Список использованных источников. 1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список использованных источников. 1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета



1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Синодальный перевод. Репринтное издание. – Изд-во «Сибирская Благозвонница», 2005. – Текст: непосредственный.

2. Першин Михаил, диакон. Рабы – не мы // Фома. – 2005. – Текст: электронный. – URL: https://azbyka.ru/rabstvo-v-biblii (дата обращения 07.11.2019).

3. Василий Кинешемский, епископ. Беседы на Евангелие от Марка. – Текст: электронный. - URL: https: //azbyka.ru /otechnik/Vasilij_Kineshemskij/besedy-na-evangelie-ot-marka/12 (дата обращения 07.11.2019).

4. Катасанов В. Библия – книга о войнах и их причинах / В. Катасонов. – Текст: электронный. – Режим доступа: свободный. - URL: https://tsargrad.tv/articles/biblija-kniga-o-vojnah-i-ih-prichinah_87195 (дата обращения 07.11.2019).

5. Келлер Тимоти. Идолы современного мира. – Текст: электронный. - Режим доступа: свободный. - URL: https: // econ.wikireading.ru/80915 (дата обращения 07.11.2019).

6. Мир на пороге войны: Духовное руководство к настоящим и грядущим событиям (по книге свт. Николая Сербского «Война и Библия», 1927 г.). – Текст: электронный. – URL: http://www.inform-relig.ru/lib/detail.php?ID=12660 (дата обращения 07.11.2019). 

7. Николай Сербский, святитель. Война и Библия. – Симферополь: Изд-во Шпатакова «Родное слово», 2016. – 112 с. – Текст: непосредственный.

8.  Я Христианин. Духовное оружие. – Текст: электронный. – URL: http://yahristianin.com/duhovnoe-oruzhie (дата обращения 07.11.2019).

 

О. И. Севрюкова

старший преподаватель кафедры

 иностранных языков и гуманитарных наук

Курской государственной сельскохозяйственной академии

имени И.И. Иванова (г. Курск),

Т.А. Ашихмина

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 42 г. Курска

 

КУРСКАЯ ЕПАРХИЯ В ГОДЫ

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ:

К ВОПРОСУ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ТЕМЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

Аннотация. В статье раскрываются образовательные и воспитательные возможности изучения истории Курской епархии в годы Великой Отечественной войны в рамках учебных дисциплин социально-гуманитарного цикла. Обоснована актуальность обращения к заявленной теме в условиях сложившегося в мире геополитического противостояния с использованием современных информационных и когнитивных технологий.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, история, преподавание, гуманитарные дисциплины.

 

В постсоветской России в течение долгих лет продолжается обсуждение перспектив развития системы образования. В числе наиболее острых тем – пути трансляции культурно-исторического опыта народа от одного поколения к другому с целью обеспечения преемственности развития народа и общества. В качестве возможных механизмов реализации предлагается использование знаний о традиционной религиозной культуре в учебно-воспитательной работе со школьниками и студентами, что неоднократно обсуждалось участниками Дамиановских чтений [2; 3]. В данной статье предпринята попытка обоснования образовательных и воспитательных возможностей изучения истории Курской епархии в годы Великой Отечественной войны в рамках учебных дисциплин социально-гуманитарного цикла.

Актуальность темы обусловлена рядом факторов. Дисциплины гуманитарного цикла направлены на формирование у молодежи ответственной гражданской позиции, которая позволила бы в условиях сложившегося в мире геополитического противостояния отвечать гражданину на вызовы времени, используя современные информационные и когнитивные технологии. Кроме того, обращение в год 75-летия Победы в рамках учебной и воспитательной работы к теме Великой Отечественной войны, обеспечение обучающихся исторически достоверными знаниями позволит не допустить фальсификации итогов войны и сохранить для потомков историческую правду в освещении проблемы. Внимание к православной культуре значительно расширит возможности формирования у молодежи значимости традиционных национальных ценностей [4; 5].

Рассмотрим историческую ситуацию. Общеизвестно, что проводимая с первых лет советской власти антирелигиозная политика, при которой господствовала идеология воинствующего атеизма, а Православная Церковь в лице духовенства и верующих мирян выступала в качестве контрреволюционной силы, начала меняться с началом Великой Отечественной войны. Именно в эти страшные годы крайне важным было обращение к патриотическим традициям русского народа, которые тесно были связаны с Православием.

Осенью 1941 года Курская область была оккупирована фашистскими войсками. К началу Великой Отечественной войны в Курской области действовало всего три молитвенных здания, в областном центре все храмы были закрыты. Немецкие власти не препятствовали открытию православных храмов и молитвенных домов на захваченной территории. В 1942 году на территории области действующими стали 148 храмов, к октябрю 1943 г. – 282 [1, с. 425], был разрешен находившийся долгие годы под запретом колокольный звон.

Казалось бы, что начавшаяся война предоставила Церкви возможность выступить против советской власти, проводившей богоборческую политику. Однако возрождение церковной жизни на оккупированной территории не оправдало надежд фашистов на то, что гонимая большевиками Церковь открыто выступит с антисоветской пропагандой. Во время войны Православная Церковь, имевшая вековые патриотические традиции, встала на защиту Родины и была вместе со своим народом. Для общества Церковь стала огромной консолидирующей силой, для многих советских граждан оставалась мощной духовной опорой и утешением. Прозвучавшее в первый день войны обращение митрополита Сергия (Страгородского) было с энтузиазмом воспринято в советском обществе.

Православные храмы становились центром патриотической работы, многие священники и прихожане помогали партизанам. Сегодня в открытых источниках часто цитируются слова английского журналиста, побывавшего на прежде оккупированных фашистами территориях: «Церкви стали центрами "русицизма" вопреки ожиданиям немцев, что церкви превратятся в очаги антисоветской пропаганды».

В феврале 1943 года Курск был освобожден от немецко-фашистских оккупантов. В июле 1943 года Курско-Белгородскую кафедру возглавил епископ Питирим (Свиридов), который руководил епархией до 1947 году (затем он был переведен в Минск). Архивные документы сохранили обращение Курского епископа к духовенству и верующим епархии от 3 сентября 1944 года:

«Вероломно вторгнувшийся в наши священные пределы коварный и злой враг терпит одно поражение за другим. Война подходит к неизбежному концу. Эту победу куют отцы, сыновья и братья наши. Уйдя на войну, они оставили свою семью, своих детей в полной надежде, что о них позаботятся в тылу.

Отцы, братья и сестры!

Я призываю вас, сердобольных христиан, на оказание помощи раненым воинам и детям воинов, погибших на поле брани, сражающихся за нас с ненавистным фашистским зверьем».

Служение владыки Питирима, его труды получили высокую оценку даже со стороны государственных структур: «Работает с июня 1943 года, среди духовенства и верующих пользуется достаточным авторитетом и вполне лояльно, с полным политическим пониманием относится к мероприятиям Советского правительства, стремится поддерживать их. В делах управления Церковью являет твердость и настойчивость…» Епископ Питирим был награжден медалью «За доблестный труд в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.».

Православная жизнь на Курской земле восстанавливалась. В 1945 году в епархии уже действовало 318 храмов и молитвенных домов, в которых служили 313 священников и 21 диакон. Непосредственно в областном центре было 11 храмов. Действовали два женских монастыря, один из которых был расположен в городе Курске. Церковь проводила огромную патриотическую работу, активно участвовала в сборе материальных пожертвований.

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны произошли серьезные изменения государственно-церковных отношений, государство пошло на серьезные уступки в отношении религии, однако полной самостоятельности Русская Православная Церковь не получила, продолжая оставаться под строгим контролем партийно-государственных структур. Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви была высоко оценена в обществе.

На наш взгляд, включение в образовательное пространство школы и вуза изучения истории Курской епархии в годы Великой Отечественной войны значительно расширит когнитивные, воспитательные возможности гуманитарных дисциплин, будет способствовать изучению истории родного края как части истории России, предоставит новые возможности в изучении истории Великой Отечественной войны с опорой на достоверные факты.

 

Abstract. The article reveals educational and educational opportunities for studying the history of the Kursk diocese during the great Patriotic war in the framework of educational disciplines of the social and humanitarian cycle. The article substantiates the relevance of addressing the stated topic in the context of the current geopolitical confrontation in the world using modern information and cognitive technologies.

Key words: Great Patriotic war, history, teaching, Humanities.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.008 с.)