Тисба бросается на меч Пирама и умирает. Плоды же дерева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тисба бросается на меч Пирама и умирает. Плоды же дерева



хранят цвет крови двух несчастных, которые ≪покоятся в урне

единой≫. Этот сюжет был использован Чосером в ≪Кентербе-

рийских рассказах≫, дан в пародийном ключе в ≪Сне в летнюю

ночь≫ Шекспира; воплощен в картине Кранаха старшего и опере

Глюка.

НИОБА. Мифы в V—II книгах относятся ко времени знаменитого

Похода аргонавтов в Колхиду за золотым руном. Это

Мифы о Ясоне, Медее, персонажах, памятных по трагедии Ев-

рипида ≪Медея≫. Здесь мы встречаем знаменитую новеллу о

Ниобе, дочери Тантала, жене царя Фив Амфиона. Поначалу судьба

Была к ней благосклонна: она принадлежала к древнему

Роду, ее муж был могущественным властителем, но всего более

Ниоба гордилась своими многочисленными детьми: семью сыновьями

И семью дочерьми. В своем материнском тщеславии

Она позволила себе насмеяться над самой богиней Латоной.

Эпоха Империи. ≪Век Августа≫

Ниоба посчитала себя выше ее и знатнее, поскольку Латона родила

Только двух детей, Аполлона и Артемиду. Задетая за живое,

Латона жалуется своим могущественным детям на Ниобу,

Которые решают ее жестоко покарать. Одного за другим поражают

Они стрелами всех сыновей Ниобы; Овидий подробно

Описывает гибель каждого из них. Убивает себя в отчаянии ее

Муж Амфимон.

Безмерно горе Ниобы, потерявшей и детей и супруга:

О, как Ниоба теперь отличалась от прежней Ниобы,

Что от Латониных жертв недавно народ отвращала

Или по городу шла, по улице главной, надменна.

Всем на зависть своим! —А теперь ее враг пожалел бы.

К хладным припала телам; без порядка она расточала

Всем семерым сыновьям в последний раз поцелуи.

Затем одна за другой умирают и все семь сестер. В ужасе

Ниоба цепенеет, Зевс превращает ее в скалу.

Ниоба остается художественным символом как надменности,

Так и неизбывного страдания. История гибели ее детей,

Ниобидов, сделалась популярной в искусстве. В VI в. н.э. в

Риме были обнаружены четырнадцать фигур, изображающих

Группу Ниобид. Высказывается предположение, что это копия

Композиции, созданной греческим скульптором Скопасом.

ДЕДАЛ И ИКАР В книгах VIII—X —мифы, относящиеся ко

Времени Геракла. Среди них —прославленный миф о Дедале и

Икаре. Во время полета с острова Крит со своим отцом, мифическим

Скульптором Дедалом, юноша Икар пренебрег родительским

Предостережением и, поднявшись высоко вверх, приблизился

К солнцу, после чего воск, скреплявший перья

Искусственных крыльев, растаял, и Икар упал в море. В этом

Сюжете, также получившем многообразный отзвук в искусстве,

Отразилась в наивно-трогательной форме вековая мечта человечества

О покорении воздушного пространства.

ФИЛЕМОН И БАВКИДА. Исполнен жизненной правды миф о

Филемоне и Бавкиде, благочестивой супружеской паре стариков.

Когда в ту болотистую местность, где жили герои мифа,

268

Онидий

Спустились инкогнито Юпитер и Меркурий (по греческой версии

Зевс и Гермес), их соседи не оказали им достойного гостеприимства.

Только Филемон и Бавкида, несмотря на крайнюю

Бедность, щедро поделилась с пришельцами своими скромными

запасами. ≪Открывшись≫, растроганные боги решили покарать

Соседей, но вознаградить стариков. Поля соседей подверглись

Затоплению, на месте же дома четы стариков вознесся

Храм, жрецами которого они стали. Отозвались боги и на их

Нижайшую просьбу: позволить им уйти из жизни одновременно.

Так и происходит, после чего они превращаются в два дерева,

≪от единого корня возросших≫. Пафос этой истории выражен

в словах: ≪Праведных боги хранят: почитающий —сам

почитаем≫.

Филемон и Бавкида остались в памяти: они — воплощение

Супружеской любви, пронесенной до старости, до последнего

Дыхания. Гёте увековечил эту мифологическую супружескую

пару в финальных сценах второй части ≪Фауста≫. У Гёте Филемон

и Бавкида символизируют как любовь, так и патриархальность:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.63.252 (0.006 с.)