Список использованных источников. 1. Курская и Рыльская епархия // Православная энциклопедия / Под ред 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список использованных источников. 1. Курская и Рыльская епархия // Православная энциклопедия / Под ред



1. Курская и Рыльская епархия // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. - Т. ХХХIХ. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2015. - С. 421–446. Текст: непосредственный.

2. Никитина С.В., Болдырева Т.П.Духовно-нравственное воспитание в вузе (из опыта работы Курской ГСХА) // Шестнадцатые Дамиановские чтения: Русская православная церковь и общество в истории России и Курского края: материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. - Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2019. - С. 205-208. Текст: непосредственный.

3. Пигорева О.В. Школа и религиозные организации в образовательном пространстве центра России в постсоветский период // Шестнадцатые Дамиановские чтения: Русская православная церковь и общество в истории России и Курского края: материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. – Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2019. - С. 187-205. Текст: непосредственный.

4. Пигорева О.В., Ильина З.Д. Локальная история как научная проблема: из опыта научно-исследовательской работы кафедры истории государства и права ФГБОУ ВО Курская ГСХА // Актуальные вопросы инновационного развития агропромышленного комплекса: материалы Международной научно-практической конференции. - Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2016. - С. 206-211. Текст: непосредственный.

5. Пигорева О.В., Ильина З.Д., Бунин А.Ю. Православие в истории России и Курского края: учеб. Пособие. - Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2012. - 164 с. Текст: непосредственный.


А. П. Терских

к.фарм.н, доцент кафедры фармацевтической химии и

фармацевтической технологии,

Е. С. Натарова

ассистент кафедры фармацевтической химии

и фармацевтической технологии

Воронежского государственного медицинского университета

им. Н.Н. Бурденко (г. Воронеж),

Т. Н. Жиляева

учитель истории и обществознания

МБОО «Лицей села Верхний Мамон

Верхнемамонского муниципального района

Воронежской области»

(Воронежская область, с. Верхний Мамон)

 

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

 

Аннотация. Статья посвящена вопросу духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения путем изучения культурно-исторического опыта своего народа. Сегодня в школах, лицеях, гимназиях и других учебных заведениях уделяется большое внимание изучению различных аспектов жизни нашего Отечества: его истории, культуры, фольклора, происхождения государственной символики и многого другого. Одной из тем для беседы с молодежью может стать разговор о боевых наградах – орденах и медалях – символах воинской доблести. Первые награды, предназначенные для воинов и воевод, появились уже в Киевской Руси, таким образом, данная тема позволит повторить историю России. Ведь именно русское историческое, литературное и культурное наследие со своим богатейшим опытом может оказать огромное влияние на формирование духовно-нравственной составляющей нашей молодежи.

Ключевые слова: воспитание, образование, история, награды.

 

К сожалению, современное общество стремится к вершинам цивилизационного развития, а не духовного. С большой гордостью отмечается, что людям живется легко и удобно в мире благодаря новейшим технологиям и величайшим изобретениям человечества. Однако мало кто задумывается над тем, что скрывается за внешней оболочкой нашего мироздания? Сможет ли русский человек в этом сумасшедшем ритме жизни сохранить от природы присущее его соотечественникам богатство внутреннего мира, традиционно имевшие для него первостепенное значение духовно-нравственные ценности?

Вопросы духовности, нравственности, ценностных ориентаций как никогда актуальны для современного общества, учитывая состояние современной молодёжи. От того, каковы сегодняшние юноши и девушки, как они строят свою жизнь, на основе каких ценностей, напрямую зависит будущее государства, которое все они составляют и будут впоследствии представлять не только сами, но и в своих детях (и внуках) [4]. Всё очевиднее становится, как легко и незаметно происходит подмена духовно-нравственных ценностей материальными для молодого поколения. Сегодня, ресурсы интернета, социальные сети, средства массовой информации навязывают «новый» образ жизни нашему молодому поколению. Этот образ жизни построен на культе денег и наслаждений, полностью лишен духовности и пропагандирует свободу отношений во всём. Неудивительно, что в сложившейся ситуации четко прослеживается тенденция нарастания бездуховности как в поведении молодёжи, так и во взаимоотношениях между молодым и старым поколением [1].

Анализируя произошедшие с Россией революционные изменения, становится понятным, что эта трагедия связана с глубоким внутренним кризисом, разложившим русское общество. Акцентируя внимание на духовно-нравственном аспекте, причину гибели Российской империи следует искать в утрате единства русского народа.

История показывает, что причина многих человеческих падений кроется в разрыве связей между поколениями, в отказе от традиций, от опыта и заветов предков, в забвении Божиих истин, на основании которых испокон века люди строили свою жизнь, желая, чтобы она была благополучной. Перед педагогами, искренне разделяющими такое видение рассматриваемой проблемы, нередко встаёт вопрос: как найти или создать подходящее образовательное пространство, в условиях которого можно знакомить современных молодых людей с традиционными духовно-нравственными ценностями [2].

Сегодня в школах, лицеях, гимназиях и других учебных заведениях уделяется большое внимание изучению различных аспектов жизни нашего Отечества: его истории, культуры, фольклора, происхождения государственной символики и многого другого [3]. Выходит большое количество книг для читателя любого возраста, в том числе яркие и познавательные для детей, посвященные истории России, ее героям, прославившим на века наше Отчизну, народному быту и так далее. Целью большинства таких книг становится заинтересовать читателя тем или иным историческим вопросом, привить интерес к познаванию и пониманию Родины, а через это воспитать истинного патриота.

К сожалению, молодежь не любит читать, предпочитают тексту яркую картинку или короткий видеоролик, за то они очень деятельны и любознательны, главное – это направить их потенциал в нужное «русло». Поэтому преподавателю, учителю, педагогу необходимо постоянно, в урочное или внеурочное время, создавать атмосферу доверия, вовлекать их в открытый и максимально познавательный разговор, предлагать обсудить актуальный вопрос, обеспечивая тем самым их непосредственное участие.

Культурно-исторический опыт своего народа – это первое, что помогает формировать духовно-нравственное становление личности. Если обратиться к истокам русской культуры, литературы и истории, то ясно можно увидеть, что здесь благодатный материал, на котором нужно воспитывать наше молодое поколение. Ведь именно русское литературное, культурное и историческое наследие со своим богатейшим опытом может оказать огромное влияние на формирование духовно-нравственной составляющей нашей молодежи. Произведения искусства, литературные произведения и исторические персоналии всегда были наполнены неподложным интересом к человеческой личности, основой которой являются подлинные духовные ценности. И вот к таким личностям относятся храбрые защитники Отечества. Сколько за ними стоит мужества, отваги, самоотверженности, самопожертвования! И различные эпохи, на разных войнах, в тяжелейших битвах сражались русские люди – сражались вовсе не ради наград, а защищая любимую Родину от многочисленных врагов. Но награды необходимы для того, чтобы отметить личное мужество героев, не щадящих собственной жизни, сделать их примером гражданской доблести. И, глядя на мужество орденоносцев, многие их товарищи, в свою очередь, становились героями – и войны были выиграны. В Эрмитаже есть Галерею Героев 1812 года, хранящая обилие наград, заслуженно полученных доблестными сынами Отчизны в годы тяжелых испытаний.

Первый российский орден – орден Андрея Первозванного – был учрежден Петром I около 1668 г. Царь собственноручно нарисовал эскиз будущей награды — звезду, обильно усыпанную бриллиантами, золотую цепь. В уставе ордена говорилось, что он учрежден «в воздаяние и награждение одним за верность, храбрость и разные нам и отечеству оказанные заслуги, а другим для ободрения ко всяким благородным и геройским добродетелям, ибо ничто столько не поощряет и не воспламеняет человеческого любочестия и славолюбия, как явственные знаки и видимое за добродетель воздаяние»[3].

При Екатерине II было учреждено немало орденов и медалей. Безусловно, самый знаменитый из них – орден Святого Георгия. Низшей степенью ордена Святого Георгия была четвертая, высшей – первая. Он присуждался только за исключительную храбрость на поле боя, и заслужить его было в высшей степени нелегко. Известно, что А.В. Суворов необыкновенно высоко ценил орден Святого Георгия. За взятие турецкой крепости Туртукай в 1772 г. он получил орден второй степени и по этому поводу писал фельдмаршалу И.С. Салтыкову: «Кажется, что я вправду заслужил Георгиевский второй класс: сколько я к себе холоден, да и самому мне то кажется. Грудь и поломанный бок очень болят, голова как будто подраспухла». Лишь за победу при Рымнике в 1789 г., когда Суворов разгромил турецкую армию, превосходившую силы русских в четыре раза, он получил орден Святого Георгия первой степени. За всю историю существования ордена им было награждено всего 25 человек [3].

Существовала разветвленная иерархия русских орденов, статусы которых строго соответствовали тому положению, которое награждаемые занимали в обществе. Например, ордена Станислава, Анны, Владимира были разных степеней, с мечами и без, с лентами разной ширины и цвета, с коронами и без них.

В советские времена учреждено немало новых орденов и медалей. Конечно, большое их количество полечили участники Великой Отечественной войны. Традиции героев войны 1812 г. достойно продолжили их далекие потомки.

К июню 1941 г. имелись следующие награды за боевые подвиги: Золотая Звезда Героя Советского Союза, орден Ленина, орден Красного Знамени и орден Красной Звезды. В 1942 г. учреждена первая награда собственно Великой Отечественной войны, одноименный орден двух степеней. Впервые в советской народной практике устанавливались конкретные подвиги, за которые отличившийся обязательно, должен был быть представлен к этой награде.

Многие советские ордена носят имена знаменитых русских полководцев, составивших гордость и славу нашей истории. Если вспомнить исторические события, связанные с их именами, то легко понять, что нам есть, чем гордиться, и есть, с кого брать пример. Были учреждены Ордена Суворова (трех степеней), Кутузова (двух степеней) и Александра Невского, четыре медали «За оборону Ленинграда», а также Одессы, Севастополя и Сталинграда.

2 февраля 1943 г. учреждена медаль «Партизану Отечественной войны» двух степеней. Медалями награждались партизаны, подпольщики, руководители подпольного движения, проявившие в своих действиях храбрость, стойкость и мужество.

В 1943 г. учреждены две диаметрально противоположные награды: орден Победы и орден Славы трёх степеней. «Победа» – высший полководческий орден СССР. «Слава» стал высшим солдатским орденом. В 1943 г., в преддверии освобождения Украины, последовал указ об учреждении ордена Богдана Хмельницкого трех степеней. Указом от 1 мая 1944 года учреждена медаль «За оборону Москвы». Тем же указом обрела жизнь медаль «За оборону Кавказа», а 5 декабря 1944 г. к ней добавилась медаль «За оборону Советского Заполярья». Это была последняя оборонительная медаль.

В 1944 г. учреждены два военно-морских ордена – Ушакова и Нахимова. Они являлись аналогами сухопутных орденов Суворова и Кутузова. Медалями Ушакова и Нахимова награждались матросы и солдаты, старшины и сержанты, мичманы и прапорщики Военно-морского флота за личное мужество и отвагу.

9 мая 1945 г. учредили медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.». 9 июня 1945 г. учрежден целый ряд «штурмовых» медалей, которыми награждались непосредственные участники: «За взятие Будапешта», «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Вены», «За взятие Берлина», а также «За освобождение Белграда», «За освобождение Праги», «За освобождение Варшавы», «За победу над Японией».

В прошлые века ордена и медали в России носили девизы, например, «За доблесть», «За отвагу», «За храбрость» и т.д. Девизы точно указывали, какие человеческие качества поощрялись той или иной наградой.

Произведения русского медальерного искусства – бесценная летопись событий, созданная руками современников. В орденах, медалях и монетах отражены важнейшие для нашей страны исторические события. Кровопролитные сражения и географические открытия, потрясающий героизм и напряженный творческий поиск, увенчавшийся крупным научным достижением, – все это сохранено на небольших кусочках металла, в разные времена отлитых искусными русскими мастерами. Русские медали, насыщены глубоким историческим содержанием, значительно отличаются от многих произведений медальерного искусства Европы [3].

Об орденах и медалях России можно рассказывать бесконечно. Узнавая новое об орденах и медалях, непременно познается много нового и интересного об истории Отечества. Через них современному подрастающему поколению передаются истинные традиции и заветы отцов и дедов, направляющие молодежь к настоящим духовно-нравственным ценностям, обучающие сопротивляться деформации исторической памяти, размыванию и искажению ценностных ориентиров.

 

Abstract. The article is devoted to the issue of spiritual and moral education of the younger generation by studying the cultural and historical experience of their people. Today, schools, lyceums, gymnasiums and other educational institutions pay great attention to the study of various aspects of the life of our Fatherland: its history, culture, folklore, the origin of state symbols and much more. One of the topics for conversation with young people can be a conversation about military awards — orders and medals — symbols of military valor. The first awards intended for soldiers and voivodes appeared already in Kievan Rus, so this topic will repeat the history of Russia. After all, Russian historical, literary and cultural heritage with its rich experience can have a huge impact on the formation of the spiritual and moral component of our youth.

Keywords: upbringing, education, history, awards.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.014 с.)