Список использованных источников. 1. Государственный архив Белгородской области (ГАБО) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список использованных источников. 1. Государственный архив Белгородской области (ГАБО)



1. Государственный архив Белгородской области (ГАБО). – Ф. Р-1179. – Оп. 3. – Д. 148.

2. Государственный архив Владимирской области (ГАВлО). – Ф. Р-3742. – Оп. 2. – Д. 3037.

3. Государственный архив Воронежской области (ГАВО). – Ф. Р-967. – Оп. 1. – Д. 315.

4. ГАВО. – Ф. Р-967. – Оп. 1. – Д. 318.

5. ГАВО. – Ф. Р-967. – Оп. 1. – Д. 323.

6. Государственный архив Ивановской области (ГАИО). – Ф. Р-2500. – Оп. 1. – Д. 163.

7. ГАИО. – Ф. Р-2953. – Оп. 6. – Д. 69.

8. Государственный архив Орловской области (ГАОО). – Ф. Р-3660. – Оп. 1. – Д. 99.

9. Государственный архив Тульской области (ГАТО). – Ф. Р-3354. – Оп. 3. – Д. 25.

10. Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). – Ф. Р-2224. – Оп. 2. – Д. 5.

11. Лебедева О.В. Празднование 1000-летия Крещения Руси в Курской области: государственная политика и региональная практика // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2011. – № 3. – С. 78–80. Текст: непосредственный.

12. Пигорева О.В. Государственная политика и региональная практика изучения религии в образовательном пространстве центра России на рубеже ХХ–ХХI вв.: монография. – М.: ЦГИ Принт, 2017. Текст: непосредственный.

13. Пигорева О.В. Изучение религии в школе в диалоге российских провинций и федерального центра (конец 1980-х – 2000-е годы) // Государство, общество, церковь в истории России ХХ–ХХI веков: материалы ХV Международной научной конференции. – Иваново, 2016. – С. 142–149. Текст: непосредственный.

14. Пигорева О.В. Эволюция изучения религии в образовательном пространстве РСФСР – России: от отдельной инициативы к федеральному учебнику // Среднерусский вестник общественных наук. – 2012. – № 1 (22). – С. 179–183. Текст: непосредственный.

 

 

О.В. Птицина

к.филос.н., доцент кафедры иностранных языков

и гуманитарных наук,

А.А. Попов

к.соц.н., доцент кафедры иностранных языков

и гуманитарных наук

Курской государственной сельскохозяйственной академии

 имени И.И. Иванова (г. Курск)

 

СМЫСЛ И ДОСТОИНСТВО ЛЮБВИ В СОФИОЛОГИИ

В.С. СОЛОВЬЕВА

 

Аннотация. В статье предпринята попытка осмысления феномена любви, ее смысла и достоинства, в философии В.С. Соловьева. Природа и сущность любви в софиологии русского мыслителя абсолютна и иерархична, она обречена на причинность, в которой соединены два компонента – «почему» и «зачем». Первый является частью человеческого опыта и связан с принадлежностью к миру природы, второй характеризует сущностное духовные феномены бытия человека. Любовь есть самостоятельное и самодостаточное благо. Она не является организмом и не служит орудием в осуществлении исторических целей: она не служит человеческому роду. Главное ее положительное значение заключается в торжестве жизни индивидуальной над жизнью родовой. В.С. Соловьев понимает любовь как дерзновение человеческого духа, способное, подобно понтифику, соединить человека с Богом, со всем вселенским бытием.

Ключевые слова: любовь, апология любви, Божественная благодать, преображенный эрос, андрогинизм.

 

Тема любви, ее природы и сущности, в русском философствовании конца ХIХ - начала ХХ века становится одной из важнейших, что, безусловно, связано с поисками нравственно-непреложных, бесспорных констант бытия человека, трудно постигаемых посредством объективныхметодов, но закономерно-гармоничных при этом. Ведь опыт любви – самый потрясающий опыт, накопленный человечеством. Человек любящий представляет собой новый познавательный конструкт, где чувственно-эмоциональное состояние его души позволяет видеть окружающий мир в других реалиях, степень ощущения которых есть показатель силы любви.

В.С. Соловьев, что любовь, в ее глубинном понимании, есть животворящая сила, направляющая человека к духовно-личностному просветлению и спасающая от ложного самоутверждения. Что же есть любовь и в чем ее достоинство, по мнению философа? В статье для энциклопедии мыслитель определяет любовь как «влечение одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни» [1, с. 40]. Смысл любви он видит в «оправдании жизни и спасении индивидуальности через жертву эгоизма»[2, с.505]. Но при этом, В.С. Соловьев полагает, что не всякая любовь способна помочь преодолеть эгоистические прецеденты худших нравственных проявлений внутренних состояний человека в полной мере, что представлено в размышлениях мыслителя о находит подтверждение классификации типов любви в разрезе ступенчатой градации:

1. Нисходящая любовь, смысл которой в получении от интенационного объекта больше, чем можешь дать. В.С. Соловьев сравнивает этот тип любви с родительской любовью, в основе которой безграничные чувства сострадания и жалости.

2. Восходящая любовь, любовь-дарение, степень приращения которой обусловлено взрослением человека физиологическим и духовным, когда дети начинают понимать стоический подвиг родителей по отношению к ним и испытывают высокие чувства благодарности и благоговения.

3. Любовь – равенство, цель которой найти гармонию в синтезе нисходящего и восходящего типов любви.

Особый вид проявления любви родительской – материнская любовь, значимость и ценность которой в ее безусловности, когда смысловые концепты отношения матери к ребенку абсолютны изначально, что философ называет «натуральной» любовью. Сущностные основания и полнота такой любви по своей природе сродни мистической любви, в которой процессы растворения и погруженности любящего абстрактны и трансценденты. В.С. Соловьев отмечает, что такой силы и полноты любви не может быть ни в патриотизме, ни в любви к человечеству, ни в дружбе. Нет их и в любви к искусству и науке. Такой род любви называется «интеллектуальной любовью». Квинтэссенцией любви, ее идеальной и высшей формой философ считает «абсолютную любовь» (синтез любви натуральной и интеллектуальной). Объяснить смысл и раскрыть достоинство абсолютной любви, явилось концептуальной задачей софиологии мыслителя.

Утверждая, что индивидуальность человека и ее личностные проявления есть органическое единство телесного и душевного, материи и духа, В.С. Соловьев традиционен и ортодоксален в онтологическом смысле, т.к. в метафизике и этике христианства идея восстановления человеком утраченного андрогинизма, его душевно-телесной целостности, одна из смыслоопределяющих. В то же время, говоря о природе телесности человека, мыслитель, по сути, имеет в виду не эмпирическую плоть, а некое эталонное совершенство, венец творения, человеческую телесность, ставшую совершенной в результате Богочеловеческого дела любви. «Любовь в смысле эротического пафоса, - пишет он, - всегда имеет своим собственным предметом телесность: но телесность, достойную любви. Т.е. прекрасная и бессмертная, не растет сама собою из земли и не падает готовою с неба, а добывается подвигом духовно-физическим и богочеловеческим» [2, с. 619].

Итак, имеющая божественное происхождение, истинная любовь не просто дарует человеку бессмертие, а преображает и совершенствует плоть человеческую. Что же следует понимать под преображением плоти? Суть этого процесса - смысловая программа философии любви В.С. Соловьева. Мыслитель представляет суть преображения как многоуровневый и многомерный процесс бытийственности (онтологизации) антропологии, в целом, в перспективе замены ее совершенно новой, которая способна победить разрушительные тенденции и укрепить нравственные основания земного состава. Сила преображения способна вызвать субстанциональные изменения телесности человека.

Во-первых, божественный свет духовного просветления преображает плоть, который непостижимым, удивительным и невероятным способом освещает тело потоками внутренней энергии.

Во-вторых, экзистенциальные формы природы телесности, в связи с преображением плоти, преобретают свободу как высшее достижение и победу человека над метафизическим коллапсом бытия, сковывающим тело и душу. 

В-третьих, внутренний потенциал любящего человека неисчерпаем и преображающая сила любви способна активизировать его, обнаруживая неизведанные ранее возможности, часто таинственно-мистические (интуитивистское предвидение событийности жизненных процессов и возможности их предсказания).

В-четвертых, преображение плоти означает ее исключительное аксиологическое одухотворение и констатация исключительных императивов.

Физическая смерть не имеет принципиального значения, так как духовная телесность человека прошла и приняла все ступени преображения плоти, что даровало ей бессмертие в вечности.

Таким образом, преображение всего человека, включая и его телесность, возможна через любовь между мужчиной и женщиной, освященной Божественной благодатью. Следует отметить, однако, что мыслитель не находит в эмпирической действительности никаких аналогов такой любви и, может быть, вообще не верует в то, что они возможны. Любовь, о которой размышлял философ, идеальна и практически не соотносима с реальной жизнью, ее правилами, а потому духовные возможности ее осуществления гипотетичны.

Abstract. The article attempts to understand the phenomenon of love, its meaning and dignity, in the philosophy of V. S. Solovyov. The nature and essence of love of the great Russian thinker is absolute and hierarchical, it is doomed to causality, in which two components are connected – "why" and "why". The first is a part of human experience and is associated with belonging to the natural world, the second characterizes the essential spiritual in man. Love, according to the thinker, is an independent and self-sufficient good. It is not an organism and does not serve as a tool in the implementation of historical goals: it does not serve the human race. Its main positive significance is the triumph of individual life over generic life. V. S. Solovyov understands love as the boldness of the human spirit, capable, like the Pontiff, of connecting man with God, with the entire universal being.

Key words: love, apology of love, divine grace, transformed Eros, androgynism.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.007 с.)