Инструкция и техника проведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инструкция и техника проведения.



С участием ребенка разложить на столе карточки, уточнить, знакомы ли ему наиболее трудные из них. Затем дать инструкцию: "Сейчас ты будешь запоминать слова, но необычно. Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы легче его запомнить, будешь выбирать картинку, которая потом поможет тебе вспомнить это слово».

Первым во втором варианте предъявляется слово "пожар". Если ребенок в течение 15 сек. не начинает работу, возможно не понимая инструкции, она предъявляется повторно, в уточненном варианте: "Тебе надо запомнить слово "пожар". Посмотри внимательно, какая карточка сможет напомнить тебе про пожар".

Если в течение 30 сек. ребенок не может сделать выбора, то ему дается урок на примере слова "пожар" - экспериментатор берет карточку с изображением заводских труб и поясняет: "Видишь, здесь нарисованы заводские трубы, из них идет дым. Этот дым тебе напоминает потом про слово "пожар", потому что при пожаре всегда бывает дым".

Затем последовательно предъявляются слова "дождь", "труд", "ошибка", "горе". На выбор карточки отводится время до одной минуты. Если за это время выбор не произведен, предъявляется следующее слово. Никакой обучающей помощи больше не оказывается, возможна лишь организующая помощь: "Подумай, какая карточка сможет напомнить тебе слово...?"

После выбора каждой карточки необходимо спрашивать ребенка объяснение связи: "Как тебе эта карточка напомнит про слово...?"

При оценке результатов учитывались такие факторы, как понимание ребенком инструкции, способность объяснения того или иного выбора, продуктивность опосредования в целях запоминания, необходимость и количество оказанной помощи.

Результаты. Анализ экспериментальных данных показал следующее:

1. Понимание и усвоение инструкции отмечалось у большинства детей. Помощь в виде одного урока требовалась в единичных случаях и всегда имела желаемое действие.

2. Способность к опосредованию того или иного понятия была выражена у всех детей представленной группы; некоторую трудность вызывало опосредование слов  более отвлеченного значения ("ошибка", "горе"). При подсчете количества опосредованных слов мы исключали так называемые "случайные" выборы, когда ребенок, затрудняясь в поисках нужной карточки, бездумно брал любую из них и затем пытался "привязать" к ней предъявленное слово.

Методика в среднем занимает 10-20 минут.

 

 

Опосредованное запоминание (серия 3)

Ф.И.____________________________________________ Возраст__________

Класс/ группа______________________________ Дата ___________________

 

Слова Карточка Объяснение связи Воспроизве дение Объяснение
Свет        
Обед        
Лес        
Учение        
Молоток        
Одежда        
Поле        
Игра        
Птица        
Лошадь        
Урок        
Ночь        
Мышь        
Молоко        
Стул        

 

Опосредованное запоминание (серия 4)

Ф.И.____________________________________________ Возраст__________

Класс/ группа______________________________ Дата ___________________

 

Слова Карточка Объяснение связи Воспроизве дение Объяснение
Дождь        
Собрание        
Пожар        
День        
Драка        
Отряд        
Театр        
Ошибка        
Сила        
Встреча        
Ответ        
Горе        
Праздник        
Сосед        
Труд        

 

 

Методика исследования словесно-логического мышления. Предлагаемая нами методика объединяет разные виды словесных заданий и позволяет получить достаточно полное, надежное и валидное представление об уровне развития словесно-логического мышления.

На основе накопленных репрезентативных данных создано два варианта методики: полный (Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Чупров, 1989) и краткий вариант методики для проведения экспресс-диагностики (Л. И. Переслени, Л. Ф. Чупров, 1989).

Ниже представлен краткий модифицированный вариант словесных субтестов, процедура обследования, способ количественной обработки, а также результаты анализа получаемых показателей выполнения отдельных проб и заданий детьми младшего школьного возраста с нормальным развитием и с ЗПР.

Характеристика субтестов

/ субтест направлен на выявление осведомленности. Задача испытуемого - закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления, имеющегося запаса знаний и представлений. В кратком варианте 5 заданий;

II        субтест — на сформированность логического действия (классификация), способности к абстрагированию. При качественном анализе результатов выполнения заданий появляется возможность установить, может ли ребенок отвлекаться от случайных и второстепенных признаков, от привычных отношений между предметами, о его способности использовать такой мыслительный прием, как классификация. Количество заданий краткого варианта — 10;

III       субтест — на сформированность логического действия "умозаключение по аналогии". Для выполнения заданий этого субтеста испытуемый должен уметь устанавливать логические связи и отношения между предметами. В кратком варианте 5 заданий;

IV субтест — на сформированность обобщающих понятий (подведение двух понятий под общую категорию - обобщение). В кратком варианте 5 заданий.

ИНСТРУКЦИЯ

Обследование - индивидуальное; время не ограничивается.

Пробы трижды читаются вслух обследующим; ребенок может читать одновременно про себя.

После прочтения первого задания I субтеста ребенка опрашивают: "Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?". Если ответ правильный, задается вопрос: "Почему не шнурок?" (вопрос задается с целью выяснения понимания смысла слова "всегда", что важно для выполнения других заданий). После правильного ответа решение оценивается в 1 балл. Если ответ ошибочный: "Неправильно, подумай еще!". При правильном ответе после второй попытки (перед второй попыткой экспериментатор читает пробу еще раз) - 0,5 балла. При неправильном ответе со второй попытки - 0 балов.  При решении последующих проб I субтеста уточняющие вопросы не задаются.

После прочтения первого задания II субтеста обследующий сообщает, что одно слово из пяти лишнее, его следует исключить, и спрашивает: "Какое слово надо исключить?". Если ответ правильный, задается вопрос: "Почему?". При правильном объяснении - оценка 1 балл, при ошибочном -0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки - 0,5 балла. При предъявлении 7, 9, 10 проб дополнительные вопросы не задаются, т. к.

дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый ими для решения этих проб. При предъявлении 8 пробы дополнительный вопрос также не задается, т. к. эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает это задание, он владеет такими понятиями как "имя" и "фамилия".

После прочтения первой пробы III субтеста ребенку предлагают подобрать из пяти слов, написанных под чертой, одно, которое подходило бы к слову "гвоздика" также, как слово "овощ" - к слову "огурец". За правильный ответ - 1 балл, за ответ после второй попытки -0,5 балла, при невыполнении задания - 0 баллов.

После прочтения слов первой пробы IV субтеста, ребенка просят назвать подходящее для этих двух слов обобщающее понятие: "Как это можно назвать вместе?". При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки - аналогичны приведенным выше.

При решении III и IV субтестов уточняющие вопросы не задаются. При обработке результатов' исследования подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение заданий всех 4-х субтестов (в кратком варианте) -25 (100%). Кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытке (после стимулирующей помощи). Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку - важный дополнительный показатель. Полезным информативным показателем может быть число решенных аналогий.

Эмпирические уровневые критерии оценки успешности (показатель успешности - ПУ в %) решения 25 проб, рассчитываемые по формуле: (X • 100: 25), следующие:

IV - наивысший уровень - 25-20,0 баллов (100-80% ПУ);

III - уровень - 19,75-16,25 баллов (79,0-65,0%);

II - уровень - 16,0-12,5 баллов (64,0-50,0%);

I - уровень — 12,25 баллов и ниже (49,0% и менее).

Среди нормально развивающихся первоклассников не встречаются дети с I уровнем успешности решения словесных субтестов и лишь в единичных случаях — II уровень. Для ребенка 7-8 лет успешность, соответ­ствующая II и I уровню, может быть обусловлена наличием отклонений в умственном развитии (ЗПР, общее недоразвитие речи, олигофрения, а также социально-бытовая запущенность), природу которых необходимо уточнить с помощью дополнительных клинико-психолого-педагогических методов обследования.

Подобная трактовка имеет силу только для указанного возраста и для детей, обучавшихся в школе. Дети 6-6,5 лет, обследованные до поступления в 1 класс, не справляются с большим числом приведенных выше заданий. Влияние обучения на успешность выполнения 25 словесных проб предлагаемого варианта методики было проверено на основе результатов двукратного обследования детей до их поступления в школу (15 посту­пающих в 1 класс), а затем повторно, в конце третьей четверти их обучения в 1 классе (Л. И. Переслени, Л. Ф. Чупров, 1989). Оказалось, что если IV уровень в этой группе выявился лишь в двух случаях, то в конце обучения в 1 классе он обнаружен уже у 10 человек. У 7 поступавших, не справившихся более чем с половиной заданий (I уровень), обучение в 1 классе повысило их результативность и ни у одного из них не выявился столь низкий уровень успешности решения словесных заданий. Только у одного первоклассника из этой выборки был обнаружен II уровень успешности решения.

Результаты этого исследования показали, что пробы, решаемые при первичном обследовании лишь после стимулирующей помощи (со второй попытки), как правило, в конце обучения в 1 классе выполняются с первой попытки; пробы, которые ребенок не смог решить при первичном обследовании ни с первой, ни со второй попытки, при повторном исследовании решались со второй попытки.

Из приведенного следует, что стимулирующая помощь позволяет обнаружить "зону ближайшего" развития. Нетвердо усвоенные значения слов могут при первом опросе быть причиной неправильного ответа. Пред­ложение подумать еще более полно актуализирует имеющиеся в запасе, но незакрепленные знания. Другой причиной улучшения результативности \при стимулирующей помощи может быть несформированность произвольного, направленного внимания у детей младшей возрастной группы. Присущая им импульсивность в деятельности, как специфическая черта этого периода развития, может привести к первоначально неправильным ответам на поставленный вопрос.

Краткий вариант методики целесообразно использовать в системе

диагностического обследования первоклассников, слабо усваивающих программу обучения в общеобразовательной школе, при диагностике школьной зрелости детей, поступающих в первый класс.

 

I Субтест

1. В году „

24 мес., 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.

2. Месяц зимы...

сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март

3. Отец старше своего сына...

часто, всегда, никогда, редко, иногда

4. У дерева всегда есть ~
листья, цветы, плоды, корень

5. Пассажирский транспорт...

комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз

 

II Субтест

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка

2. Река, озеро, море, мост, пруд

3. Кукла, прыгалки, песок, мяч, юла

4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет

5. Тополь, береза, орешник, липа, осина

6. Курица, петух, орел, гусь, индюк

7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка,
квадрат

8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля

9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

 

III Субтест

1. Огурец ________ Гвоздика________________

овощ        сорняк, роса, садик, цветок, земля

2. Огород __________ Сад________________

морковь  забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

3. Часы   ________ Градусник---------------------

время       стекло, больной, кровать, температура, врач

4. Машина _________ Лодка_______________

мотор      река, маяк, парус, волна, берег

5. Стад   __________ Под________________

скатерть _ мебель, ковер, пыль, доски, гвозди

IV субтест

1. Окунь, карась, _..

2. Огурец, помидор,

3. Шкаф, диван,...»

4. Июнь, июль,....

5. Слон, муравей,....



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.032 с.)