Список использованных источников. 1. Дамаскин (Орловский), архимандрит 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список использованных источников. 1. Дамаскин (Орловский), архимандрит



1. Дамаскин (Орловский), архимандрит. Житие священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского/ архимандрит Дамаскин (Орловский). – Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2018. – 240 с. – Текст: непосредственный.

2. Лисичкин В.А. Военный путь святителя (Войно-Ясенецкого) / В.А. Лисичкин. – М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. – 224 с. – Текст: непосредственный.

3. Лисичкин В.А. Лука, врач возлюбленный / В.А. Лисичкин. – М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – 456 с. – Текст: непосредственный.

4. Лисичкин В.А. Крестный путь святителя Луки: Подлинные документы из архивов КГБ / В.А. Лисичкин. – М.: Изд-во Московской Патриархии, Троицкое слово, 2001. – 445 с. – Текст: непосредственный.

5. Лисичкин В.А. Религия движет науку (Философское наследие Святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого) / В.А. Лисичкин. – Симферополь: Таврида, 2018. – 368 с. – Текст: непосредственный.

6. Лисичкин В. А. Тамбовский путь Святителя Луки / В.А. Лисичкин. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2010. – 664 с. – Текст: непосредственный.

7. Лука Крымский, святитель. Лука (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдания: Автобиография / Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский. – М.: Сибирская Благозвонница, 2017. – 151 с. – Текст: непосредственный.

8. Маращук В., протодиакон. Святой врач. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). – М.: Даниловский благовестник, 2013. – 240 с. – Текст: непосредственный.


С. А. Апухтин

учитель МБОУ «Полукотельниковская СОШ»

с. Полукотельниково

Обоянского района Курской области,

Протоиерей Николай Ильчук

настоятель Ильинского храма с. Полукотельниково

Обоянского района Курской области

 

 

АПУХТИНА ОЛЬГА ДАНИЛОВНА,

ПОСТРАДАВШАЯ ПО ДЕЛУ «РЕВНИТЕЛИ ЦЕРКВИ» 1932 ГОДА,

И ЕЁ БРАТ, УЧИТЕЛЬ-ФРОНТОВИК,

АПУХТИН СЕРГЕЙ ДАНИЛОВИЧ

В ИСТОРИИ ИЛЬИНСКОГО ПРИХОДА

СЕЛА ПОЛУКОТЕЛЬНИКОВО ОБОЯНСКОГО РАЙОНА

 

Аннотация. В статье рассказывается о нелёгкой судьбе жителей Ильинского прихода с. Полукотельниково Обоянского района, Апухтиной Ольге Даниловне, пострадавшей по делу «Ревнители Церкви» 1932 года и её брате Апухтине Сергее Даниловиче.

Ключевые слова: вера, доброта, испытания, школа.

 

Как мы уже знаем, по делу «Ревнители церкви» 1932 года был арестован настоятель храма иеромонах Никанор (Езерский Николай Станиславович) и более 50 человек из прихода Ильинского храма с. Полукотельниково Обоянского района Курской области [2, л. 341]. В архивных документах мы читаем, что в списках пострадавших значится:

Апухтина Ольга Даниловна

Год рождения 1905

Место рождения Курская губерния, Обоянский уезд, с. Котельниково.

Из крестьян.

Рукоположение:

Монахиня

Место Курская область, Обоянский район, с. Полукотельниково

Кто рукоположил иеромонах Никандр (Езерский)[1].

Отец Ольги Даниловны был раскулачен в 1930 г., сама она лишена избирательных прав.

Арестована 4 августа 1932 года.

Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР

Обвинение «являлась участницей контрреволюционной организации «Ревнители церкви», в июне 1932 года участвовала в антиколхозном движении, принимала активное участие в разгроме и расхищении колхозного имущества».

В годы советской власти было не принято, даже опасно говорить о политических репрессиях. Поэтому у родных монахини Ольги было мало информации о гонениях на семью Апухтиных, а более подробно стало известно, когда в Ильинском приходе села Полукотельниково настоятель храма протоиерей Николай Ильчук в 1998 году стал заниматься исследовательской работой по изучению подвига пострадавших по делу «Ревнители Церкви».

В очередной раз убеждаемся в стойкости и смелости тех людей, кто в любой момент мог быть расстрелян, сослан в лагеря, посажен в тюрьму. На допросе Ольга Даниловна Апухтина заявила следователю: «Я как верующий и религиозный человек посещала церковь, которая нас привлекала не только как молитвенный дом, но и как место, куда стекались, подобно мне, обиженные Советской властью люди – раскулаченные и лишенные всех гражданских прав. Мы делились своим горем, высказывали друг другу недовольство властью и колхозами, которые задавили нас и не дают никакой возможности жить» [1]. Приговор неизвестен.

Мы же выяснили, что она была сослана в город Караганда, Казахстан. После окончания ссылки уехала к родным в Донбасс, а потом все вместе вернулись домой в село Котельниково. Далее идёт информация, записанная со слов родственников и односельчан Ольги Даниловны (текст дается в оригинале рассказчиков).

Её племянник, Апухтин Александр Сергеевич, 1950 года рождения, сообщил: «Образование 4 класса с перерывами. На какое-то время уезжала работать на Украину г. Краматорск. Была не замужем. Жила в отдельном доме (очень маленьком), топила печь дровами, варила еду на керосиновой горелке, освещение было от лампы № 7 (керосин), так называемая, семилинейная. Работала в колхозе с. Котельниково рядовой колхозницей, на птицеферме, прессовала масло из семян подсолнечника. Была прихожанкой Ильинского храма села Полукотельниково, человеком порядочным, трудолюбивым, глубоко верующим».

Якушева (Апухтина) Людмила Сергеевна, 1947 года рождения, вспомнила: «Свою тетю Ольгу Даниловну я помню всегда весёлой. Фамилию точно не знаю, а добрый нрав и веселость помню, хотя ей и в заключении пришлось побывать после раскулачивания отца, Данила Ивановича. Но что интересно, по её рассказам, во время следствия по её делу один из следователей оказался земляком из села Котельниково. Он дал показания, что в семье раскулаченных батраков не было, а работали все из многодетной семьи – 4 дочери и 2 сына. Вот одна из дочерей была Ольга Даниловна, может, благодаря показаниям следователя-земляка она осталась в живых и после освобождения уехала в Донбасс (г. Краматорск).

В свою родную деревню вернулась после войны, и я помню её, работавшую на маленькой колхозной маслобойке, куда мы, дети, бегали в надежде раздобыть жареных семечек или жмыха (его тоже грызли, как и случайно доставшийся брикетированный фруктовый чай – его прессовали из остатков фруктов на Обоянском сушзаводе). Жила Ольга Даниловна в своем маленьком домишке недалеко от нашего дома, не знаю даже, была ли в нем печка, да если и была, чем её было топить? А вот летом в домике пахло яблоками, почему – не знаю, ведь в те времена садов в деревне не было. Не знали мы и то, что Ольга Даниловна была тайной монахиней и, возможно, это тоже стоило ей тюремного заключения. В семье об этом никогда не говорили».

Одни из старейших жителей села Котельниково Апухтина Ольга Ивановна, 1943 года рождения, и Апухтин Иван Артёмович, 1936 года рождения, жили рядом с Ольгой Даниловной. Ольга Ивановна рассказала нам, что детей в селе было много, в каждом дворе по два и более ребёнка, и они вместе с другими детьми часто играли возле её дома, а Ольга Даниловна угощала их варёной картошкой, политой конопляным маслом. И ещё у них в огородах была маслобойка, на которой работала Ольга Даниловна, туда они бегали к ней за лакомством – жмыхом от семечек.

Совсем недавно в домашнем архиве мы обнаружили старую фотографию, и племянник монахини Ольги, Апухтин Александр Сергеевич, подтвердил нам, что на фотографии справа вверху изображена она, а справа внизу – её старшая сестра Апухтина Мария Даниловна.

В селе Котельниково Обоянского района Курской области в память о трагических событиях 1932 года на месте разрушенного храма построена часовня в честь Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Рядом с часовней находится мемориальная доска с именами пострадавших по делу «Ревнители церкви», среди табличек есть одна, на которой написано «Монахиня Апухтина Ольга Даниловна. с. Полукотельниково». Здесь же установлен памятник в виде раскрытой книги, где выбит приговор – расстрел прихожанам Ильинского храма с. Полукотельниково.

И ещё один человек, о котором мы расскажем, – это Апухтин Сергей Данилович, родной брат монахини Ольги Даниловны Апухтиной.

Мы знаем, что Сергей Данилович работал учителем в нашей Полукотельниковской школе и решили более подробно изучить его биографию [4].

В семейном фотоархиве Апухтиных мы нашли фотографию, на которой изображен Апухтин Сергей Данилович с группой людей. На обратной стороне фотографии надпись: Институт усовершенствования учителей. Курск. 1955 г. 8 июля. На фото он сидит в первом ряду, крайний справа. Мы записали биографию со слов сына и дочери Сергея Даниловича. Апухтин Александр Сергеевич сообщил нам следующее: «Апухтин Сергей Данилович родился 11 сентября 1918 года в селе Котельниково Обоянского района Курской области. В 1932 году поступил в Обоянское педагогическое училище. В 1935 году окончил учебу в педучилище. В этом же году его направили работать в Котельниковскую начальную школу (южное). Школа находилась на южной окраине села Котельниково, которая называлась «Южное» (школа находилась на фундаменте бывшего православного храма). В 1936 году призвали на службу в армию. В 1938 году демобилизовали со службы. В этом же году поступил на работу учителем в эту же «южанскую» школу. Далее его переводят в Полукотельниковскую восьмилетнюю школу учителем географии и рисования. В сентябре 1941 года его призывают на фронт. В 1945 году вернулся с фронта, поступил на работу в Полукотельниковскую восьмилетнюю школу также учителем географии и рисования. Во время работы Сергей Данилович два раза ездил на переподготовку в Институт усовершенствования учителей в город Курск.

В 1946 году женился. В 1947 году родилась дочь Людмила, сейчас живёт в г. Мичуринск Тамбовской области. В 1949 году родилась вторая дочь Валентина, живёт в Белоруссии. В 1950 году родился сын Александр, живёт в селе Котельниково Обоянского района. В 1958 году родился сын Сергей, жил в селе Котельниково, в 2001 году умер.

На протяжении жизни работал учителем, бухгалтером, кочегаром, сторожем, в разных организациях (колхоз им. Ленина, колхоз им. Энгельса)».

Далее следует информация от Якушевой Людмилы Сергеевны, дочери: «Сергей Данилович родился в многодетной семье – 4 дочерей и 2 сына, он был младшим в семье. Семья была трудолюбивой, с достатком, позволившем построить добротный по тем временам дом, за что и была раскулачена и из него выселена [3, л. 151]. Скитались по дальней родне, а потом уехали в Краматорск на Донбассе. Когда Сергей Данилович учился в Обоянском педучилище, то жил у знакомой родителей. По её рассказам от голода в те годы спасала его вареная свекла, по-нашему – бурак, за которой Сергей Данилович пешком «бегал» за 12 км в своё родное село Котельниково. Это была хорошая «зарядка». Поэтому когда окончил училище и пришел на свой 1-ый урок, то школьники приняли его за своего сверстника и потом говорили родителям, что их будет учить «какой-то мальчик» – такой он был худенький и невысокий.

Свой предмет – географию – он любил, дважды был на курсах усовершенствования учителей, с интересом готовил наглядные пособия, различные ландшафтные макеты. А один случай из жизни запомнился мне особенно: когда-то в 60-е годы его жена, а моя мама Татьяна Ивановна, гостила у сестры в столичном г. Минске и привезла оттуда в гостинец диковинный, невиданный нами фрукт – банан! Слышать-то мы о таком фрукте могли, а вот видеть не приходилось. Разделили мы между детьми по штучке, а отец попросил оставить для него 1 банан, показать на уроке географии школьникам, чтобы знали, что есть в далеких странах такое растение - банан! Вот такое было отношение учителя к своему предмету и своим ученикам».

Ещё нас очень заинтересовала военная судьба Сергея Даниловича. В Обоянском военкомате нам сообщили, что после срочной службы он был мобилизован на фронт, попал в плен, затем был освобождён из плена, после войны вернулся на родину в с. Котельниково, где до конца своих дней проработал учителем.

Для нас важно узнать о военной судьбе Сергей Даниловича, и мы отправили запрос в Российский государственный военный архив. Нам ответили, что Российский государственный военный архив хранит документы РККА только за период 1918–1940 гг.

Документы частей Красной Армии за период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., Советской Армии по настоящее время хранятся в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации. Мы отправили запрос в Центральный архив Министерства обороны, но ответа пока нет.

В семейном архиве Апухтина Сергея Александровича, внука Сергея Даниловича, хранятся три медали: 50 лет Вооруженным силам СССР; 20 лет Победы в Великой Отечественной войне; 30 лет победы в Великой Отечественной войне, документов к ним, к сожалению, нет никаких, но сын Сергея Даниловича, Александр Сергеевич, рассказал нам, что удостоверения к медалям были, но затем потерялись. Нам так же было важно узнать, кому они принадлежат. И этот запрос мы тоже отправили в архив Министерства обороны.

Гражданин, учитель, воин Сергей Данилович в годы Великой Отечественной войны был в плену, об этом в семье старались редко вспоминать, потому, что часто к военнопленным в обществе относились с подозрением, награды он из-за этого редко носил.

Отправив запрос и ожидая ответа, мы в домашнем архиве Апухтиных нашли фотографию, на которой изображён Апухтин Сергей Данилович с медалями. И теперь мы более уверенно можем утверждать, что эти медали принадлежат ему.

Я, Апухтин Сергей Александрович, один из авторов этой статьи, работаю учителем в Полукотельниковской школе, где работал учителем мой дед, Апухтин Сергей Данилович. Мой кабинет находится в здании бывшей церковно-приходской школы, которую в 1909 году посетил иеромонах Дамиан (Воскресенский), будущий святой – священномученик Дамиан. Старейшие учителя нашей школы, которые знали моего дедушку, говорили, что он преподавал тоже в этом историческом здании. Для меня это очень символично.

Мне, к сожалению, не пришлось со своими родственниками пообщаться, но то, что о них говорят родные и односельчане, позволяет мне предполагать, что Ольга Даниловна и Сергей Данилович были людьми сильными, порядочными, трудолюбивыми, духовными, людьми любящими своё Отечество.

Жизнь монахини Ольги Даниловны Апухтиной и её брата Сергея Даниловича Апухтина показала, что они прожили жизнь достойно, всегда к своей работе относились ответственно. Главное старались оправдать звание человека, не озлобились за репрессии, плен. Они, как учит Иисус Христос, возлюбили ближнего.

Надеемся, что в семье Апухтиных не прервётся связь поколений.

 

Abstract. The article describes the plight of the residents of Elias parish of S. Polukustarnikovoe Oboyan, the Apukhtina Olga Danilovna, the victim in the case "Adherents of the Church" in 1932 and her brother Apukhtin Sergey Danilovich.

Key words: faith, kindness, trials, school.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.016 с.)