Список использованных источников. 1. Адищев В.И. Академик Д.С 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список использованных источников. 1. Адищев В.И. Академик Д.С



1. Адищев В.И. Академик Д.С. Лихачев о древней русской культуре / В. И. Адищев. – Текст: непосредственный // Музыкальное образование в духовной культуре Средневековой Руси: междисциплинарный подход: материалы Международного симпозиума третьей сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. – Великий Новгород; Пермь, 2012. – С. 59–63.

2. Ведомость о городских, уездных и сельских 2-х-классных училищах Министерства народного просвещения во Владимире за 1880-81 учебный год. – 169 с. Текст: непосредственный.

3. Владимирская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года. – Санкт-Петербург: Издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, 1863. – 340 с.Текст: непосредственный.

4. Владимирский земский сборник. 1883. – № 7. Июль. – Владимир: Издание Владимирской Губернской Земской Управы, 1883. – 344 с. Текст: непосредственный.

5. Записка о состоянии Владимирской земской женской гимназии в учебно-воспитательном отношении за 1887-88 академический год. – Владимир на Клязьме: Типо-Литография Губернской Земской Управы, 1888. – 35 с. Текст: непосредственный.

6. Косаткин М. В. Мои ученические годы во Владимире (рукопись). – Владимир, 1977. – 53 с. Текст: непосредственный.

7. Космовская М. Л. Древний Киев как фундамент Российской музыкальной культуры: в ракурсе трудов Н.Ф. Финдейзена. – Текст: непосредственный // Музыка и музыкальное образование в Средневековой Руси: материалы Всероссийского (с Международным участием) симпозиума четвертой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. – Курск; Пермь, 2014. – С. 4–12.

8. Лесовиченко, А. М. Неужели мы и правда злы? – Текст: электронный // Искусство в школе. URL: http://art-inschool.ru/ru/news/neuzheli-my-i-pravda-zly. Дата публикации. – 2019. – Июнь.

9. ГАВО. Ф. 457. Оп. 1. Д. 24.

10. Отчет о временных педагогических курсах для учителей и учительниц Владимирской губернии 1911 года. – Владимир-на-Клязьме: Изд-во Владимирской губернской земской управы, 1912. - 120 с. Текст: непосредственный.

11. Программы концертов воспроизведены по рукописи из личного архива инокини Афанасии (В. С. Дьяченко), составленной на основании материалов М. В. Косаткина. – 35 с. Текст: непосредственный.

12. Устав Владимирского артистического кружка. – Владимир: Типо-Литография Губернского Правления, 1901. – 22 с. Текст: непосредственный.

13. Устав Владимирского общества любителей музыкального и драматического искусства. – Владимир: Лито-типография П. Новгородского, 1888. – 23 с. Текст: непосредственный.

 

Е. И. Емельянова

к.и.н., архивист историко-церковного кабинета

Курского Свято-Троицкого женского монастыря (г. Курск)

 

СУДЬБЫ МОНАХИНЬ

КУРСКОГО СВЯТО-ТРОИЦКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

 

Аннотация. В статье впервые публикуются краткие сведения биографий монахинь Свято-Троицкого монастыря, ставшими жертвами необоснованных политических репрессий 1930-х гг. В научный оборот впервые вводятся адреса их проживания после закрытия монастыря в 1923 г., название храмов, которые они посещали, имена священников, у которых окормлялись, их судьба после ареста, воспоминания родственников насельниц.

Ключевые слова: монахиня, церковь, антисоветская агитация, репрессии, арест, ссылка.

 

Интерес к теме судеб насельниц курских монастырей, прошедших репрессии, в исторической науке возник еще в 1990-е гг. Она остается актуальной и по сей день, т.к. еще не известны судьбы многих из них. Нам удалось установить новые факты их биографий, которые и приведены в статье. Очень важно знать, какое духовное наследие нашего народа было потеряна в лице тех монахинь и послушниц, которые не вернулись из ссылок и лагерей, и какую духовную поддержку нам оказывали своими молитвами те, которые в жесточайших условиях продолжали верить в Христа.

Курские ученые с конца 1990-х гг. занимаются изучением материалов о репрессированном православном духовенстве, монахинях и мирянках, пострадавших в 1930-е гг. [7, 18-22]. Благодаря этим исследованиям известны их фамилии, краткие биографические сведения, формулировки обвинений.

Мы идентифицировали насельниц Свято-Троицкого монастыря из общих ранее публиковавшихся сведений о репрессированных курских монахинь путем их сопоставления с сохранившимися списками насельниц обители за 1916 г., недавно нами выявленными частично сохранившимися списками за 1923-1925 и 1947 г.[9; 17, с. 101-108; 1, л. 23-27]. Источниковой  базой также послужили документыГосударственного архива Курской области, Архива УФСБ по Курской области, информация сайтов «Открытый список», который публикует информацию о людях, репрессированных государством по политическим мотивам в период с октября 1917-го по 1991 гг., «Новомученики и исповедники РПЦ XX в.» [24, 25], а также воспоминания родственников монахинь, ранее нигде не публиковались [1, л.36-42].

В результате нам удалось узнать новые факты биографий насельниц, которые вводятся в научный оборот впервые: имена в постриге, сведения о нихпосле закрытия монастыря в 1923 г.: адреса проживания, материальное положение, наименование храмов, которые они посещали, имена священников, у которых окормлялись, а также подробности ареста, приговора, судеб в ссылке некоторых из них.

Определенные трудности при исследовании были вызваны изменениями административно-территориального деления Курского края в 1920-30-е гг., когда на смену Курской губернии с ее делением на уезды и волости появилась Центрально Черноземная область с делением на районы, что затруднило процесс идентификации насельниц.

Термин «монахиня» в данной работе включает в себя и послушниц, и инокинь, и монахинь, т. к. для Советской власти эти понятия были равноценны и в документах архива УФСБ КО 1920-30-х гг. чаще всего встречается понятие «монашка». Имена насельниц в постриге в статье указаны после открытия монастыря в 1942 г., т.к. мы впервые их здесь находим. Даты пострига насельниц еще предстоит установить.

В 1923 г. в Курской области, как и по всей стране, начался процесс ликвидации монастырей [1, л. 5]. Курский Свято-Троицкий женский монастырь был закрыт. На его территории разместили различные организации [23, с. 78-81].Монахини и послушницы были выселены и оставлены на произвол судьбы, вынужденные искать себе приют и работу для приобретения куска хлеба. Часть из них уехала в деревню к родственникам, часть расселилась по городу вблизи монастыря [17, с. 106]. На сегодняшний день установлены адреса проживания в 1928 г. и 1931 г. шестидесятисестер обители на улицах Котова Гора, Семеновская, А.Аристарховой, Володарского, Урицкого, Свободных граждан, С. Перовской, Ямская, Ендовищенская, Чеховская, М. Горького [10, л. 28; 11, л. 40, 53, 78 об; 12, л. 46; 13, л. 34об-47; 14, л. 116].Среди них адреса настоятельницы монастыря Александро-Невского скита в д. Шуклинка, монахини Антонии (Годяцкой Антонии Андреевны) и настоятельницы Свято-Троицкого монастыря в канун его закрытия монахини Манефы (Кленус Надежды Арсентьевны) [15, л.37об, л. 41об].

Многие монахини большую часть жизни провели в монастыре и им не под силу было приспособиться к новым жестоким условиям безработицы и нехватки продовольствия в городе. На жизнь каждая зарабатывала, как могла: кто-то числился на иждивении или попечении родственников, кто-то получал доход от дома, сдавая комнатув наём, или от земельного надела, некоторые жили милостыней и подаянием, другие работали портнихой, кустаркой, поденной рабочей, чернорабочей, домработницей [13, л.1042, 35об, 41, 43]. Все монахини с 1930 г. относились к категории «лишенцы», т.е. не имели гражданских прав и, в первую очередь, избирательного права. В связи с этим большая часть из них попала под другую экономическую категорию - «неснабжаемые». Из-за продовольственного кризиса впервые в истории России в мирное время была введена карточная система снабжения основной части городского населения на сахар, муку, макароны, растительное и животное масло, яйца, чай, мясо и другие продукты. Монахини как «лишенцы» не получали такой паёк от государства.

Лишенные возможности посещать закрытый монастырский храм, сестры стали прихожанками ещё действующих тогда церквей г. Курска: Введенской, Благовещенской, Михайловской, а также Сергиево-Казанского собора [2, л. 119 об; 5, л.87]. Духовную поддержку они нашли у священников тех же храмов: о. Павла (Говорова), о. Петра (Григорьева), о. Димитрия (Шкарупова), о. Агапия (Покровского), о. Алексея (Булгакова) [2, л.216; 3, л.204].

Как свидетельствуют архивные документы Курского управления ФСБ, в 1930-е гг. репрессии затронули практически все курское духовенство [7, с. 69-103]. Не обошли они стороной и монахинь Свято-Троицкого монастыря. Благодаря З.Д. Ильиной и В.Г. Карнасевичу в научный оборот вошли документы о контрреволюционных церковно-монархических организациях (так они именовались в годы репрессий) «Группы освобождения церкви» и «Ревнители церкви», которые действовали на территории г. Курска и Курской области [18-22]. Большую часть этих организаций составляли женщины, в том числе насельницы Свято-Троицкого монастыря г. Курска.

В 1932 г. по так называемому уголовному делу контрреволюционной церковно-монархической организации «Ревнители церкви», возглавляемой курским архиепископом Дамианом (Воскресенским), проходили насельницы Свято-Троицкого монастыря: Ефремова Анастасия Матвеевна, Ко(а)синова Стефанида Григорьевна, Непочатых Дарья Марковна, Сопова Екатерина Ивановна, Сопова Анисия Ивановна, Алтухова Анна Евсеевна, Мацнева Анна Григорьевна, Сахарова Наталья Ивановна, Локтионова Анна Стефановна, Локтионова Прасковья Даниловна, Кретова Ольга Сергеевна, Аболмасова Ксения Павловна.

На XVI Дамиановских чтениях Бунин А.Ю. выступил с докладом: «Уголовное дело «Ревнители церкви» 1932 г.: курские монахини», в котором впервые озвучил приговоры, которые были вынесены монахиням по этому делу [8].

В Курске ОГПУ выдавало ордеры на обыски и аресты 26 июля и 2 августа 1932 г. Протоколы обысков составлялись 27 июля, 2-3 августа 1932 г. Постановления о предъявлении обвинения и избрания меры пресечения были вынесены 3 августа 1932 г. Арестованные обвинялись в систематической контрреволюционной агитации против советской власти (ст. 58/10-11 УК РСФСР) [8].

Из обвинения Кондауровой М. С. «Принимала себе на квартиру попов для подпольного совещания, где проводили к-р работу, подпольно собирала подписи колхозников против закрытия церкви, непосредственно проводила агитацию против колхозов, принуждала надевать кресты соседским детям школьного возраста, проводила религиозную пропаганду среди детей школьного возраста…» [6,т.2. л. 327].Из допроса Мацневой А.Г.: «С приезжими крестьянами я не однократно беседовала и доказывала им, что Советская власть есть власть антихриста и что поэтому вступать в колхоз есть великий грех. Об этом я говорила и буду говорить до самой своей смерти» [2, л. 148 – 149 об.]. Из допроса Алтуховой А. Е.: « каждый из нас высказывал недовольство на соввласть за то, что она т. е. власть, устраивает гонения на церковь и духовенство, а также за то, что закрыла монастырь» [3, л.148-149об].Всем задержанным монахиням определялось содержание под стражей в Курском Домзаке по I категории. Постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 16 декабря 1932 г. этапом в Казахстан сроком на три года были высланы: Ефремова Анастасия Матвеевна, Ко(а)синова Стефанида Григорьевна, Непочатых Дарья Марковна, Сопова Екатерина Ивановна, Сопова Анисия Ивановна [2, л. 330].

Непочатых Дарья Марковна. Родилась в 1875 г. в с. Горки Курской губернии Фатежского уезда Хмелевской волости. Малограмотная.Проживала на территории Свято-Троицкого женского монастыря до его закрытия. 2 августа 1932 г. была арестована в по адресу ул. Ямская, сторожка Введенской церкви, где числилась «сторожихой».В медицинской справке узнаем о её состоянии здоровья:«преждевременная старость истощение, слабосилие, малокровие, годна к легкому физическомутруду»[2, 17, 24, 25].

Сопова Екатерина Ивановна. Родилась в 1885 г. в с. Леженьки Щигровского уезда Курской губернии. Образование низшее, окончила церковно- приходскую школу, из крестьян. В монастыре жила с 13 лет. В 1931 г. проживала на ул. Котова гора,10, кв. 4. Имела доход от дома. 26 июля 1932 г. была арестована. Состояние здоровья в соответствии с медицинской справкой: «общее истощение, малокровие, годна к легкому труду». Из ссылки вернулась, проживала на ул. Почтовой, 66. Войну пережила у родственников в деревне. После открытия монастыря в 1942 г. жила на его территории. В постриге монахиня Антония, проходила послушание алтарницы в 1947 г. [1, 2, 13, л. 1042, 24, 25].

Ефремова Анастасия Матвеевна. Родилась в 1870 г. в с. Половня, Курского уезда, Курской губернии. Образование низшее, неграмотная. В 1931 г. проживала на ул. М. Горького, 13, находилась на иждивении родных. Была арестована 3 августа 1932 г. Из ссылки вернулась. После открытия монастыря в 1942 г. числилась рясофорной послушницей, жила вне монастыря [1, 2, 16, л. 3, 24, 25].

Ко(а)синова Степанида Григорьевна. Родилась в 1872 г. в Нижне-Реутской волости Обоянского уезда Курской губернии.Образование низшее.В 1927 г.и на момент ареста проживала на ул. Котова гора, 10, кв. 1,где имела одну комнату и доход от нее. Из ссылки вернулась. После открытия монастыря в 1942 г. жила в городе или его окрестностях. В постриге монахиня София [1, 2, 13, л.1042;16, л. 3; 24, 25].

СоповаАнисья Ивановна. Родилась в 1890 в с. Леженьки Щигровского уезда Курской губернии. Происходила из крестьян, окончила церковно-приходскую школу. В материалах допросов ОГПУ указано: «в монастыре я никогда не жила», но в документах1940-х гг. есть информация, что в монастыре жила с 17 лет. В 1931 г. проживала на ул. Котова гора, 10, кв. 6. Имела доход от дома. Из ссылки вернулась. После открытия монастыря - инокиня Анисия, рясофорная послушница, жила на территории монастыря и работала на производстве [1, 2, 13, л.1042; 24, 25].

Приговор: «заключить в концлагерь сроком на три года»и высылку вТемлаг ОГПУ ст. Явас Мордовской области получили: Алтухова Анна Евсеевна,Мацнева Анна Григорьевна [2, л. 329].Темлаг – Те́мниковский исправительно-трудовой лагерь в Мордовии) Темниковский исправительно-трудовой лагерь (Темлаг) был образован в 1931 году в западной части Мордовской АССР. Заключенные должны были осуществлять лесозаготовки, в том числе снабжать дровами Москву — в 1932 году на этой работе было занято более 18 тысяч человек.

Алтухова Анна Евсеевна. Родилась в 1885 г. в с. Карандаково Покровской волости Щигровского уезда Курской губернии. Образованиенизшее, домашнее образование, из крестьян.В монастыре жила с 14 лет и до его закрытияв 1923 г. Была арестована по адресу ул.Софьи Перовской, д. 21.Из концлагеря вернулась. После открытия монастыря - инокиня Анна, рясофорная послушница, проходила послушание церковного сторожа, жила на территории монастыря [1, 2, 12, л. 34об; 24, 25].

Мацнева Анна Григорьевна. Родилась в 1891 г. в с. Горки Хмелевской волости Фатежского уезда Курской губернии. Грамотная.До закрытия монастыря жила на его территории. В 1931 г. и до ареста 3 июля 1932 г. проживала по ул. Свободных граждан, 11. [1, 2,15, л. 30; 24, 25].

ВЗападную Сибирьэтапом сроком на три года были высланы: Сахарова Наталья Ивановна, Локтионова Анна Стефановна, Локтионова Прасковья Даниловна, Кретова Ольга Сергеевна[2, л. 331].

Сахарова Наталья Ивановна. Родилась в 1885 г. с. Порозенское Солнцевского района Курской области. Из крестьян, образование низшее,окончила церковно-приходскую школу. В монастыре жила с 12 лет.Была арестована на ул. Ендовищенская, д. 20. Из ссылки вернулась. После открытия монастыря - инокиня Наталия, рясофорная послушница, послушания не проходила, жила на территории монастыря [1, 2, 24, 25].

Локтионова Анна Стефановна. Родилась в 1885 г. в с. Любинское Фатежского уезда Курской губернии. Из крестьян, малограмотная. В монастыре жила с 17 лет.До ареста проживала на ул. Семеновская,25. Интересно, что ордер на арест был выписан на имя «Наташа», а арестовали ее и Локтионову Прасковью Даниловну. Из ссылки вернулась. После открытия монастыря - инокиня Анна, рясофорная послушница, проходила послушание певчей, жила на ул. Почтовая, 38 [1, 2, 17, 24, 25].

Локтионова Прасковья Даниловна. Родилась в 1887 г. в с. Выгорное, Тимского уезда, Курской губернии.Из крестьян, обучалась в церковно-приходской школе. В монастыре жила с 17 лет. До ареста проживала на ул. Семеновская, 25, вместе с Локтионовой Анной Стефановной и Константиновой Акулиной (монахиней Ларисой). Из ссылки вернулась. После открытия монастыря – монахиня Пульхерия, проходила послушание алтарницы, жила на ул. М. Горького, 74 [1, 2, 24, 25].

Кретова Ольга Сергеевна. Родилась в 1878 г. в с. Соколье Щигровского уезда Курскойгубернии. Из крестьян, домашнее образование, малограмотная. В монастыре жила с 15 лет. После его закрытия и перед арестом проживала по адресу бывшего монастыря. Из ссылки вернулась. После открытия монастыря - монахиня Виталия, проходила послушание лампадницы, жила на территории монастыря [1, 2, 13, л.41; 24, 25].

Из воспоминаний родственников Соповой Екатерины Ивановны (схимонахини Антонии) известно, что матушка в ссылке работала, по одним сведениям, у начальника тюрьмы, по другим – кухаркой у врача, по ходатайству которого матушки (Соповы Е.И., А.И и Кретова О.С.) вернулись в Курск в 1933 г. Матушки были двоюродными сестрами. «После ссылки они приехали в свой домик на Котовой горе. Однако туда их не пустили. Им пришлось купить себе дом на улице Почтовой. Всю войну матушки жили в деревни. После войны они приехали в монастырскую Свято-Троицкую церковь и заняли келью под храмом. Церковь не работала, там находился архив» [1, л.45-47].

В деле «О контрреволюционной церковно-монархической организации "Группы освобождения церкви", ликвидированной на территории Курского, Дмитриевского и Конышевского районов» двадцать семь человек из сорока пяти, давших показания, были женщины. Пятнадцать человек – монахини, нами установлено, что пять из них – насельницы Свято-Троицкого монастыря[19].

Аболмасова Ксения Павловна. Родилась в 1883 г. в д. Любаж Нижне-Реутской волости Фатежского уезда. Из крестьян, грамотная, окончила церковно-приходскую школу. В монастыре жила с 15 лет. В 1931 г. проживала по ул. Котова гора, 7, кв.Ордер на обыск и ее арест был выписан еще 2 августа 1932 г. по делу «Ревнители церкви» но «гр-ка Абалмасова Ксения по ул. Анны Аристарховой в д. № 6 проживала и выбыла куда не установлено» [2, 3, 15, л.94об;19,21, 22, 24, 25]. Приговор неизвестен, после открытия монастыря - монахиня Ксения, проходила послушание певчей [1].

Агафонова Анна Ивановна. Родилась в 1887 г. с. Тилегей Нижне-Реутской волости Фатежского уезда Курской губернии. Из крестьян, малограмотная. До закрытия монастыря проживала на его территории.31 декабря 1937 г. Тройкой при УНКВД по Курской области приговорена к 8 годамисправительно-трудовых работпо обвинению в контрреволюционной деятельности. Место отбывания: Карлаг — Карагандинский исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ), который являлся одним из крупнейших исправительно-трудовых лагерей 1930-1959 годов развития СССР, находясь в Карагандинской области в системе ГУЛАГ НКВД СССР. Освобождена 5 ноября 1945 г. инокиня Анна, послушания не проходила, жила в монастыре [2, 3, 17, 19,21, 22, 24, 25].

Алтухова Надежда Петровна. Родилась в1880 г. в д. Ключи Щигровского района ЦЧО или в с. Карандаково Покровской волости Щигровского уезда (в справочнике ЦЧО есть х. Ключи в Тимском с/с Тимского р-на и д. Ключи Карандаковском с/с Тимского р-на, в этом же с/с значится с. Карандаково-центр сельсовета, т.е это разные нас. пункты одного с/с на 1932 г. В Щигр. р-не Ключей нет). Из крестьян, домашнего образования. В монастыре с 25 лет. Приговор неизвестен. После открытия монастыря – рясофорная послушница, несла послушание уборщицы, жила вне монастыря [2, 3, 17, 19,21, 22, 24, 25].

Кретова Мария Ивановна. Родилась в1885 г. в с. Соколье Тимского района, ЦЧО. В монастыре с 18 лет и до его закрытия в 1923 г. «Живя в монастыре, я была в радости и смирении. Материальные условия в монастыре меня вполне удовлетворяли» [2, 3, 7, с. 78, 91;19,21, 22, 24, 25]. Приговор и дальнейшая судьба не известны.

Фокина Клавдия Николаевна. Родилась в 1896 г. в ст. Кшень Советского района ЦЧО. В монастыре с детства и до закрытия в 1923 г. [7,19,с. 81]. Приговор и дальнейшая судьба не известны.

Нами выявлены имена и факты биографийнасельниц обители, репрессированные по другим делам ОГПУ.

Константинова Акулина Семеновна. Родилась в (1869, 1867) в с. Погожее Тимского уезда Курской губернии. Из крестьян, обучалась русской грамоте. Пострижена в монашество в Курском Свято-Троицком женском монастыре 7 июня 1908 г. с именем Лариса. Арестовывалась несколько раз. Первый раз 29 ноября 1931 г. как «активный член церковно-монархической к/р организации, имела связь с руководителем Обоянской организации Григорьевым, а/с агитация». Осуждена16 апреля 1932 г. тройкой при ПП ОГПУ по Центрально-Черноземной области. Приговорена к 3 годам концлагерей условно, из-под стражи предписывалось освободить. Проживала ул. А. Аристарховой (Семеновская) ул., 25-1. Второй арест - 8 июля 1938 г. УНКВД по Курской области за антисоветскую агитацию. Постановлением Особого Совещания при НКВД СССР от 15.04.1939 г. осуждена к высылке на 3 года в один из районов Казахстана. Сведений в ссылке и о дальнейшей судьбе нет. Реабилитирована 15 февраля 1957 г. [2, 3, 4, 9, 19,21, 24, 25].

Евштокина Ефросиния Даниловна. Родилась в 1882 г., в с. БерезовецПоныровского района Курской области. В 1916 г. числилась послушницей монастыря. Из крестьян, в монастыре с детства, обучалась в Курской монастырской церковно-приходской школе, в Епархиальном женском училище. Арестована в конце 1937 г. какчлен контрреволюционной церковно-монархической группировки при Михайловской церкви, где состояла певчей.Жила в г. Курск, ул. Чеховская, 46. «Всю свою жизнь прожила в монастыре и среди духовенства». Осуждена на 8 лет. [5, л. 87].После открытия монастыря - инокиня Ефросиния, рясофорная послушница, несла послушание уборщицы, жила вне монастыря. Реабилитирована в мае 1992 г.[2, 3, 9, 17, 19,21, 22, 24, 25].

Кондаурова МеланияСевастьяновна. Родилась в 1881г. в с. Соколье Тимского района, Курской области. Советской властью считалась единоличницей, вероятно, как имеющая свое собственное домовладение, построенное на территории бывшего женского монастыря при д. Шуклинка Курского уезда.Имеются ввиду деревянные кельи, выстроенные монахинями на свои собственные средства в начале XX в. Арестована как член контрреволюционной организации Свободинского района и 7 декабря 1937г. Тройкой УНКВД по Курской области была приговорена к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Сведений в ссылке и о дальнейшей судьбе нет. Реабилитирована 28.06.1989 г. [6, т, 2, л.355;24, 25].

Остаются неизвестными и требуют дополнительных исследований судьбы после ареста насельниц Свято-Троицкого монастыря: Непочатых Дарья Марковна, Мацнева Анна Григорьевна, Кретова Мария Ивановна, Фокина Клавдия Николаевна, Константинова Акулина Семеновна. Кондаурова Мелания Севастиановна, а также места захоронения всех сестер.

Уточняются сведения о насельнице монастыря Хархардиной Наталье Петровне, которая родилась в 1882 г. в с. Глебово Фатежского уезда Курской губернии, арестованной по делу «Ревнители церкви» в 1932 г. по адресу ул. Семеновская, 14, кв. 7 и высланной в Казахстан на три года, а также о Хархардиной Татьяне Петровне, (1868 г.р., монахиня Феодосия в 1947 г.) [2, 3, 15, л. 96; 24, 25]. Возможно, произошла ошибка в написании имени и путаница в дате рождения, и это один и тот же человек.

 

Abstract. For the first time the article publishes brief information on biographies of nuns of the Holy Trinity Monastery who became victims of unjustified political repressions of the 1930s. The addresses of their residences after the closure of the monastery in 1923, the name of the temples they visited, the names of the priests who gave them pastoral care, their fate after the arrest, and nuns’ relatives’ memories were for the first time introduced into the scientific community.

Key words: nun, church, anti-Soviet agitation, repression, arrest, exile.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.025 с.)