Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метаморфозы Овидия: композиция и философия поэмы

Поиск

Лекция по Овидию

А)Творческий путь.

Б) Темы творчества. Основные произведения и их характеристика.

В) Метаморфозы. Основные сюжеты и мотивы. Идейное содержание. Художественное своеобразие.

Г) Пушкин и Овидий.

Публий Овидий Назон (43 до н.э. – 17 н.э.) жил в сложную идеологическую эпоху – борьба христианства и язычества. Рим постепенно скатывается в пропасть. Овидий прежде всего лирик – на протяжении всей своей жизни пишет стихотворения от первого лица.

Использовал приемы ораторского искусства в лирике и поэмах. В начале творческого пути испытывает славу, затем неожиданно попадает в опалу. Был в оппозиции, в кружке Корвина Мессала, но против Августа не выступал и фактически отошел от кружка.

Выделяется три периода его творчества:

1) 20 г до н.э. – 1 г н.э. Слава, сборники элегий. Последняя стадия совершенства римской элегии, начинается путь обратно, превращение в игрушку. Овидий берет условное имя Коринна, но тут же оговаривается, что это собирательный образ. Сразу игра. Себя он называет не влюбленным, а игроком в любовь. Сборник любовных элегий называется «Любови». Нет истинного чувства. Пародия на Катулла. Из субъективного и искреннего появляется обобщение. «Любовные послания героини» - большая доля искренности. Этот период – 3 дидактические новеллы. «Средства для лица», «Наука любви» и «Средства от любви».

2) 1-8 гг Понимает, что попадает в опалу. Пишет две монументальные мифологические поэмы «Метаморфозы» и «Фастф» от фаст-календарь. Задача описать все 365 дней и праздники, пишет только 6 книг, потом в ссылку.

3) 8-17 гг. «Скорбные элегии» и «Послания с Понта». Это субъективные элегии, не понимал, почему в опале.

• не был склонен идеализировать прошлое

• хотел восстановить старинную мораль и гражданскую былую доблесть

• в своих ранних «песнях любви» он выступал, как изнеженный эпикуреец, самый яркий представитель римской любовной элегии.

Творческий путь Овидия Родился 43 г. до н э в городе Сульмоне (недалеко от Рима). С самой ранней юности вошел в круг тогдашних виднейших поэтов Рима. Посещение риторских школ в Риме рано приучило его к изощренному риторически- декламационному стилю. Предпринял путешествие в Грецию и Малую Азию, как было положено в его время для поэта. Вел в Риме легкомысленный образ жизни, своей легкомысленной поэзией вступал в антагонизм с Августом. И в 8 г Август дал распоряжение о высылке Овидия в город Томы, нынешняя Румыния), где тот и умер в тоске в 18 г.

1. Первый период его творчества: (до 2г н.э) Любовные элегии—«Песни любви» (по-видимому, первое произведение Ов. В этом роде. Восхваляется некая Коррина, но навряд ли это была реальная женщина, скорее условно-поэтический образ, обширные риторические декламации. Тематика—разнообразные любовные переживанияи похождения. Любовное чувство отличается непостоянством, излишней откровенностью и натурализмом, почти всегда лишено глубоких элементов, серьезности, но написано красиво.), «Героини» (показаны мифологические герои и героини, прежде всего чисто художественным стиль, образы любви не повседневного типа, а эстетически. Много глубокого психологизма, героини отличаются яркими индивидуальными чертами, ни одну нельзя отождествлять с другой, изображена разлука и пылкое желание), «Медикаменты для женского лица», «Наука любви». В целом, достаточно легкомысленно.

2..Второй период: первые годы до ссылки. Не пренебрегает никакой лестью в отношении Цезаря и Августа, хотя любовная тематика все же на первом месте.

«Метаморфозы»—главное произведение этого периода. Огромное произведение, содержащее примерно 250 разработанных превращений, располагая их в хронологическом порядке, разрабатывая каждый миф в виде эпиллия. Вся античная мифология начиная с самого древнего превращения—сотворения мира, кончая эпохой Цезаря. Превращение является глубочайшей основой первобытной мифологии, вообще любимый жанр эллинистической литературы. Дает фантастическую мифологию в качестве самостоятельного предмета, в то же самое время, реалистично.

3 Третий период—блеск художественного таланта, написал после ссылки. «Скорбные письма» (искренность тона, глубокое душевное страдание, моление Августа о пощаде) и «Письма с Понта» (письма к друзьям, просьбы о помиловании, однообразие тона, сетование на судьбу).

Любовные элегии Овидия

na("Источник: Античная литература\n A19E96A498BC615F5B035B55AB6C6968346152A4536240AB1C4954515E4C6A746867A594AFE8536A92BF4A8A0E8D4E908787576E3E66566D457482754450435D486A204765677561CD695A60516B0282CD4B5F906075747F707A5DB4582042644B41874A1851706A637D6C64036D43A575719B81439A565B6525A06D7A634CAADFA7636D555F554D00477F7B7877A46F4A715C6E92E76F415B5B445423A7B3757BA9546C1E705C638C51538E57546EBD61277F6C857A5E6111795B4A55855A542D7579717DB5957E5770497640") 1. Первый период его творчества: (до 2г н.э) Любовные элегии—«Песни любви» -по-видмому первое произведение Ов. в этом роде. Восхваляется некая Коррина, но навряд ли это была реальная женщина, скорее условно-поэтический образ, обширные риторические декламации.

na("Источник: Античная литература\n A19E756F547C5C524101374C6B646176326E4664516C556ECE404440474B767D6FA7707C5525516C506D44421C4B9356647872763B6D596841BF82A8644B415B4210656DA0616B6B1C70466F936D4B4908535158706C6FB37373417A46375C79485555470653B4AD697F63691668436C9B7D474B5154494C66246E6C667B57A417A74C635659474D00507D656764A8A240754B635AE7475E4E484859E3607B60706457AC1F6B50664250535B8A5B6B786C39797E4B6897A10B6046564F42515F317E79B0BD745BAF507E567B540E464E") Тематика—разнообразные любовные переживанияи похождения. Любовное чувство отличается непостоянством, излишней откровенностью и натурализмом, почти всегда лишено глубоких элементов, серьезности, но написано красиво.), «Героини» (показаны мифологические герои и героини, прежде всего чисто художественным стиль, образы любви не повседневного типа, а эстетически. Много глубокого психологизма, героини отличаются яркими индивидуальными чертами, ни одну нельзя отождествлять с другой, изображена разлука и пылкое желание), «Медикаменты для женского лица», «Наука любви». В целом, достаточно легкомысленно.

Поэт судя по всему сам не испытывал удовлетворения от своей пустой лирики, поэтому «Героини» более серьезны.

 «Любовные стихотворения» (Amores) (3 книги)

• героиня – Коринна (имя древней беотийской поэтессы)

• в значительной мере перепевы прошлых римских поэтов: серенады, наставления сводни, корыстолюбивые красавицы и соперник-воин

• иное отношение к действительности и к лит материалу и иными стилистическими приемами, чем его предшественники

• вырос в атмосфере империи и не знает чувства неудовлетворенности современной жизнью

• «влюбленный поэт» выступает уже не на фоне сельской идиллии или мифа, а в обстановке светской жизни→ снижение жанра. Идеализированная любовь элегии огрубляется или становится предметом иронической игры

• изображается не глубокое чувство, он только «шутливый певец любовной неги»

• переносит в поэзию принципы риторического стиля → вариации одной темы. Ех: одна элегия построена на «обыгрывании» мысли, что влюбленный – воин Амура.

• безнадежное «ненавижу и люблю» Катулла→ шутливо-игровое

• изобретательность в вариациях, остроумие

• тонкость отдельных психологических наблюдений

• живые зарисовки быта

• легкость и гладкость стиха

• недостаток – незначительность содержания

• однообразие и отсутствие чувства меры

Большей впечатляющей силы.

263

оха Империи. ≪Век Августа≫

самых поэтичных. Древняя легенда \ласила, что царь Кипра

Уста прижимает

Овидии

Обновляя

265

Эпоха Империи. ≪Век Августа≫

И Тисбе.

Воде студеного ручья.

Жажду хотел утолить, но новая жажда возникла:

266

Овидий

Белого цвета.

Глюка.

Муж Амфимон.

Безмерно горе Ниобы, потерявшей и детей и супруга:

268

Онидий

Рита.

269

Эпоха Империи. ≪Век Августа≫

Благая Венера

Овидий

Пять книг.

≪СКОРБНЫЕ ЭЛЕГИИ≫. Общая тональность поздних стихов — грустная. В них —настроения тоски, горечи, постоянно упоминаются

Навсегда.

Себя неумеренно корить.

Горе! Зачем я учен, зачем родители дали

Образование мне, зачем я узнал!

Я ненавистен тебе моей сладострастной ≪Наукой≫.

На него самого.

Верь мне, привычки мои на мои же стихи не похожи:

Пушкин и Овидий

Автор ≪Метаморфоз≫ —среди самых популярных римских

274

Огзпдий

Наиболее близких ему.

Манере.

275

Эпоха Империи. ≪Век А≫густа≫

Слабость духа.

В 1821-1822 гг Овидий стал для Пушкина поистине ≪властителем

дум≫. Он сопоставляет себя и автора ≪Метаморфоз≫

(стихотворение ≪В стране, где Юлией венчанный≫). В стихотворении

≪Чаадаеву≫ (1821) упоминается ≪прах Овидия≫, ≪пустынного

соседа≫. В стихотворении того же 1821 г. ≪Кто видел край,

где роскошью природы≫, посвященном воспоминаниям о Крыме,

имелись в беловом автографе строки, в дальнейшем опущенные:

В моих руках Овидиева мера,

Счастливая певица красоты,

Овидий

Пушкин не из тех, кто готов укорять ≪уныние и слезы≫ римского

Изгнанника.

Стихотворения.

Утешься: не увял Овидиев венец!

Языков, близок я тебе.

Унижался перед императором, сославшем его. Пример Овидия и

Августа он соотносил с собственной позицией:

277

Эпоха Империи. ≪Век Августа≫

И хитрым Августом изгнанный

Овидий мрачны дни влачит:

Где элегическую лиру

Глухому своему кумиру.

Он малодушно посвятил.

Все тот же я, как был и прежде;

С поклоном не хожу к невежде...

Октавию в слепой надежде

Молебнов лести не пою.

ОБРАЗ ОВИДИЯ В ПОЭМЕ ≪ЦЫГАНЫ≫. Новый поворот получила

тема Овидия в поэме Пушкина ≪Цыганы≫ (1824); она писалась

Имел он песен дивный дар

И голос, шуму вод подобный.

Горька была его участь ≪святого старика≫, который к ≪заботам

жизни бедной привыкнуть никогда не мог≫:

Он говорил, что гневный бог

ф Его карал за преступленье...

И все несчастный тосковал,

Бродя по берегам Дуная,

Да горьки слезы проливал,

Овидий

Вновь образ Овидия возникает в ≪Евгении Онегине≫. Говоря

о том, что Евгений увлекался ≪наукой страсти нежной, которую

воспел Назон≫, Пушкин, безусловно, имел в виду книгу Овидия

 

≪Наука любви≫. Судьба римского поэта не перестает его

волновать:

...страдальцем кончил он

Свой век блестящий и мятежный.

В Молдавии, в глуши степей,

Вдали Италии своей.

Уже в последний год жизни в напечатанной в ≪Современнике

≫ рецензии на сборник стихотворений Виктора Теплякова

≪Фракийские элегии≫ (1836) Пушкин вновь возвращается к

книге Овидия ≪Тристия≫, которой дает такую характеристику:

≪Она выше, по нашему мнению, всех прочих сочинений Ови-

диевых (кроме ≪Превращений≫)...≫ Пушкин полагает, что в ней

≪более истинного чувства, более простодушия, более индивидуальности

и менее холодного остроумия. Сколько яркости в

описании чужого климата и чужой земли! Сколько живости в

подробностях! И какая грусть о Риме! Какие трогательные жалобы!

Образ Овидия Пушкин пронес через все свое творчество. И

это уникальное обстоятельство замечательно потому, что оно

по-своему характеризует и самый пушкинский гений.

Лекция по Овидию

А)Творческий путь.

Б) Темы творчества. Основные произведения и их характеристика.

В) Метаморфозы. Основные сюжеты и мотивы. Идейное содержание. Художественное своеобразие.

Г) Пушкин и Овидий.

Публий Овидий Назон (43 до н.э. – 17 н.э.) жил в сложную идеологическую эпоху – борьба христианства и язычества. Рим постепенно скатывается в пропасть. Овидий прежде всего лирик – на протяжении всей своей жизни пишет стихотворения от первого лица.

Использовал приемы ораторского искусства в лирике и поэмах. В начале творческого пути испытывает славу, затем неожиданно попадает в опалу. Был в оппозиции, в кружке Корвина Мессала, но против Августа не выступал и фактически отошел от кружка.

Выделяется три периода его творчества:

1) 20 г до н.э. – 1 г н.э. Слава, сборники элегий. Последняя стадия совершенства римской элегии, начинается путь обратно, превращение в игрушку. Овидий берет условное имя Коринна, но тут же оговаривается, что это собирательный образ. Сразу игра. Себя он называет не влюбленным, а игроком в любовь. Сборник любовных элегий называется «Любови». Нет истинного чувства. Пародия на Катулла. Из субъективного и искреннего появляется обобщение. «Любовные послания героини» - большая доля искренности. Этот период – 3 дидактические новеллы. «Средства для лица», «Наука любви» и «Средства от любви».

2) 1-8 гг Понимает, что попадает в опалу. Пишет две монументальные мифологические поэмы «Метаморфозы» и «Фастф» от фаст-календарь. Задача описать все 365 дней и праздники, пишет только 6 книг, потом в ссылку.

3) 8-17 гг. «Скорбные элегии» и «Послания с Понта». Это субъективные элегии, не понимал, почему в опале.

• не был склонен идеализировать прошлое

• хотел восстановить старинную мораль и гражданскую былую доблесть

• в своих ранних «песнях любви» он выступал, как изнеженный эпикуреец, самый яркий представитель римской любовной элегии.

Творческий путь Овидия Родился 43 г. до н э в городе Сульмоне (недалеко от Рима). С самой ранней юности вошел в круг тогдашних виднейших поэтов Рима. Посещение риторских школ в Риме рано приучило его к изощренному риторически- декламационному стилю. Предпринял путешествие в Грецию и Малую Азию, как было положено в его время для поэта. Вел в Риме легкомысленный образ жизни, своей легкомысленной поэзией вступал в антагонизм с Августом. И в 8 г Август дал распоряжение о высылке Овидия в город Томы, нынешняя Румыния), где тот и умер в тоске в 18 г.

1. Первый период его творчества: (до 2г н.э) Любовные элегии—«Песни любви» (по-видимому, первое произведение Ов. В этом роде. Восхваляется некая Коррина, но навряд ли это была реальная женщина, скорее условно-поэтический образ, обширные риторические декламации. Тематика—разнообразные любовные переживанияи похождения. Любовное чувство отличается непостоянством, излишней откровенностью и натурализмом, почти всегда лишено глубоких элементов, серьезности, но написано красиво.), «Героини» (показаны мифологические герои и героини, прежде всего чисто художественным стиль, образы любви не повседневного типа, а эстетически. Много глубокого психологизма, героини отличаются яркими индивидуальными чертами, ни одну нельзя отождествлять с другой, изображена разлука и пылкое желание), «Медикаменты для женского лица», «Наука любви». В целом, достаточно легкомысленно.

2..Второй период: первые годы до ссылки. Не пренебрегает никакой лестью в отношении Цезаря и Августа, хотя любовная тематика все же на первом месте.

«Метаморфозы»—главное произведение этого периода. Огромное произведение, содержащее примерно 250 разработанных превращений, располагая их в хронологическом порядке, разрабатывая каждый миф в виде эпиллия. Вся античная мифология начиная с самого древнего превращения—сотворения мира, кончая эпохой Цезаря. Превращение является глубочайшей основой первобытной мифологии, вообще любимый жанр эллинистической литературы. Дает фантастическую мифологию в качестве самостоятельного предмета, в то же самое время, реалистично.

3 Третий период—блеск художественного таланта, написал после ссылки. «Скорбные письма» (искренность тона, глубокое душевное страдание, моление Августа о пощаде) и «Письма с Понта» (письма к друзьям, просьбы о помиловании, однообразие тона, сетование на судьбу).

Любовные элегии Овидия

na("Источник: Античная литература\n A19E96A498BC615F5B035B55AB6C6968346152A4536240AB1C4954515E4C6A746867A594AFE8536A92BF4A8A0E8D4E908787576E3E66566D457482754450435D486A204765677561CD695A60516B0282CD4B5F906075747F707A5DB4582042644B41874A1851706A637D6C64036D43A575719B81439A565B6525A06D7A634CAADFA7636D555F554D00477F7B7877A46F4A715C6E92E76F415B5B445423A7B3757BA9546C1E705C638C51538E57546EBD61277F6C857A5E6111795B4A55855A542D7579717DB5957E5770497640") 1. Первый период его творчества: (до 2г н.э) Любовные элегии—«Песни любви» -по-видмому первое произведение Ов. в этом роде. Восхваляется некая Коррина, но навряд ли это была реальная женщина, скорее условно-поэтический образ, обширные риторические декламации.

na("Источник: Античная литература\n A19E756F547C5C524101374C6B646176326E4664516C556ECE404440474B767D6FA7707C5525516C506D44421C4B9356647872763B6D596841BF82A8644B415B4210656DA0616B6B1C70466F936D4B4908535158706C6FB37373417A46375C79485555470653B4AD697F63691668436C9B7D474B5154494C66246E6C667B57A417A74C635659474D00507D656764A8A240754B635AE7475E4E484859E3607B60706457AC1F6B50664250535B8A5B6B786C39797E4B6897A10B6046564F42515F317E79B0BD745BAF507E567B540E464E") Тематика—разнообразные любовные переживанияи похождения. Любовное чувство отличается непостоянством, излишней откровенностью и натурализмом, почти всегда лишено глубоких элементов, серьезности, но написано красиво.), «Героини» (показаны мифологические герои и героини, прежде всего чисто художественным стиль, образы любви не повседневного типа, а эстетически. Много глубокого психологизма, героини отличаются яркими индивидуальными чертами, ни одну нельзя отождествлять с другой, изображена разлука и пылкое желание), «Медикаменты для женского лица», «Наука любви». В целом, достаточно легкомысленно.

Поэт судя по всему сам не испытывал удовлетворения от своей пустой лирики, поэтому «Героини» более серьезны.

 «Любовные стихотворения» (Amores) (3 книги)

• героиня – Коринна (имя древней беотийской поэтессы)

• в значительной мере перепевы прошлых римских поэтов: серенады, наставления сводни, корыстолюбивые красавицы и соперник-воин

• иное отношение к действительности и к лит материалу и иными стилистическими приемами, чем его предшественники

• вырос в атмосфере империи и не знает чувства неудовлетворенности современной жизнью

• «влюбленный поэт» выступает уже не на фоне сельской идиллии или мифа, а в обстановке светской жизни→ снижение жанра. Идеализированная любовь элегии огрубляется или становится предметом иронической игры

• изображается не глубокое чувство, он только «шутливый певец любовной неги»

• переносит в поэзию принципы риторического стиля → вариации одной темы. Ех: одна элегия построена на «обыгрывании» мысли, что влюбленный – воин Амура.

• безнадежное «ненавижу и люблю» Катулла→ шутливо-игровое

• изобретательность в вариациях, остроумие

• тонкость отдельных психологических наблюдений

• живые зарисовки быта

• легкость и гладкость стиха

• недостаток – незначительность содержания

• однообразие и отсутствие чувства меры

Метаморфозы Овидия: композиция и философия поэмы

na("Источник: Античная литература\n A0820D455F7752494F464813666937027B72412157725FA74A4741494D406D6F7A65346A9666446F5E650D459A4E4D45726B6C7EADA661745B2B54714742875A54106E776A7970714C6858B69174545E06535559736879B030785C6C5A7D4E658D9E899A8A5A772E7A67796A5B745E2B446B8D415B5D464D616F66736370C1A25461426C574900475142A36964B07EAF477B537F402C41564F5F4958652461A573635566576F5DB4865C5452185F796D73636A6111A54C655C6B4F4B834F5F42A17CBC3E76724CA9467E5E2F435F5C8F") «Метаморфозы»—главное произведение второго периода. Огромное произведение, содержащее примерно 250 разработанных превращений, располагая их в хронологическом порядке, разрабатывая каждый миф в виде эпиллия. Вся античная мифология начиная с самого древнего превращения—сотворения мира, кончая эпохой Цезаря. Превращение является глубочайшей основой первобытной мифологии, вообще любимый жанр эллинистической литературы. Дает фантастическую мифологию в качестве самостоятельного предмета, в то же самое время, реалистично.

na("Источник: Античная литература\n A08297A445A5584849555C6A7072607B7DB945335F7E5762409740514F40786B666D316753A8966E4B7B0B5E5445885B68A57D7E6D7447604E3452724A4987444A0F747E77717C6B816A9D74456B4A5608465E5174AD7F702F645A6D577A467A47449C595B5867276F6A756A4A7A932A576E4D828B4F414F7A6666BE79690D664C775B6D544F1B51915F666B71BCBC6C5A685D7F5C29435552405385AF287675726B417C5E6D5DB84D5250500193B87F61726E64CE76476D5F625C47836C57426F737CFC5E794762507F5B2A449B") 1-я книга—самое древнее превращение, переход от хаотического состояния к оформлению гармонически устроенного мира, четыре традиционных века, гигантомахия, вырождение людей, также убиение Пафона Аполлоном, преследование Дафны Аполлоном, мифологию Ио, Фаэтона.

2-я книга—время царя Инаха, откуда и пошла древнейшая Аргосская мифология.

3-я и 4-я книги другой очень древний период, фиванская мифология (образы Кадма, Актеона, Семелы, Тиресия).

5-я -7-я книги—времена аргонавтов (самый крупный эпизод посвещен Финею)

8-я-9-я книги—мифы времен Геркулеса (о Дедале и Икаре, Кипарисе, атланте и т д). 1

2-13-я книги—троянская мифология (Авлида, Ифигнея, смерть Ахилла и тд).

13-15-я книги—мифологическая история Рима (от троянских поселенцев в Италии). Заканчивает похвалой Цезарю и Августу.

Философия, которую проповедует Овидий, вложена в уста Пифагора (пифогорейство), 4 идеи:

1. Вечность и неразрушимость материи.

2. вечная ее изменяемость.

3. постоянное превращение одних вещей в другие (при сохранении их собственной субстанциия)

4. вечное перевоплощение душ из одних тел в другие.

Эти идеи граничат с материализмом.

Уделяет внимание сильной личности (Фаэтон, сын солнца, Икар). Но также и критикует индивидуализм. Выступает против социального зла, алчности. Идеология принципиата (но в целом условно-мифологический и любовно-эротический х-р произведения противоречит принципиату, рассчитан на свободомыслящих людей).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.240 (0.009 с.)