Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития



Задержка психического развития – это различные по происхождению и клиническим проявлениям состояния легкой интеллектуальной недостаточности, характеризующиеся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Основной причиной такого отставания являются слабовыраженные органические поражения коры головного мозга. Термин «задержка» подчеркивает временный (несоответствие уровня психического развития возрасту) характер отставания, которое с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей рассматриваемой категории (В.И. Лубовской).

Лебединская К.С., Певзнер М.С., Шевченко С.Г. и др. выделяют следующие основные формы задержки психического развития.

ЗПР конституционального происхождения (психофизический инфантилизм). Причинами этой формы являются наследственные факторы (предрасположенность к более длительным срокам физиологического и психологического «созревания»), негрубая патология беременности и родов, истощающие заболевания периода раннего развития.

При психофизическом инфантилизме детям свойственен инфантильный тип телосложения, детская мимика и моторика, инфантильность психики. Эмоционально-волевая сфера находится на уровне детей более младшего возраста, преобладают игровые интересы. Дети внушаемы и недостаточно самостоятельны. Очень быстро устают от учебной деятельности.

ЗПР соматогенного характера. Причиной являются частые соматические заболевания истощающего характера.

Незрелость эмоционально-волевой сферы у таких детей отмечается еще в дошкольном возрасте, проявляясь в виде повышенной чувствительности, впечатлительности, страха перед новым, чрезмерной привязанности к близким и выраженной заторможенности в контактах с чужими людьми вплоть до отказа от речевого общения.

ЗПР психогенного характера (психогенный инфантилизм). Характерна для детей воспитывающихся в неблагоприятных для психического развития условиях, вызывающих «психическую депривацию». В период младенчества наблюдается сенсорная депривация, в результате нехватки эмоциональных сенсорных стимулов. В раннем и дошкольном возрасте когнитивная депривация, в результате нехватки стимулов для развития предпосылок интеллектуальной деятельности. Эти отличаются бедностью словаря. Нарушением грамматического строя речи, трудности концентрации внимания, запоминания, фрагментарность восприятия, ослабление психической активности. В результате гиперопеки, гипоопеке в возрасте от 1 до 7 лет можем встретить социальную депривацию. Большая часть детей, при гипоопеке воспитывается в семьях, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, психически нездоровых родителей и т.д. они конфликтны, раздражительны, импульсивны, отсутствует чувство долга и ответственности. При гиперопеке у детей наблюдается эгоизм, эгоцентризм, отсутствие самостоятельности, неумения бороться с трудностями, отсутствие трудолюбия при переоценке своих способностей, капризность и своенравность.

ЗПР церебрально-органического происхождения (органический инфантилизм). Наиболее сложная и специфическая форма, возникшая в результате органической недостаточности мозга на ранних этапах развития. В отличие от олигофрении, ЗПР обусловлена более поздним повреждением мозга.

При этой форме имеется незрелость как эмоционально-волевой сферы, так и познавательного развития. Органический инфантилизм проявляется в эмоционально-волевой незрелости, в примитивности эмоций, слабости воображения, преобладания игровых интересов. Нарушения познавательной деятельности у детей носят мозаичный характер. Парциальное нарушений корковых функций вызывает вторичное недоразвитие наиболее сложных, поздно формирующихся функциональных систем.

Таким образом, по уровню своих знаний дети с задержкой психического развития самостоятельно, без предварительной подготовки не смогут хорошо овладеть в дальнейшем школьной программой.

У этих детей наблюдается пониженная обучаемость. При обучении у них формируются малоподвижные связи, воспроизводимые в неизменном порядке. При переходе от одной системы знаний и умений к другой эти дети склонны применять старые способы, не видоизменяя их. Неумение подчинять свою деятельность поставленной цели сочетается с трудностями в планировании своих действий, с несформированностью самоконтроля. У всех детей наблюдается снижение активности во всех видах деятельности. Эти дети не стремятся использовать время, отведенное на выполнение задания, высказывают мало суждений в предположительном плане до момента решения задачи. В мыслительной деятельности снижение познавательной активности выражается в слабой зависимости деятельности детей от поставленной цели, подмене целее более простой и знакомой, затрудняются в поиске общего способа решения целого ряда задач. Низкая познавательная активность особенно проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне того круга, куда ее направляет взрослый.

У детей с задержкой психического развития не происходит смены ведущей деятельности, т.е. замены игровой на учебную деятельность. По данным психолога Л.В. Кузнецовой, мотивационная сфера этих ребят не представляет собой однородного образования в виде преобладания только игровых мотивов. Лишь у третьей части ребят отмечается явно выраженная игровая мотивация.

Обобщая описанные данные, можно сделать следующие выводы:

¾  у детей с задержкой психического развития среди множества особенностей, присущих им, на первый план выдвигается общее недоразвитие личности: эмоциональная незрелость, недостаточная способность к произвольной деятельности, очень низкая познавательная активность, особенно ненаправляемая, спонтанная и т.д. Интеллектуальное недоразвитие этих детей в значительной мере обусловлено перечисленными факторами.

Однако стоит отметить, что дети указанной категории обладают достаточно высокими потенциальными возможностями развития, показывают относительно хорошую обучаемость. Так, с помощью педагога выполняют задания значительно лучше, чем самостоятельно. Этот факт очень важен как для диагностики задержки психического развития, так и для положительного прогноза при обучении таких детей.

 Для детей с ЗПР очень важно для развития психологически комфортная обстановка, исключающая перенапряжение, истощение, стойкие отрицательные переживания и психические травмы; специальная развивающая работа всего педагогического коллектива.

 

 

Планирование результата освоения программы

Сформирована интеллектуальная готовность к школе: развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, внимание, память, речь, мышление, воображение, т. е. все психические процессы.

Сформировано произвольное поведение:

- Умение понимать и принимать задание и предложения взрослого.

- Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях.

- Умение организовать рабочее место.

- Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

Сформированы морально-нравственные представления об организации общения друг с другом:

- своевременное употребление слов благодарности;

- умение понимать настроение окружающих;

- умение слушать собеседника.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.006 с.)