Пустынник, побежденный кувшином 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пустынник, побежденный кувшином



 

 

  Некий брат, живя в общежительном монастыре и часто побеждаясь гневом, сказал сам себе: «Пойду в пустыню, может быть, там, не имея с кем ссориться, успокоюсь от страсти». Он вышел из монастыря и стал жить один в пустыне. Однажды он наполнил водой сосуд и поставил его на землю. Сосуд внезапно опрокинулся. Во второй раз случилось то же самое. В третий раз кувшин также опрокинулся. Монах, рассердясь, схватил кувшин и ударил о землю. Кувшин разбился.

  Придя в себя, брат начал размышлять о случившемся и понял, что враг поругался над ним. Тогда он сказал:

  – Вот! Я – один, однако побежден страстью гнева. Возвращусь в монастырь: видно, везде нужна борьба с самим собой и терпение, в особенности же – помощь Божия.

  И монах возвратился в свою обитель.


  (Отечник святителя Игнатия, Повести из жития старцев… которых имена не дошли до нас, №   47; Отечник проповедника, №   183; см. также Древний Патерик, 7, 38)

 

Три монаха

 

 

  Некто рассказывал: были три трудолюбивые, достолюбезные монаха. Один из них избрал для себя дело – примирять ссорящихся между собою людей, по реченному: блаженны миротворцы (Мф. 5, 9). Другой – посещать больных. Третий удалился безмолвствовать в пустыню. Первый, труждаясь, по причине ссор между людьми не мог уврачевать всех и, со скорбью прийдя к посещающему больных, нашел его также ослабевшим и не старающимся об исполнении своего обета. Согласясь, оба они пошли увидеть пустынника, поведали ему печаль свою и просили сказать им, что доброго сделал он в пустыне? Немного помолчав, пустынник влил воду в чашу и говорит им:

  – Смотрите на воду.

  А она была мутная, так что ничего не видно было в ней. Спустя немного он опять говорит:

  – Смотрите – теперь устоялась вода.

  Они посмотрели в воду и увидели свои лица как в зеркале. Тогда он сказал им:

  – Так бывает и с человеком, живущим среди людей: от возмущения он не видит грехов своих, а когда он безмолвствует, и особенно в пустыне, тогда видит свои недостатки.


  (Древний Патерик, 2, 32)


Собаки, преследующие зайца

 

 

  Старца спросили:

  – Как может ревностный брат не соблазниться, когда видит некоторых иноков, опять возвращающихся в мир?

  Старец сказал:

  – Пусть вообразит себе собак, преследующих зайцев. Когда одна из них увидит зайца, то бросается за ним, а другие бегут за ней, но потом возвращаются назад. Первая же, которая увидела зайца, одна гонится, доколе его не поймает: ее не отвлекают от цели собаки, воротившиеся назад, она не смотрит ни на стремнины, ни на чащи в лесу, ни на колючие кусты и, пробегая сквозь терния, часто бывает изранена, но не перестает бежать. Так и ищущий Владыку Христа неуклонно стремится к Кресту, побеждая все встречающиеся ему соблазны, доколе не достигнет Распятого.

 

 

  (Древний Патерик, 7, 40; Отечник проповедника, №   850)


  К этому образу прибегает в своих беседах и старец Паисий Святогорец:

  Человек бежит, сколько живет, чтобы обрести Христа, и никогда не останавливается. Бежит и чувствует не усталость, а радость.

  Чтобы стало понятно, приведу вам один пример: хорошая гончая, учуяв зайца, не стоит возле охотника, а срывается с места, бежит и ищет зайца. Бежит, потом ненадолго останавливается, принюхивается, опять бежит. Она не может стоять на месте. Ее ум занят тем, как найти зайца. Она не глазеет по сторонам. Для нее больше радости в беге, чем в стоянии на месте. Жизнь для нее в беге и поиске.

  Вот такое трезвение нам нужно иметь. Ум наш должен постоянно стремиться ко Христу, потому что Он наша цель. А мы, хотя взяли след, хотя знаем дорогу, знаем, куда идти, чтобы встретить Христа, часто стоим на месте, не двигаемся вперед. Если бы мы не знали пути, то наше стояние на месте имело бы оправдание.


  (Старец Паисий Святогорец. Слова. Tом V. Раздел второй. Доброе беспокойство – добрая тревога о «добром подвиге». Доброе беспокойство не прекращается никогда)

 

Два кувшина

 

 

  Некий брат сказал старцу:

  – Авва! Вот я часто прошу святых отцов, чтоб они дали мне наставление для спасения моей души, и что ни скажут они мне, ничего не помню.

  У старца было два пустых кувшина. Старец сказал брату:

  – Пойди возьми один из этих сосудов, налей в него воды, вымой, воду влей и сосуд кверху дном поставь на свое место.

  Сделал это брат один раз и, по повелению старца, в другой и третий раз. Тогда старец сказал ему:

  – Принеси оба сосуда сюда.

  Когда брат принес, старец спросил его:

  – Который из двух сосудов чище?

  Брат отвечал:

  – Тот, в который я наливал воду и который мыл.

  На это старец сказал:

  – Так и душа, сын мой. Та, которая часто слышит слово Божие, хотя не удерживает в памяти ничего из слышанного, однако более очищается, чем та, которая никогда не вопрошает и не слышит слова Божия.


  (Отечник святителя Игнатия, Повести из жития старцев… которых имена не дошли до нас, №   63; Отечник проповедника, №   1020; см. также Древний Патерик, 10, 124)

 

Ответ забывчивому монаху

 

 

  В Скиту был один старец – труженик по телесным подвигам, но неискусный в помыслах. Потому пришел он к авве Иоанну Колову спросить его о забывчивости. Выслушав его наставления, возвратился в свою келью и забыл, что говорил ему авва Иоанн. Опять пошел спросить его и, услышав то же самое, пошел назад, но, дойдя до своей кельи, опять забыл. Таким образом много раз ходил он к Иоанну и каждый раз, по возвращении в келью, побеждаем был забвением. После, встретившись с ним, он сказал:

  – Знаешь ли, авва? Я опять забыл, что ты говорил мне, но чтобы не беспокоить тебя, я уже не приходил к тебе.

  Тогда авва Иоанн говорит ему:

  – Пойди зажги свечу.

  Он зажег. Авва сказал ему:

  – Принеси другие свечи и зажги их этой.

  Он сделал так. Тогда авва Иоанн спросил старца:

  – Ведь не перестала эта свеча гореть от того, что ты зажег ею другие свечи?

  – Нет, – отвечал старец.

  – Так не угаснет и Иоанн, подобно первой свече; если и весь Скит обратится ко мне, то не умалит благодати Христовой. Приходи ко мне, когда хочешь, без всякого сомнения.

  И за терпение обоих Бог отъял забвение от сердца старцева.


  (Скитский Патерик, с. 71–72; Отечник святителя Игнатия, Авва Иоанн Колов, №   25)

Заросшее поле

 

 

  Один брат, впав в искушение, от скорби оставил монашеское правило. Он желал положить новое начало, но скорбь препятствовала ему, и он говорил сам в себе: «Когда же я возвращусь к тому состоянию, в котором был прежде?» Унывая, он не находил в себе сил, чтоб начать монашеский подвиг. Пошел он к одному старцу и открыл ему свою нужду. Старец, выслушав скорбь брата, сказал ему следующую притчу:

  «Один человек имел поле, которое от беспечности его запустело и заросло негодной травою и тернием. После возымел он намерение возделать поле и сказал своему сыну:

  – Пойди очисти принадлежащее нам поле.

  Сын пошел. Когда он обозрел поле, то увидел, что оно поросло множеством плевелов и тернием. Упав духом, он сказал сам себе:

  – Когда же искореню весь этот сор и очищу землю?

  С этими словами он лег на землю и предался сну. Так поступал он в течение многих дней.

  Наконец пришел к нему отец посмотреть, что сделано, и увидел, что ничего.

  – Почему ты до сих пор ничего не сделал? – спросил он сына.

  Юноша отвечал:

  – Я пришел было на работу, но, увидев, как тут все заросло, так огорчился, что только и оставалось мне упасть на землю и спать.

  Тогда сказал ему отец:

  – Сын! Возделывай каждый день такое пространство земли, какое занимаешь, лежа на ней, и таким образом подвигай свое дело вперед и не унывай.

  Услышав это, юноша поступил по наставлению отца, и в короткое время поле было очищено и обработано.

  Так и ты, брат, трудись понемногу и не унывай, – и Бог Своею благодатью восстановит тебя в прежнее состояние».

  Услышав это, брат ушел и, терпеливо пребывая в келлии, поступал так, как научен был старцем. Обретя душевный мир, он преуспевал о Господе Иисусе Христе.


  (Древний Патерик, 7, 47; Отечник святителя Игнатия, Повести из жития старцев… которых имена не дошли до нас, №   98; Отечник проповедника, №   849)

 

Притча о трех друзьях

 

 

  Один мирянин весьма благочестивой жизни пришел к авве Пимену. У старца случились и другие братия, желавшие послушать беседы его. Старец сказал благочестивому мирянину:

  – Скажи братиям что-нибудь в наставление.

  Мирянин отказывался и говорил:

  – Прости мне, авва! Я сам пришел учиться.

  Но старец принудил, и он начал говорить:

  – Я человек мирской, продаю овощи: развязываю пуки зелени, делаю из них небольшие связки – покупаю дешево и продаю дорого. Не умею говорить от Писания, а скажу вам притчу. Один человек сказал своему другу: «Я желаю видеть царя, пойдем со мной». Друг отвечал ему: «Пройду с тобой половину дороги». Сказал он и другому своему другу: «Пойди проводи меня к царю». Он отвечал: «Доведу тебя до царского дворца». Он сказал и третьему другу: «Пойдем со мной к царю». – «Пойдем, – отвечал третий друг, – я доведу тебя до дворца, введу в него, скажу о тебе царю и представлю тебя ему».

  Братия спросили мирянина:

  – Что значит эта притча?.

  Он отвечал:

  – Первый друг есть подвижничество, которое доводит до истинного пути; второй – чистота, которая достигает до небес; третий друг – милостыня, которая с дерзновением приводит к Самому Царю Богу.

  Таким образом братия получили назидание и разошлись.

 

  (Скитский Патерик, с. 60; см. также: Древний Патерик, 14, 13; Отечник проповедника, №   442; Свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться, гл. 65)

Немного нечистого хлеба

 

 

  Брат сказал авве Пимену:

  – Когда я подаю своему брату немного хлеба или чего другого, то демоны унижают мою милостыню, будто бы она подается из человекоугодия.

  Старец отвечал ему:

  – Хотя бы твоя милостыня подавалась из человекоугодия, но мы все же должны подавать нужное, – и рассказал ему следующую притчу:

  – Два земледельца жили в одном месте. Один из них посеял и собрал немного хлеба, хотя и нечистого, а другой, поленившись сеять, не собрал ничего. В случае голода кто из них будет иметь пропитание?

  Брат отвечал:

  – Тот, кто собрал немного хлеба, хотя и нечистого.

  Старец сказал:

  – Так будем же и мы сеять немного, хотя бы даже и нечистого, чтобы не умереть от голода.


  (Древний Патерик, 13, 6; Скитский Патерик, с. 77; Отечник проповедника, №   243)

 

Красавица в царском доме

 

 

  Святой Иоанн Колов сказал такую притчу: была в одном месте красавица неисправного поведения. Правитель той страны сжалился над нею, что такая красота гибнет, и, улучив время, сказал ей: «Брось шалости, я возьму тебя к себе в дом и будешь моею женою и госпожою многих сокровищ. Только смотри, будь верна, а то будет тебе такая беда, что и вообразить ты не можешь». Она согласилась и была взята в дом правителя. Прежние ее приятели, видя, что она пропала где-то, начали искать и разыскивать и дознали, что она у правителя. Правитель хоть и гроза, но они не отчаивались опять сманить к себе красавицу, зная ее слабость. Нам стоит только подойти сзади дома и свистнуть, она поймет в чем дело и тотчас выбежит к нам. Так и сделали. Подошли сзади к дому и свистнули. Красавица, услышав свист, встрепенулась. Зашевелилось было в ней нечто прежнее. Но она уже взялась за ум и вместо того, чтобы выбежать из дома, устремилась во внутреннейшие покои пред лицо самого правителя, где тотчас и успокоилась; новых же свистков там уже не слышно было. Те приятели посвистели-посвистели и отошли прочь ни с чем. Смысл притчи сей ясен. Красавица эта изображает падшую душу, к Господу обратившуюся в покаянии и с Ним сочетавшуюся, чтобы Ему Единому принадлежать и Ему Единому служить. Прежние приятели – страсти. Свист их – это движение страстных помыслов, чувств и пожеланий. Убежание во внутренние покои есть укрытие в глубь сердца, чтобы стать там пред Господа. Когда это совершится внутри, обеспокоившее душу страстное, что бы оно ни было, отходит само собою, и душа успокаивается.


  (Свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться, гл. 58. См. также: Отечник святителя Игнатия, Авва Иоанн Колов, №   18: Отечник проповедника, №   778)

 

Две ноши песка

 

 

  Однажды в скиту было собрание по случаю падения одного брата. Отцы говорили, авва Пиор молчал. Потом он встал и вышел, взял суму, наполнил ее песком и стал носить на своих плечах. Насыпал также немного песка в корзинку и стал носить ее перед собой.

  Отцы спросили его:

  – Что бы это значило?

  Он сказал:

  – Эта сума, в которой много песка, означает мои грехи. Много их, но я оставил их позади себя, чтобы не болезновать и не плакать о них. А вот это – немногие грехи брата моего, они спереди у меня, я рассуждаю о них и осуждаю брата. А не должно бы так делать! Лучше бы мне свои грехи носить спереди, скорбеть о них и просить Бога о помиловании меня!

  Отцы, выслушав это, встали и сказали:

  – Вот истинный путь спасения!

 

  (Древний Патерик 9, 12; Скитский Патерик, с. 305; Отечник проповедника, №   640)

 

Дырявая корзина аввы Моисея

 

 

  Один брат в Скиту пал в грех. Братья собрались и послали за аввой Моисеем, но он не хотел идти. Пресвитер опять послал звать его таким образом:

  – Иди, тебя ожидает собрание.

  Авва Моисей встал и пошел. Взяв корзину с дырами и наполнив песком, он нес ее с собой. Братья, вышедшие к нему навстречу, спрашивают его:

  – Что это такое, отец?

  Старец отвечал им:

  – Это грехи мои сыплются позади меня, но я не смотрю на них, а пришел теперь судить чужие грехи.

  Братья, услышав это, ничего не стали говорить согрешившему брату, но простили его.


  (Древний Патерик, 9, 7; Скитский Патерик, с. 305)


Женщина под кадкой

 

 

  Что сделал святой Аммон, как однажды братия пришли к нему в смущении и сказали ему: «Пойди и посмотри, отче, у такого-то брата в келлии женщина»? Какое милосердие показала, какую любовь имела святая оная душа! Поняв, что брат скрыл женщину под кадкою, он пошел и сел на оную и велел им искать по всей келлии. Когда же они ничего не нашли, он сказал им: «Бог да простит вас».

  И так он постыдил их, утвердил и оказал им великую пользу, научив их не легко верить обвинению на ближнего; и брата оного исправил, не только покрыв его по Боге, но и вразумив его, когда нашел удобное к тому время. Ибо, выслав всех вон, он взял его за руку и сказал ему: «Подумай о душе своей, брат». Брат сей тотчас устыдился, пришел в умиление, и тотчас подействовало на душу его человеколюбие и сострадание старца.


  (Авва Дорофей, Поучение шестое)

 

«Корабль претерпел крушение…»

 

 

  В монастыре аввы Лота случилось искушение с некоторым братом. Брат, по причине этого искушения, был выслан из монастыря. Он пришел в гору аввы Антония и пробыл тут несколько времени, по прошествии которого блаженный послал брата в монастырь его. Там брата не приняли, – выслали снова. Он, возвратясь к авве Антонию, сказал ему:

  – Не захотели принять меня!

  Авва опять послал его, поручив ему сказать отцам монастыря: «Корабль претерпел крушение и потерял груз свой; с большим трудом корабль этот достиг пристанища, а вы хотите потопить и то, что спаслось от потопления!»

  Отцы, узнав, что авва Антоний прислал к ним брата, немедленно приняли его с радостью.


  (Отечник святителя Игнатия, Антоний Великий, №   193; Древний Патерик, 9, 1)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.076 с.)