Л. Пантелеев (Алексей Иванович Пантелеев, 1908–1987) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Л. Пантелеев (Алексей Иванович Пантелеев, 1908–1987)



 

 

  Алексей Иванович Пантелеев – прекрасный русский писатель советской эпохи, прежде всего детский, – был верующим человеком, воцерковлявшимся в годы гонений на Православие. Об этом он оставил записки, опубликованные после его смерти под названием «Я верую!». Сказка-притча о двух лягушках, скорее всего, выдумана не им; можно смело сказать, что этот притчевый сюжет вошел в православное предание, в общецерковный и общечеловеческий оборот.

 

Две лягушки
  Сказка-притча

 

 

  Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Только одна из них была храбрая, сильная, веселая, а другая – ни то ни се: трусиха была, лентяйка, соня.

  Но все-таки они жили вместе, эти лягушки.

  И вот однажды ночью вышли они погулять.

  Идут себе по лесной дороге и вдруг видят: стоит дом. А около дома погреб. И пахнет из него очень вкусно: плесенью пахнет, сыростью, мохом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.

  Вот забрались они поскорей в погреб, стали там играть и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной.

  И стали тонуть.

  А тонуть им, конечно, не хочется.

  Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.

  Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немного, побарахталась и думает:

  «Все равно мне отсюда не выбраться. Зачем же я буду напрасно барахтаться? Только мучиться зря. Уж лучше я сразу утону».

  Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула.

  А вторая лягушка – та была не такая. Та думает:

  «Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет».

  Но только – нет, ничего не выходит. Как ни плавай – далеко не уплывешь. Горшок маленький, стенки скользкие – не вылезти лягушке из сметаны.

  Но все-таки она не сдается, не унывает.

  «Ничего, – думает, – пока силы есть, буду барахтаться. Я ведь еще живая, значит, надо жить. А там – что будет!»

  И вот из последних сил борется наша храбрая лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и память стала терять. Уж вот захлебнулась. Уж вот ее ко дну тянет. А она и тут не сдается. Знай себе лапками работает. Дрыгает лапками и думает:

  «Нет! Не сдамся! Шалишь, лягушачья смерть…»

  И вдруг – что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у нее уже не сметана, а что-то твердое, что-то такое крепкое, надежное, вроде земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она, лягушка, на комке масла.

  «Что такое? – думает лягушка. – Откуда взялось здесь масло?»

  Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из жидкой сметаны твердое масло сбила.

  «Ну вот, – думает лягушка, – значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула».

  Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой, в лес.

  А вторая лягушка осталась в горшке.

  И никогда уж она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда не прыгала, и никогда не квакала.

  Ну что ж! Если говорить правду, так сама ты, лягушка, и виновата. Не падай духом! Не умирай раньше смерти!

 

Литература

 

 

  Источники, из которых взяты притчи и объяснения к ним, приводятся по разделам книги. В тех случаях, когда книга многократно переиздавалась, предпочтение в ссылках отдается указаниям не на страницы определенного издания, а на рубрики, совпадающие в различных изданиях (там, где это позволяет характер рубрикации в книге). В списке приводятся выходные данные изданий, которые использовались при составлении книги. Сокращенный заголовок, под которым книга цитируется внутри раздела данного сборника, выделяется жирным шрифтом либо приводится, также жирным шрифтом, в квадратных скобках после выходных данных книги.


Притчи Христовы

 

 

  Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. – 1376 с.

  Аверкий (Таушев), архиепископ. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2010. – 846 с. [ Архиепископ Аверкий (Таушев) ]

  Александр (Милеант), епископ. Премудрость сокровенная: Современный православный комментарий на книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Издательский дом «Фавор», 2004. – 496 с. [ Епископ Александр (Милеант) ]

  Антоний, митрополит Сурожский (Блум). Воскресные проповеди. М.: Издатель Е. А. Сухова, 2003. – 228 с. [ Митрополит Антоний Сурожский. Воскресные проповеди ]

  Игнатий (Брянчанинов), святитель. Творения. Т. I: Аскетические опыты. – М.: Паломникъ, 2000. – 624 с. [ Святитель Игнатий (Брянчанинов). Т. I ]

  Игнатий (Брянчанинов), святитель. Творения. Т. IV: Аскетическая проповедь. – М.: Паломникъ, 2002. – 784 с. [ Святитель Игнатий (Брянчанинов). Т. IV ]

  Николай Сербский (Велимирович), святитель. Беседы. – М.: Лодья, 2001. – 464 с. [ Святитель Николай Сербский. Беседы ]

  Николай Сербский (Велимирович), святитель. Беседы. Книга вторая. – М.: Лодья, 2003. – 480 с. [ Святитель Николай Сербский. Беседы. Кн. 2 ]

  Серафимово послушание. Жизнь и труды Н. А. Мотовилова. – М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. – 256 с. [ Преподобный Серафим Саровский. Беседа о цели христианской жизни ]

  Феофан, Затворник Вышенский, святитель. Краткие мысли на каждый день года по церковному чтению из Слова Божия. – Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1991. – 192 с. [ Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года ]

  Феофан, Затворник Вышенский, святитель. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. – М.: Лепта книга, 2007. – 800 с. [ Свт. Феофан Затворник. Письма к разным лицам ]

  Феофан, Затворник Вышенский, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. – Л.: «Соборный разум», Ленинградское отд. Об-ва «Знание», 1991. – 288 с. [ Свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться ]

  Феофилакт Болгарский, блаженный. Благовестник: I: Толкование на Четвероевангелие. – Минск: Белорусский экзархат; Харвест, 2006. – 688 с. [ Блаж. Феофилакт Болгарский ]

 

 

Мудрость отцов-пустынников

 

 

  [ Варсануфий и Иоанн, преподобные. ]. Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни. – М.: изд. Донского монастыря, 1993. Репринт издания 4-го, Спб.: Синодальная типография, 1905. [ Варсануфий и Иоанн ]. – XXVIII с. + 496с. + 64 с.

  Великий Патерик, или Великое собрание изречений старцев: Систематическая коллекция. Т. I. – М.: Издание пустыни Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря Новая Фиваида, 2005. – 136 с.

  Дорофей авва, преподобный. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. – М.: Отчий дом, 2005. – 360 с. [ Авва Дорофей ]

  Древний Патерик, изложенный по главам. – М.: Издательский отдел Московского Патриархата, изд-во «Планета», 1991. – Репринтное воспроизведение издания 1899 г. – 430 с.

  Игнатий (Брянчанинов), святитель. Отечник. – Владимир: Изд-во Владимирской епархии, 2002. – 512 с. [ Отечник святителя Игнатия ]

  Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. 1221 пример из Пролога и патериков. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. – 672 с. [ Отечник проповедника ]

  Скитский Патерик: О стяжании евангельских добродетелей. – М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. – 384 с.

  Феофан, Затворник Вышенский, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. – Л.: «Соборный разум», Ленинградское отд. Об-ва «Знание», 1991. – 288 с. [ Свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться ]

  Цветник духовный: Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. – Издательство Владимирской епархии, 2003. – 416 с.

 

 

Притчи Древней Руси

 

 

  Древнерусская притча / М.: Сов. Россия, 1991. – 528 с. (Сокровища древнерусской литературы).

  Повесть о Варлааме и Иоасафе. – Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1985. – 296 с. Также (в сокращении) в кн.: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – СПб.: Наука, 1999. – Т. 2: XI–XII века.

  Слова и поучения Кирилла Туровского опубликованы в книге: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – СПб.: Наука, 1997. – Т. 4: XII век. – 687 с.

  «Притча о человеческой душе и теле» выпускалась также отдельной брошюрой:

  Кирилл Туровский. Притча о человеческой душе, и о теле, и о нарушении Божьей заповеди, и о воскресении тела человеческого, и о Страшном суде, и о мучении. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 21 c.

  «Диоптра» – в кн.: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – СПб.: Наука, 2003. – Т. 8: XIV – первая половина XVI века. – 581 с.

  Также отдельное издание, брошюра:

  Филипп Пустынник. Диоптра. Разговор души и плоти. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 91 c.

 

 

Притчи русского старчества

 

 

  Агапит (Беловидов А. И.), схиархимандрит. Житие преподобного Амвросия старца Оптинского: в 2 ч. – Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2008. – 575 с. – [Репр. с изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1900]

  Архимандрит Павел (Груздев). – М.: Издательство «Отчий дом», 2006. – 732 с.

  Игнатия [Пузик], монахиня. Старчество на Руси. – М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1999. – 320 с. [ Монахиня Игнатия ]

  Иоанн (Маслов И. С.), архимандрит. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. – М.: Братство святитeля Алексия, 1993. – 189 с. (раздел III: Избранные изречения старца Амвросия, извлеченные из разных источников и расположенные в алфавитном порядке; специально не помеченные притчи старца Амвросия взяты именно отсюда, ссылка дается на алфавитную рубрику книги)

  Концевич И. М. Оптина Пустынь и ее время. Репринтное издание. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. – 608 с.

  Преподобные старцы Оптиной пустыни. Жития – Чудеса – Поучения. – М.: Православный приход Храма иконы Казанской Божией Матери в Ясенево, 2001. – 416 с.

  Серафимово послушание. Жизнь и труды Н. А. Мотовилова. – М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. – 256 с. [ Преподобный Серафим Саровский. Беседа о цели христианской жизни ]

  Смолич И. К. Русское монашество: Возникновение. Развитие. Сущность (988–1917). М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 1997. (Приложение к «Истории Русской Церкви» митр. Макария Булгакова.). – 608 с.

  [Софроний (Сахаров), архимандрит]. Старец Силуан: Жизнь и поучения. – Новоказачье: Православная община; М.: «Воскресение»; Минск: «Университетское», 1991. – 464 с.

  Феофан, Затворник Вышенский, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. – Л.: «Соборный разум», Ленинградское отд. Об-ва «Знание», 1991. – 288 с. [ Что есть духовная жизнь ]

 
Притчи святителя Николая Сербского

 

 

  Николай Сербский (Велимирович), святитель. Беседы. – М.: «Лодья», 2001. – 464 с. [ Беседы ]

  Николай Сербский (Велимирович), святитель. Беседы. Книга вторая. – М.: «Лодья», 2003. – 480 с. [ Беседы. Кн. 2 ]

  Николай Сербский (Велимирович), святитель. Таинственные притчи. – Клин: «Христианская жизнь», 2005. – 136 с.

  Николай Сербский (Велимирович), святитель. Миссионерские письма. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. – 488 с.

  Николай Сербский (Велимирович), святитель. Объяснение десяти заповедей, данных Моисею. – Клин: «Христианская жизнь», 2007. – 64 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.021 с.)