Список использованных источников. 1. Акафист, житие святого священноисповедника протоиерея Георгия Коссова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список использованных источников. 1. Акафист, житие святого священноисповедника протоиерея Георгия Коссова



1. Акафист, житие святого священноисповедника протоиерея Георгия Коссова. – Орёл: б/д. – 40 с. – Текст: непосредственный.

2. Архив УФСБ России по Орловской области. Архивно-следственное дело № 10642-П (1933 г.). – В 2-томах. – Том. 1. – 420 л.

3. Государственный архив Орловской области. – Ф. Р-213. – Оп. 1. – Д. 158. – Текст: непосредственный.

4. Иванова (Преснова) Л.Н. Всех скорбящих радости. Документальная повесть о протоиерее Георгии Коссове. / Л.Н. Иванова (Преснова). – Орёл: Общ.-культ. центр «Духовное наследие», 1999. – 280 с. – Текст: непосредственный.

5. М.Я. Светлый и отрадный уголок в глуши России. / М.Я.– Ливны: Типография А.И. Мишиной, 1909. – 40 с. – Текст: непосредственный.

6. Орловская правда. – Орёл, 1923. – Текст: непосредственный.

7. Орловские епархиальные ведомости. – Орёл, 1903. – № 30 (27 июля). – С. 630-632 (отдел неофициальный). – Текст: непосредственный.

8. Усов Н.Н. Источник Воды Живой. Священноисповедник протоирей Георгий Коссов. – М.: ПолиграфАтельеПлюс, 2004. – 208 с. – Текст: непосредственный.

9. Чистюхин И.Н., священник. «…И я не забуду вас». Приют для девочек-сирот протоиерея Георгия Коссова в селе Спас-Чекряк Орловской губернии. – Орёл: ОАО «Типография “Труд”», 2007. – 112 с. – Текст: непосредственный.


Д. В. Уколов

студент магистратуры

факультета теологии и религиоведения

Курского государственного университета (г. Курск)

 

ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД НИКОЛАЕВСКОГО ХРАМА

С. ЗУЕВКА СОЛНЦЕВСКОГО РАЙОНА

КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация. В статье раскрывается история православного прихода Николаевского храма с. Зуевка Солнцевского района Курской области в годы Великой Отечественной войны.Показана церковная жизнь сельского прихода, роль священников и мирян, информация систематизирована и рассмотрена в контексте истории Русской Православной Церкви. Обоснована роль Церкви в духовной и общественной жизни сельской местности в военные годы.

Ключевые слова: Николаевский храм с. Зуевка, Великая Отечественная война.

 

В 2020 году наша страна будет праздновать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. За всю историю наш народ подвергался немалым испытаниям. Но Великая Отечественная война по своим масштабам, разрушениям и человеческим жертвам не имела себе равных.Тем значимее наша Победа!

Очень важно нам, нынешнему поколению, не забывать и передавать потомкам всю историю Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Рассказывать подрастающему поколению правду о войне, о ее героях и их героических поступках, о боли и лишениях самоотверженных жителей нашей Родины, которые сохранили мужество, доброе сердце и любовь к Родине.

Подвиги великих людей навсегда вписаны в историю нашей Родины! Именами героев Великой Отечественной войны названы улицы, проспекты и площади всех населенных пунктов нашей России!

Для нас важен пример наших предков тем, что самопожертвование, мужество, стойкость духа и любовь к Родине становилось для них образом жизни! Это огромный нравственный урок будущим поколениям! Трудно словами выразить душевное уважение к людям, которые ценой своей жизни завоевывали победу над немецкими захватчиками. Я горжусь, что в моей жизни встретился мне духовный мой наставник, который защищал Родину и живым вернулся домой. Когда мы отмечаем годовщину победы в Великой Отечественной войне, то непременно вспоминаем подвиги тех, кто пережил те лихолетья, и тех, кто оставил жизнь свою, сражаясь за родную землю, за любимых и близких, стоявших за его спиной. И мы должным образом отдаем дань таким людям своей молитвой, любовью и памятью.

Сейчас же вспомним тех, кто в годы войны служили в Николаевском храме с. Зуевка Солнцевского района Курской области.

До 1940 года в Николаевской церкви с. Зуевка располагалось зернохранилище. Великая Отечественная война прервала мирное течение жизни. Снова серьезно пострадал Николаевский храм. Церковная утварь, иконы были разграблены еще до войны, теперь же еще и росписи на стенах пробиты осколками снарядов, пулями. Жителям села приходилось ночевать в храме, чтобы укрыться от бомбежки. По воспоминаниям жителей, во время войны немцы согнали людей в церковь и хотели взорвать здание. Со стороны деревни Княжая наступили советские солдаты и успели спасти храм и людей. Эти сведения мне рассказывали мои бабушки София Григорьевна и Лидия Григорьевна Дороховы – жители села Зуевка [8, с. 5].

Во время оккупации села Зуевка напротив храма немцами были повешены на телефонном столбе восемь мирных жителей. Их трупы были сброшены в силосную башню. Среди убитых были два мальчика, мать с сыном-подростком, майор Советской армии, два солдата, попавшие в плен к фашистам, и девушка – Клавдия Фёдоровна Мельникова, которая была связной в партизанском отряде – ей было тогда 26 лет. Об этой казни я узнал из письма настоятелю храма протоиерею Василию Жданову, которое прислала племянница Клавдии – Хороших Клавдия Михайловна.

В 1942 году пришлось претерпеть страшные испытания певчей Николаевского храма – молодой девушке Екатерине Фроловне Бурцевой. Ее вместе с подругой угнали на принудительные работы в Германию, где пришлось им перенести много страданий. Но по воле Божией Екатерине удалось бежать, а подруга её была убита.

Екатерина Фроловна вспоминала страшные минуты своей жизни: «Нас везли в грузовом эшелоне, была зима, стояли сильные морозы. На ходу поезда я выпрыгнула. Когда выпрыгнула из поезда, бежала по сугробам, вся обморозилась, но чудом скрылась от фашистского насилия». Долгое время она скиталась «по миру» и однажды пришла к одной старице и спросила совета, как дальше жить. Старица ответила ей: «Екатерина, не печалься, вернешься ты домой на родину, и от тебя будет греметь церковь». Время было страшное, голодное, кругом война… Екатерина недоумевала: «Почему греметь?».

Девушке удалось вернуться домой, в родное село. К тому времени храм в Зуевке был открыт, и вскоре она вновь стала петь в церковном хоре. Впоследствии Екатерина Фроловна более пятидесяти лет была регентом церковного хора Николаевского храма с. Зуевка [10, с. 4].

В 1943 году возобновились богослужения в Николаевском храме. А в 1944 году вновь была зарегистрирована религиозная община. Любой храм – это дом Божий, где человек находит утешение, где Господь открывает людям Свои Божии пути.

Восстановление храма в годы войны связано с именем протоиерея Василия Черникова: с 20 марта 1943 года по 15 июня 1946 года он был здесь настоятелем – указ о назначении подписал епископ Курский Питирим. Постепенно восстанавливалось всё необходимое для проведения церковной службы. На приходе отец Василий зарекомендовал себя с хорошей стороны, к службе относился добросовестно, проповедовал Слово Божие и был очень дисциплинированным. Обладал хорошим слухом и голосом [1, л. 1].

По Божиему промыслу в 1943 году отряд саперов, в котором служил будущий настоятель храма отец Феодосий, оказался в селе Зуевке. После опасной работы по разминированию территории села, связанной с риском для жизни, саперы расположились на привал недалеко от храма. Феодосий Жданов вместо отдыха пошел в храм помолиться о сохранении страны и воинов и поблагодарить Господа за спасение от смерти, которая шла за саперами по пятам. И вот, войдя в храм, он увидел, что здание полуразрушено, а женщины носят кирпичи, песок, очищая храм от всякого мусора. Отец Феодосий в это время не мог и предполагать, что будет в нем вести службы, быть настоятелем храма [13, с. 16].

Отца Феодосия не взяли сразу на войну в связи с тем, что у него было очень слабое зрение. Он был призван на защиту своей многострадальной Родины Прохоровским РВК Курской области 27 марта 1943 года в 86-й отдельный гвардейский саперный батальон. О саперах говорят: ошибается один раз. Ушел на фронт отец Феодосий и сразу попал на Курскую дугу. Пройдя во время войны длинный путь к Победе, который пролег в том числе и через п. Прохоровку, п. Пристень, п. Солнцево, с. Зуевка, п. Поныри, г. Чернигов, дошел до Берлина.

16 апреля 1945 года во время ожесточенных боев на территории Германии Феодосий был смертельно ранен. Пуля прошла сквозь лёгкое, сердце чуть-чуть не задело, но Господь миловал своего избранника. Санитары вытащили с переднего края, затянули в блиндаж, разорвав одежду, оказали первую помощь. Но немцы продолжали атаку и забросали блиндаж гранатами. Отец Феодосий выжил, по его словам, только чудом Божиим. Осколки от разорвавшихся гранат остались в позвоночнике, всю жизнь острой болью напоминая о войне. День Победы встретил Феодосий в госпитале Германии. Находясь на лечении, он дал обет Богу: "Если выживу, всю жизнь посвящу Господу и служению людям". До последних дней его жизни сквозное ранение груди и осколки в позвоночнике напоминали ему о суровых годах войны. Отец Феодосий был награжден многочисленными орденами и медалями, в том числе и медалью «За взятие Берлина». Впоследствии на протяжении 26 лет отец Феодосий был настоятелем Николаевского храма.[4, с. 15].

Верно служили Богу, сохраняя храм в годы войны, просфорница Николаевского храма Пелагея Павловна Полякова с дочерью Верой, Марфа Илларионовна Лифинцева, которые ночами сторожили храм, собирали на лошади дрова, чтобы отопить храм; стирали ризы [9, с. 19].

Гридасова (Бобнева) Вера Петровна – певчая храма, после окончания училища была направлена по специальности работать в г. Баку, где и застала её Великая Отечественная война. Но с Божией помощью она смогла вернуться домой, где испытала все ужасы войны – голод, холод, страх, тяжело переболела тифом. В дом Бобневых во время бомбежки попал снаряд, дом сгорел. Слава Богу, вся семья осталась жива. Затем наступили новые испытания: пришлось скитаться по родственникам в поисках крыши над головой.

Ее отец Петр Алексеевич Бобнев также был певчим храма. Он был оставлен в войну старшим на нефтебазе для охраны и выдачи горючего отступающим советским солдатам. В этом помогала ему Вера Петровна. Однажды, идя к отцу на работу, вдруг услышала непонятный гул и как будто голос свыше: «Ложись!» и на землю полетели одна за другой бомбы. Благодаря вере в Господа Бога, молитвам, все остались живы.

За свой труд Вера Петровна награждена многими наградами, удостоена званий ветерана Великой Отечественной войны, ветерана труда. Вера в Бога помогает преодолевать все трудности повседневной жизни. Уже более 30 лет Вера Петровна поет на клиросе в церковном хоре.

В 2005 году в память 60-летия Победы в Великой Отечественной войне и в Благословение за усердные труды во славу Русской Православной церкви Вера Петровна награждена Архиерейской грамотой архиепископом Курским и Рыльским Германом. В настоящее время Вере Петровне 97 лет. Она вспоминает со слезами на глазах о событиях страшной войны [8, с. 42].

В 2004 году на территории, прилегающей к Николаевскому храму, было произведено захоронение останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Ежегодно по благословению епископа Щигровского и Мантуровского Паисия в летнее время работает при Николаевском храме Православный лагерь «Ковчег» - кратковременная выездная походная программа для детей, построенная на православном укладе жизни, включающая элементы оздоровительного отдыха, спорта, образования, игры, трудового, патриотического и духовно-нравственного воспитания. Ежегодно 21 июня в лагере проводится вечер памяти, посвященный началу Великой Отечественной войны. Патриотизм – высшее проявление духовности человека. Каждый участник лагеря, стоя со свечой у могилы защитников Родины осознавал их подвиг и свою сопричастность событиям войны.

22 июня в день начала Великой Отечественной войны проводится детский крестный ход от Шумаковской школы к источнику Серафима Саровского в с. Машнино. В крестном ходе принимают участие священнослужители, начальство, учителя, учащиеся школ района и жители села [8, с. 42].

В годы Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь, несмотря на многолетние довоенные репрессии и подозрительное отношение к себе со стороны государства, словом и делом помогала своему народу, внеся весомый вклад в общее дело победы над грозным врагом. Наш священный долг – сохранить мир на Земле, ради которого миллионы людей своей жизнью заплатили за нашу жизнь, за наше счастье. Мы принимаем эстафету старшего поколения, чтобы продолжить их дело.

 

Abstract. The article reveals the history of the Orthodox parish of S. Nicholas Church in Tallinn solntsevsky district, Kursk region during the great Patriotic war. The article shows the Church life of a rural parish, the role of priests and laypeople, and the information is systematized and considered in the context of the history of the Russian Orthodox Church. The article substantiates the role of the Church in the spiritual and social life of rural areas during the war years.

Key words: Nikolaevsky monastery of the village of Zuevka, during the great Patriotic war.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.112.69 (0.015 с.)