. – Долгу-то у нас много. А запасов хозяйственных почти нет, исключая провизии, которой хватит еще на несколько месяцев.

Как Господь поможет нам выбраться из лабиринта долгу не знаю, но верую, что поможет, имиже весть судьбами, иначе Он не послал бы меня грешного сюда.

Простите, Боголюбивейший Батюшка, еще раз прошу святых молитв Ваших и, земно кланяясь, имею честь быть, Вашего Высокопреподобия, нижайший послушник, многогрешный игумен Ювеналий.

19 декабря 1861. Глинская пустынь.

Адрес наш: Черниговской губ. В г. Глухов в Глинскую пустынь.

Публ.: [7, л. 27–28 об.]

 

+

Ваше Высокопреподобие, Всечестнейший Батюшка отец архимандрит!

Приношу Вам почтительную благодарность за одолжение повозки, которую при сем имею честь возвратить. Простите, что не сделал этого раньше. В обитель нашу прибыл я только на Фоминой неделе в четверг, но и в то время дорога была очень грязна, так что необходимо было переждать. Покорнейше прошу Вас, Батюшка, сделать распоряжение о выдаче брату Григорию повозки, оставленной мною на гостинице у отца Феоктиста [6] и о нагружении ее моими вещами и книгами находящимися в скиту у о. Андрея Глушкова [7]. (л. 29 об.) Изъявляя мое глубочайшее высокопочитание Вашему Высокопреподобию и достойнейшему братцу Вашему сердечночтимому мною отцу игумену Антонию [8], поручаю себя и вверенную мне обитель святым молитвам Вашим и с чувствами сыновней преданности, имею честь быть Вашего Высокопреподобия нижайший послушник многогрешный игумен Ювеналий.

Честнейшему о. Евфимию свидетельствую мое совершенное почтение. –

Глинская пустынь. 26-го апреля 1862.

Публ.: [7, л. 29–29 об.]

Примечания к письмам

[1] Сергий (Ляпидевский) – епископ Курский и Белгородский (1 января 1861 – 11 января 1880)

[2] Борисовская Тихвинская пустынь

[3] В ноябре 1861 г. состоялось освящение придела в честь трех святителей в теплом храме в честь Преображения Господня Борисовской Тихвинской пустыни.

[4] Макарий, прп. Оптинский (20 ноября 1788 – 7 сентября 1860), духовный наставник о. Ювеналия (Половцева).

[5] Филарет, игумен, прп. (1773 – 31 марта 1841), восстановитель Глинской пустыни.

[6] Феоктист, монах Оптиной пустыни (+18 апреля 1883). В миру Есипов Федот Васильевич, из мещан. Перед кончиной принял постриг в схиму.

[7] Андрей Глушков, в монашестве Антоний (+14 декабря 1866), насельник Оптиной пустыни. Из дворян, письмоводитель прп. Макария.

[8] Антоний, прп. Оптинский (9 марта 1795–7 августа 1865), брат настоятеля прп. Моисея.

 

Abstract. With the Kursk diocese associated with a name of Optina monk, spiritual writer, later Archbishop Yuvenaly (Polovtsev), held a Church service as Abbot Glinsky Christmas-Bogoroditsky desert (10 October 1861 – 8 may 1862), Dean of Indigenous Christmas-Bogoroditsky desert (8 may 1862 – 21 Dec 1867), and as Bishop of Kursk and Belgorod (3 Sep 1893 – 7 Mar 1898). The article analyzes two letters of father Juvenal, written in the Glinsky desert, to the Governor of the Optina desert, Moses (Putilov), dated December 19, 1861, and April 26, 1862, found in the manuscript archive of the Optina desert. The publication of letters is also presented.

Keywords: Optina desert, Glinskaya desert, Yuvenaliy (Polovtsev), Moses (Putilov).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.021 с.)