Список использованных источников. 1. Акимова О. Духом любви преодолеть дух ненависти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список использованных источников. 1. Акимова О. Духом любви преодолеть дух ненависти



1. Акимова О. Духом любви преодолеть дух ненависти. Алексий I – тринадцатый патриарх // Вестник Александро-Невской лавры. – № 4 (62). – 2010. – С. 4-5. – Текст: непосредственный.

2. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. // Православная энциклопедия. - Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - Т. I. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». 2000. – С. 676–698. – Текст: непосредственный.

3. Как Александр Невский и Димитрий Донской вместе воевали // Вестник Александро-Невской Лавры. – №1-2 (44-46). – 2013. – С. 12-13. – Текст: непосредственный.

4. Мануил, архиепископ Петрозаводский и Карельский. Памяти патриарха Алексия. – Текст: электронный // Режим доступа: http://old.gov.karelia.ru/Karelia/1860/39.html (дата обращения 10.03. 2020).

5. Мурзин Е. Русская православная церковь в годы Отечественной войны. – Текст: электронный // Режим доступа: https://pravoslavie.ru/99163.html (дата обращения 11.02.2020).

6. Непочатова М. Архипастырь Эстонской земли. Жизнь и служение патриарха Алексия II // Журнал Московской патриархии. Декабрь 12. М: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви. 2019. - С. 46-55. - Текст: непосредственный.

7. Пекина А.М. О патриотическом воспитании студентов (постановка проблемы) // Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации: материалы научно-методической конференции, посвящ. 70-летию Петрозаводского гос. ун-та (16-17 февраля 2010 г.). - Ч. II. (Л-Я). Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ. 2010. – С. 76-78. - Текст: непосредственный.

8. Пекина А.М. Восприятие студентами событий Великой Отечественной войны 1941-1945гг. // Карельский фронт и Европейский Север в годы Великой Отечественной войны: материалы Международной научно-практической конференции. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2015. – С. 271-277. - Текст: непосредственный.

9. Пекина А.М. Православная тематика в дисциплинах гуманитарного цикла для студентов технических специальностей Петрозаводского государственного университета (из опыта преподавания) // 1917-2017 гг.: уроки столетия для Карелии: материалы научно-практической конференции (24 ноября 2016 г., г. Петрозаводск). Петрозаводск, 2018. – С. 243-253. Текст: непосредственный.

10. Симонов К.М. Стихотворения. Поэмы / Сост., вступ. ст. Т.А. Бек. – М.: Сов. Россия, Подвиг, 1985. – 320 c. Текст: непосредственный.

11. Сорокин А. «Совнарком согласен. Действуйте в том направлении…» // Родина. – № 1. – 2020. – С. 120-127. Текст: непосредственный.

12. Сражающееся слово. - Текст: электронный // Режим доступа: http://old.lib-pk.ru/articles/477-srazhayuscheesja-slovo-poezija-vov.html (дата обращения 01.03.2020).

13. Тоидзе // Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 1600 с. – Текст: непосредственный.

 

О. В. Пигорева

д.ист.н., заведующий кафедрой

иностранных языков и гуманитарных наук

Курской государственной сельскохозяйственной академии

имени И.И. Иванова (г. Курск)

 

ФОНДЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ АРХИВОВ

КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ КУРСОВ РЕЛИГИОЗНОЙ

ТЕМАТИКИ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА ОТ СССР К РОССИИ

Аннотация. В статье анализируются вопросы информативности и репрезентативности документов рубежа 1980–1990-х гг. из фондов региональных архивов как исторических источников, раскрывающих истоки обращения школы к изучению религии и факторы, детерминировавшие подобную практику. Исследование истории возникновения после длительного периода атеистической идеологии школьных учебных курсов религиозной тематики будет способствовать решению актуальной для современного образования задачи осмысления образовательного и воспитательного потенциала изучения религии в светской школе. Рассматривая документы фондов государственных архивов субъектов Российской Федерации в качестве важнейшего источника исследования данной проблемы, автор исходил из понимания значимости регионального опыта по организации изучения религии, так как именно на местах получила развитие данная инициатива, преодолев исторический путь от зарождения на последнем этапе перестройки идеи по использованию знаний о религии в школьной практике до введения в 2012 г. на федеральном уровне учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Ключевые слова: государственная политика в области образования, изучение религии, школа, региональные архивы, архивные документы.

 

Государственной политике в сфере образования на протяжении почти всего ХХ в. было присуще господство атеистической идеологии, в связи с чем образование оказалось лишено духовных основ, опирающихся в том числе на традиционные религиозные ценности. Произошедшее в конце 1980-х гг. изменение государственно-церковных отношений и масштабное празднование 1000-летия Крещения Руси детерминировали бурный процесс религиозного возрождения, что оказало существенное влияние на новое образовательное пространство. В позднесоветские годы, в условиях методологического кризиса и развития вариативности школьного преподавания, религиозная тематика постепенно входила в учебно-воспитательную работу с обучающимися. В 1990-е гг. во многих российских субъектах был накоплен масштабный, разнообразный и противоречивый опыт изучения религии, что вызвало острые научные и общественные дискуссии. Сложность ситуации, как уже неоднократно обосновывалось автором статьи, объяснялась тем, что государственная политика в области образования вплоть до начала 2000-х гг. оставляла решение вопросов по организации изучения религии на уровне регионов [12; 13; 14].

Осмысление факторов, детерминировавших изучение религии в школе, позволит изучить генезис знаний о религии в современном образовании и оценить роль аксиологических ориентиров в организации подобной деятельности, что необходимо для разработки государственной политики в сфере образования в части определения целеполагания и формы изучения религии.

Как и большинство исторических явлений позднесоветских лет – постсоветского периода, научный анализ проблемы вызывает существенные сложности в связи с поиском достоверных источников. Расширение источниковой базы за счет материалов, находящихся на хранении в фондах региональных архивов (в частности, привлечение разнообразных документов рубежа 1980–1990-х гг., раскрывающих деятельность учреждений образования на местах, выявляющих практику реализации новых государственных подходов в отношении к религии), создаст информативную и репрезентативную источниковую базу.

Развитие новых подходов в работе школы хронологически совпало со временем подготовки и празднования 1000-летия Крещения Руси, что значительное повлияло на духовные потребности жителей, а некоторое смягчение государственно-церковных отношений затронуло образовательное пространство, в связи с чем для исследования проблемы весьма значимы документы, отложившиеся в фондах государственных архивов регионов центра России, где православие является традиционной и самой массовой религией жителей. В фондах региональных архивов представляют научный интерес материалы, раскрывающие историю подготовки и проведения на местах торжеств по случаю юбилея христианства, которые в первую очередь сосредоточены в фондах уполномоченных Совета по делам религий при Совете Министров СССР. Следует отметить, что не во всех региональных архивах исследователи имеют доступ к подобным фондам: ограничен доступ к большинству дел фондов Р-1033 (Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Ярославской области) в Государственном архиве Ярославской области (ГАЯО), Р-2889 (Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Брянской области) в Государственном архиве Брянской области (ГАБрО), что несколько осложняло региональный аспект исследования темы.

В фондах уполномоченных ценная информация представлена в докладных записках, информационных сообщениях, справках о деятельности религиозных объединений, о взаимоотношениях между местными органами власти и религиозными организациями. Так, материалы фонда Р-967 Государственного архива Воронежской области (ГАВО) содержат информацию о совместном участии представителей светской и церковной власти в проходивших 4 и 5 августа 1988 г. в г. Воронеже (Воронежско-Липецкая епархия) торжествах [4]. В фонде Р-3660 Государственного архива Орловской области (ГАОО) представлена информация о проведении торжеств по случаю 1000-летия Крещения Руси в г. Орле, которые совпали с 200-летием учреждения Орловско-Брянской епархии [8, л. 36–37]. Дополняют историческую канву событий находящиеся на хранении в региональных архивах документы, указывающие на активизацию религиозной жизни в городских и сельских поселениях центра РСФСР в конце 1987 – начале 1988 г. и рост на местах интереса к религии. Так, архивные документы свидетельствуют об изменении характера произносимых в храмах Тульской области проповедей, их большей социальной ориентированности, приближенности к «"мирским" проблемам верующих» [8, л. 25]. В архивных документах ГАВО отмечено, что в Воронежской области высокая религиозная обрядность способствовала увеличению денежных поступлений от прихожан на подготовку к празднованию 1000-летия Крещения Руси, содержится информация о том, что «церковники стремятся сохранить свое влияние на население», в связи с чем проводят ремонт храмов и обновляют их интерьер [3, л 16].

Анализ документов региональных архивов, раскрывающих историю подготовки и проведения на местах юбилейных торжеств, выявил интересную особенность: произошедшее в конце 1987–1988 г. изменение государственной политики в отношении религии не отменило продолжавшую исходить с мест отчетность о снижении у провинциальных жителей интереса к религии, об усилении атеистической работы. Например, в Белгородской области в конце 1988 г. продолжала подаваться отчетность о выполнении постановления Белгородского обкома КПСС № 57 § 3 от 23 октября 1985 г. «О противодействии зарубежной клерикальной пропаганде в связи с 1000-летием введения христианства на Руси», в которой как достижение в борьбе с религией отмечалось сокращение числа крещений и венчаний [1, л. 25]. В Воронежской области в 1989 г. в качестве актуального направления работы по соблюдению законодательства о религиозных культах указывалось стремление исполкомов райсоветов, поселковых и сельских Советов народных депутатов «охватить атеистическим воздействием все слои населения» [5, л. 26].

В региональных архивах автором обнаружен материал о начавшейся после проведения торжеств по случаю 1000-летия Крещения Руси в отдельных школах областей центра РСФСР работе по изучению истории религии и атеизма, появлению среди учеников интереса к религиозной тематике [11]. Документы свидетельствуют об обращении школьников Ивановской области в декабре 1988 г. к Уполномоченному Совета по делам религий по Ивановской области с просьбой помочь в приобретении для создаваемого школьного музея истории религии и атеизма религиозных книг, журналов, церковных календарей, юбилейных значков, материалов о праздновании 1000-летия Крещения Руси [7, л. 4]. Ценность исторических источников из фондов региональных архивов, свидетельствующих об усилении в позднесоветские годы на местах интереса к религии, заключается в том, что такие факты не были зафиксированы в официальных документах, так как местные власти не могли допустить подобной отчетности в центральные органы управления образованием. Однако наличие подобной информации расширяет подходы к изучению генезиса знаний о религии в школе и подтверждает органичность начавшейся на этапе перехода от СССР к России деятельности педагогов по включению религиозной тематики в работу со школьниками в условиях, когда государственная политика в сфере образования не имела четких подходов к регламентации изучения религии.

Еще одной гранью анализируемой проблемы является взаимодействие школы и религиозных организаций, истоки которого – в хронологических рамках периода позднесоветских – первых постсоветских лет. Именно эти годы явились для нашего государства временем бурного развития религиозного плюрализма, что стало возможным вследствие принятия нового законодательства в религиозной сфере, разрешившего бесконтрольную деятельность зарубежным религиозным проповедникам. Анализ документов региональных архивов позволяет изучить накопленный на местах исторический опыт подобного взаимодействия и выявить положительные и отрицательные стороны. Научный интерес вызывают представленные в ГАЯО (Ф. Р-2224. Департамент образования Администрации Ярославской области) материалы о присутствии в образовательном пространстве региона учебных заведений, которые работали по Вальдорфской методике [10, л. 13, 45]. Фонд Р-2500 (Администрация Ивановской области) Государственного архива Ивановской области (ГАИО) содержит документы, анализ которых позволяет восстановить деятельность в образовательном пространстве области религиозного объединения «Церковь Объединения» (последователи Муна), значительную часть контингента которого в начале 1990-х гг. составляли ивановские учителя [6, л. 10].

Достаточно полно информация о развитии нового образовательного пространства представлена в региональных архивах в фондах областных отделов народного образования. Однако материалов, имеющих непосредственное отношение к организации изучения религии в школе, совсем немного. В частности, архивные источники раскрывают исторический опыт становления преподавания традиционной для регионов центра России православной культуры в рамках краеведческих учебных курсов, а также в виде отдельных факультативных дисциплин: «Религия и культура Владимирского края», «История религии и духовная культура», «Основы библейской этики» [2, л. 102] и др.

Таким образом, документы из фондов региональных архивов представляют ценный исторический источник изучения истории возникновения и развития учебных курсов религиозной тематики в новом образовательном пространстве на этапе перехода от СССР к России и значимы для понимания факторов, детерминировавших появление знаний о религии в российском образовании.

Abstract. The article analyzes the issues of informativeness and representativeness of the documents of the turn of the 1980s-1990s. From the collections of regional archives as historical sources, which reveal the sources of the school appeal to the study of religion and the factors that determined this practice. Studying the history of the emergence of religion after a long period of atheistic ideology of school curricula of religious themes will contribute to solving the problem of understanding the educational and educational potential of studying religion in a secular school that is relevant for modern education. Examining the documents of the funds of the state archives of the subjects of the Russian Federation as the most important source of research on this problem, the author proceeded from understanding of the significance of regional experience in organizing the study of religion, as this initiative was developed on the ground, breaking the historical path from the birth of the idea of using Knowledge of religion in school practice before the introduction in 2012 at the federal level of the training course "The basics of religious cultures and secular ethics."

Key words: State policy on education, religious study, school, regional archives, archival documents.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.015 с.)