Список использованных источников. 1. Багашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи // Воспитание школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список использованных источников. 1. Багашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи // Воспитание школьников



1. Багашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи // Воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 10–13. – Текст: непосредственный.

2. Богданова О.С. Этические беседы со школьниками. – М., 2007. – 310 с. – Текст: непосредственный.

3. Побединская Л.А. Классные часы и беседы о русской культуре: 5-9 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С.14–33. – Текст: непосредственный.

4. Фирстова Е.В. Православие в культуре русского человека: опыт предков глазами современной молодёжи. – Текст: непосредственный // «В начале было Слово…»: материалы Международной православной научно-практической конференции «В начале было Слово…» (12 октября 2016 г.). – Воронеж: БУ ВО «Воронежский областной реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста», Воронежская Епархия Казанский храм (г. Воронеж), Межрегиональная просветительская общественная организация «Объединение православных учёных», 2016. – С.123–128.

Г. А. Тюрин

к.филол.н., доцент

Орловское региональное отделение

Межрегиональной просветительской

Общественной организации

« Объединение православных учёных» (г. Орёл)

 

ИСТОРИЯ ДЕТСКОГО ПРИЮТА

СВЯЩЕННОИСПОВЕДНИКА ПРОТОИЕРЕЯ ГЕОРГИЯ КОССОВА

(НОВЫЕ АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ)[9]

 

Аннотация. В статье исследуется история приюта для девочек-сирот, созданного в селе Спас-Чекряк Орловской губернии протоиереем Георгием Коссовым (1855-1928 гг.). Материалом исследования являются архивные фонды. Отдельные источники и документы публикуются впервые.

Ключевые слова: протоиерей Георгий Коссов, приют для детей-сирот, архивные материалы.

 

На юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года митрофорный протоиерей Георгий Алексеевич Коссов (1855-1928 гг.), настоятель Спасо-Преображенской церкви в селе Спас-Чекряк Болховского уезда Орловской губернии, был причислен к лику святых в чине священноисповедника [1]. Обретённые мощи святого молитвенника находятся в Спасо-Преображенском храме города Болхова. На рубеже XIX-XX веков о глубине и силе молитвенного дара о. Георгия было известно далеко за пределами Орловского края. В печатных изданиях Орла, Петербурга, Москвы и Белёва о священнике-подвижнике и благоустроителе писали С.А. Нилус, М.М. Пришвин, протоиерей Илия Ливанский, Е. Дюшен-Крашенинникова и др. Духовный преемник преподобного Амвросия Оптинского, о Георгий построил новый каменный храм, открыл школы в селе и в окрестных деревнях. «Ревностью достойнейшего пастыря Церкви» был создан (на собранные им пожертвования) приют для девочек-сирот, в котором содержалось до 250 воспитанниц.

Об освящении приюта сообщали «Орловские епархиальные ведомости»: «По мысли устроителя, девочки-сироты должны жить в этом приюте до своего совершеннолетия, получая образование по программе церковно-приходских школ, а также обучаясь хозяйству и рукоделию» [7, c. 620]. В брошюре «Светлый и отрадный уголок в глуши России» одна из постоянных паломниц в Спас-Чекряк, с восхищением воспринимая «возникновение русского крестьянского Приюта», заключала: «Видя и зная всё это, самый неверующий невольно уверует в Бога и Его помощь на всё доброе» [5, с. 9]. В 1990-2000 годы изданы посвящённые орловскому священноисповеднику книги Л.Н. Ивановой (Пресновой) [4], Н.Н.Усова [8], о. Игоря Чистюхина[9] и др. В каждом из этих изданий, наряду с аналитическим обзором дореволюционных изданий, содержатся новые архивные материалы.

Сведения о судьбе детского приюта в послереволюционные годы строятся в основном на мемуарно-публицистических источниках. Так, внучка о. Георгия – Елена Николаевна Коссова (в замужестве Потапова) вспоминала: «Когда после революции приют разогнали, приютянки разбрелись кто куда. Девочки постарше по городам и деревням разъехались, потому что к тому времени уже имели хорошие профессии и могли жить самостоятельно. Куда девались маленькие, никто не помнит <…>» [4, с. 72].

В главе «Судьба Приюта» о Игорь Чистюхин отмечал: «Вскоре [после революции – Г.Т.] из губернского Орла пришло распоряжение, чтобы новых приютянок в Приют не брать, а тем, которым исполнилось 18 лет, искать себе другое пристанище. Девочки стали разъезжаться, кто в Орёл, кто в Белёв и Болхов, но некоторые перешли на частные квартиры и остались в Чекряке» [9, c. 83].

Архивные разыскания позволяют сделать некоторые уточнения и дополнения. В Архиве УФСБ России по Орловской области сохранились протоколы допросов бывших воспитанниц и сотрудниц приюта, созданного о. Георгием Коссовым. В этих строках раскрывается их отношение к своему духовному наставнику, история детского дома и судьба самих приютянок. Ольга Прохоровна Левашова, одна из воспитанниц, отмечала: «Я воспитывалась в приюте села Чекряк. Приют этот содержал отец Георгий. Он был очень добрый. Воспитывалось нас 250 человек, исключительно девушки. <…> После смерти [отца Георгия] приют наш советская власть разогнала, и мы разошлись кто куда по прислугам. Некоторые начали после этого бедствовать. <…> Естественно, некоторые из нас, в частности, и я, имеем недовольство на сов.[етскую] власть за то, что разорили наш приют, <…> заставили бедствовать, так как в приюте нам жилось лучше. Отец Георгий воспитывал хорошо» [2, л. 151-152].

Показания Сазоновой Пелагеи Сафоновны позволяют конкретизировать датировку событий: «Я воспитывалась в приюте с. Чекряк с самого детства. Приют этот, в котором я воспитывалась, содержал священник отец Георгий. <…> Приют просуществовал до 1918 года, после реорганизовался в школу коммуны, которой руководила советская власть. <…> Школа коммуны просуществовала до 1924 года, в 1924 г. распустили всех <…>, организовали ШКМ [школу крестьянской молодёжи – Г.Т.] <…>. В приюте нам жилось хорошо. Некоторые из наших воспитанниц остались не довольны советской властью за роспуск приюта, так как большинству пришлось бедствовать» [2, л. 158 об-159].

Достоверность дат подтверждается в допросе Милютиной Анны Ивановны, уроженки города Болхова, прожившей в приюте 25-ть лет: «Я воспитывалась в приюте с. Чекряк, которым руководил священник Георгий. Он был очень хороший священник, жалел нас, мы его почитали. Приют наш просуществовал до 1918 года, в 1918 году его преобразовали в школу коммуны. <…> Школа коммуны просуществовала до 1924 года. <…> Её распустили, мы как воспитанницы, не имея своей оседлости и жилья, разошлись кто куда. <…> Хожу я по деревням по повелению Божьему, верно, мне на старость Бог создал такую горькую участь по сравнению с приютом» [2, л. 154 об-155].

В Государственном архиве Орловской области сохранились материалы Болховского отдела народного образования, раскрывающие процесс постепенного разрушения детского приюта, основанного протоиереем Георгием Коссовым. Согласно постановлению Совета Народных Комиссаров от 20 июня 1919 года приюты и другие детские учреждения передавались в ведение Народного комиссариата по просвещению. Заведующая Отделом охраны детства А.И. Елизарова «циркулярно» разослала сообщение «всем губернским и уездным отделам наробраза и собеза» о том, что «Отдел охраны детства Н.[ародного] К.[омиссариата] социального обеспечения перешёл целиком в Н.[ародный] К.[омиссариат] Просвещения как самостоятельный отдел и слился с П.[од]/отделом Социального воспитания» [3, л. 37]. Старшей сестрой В.И. Ленина (Ульянова), активной партийной деятельницей, была разработана соответствующая инструкция, согласно которой передача детских домов должна быть проведена «в общегубернском масштабе, а не по некоторым уездам или отдельным домам»; при этом при Губернском отделе народного образования должен создаваться соответствующий аппарат. Руководствуясь утопическими идеями, оторванными от глубоких национальных традиций и идеалов, реформаторы-разрушители не отчётливо представляли катастрофические последствия проводимых преобразований.

Сохранившийся «Акт комиссии по реорганизации Спас-Чекрякской детской Коммуны имени Коллонтай…», датированный 23-24 июнем 1919 года, раскрывает факты ужасающего разорения и упадка процветавшего до революции учебно-воспитательного заведения [3, л.31-32]. Всего в бывшем приюте ко времени проверки проживало 162 человека (из них дошкольниц 7, школьниц 97, внешкольниц 27).

В акте зафиксировано: «Старые и рваные одеяла, которых всего около 100 штук. Простынь и наволочек нет совсем». «Клозета в 3-м этаже нет совсем, ввиду этого и отсутствия освещения ночью бывают случаи, что маленькие дети мочатся на постели. Последнее время завед.[ующим] Коммуной т. Тресвятским введены за неимением ночной посуды вёдра.» «В 1-м этаже <…> все помещения имеют безотрадный казематный вид: низкие своды, грязные стены и слабое подвальное освещение. <…> Помещение ткацко-переплётной мастерской холодное. За неимением материала и инструкторов мастерские не действуют. Имеется клозет в таком же антисанитарном и небезопасном состоянии. В общем, помещения в этом этаже сыры и вредны для здоровья и служат верным пособником заражения трахомой. <…> Отопление производится нерегулярно <…>. Крыша здания приюта требует серьёзного ремонта, т.к. во время дождя происходит основательная течь вовнутрь здания. При приюте имеется кирпичная баня, требующая неотложного капитального ремонта. Девочки временно купаются в кухне» [3, л.32].

В акте отмечалось: «[Весной 1919 года] крупы гречневой и манной, рису, пшеничной муки, мяса, рыбы, керосину не выдавали вовсе. Обед и ужин приютянок состоит из одного блюда – щей или картофельного супа, которые обычно варятся без масла (щи и суп чередуются через день), последний дети едят охотнее, но не вволю, по недостатку провизии. При пробе пища оказалась совершенно несолёной, тем не менее дети быстро очищали свою порцию, видимо, они давно привыкли обходиться без соли. <…> Чай пьётся редко. Чувствуется острый недостаток в обеденной и чайной посуде». И далее: «<…> на всех детей-приютянок обуви имеется только 50 ношеных пар ботинок, около того же количества и тёплых зимних, но ветхих пальто. Головных и носовых платков нет, <…> чулок нет. <…> Полотенец рваных около 50 штук. За неимением мыла стирка белья неудовлетворительна» [3, л. 32об.].

Отстранённый от руководства приютом, настоятель Преображенской церкви села Спас-Чекряк о. Георгий Коссов с горечью видел бедственное положение приюта, сочувственно относился к обездоленным детям и в голодное время стремился помочь им. Так, комиссия отмечала: «После первого блюда детям (здоровым) обычно выдают по одной чайной чашке молока (и то благодаря временной помощи местного священника)» [3, л. 32 об.].

Примечательно, что члены комиссии, наряду с хозяйственно-бытовыми проблемами, отметили идеологический аспект жизни школы-коммуны: «Особое внимание нужно обратить на оздоровление, так сказать, духа приютянок, который сильно отдаёт церковностью и связанной с ней узостью миропонимания. Единственным средством для этого Комиссия считает полное обновление состава учащих приюта, подбор лиц с современными взглядами на задачи школы». Активным и действенным способом избавления от «апатичного и покорного состояния приютянок» авторы протокола считали организацию «самодеятельности детей в организации коммун каждого отделения и всех отделений в общем <…>» [3, л. 33 об.].

Связь приюта с церковью воспринималась новой властью и руководителями народного образования не только не допустимой, но и преступной. Настоятеля церкви на основании поступивших секретных сведений (за приютом и местной церковью было установлено наблюдение) и ложных заявлений-доносов обвиняли в контрреволюционной агитации. В 1922 году протоиерея Георгия Коссова арестовали, в его доме провели обыск; несколько месяцев священнослужитель находился в Орловской центральной исправительной тюрьме.

В феврале 1923 года в губернской газете «Орловская правда» была напечатана статья «Состояние дела народного образования в Болховском уезде», в которой при перечислении специальных образовательных учреждений был отмечен «детский дом школьного возраста [Чекрякская школа-коммуна – Г.Т.] в уезде». Оказалось, что «во всех детских домах всех типов в данное время проживает на полном иждивении УОНО 350 детей». Однако в результате проводимых социально-педагогических экспериментов положение детей-сирот не улучшилось: «Детские дома совершенно сняты с госснабжения с февраля месяца 1922 года. Вся забота о детях как в смысле питания, так и в смысле обуви, одежды и т.п. целиком легла на УОНО, который совершенно не имеет никаких материальных средств и часто задыхается под этим тяжёлым бременем». В одном из обзоров Орловской губернии по уездам «Орловская правда», выделяя Спас-Чекрякскую школу-коммуну, отмечала: «Обращено внимание на политическое воспитание детей, для чего Укомом РКП (б) назначена в школу партийная работница». В связи с тем, что часть преподавателей имела дореволюционное образование, включая духовные семинарии, безымянный корреспондент газеты подчёркивал, что «обращено также внимание на усиление педагогического состава школы-коммуны [6, с. 4]».

Вопросы о состоянии дел в Спасо-Чекрякской школе-коммуне неоднократно рассматривались на заседаниях Президиума Болховского уездного исполнительного комитета. Так, в январе 1924 года постановили создать комиссию для производства ревизии хозяйственной части школы и отстранить от должности заведующего школой. В ноябре этого года был поставлен вопрос о «дефицитности Чекрякской школы-коммуны и невозможности дальнейшего существования таковой».

В цитированной книге о. Игоря Чистюхина выделены основные этапы окончательного разрушения бывшего приюта: «Со смертью Батюшки [протоиерея Георгия Коссова – Г.Т.] новое время не пощадило Спас-Чекряк. Приют закрыли. Сначала там находилась семилетняя школа крестьянской молодёжи. В 1930-х гг. её преобразовали в общеобразовательную среднюю школу. В годы войны там размещался немецкий штаб, и при отступлении немцы здание Приюта взорвали» [9, с. 98]. В послевоенное время в селе Спас-Чекряк построили новую кирпичную двухэтажную школу, однако на рубеже XX-XXI столетий это здание стоит опустошенными.

Таким образом, приют в селе Спас-Чекряк – это образовательно-воспитательное учреждение, история которого отражает особенности культурно-исторического процесса провинциальной России. Дети-сироты, воспитывавшиеся в христианской общине и окормлявшиеся известным в стране наставником-молитвенником, оказались невольными жертвами социально-исторических (февральская и октябрьская революция, гражданская война) катаклизмов, идейно-политических и административно-ведомственных экспериментов. На рубеже XIX-XX веков детский приют содержал сельский священнослужитель-подвижник. В советское время эта задача оказалась не под силу чиновникам-реформаторам разных уровней и рангов. Образование и воспитание подрастающего поколения, насильственно вырванные из системы высоких духовных (православных) идеалов и национальных традиций, оказались в состоянии упадка. Трагические уроки отечественной истории необходимо знать и помнить.

 

Abstract. The article examines the history of the orphanage for girls-orphans, created in the village of Spas-Chekryak, Orel province, Archpriest George Kossov (1855-1928). The research material is archival funds. Separate sources and documents are published for the first time.

Keywords: Archpriest George Kossov, orphanage, archival materials.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.70 (0.011 с.)