№
| Название занятия
| Задачи
| Оборудование
| Ход занятия
|
1.
| «Знакомство»
| - идентификация себя со своим именем;
- формирование позитивного отношения ребёнка к своему «Я»;
- развитие внимания, принятия детьми друг друга;
- умение узнавать друг друга по голосу;
- создание положительного эмоционального фона.
| - шарф или платок;
- бумага, карандаши;
- магнитофон и кассета с записью спокойной музыки.
| - приветствие;
- упр. «Моё имя»;
- игра «Угадай, кого не стало»;
- игра «Узнай по голосу»;
- рисование на тему «Автопортрет»;
- расставание, релаксационное упражнение.
(И. Ярушина. Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста;
стр. 5)
|
2.
| «Моё имя»
| - раскрытие своего «Я»;
- формирование чувства близости с другими детьми;
- двигательная и эмоциональная разминка;
- достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние
| - клубок ниток;
- музыкальные произведения Д. Львова-Компанейца «Хорошее настроение», П. Христова «Золотые капельки», К. Караваева «Сцена грозы»;
- бумага, карандаши;
- магнитофон и кассета с записью спокойной музыки.
| - приветствие;
- упр. «Связующая нить»;
- игра «Прогулка»;
- рисование по теме;
- игра «Возьми и передай»;
- расставание.
(И. Ярушина.Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста; стр. 5-6)
|
3.
| «Моё имя»
| - раскрытие своего «Я»;
- формирование чувства близости с другими детьми;
- двигательная и эмоциональная разминка;
- достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние
| - клубок ниток;
- бумага, карандаши;
- магнитофон и кассета с записью спокойной музыки.
| - приветствие;
- упр. «Ромашка имен»;
- игра «Угадай-ка…»;
- рисование по теме;
- танцевальный этюд;
- расставание.
(И. Ярушина.Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста; стр. 5-6)
|
4.
| «Я люблю…»
| - снятие психофизической нагрузки;
- формирование оптимального эмоционального тонуса, открытости внешним впечатлениям, развитие любознательности, нивелирование тревожности;
- укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия.
| - бумага, карандаши;
- магнитофон и кассета с записью спокойной и веселой музыки.
- клубок ниток.
| - приветствие;
- беседа с детьми по теме прошлого занятия;
- игра «Переходы»;
- игра «Разыщи радость»;
- рисование на тему «Я люблю больше всего…»;
- танцевальный этюд «Подари движение»;
- расставание
(И. Ярушина.Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старш. дошкольного возраста; стр. 6)
|
5.
| «Я люблю…»
| - снятие психофизической нагрузки;
- формирование оптимального эмоционального тонуса, открытости внешним впечатлениям, развитие любознательности, нивелирование тревожности;
- укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия.
| - бумага, карандаши;
- магнитофон и кассета с записью спокойной и веселой музыки.
- клубок ниток.
| - приветствие;
- беседа с детьми по теме прошлого занятия;
- и «Общая история»;
- рисование по теме;
- танцевальный этюд;
- расставание
(И. Ярушина.Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старш. дошкольного возраста; стр. 6)
|
6.
| «Настроение»
| - снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и умения его адекватно выразить;
- развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим;
- ауторелаксация.
| - текст стихотворения С. Маршака «Котята»;
- магнитофон и кассета с записью спокойной музыки;
- бумага, карандаши;
- клубок ниток.
| - приветствие;
- прочтение стихотворения С. Маршака «Котята», анализ;
- драматизация ситуации;
- этюд «Солнечный зайчик»;
- рисование «Мое настроение»;
- упр. «Тренируем эмоции»;
- игра «Передай улыбку другому»;
- расставание
(И. Ярушина.Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старш. дошкольного возраста; стр. 6-7)
|
7.
| «Настроение» (продолжение)
| - помощь в преодолении негативных переживаний, учить самостоятельно принимать решения, уменьшение тревожности;
- развитие эмпатии;
- рефлексия с опорой на художественный образ;
- снижение эмоционального напряжения, снятие мышечных зажимов.
| - бумага, карандаши;
- магнитофон и кассета с записью спокойной музыки.
| - приветствие;
- беседа с детьми на тему «Как повысить настроение»;
- игра «На что похоже настроение»;
- рисование
- игра «Настроение и походка»;
- игра «Хоровод»
(И. Ярушина. Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старш. дошкольного возраста; стр.7)
|
8.
| «Наши страхи - 1»
| - развитие умения выражать различные эмоциональные состояния, имитация преувеличенного чувства страха;
- выявление реальных страхов детей, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях отрыто в ругу сверстников, формирование социального доверия;
- осознание своих страхов, снятие их;
- ауторелаксация.
| - иллюстрации к произведению К. Чуковского «Тараканище»;
- бумага, карандаши;
- магнитофон и кассета с записью спокойной музыки.
| - приветствие;
- прочтение отрывка из произведения К. Чуковского «Тараканище», анализ, инсценировка;
- упр. «Расскажи свои страхи»;
- рисование «Нарисуй свой страх»;
- ауторелаксация «Музыкальная мозаика»
(И. Ярушина.Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старш. дошкольного возраста; стр.7-8)
|
9.
| «Наши страхи - 2»
| - уменьшение тревожности;
- развитие уверенности в себе;
- помощь в преодолении негативных переживаний, снятии страхов.
| - бумага, карандаши;
- магнитофон и кассета с записью спокойной музыки.
| - приветствие;
- беседа о страхах: «Все ли страхи плохие?», «А бывает ли страх хорошим?», «Бывают ли страхи полезные?», «Кто больше боится – дети или взрослые?»;
- рисование «Я больше не боюсь!»;
- этюд «Котёнок по имени Гав»;
- расставание
(И. Ярушина.Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старш. дошкольного возраста; стр.8)
|
10.
| «Я больше не боюсь»
| - помощь в преодолении негативных переживаний, снятии страха перед темнотой;
- развитие уверенности в себе;
- снижение эмоционального напряжения, снятие мышечных зажимов;
- ауторелаксация.
| - магнитофон и кассета с записью спокойной и веселой музыки;
- фонарик;
- шарф или платок.
| - приветствие;
- этюд «Смелые ребята»;
- игра «В темной норе»;
- игра «На лесной поляне»;
- игра «Тень»;
- игра «Слепой и поводырь»;
- обсуждение: «Было ли уютно в своих ролях?», «Что хотелось сделать во время игры?», «Как изменить ситуацию?», «какую роль было исполнять сложнее?», «было ли страшно….почему?»;
- хоровод.
(И. Ярушина.Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старш. дошкольного возраста; стр.8)
|
11.
| «Я больше не боюсь»
| - помощь в преодолении негативных переживаний, снятии страха перед темнотой;
- развитие уверенности в себе;
- снижение эмоционального напряжения, снятие мышечных зажимов;
- ауторелаксация.
| - магнитофон и кассета с записью спокойной и веселой музыки;
| - приветствие;
- обсуждение;
- рисование «нарисуй свой страх и победи его»
- хоровод.
(И. Ярушина.Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старш. дошкольного возраста; стр.8)
|
12.
| «Новичок»
| - коррекция поведения с помощью ролевых игр;
- дать моральную оценку злости, плаксивости; работа над мимикой и пантомимой;
- снятие напряженности, невротических тенденций, развитие сплоченности.
| - текст стихотворения «Новичок» А. Бродского;
- пиктограммы эмоций;
- картотека игр;
- клубок ниток.
| - приветствие;
- этюд «Три характера»;
- игра «Молчок»;
- рисование «Три характера»;
- игра «скучно. Скучно так сидеть»;
- игра «Дракон кусает свой хвост»4
- игра «Комплименты»
- расставание
(И. Ярушина.Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старш. дошкольного возраста; стр.9)
|
13.
| «Ласка»
| - определение и передача эмоциональных состояний;
- коррекция поведения с помощью ролевых игр;
- развитие умения передавать эмоциональные состояния через художественный образ;
- развитие умения выражать чувства радости, удовольствия.
| - текст стихотворения В. Семерина «Страшный зверь»;
- музыкальное произведение
А. Холминова «Ласковый котенок»;
- картотека игр.
| - приветствие;
- мимическая гимнастика (программа эмоционального развития детей дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хватаюсь и радуюсь» С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник., стр. 48-50);
- игра «Назови и покажи»;
- этюд «Страшный зверь»;
- этюд «Ласка»;
- игра «Минута шалости»
- ауторелаксация «Волшебный сон».
(И. Ярушина.Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старш. дошкольного возраста;
стр.9-10)
|
14.
| «Ласка»
| - определение и передача эмоциональных состояний;
- коррекция поведения с помощью ролевых игр;
- развитие умения передавать эмоциональные состояния через художественный образ;
- развитие умения выражать чувства радости, удовольствия.
|
- картотека игр.
| - приветствие;
- мимическая гимнастика (программа эмоционального развития детей дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хватаюсь и радуюсь» С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник., стр. 48-50);
- игра «Ласковый мелок»;
- этюд «Волшебный стул»;
- игра «Минута шалости»
- ауторелаксация «Волшебный сон».
(И. Ярушина.Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старш. дошкольного возраста;
стр.9-10)
|
15.
| «Общая история»
| - учить детей высказывать свои мысли;
- научить адекватным способам взаимодействия-взаимопонимания;
- умения слушать собеседника;
- коррекция поведения;
- снятие эмоционального напряжения;
- развитие произвольности, коммуникативных и организаторских способностей;
- развитие творческой активности, умения фантазировать, действовать сообща.
| - «волшебная палочка»;
- колпак и плащ колдуна;
- ватман, краски или гуашь;
- магнитофон и кассета с записью спокойной и веселой музыки;
- клубок ниток
| - приветствие;
- сочиняем «Общую историю»;
- инсценировка «Общей истории»;
- игра «Колдун»;
- коллективный рисунок;
- игра «Иголка и нитка»;
- расставание
(И. Ярушина.Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старш. дошкольного возраста;
стр.10)
|
16.
| «Общая история»
| - учить детей высказывать свои мысли;
- научить адекватным способам взаимодействия-взаимопонимания;
- умения слушать собеседника;
- коррекция поведения;
- снятие эмоционального напряжения;
- развитие произвольности, коммуникативных и организаторских способностей;
- развитие творческой активности, умения фантазировать, действовать сообща.
| - «волшебная палочка»;
- бумага, краски или гуашь;
- магнитофон и кассета с записью спокойной и веселой музыки;
- клубок ниток
| - приветствие;
- сочиняем «Общую историю»;
- драматизация «Общей истории»;
- коллективный рисунок;
- расставание
(И. Ярушина. Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старш. дошкольного возраста;
стр.10)
|
17.
| «Волшебный лес»
| - научить передавать эмоциональное состояние героя; развить способности понимать чувства другого;
- танцевальная психотерапия; тренировка психомоторных функций, самовыражение индивидуальности ребенка.
| - рассказ Г. Цыферова «Ёжик»;
- текст стихотворения К. Чуковского «Ёжики смеются»
- бумага, карандаши;
- магнитофон и кассета с записью веселой музыки.
| - приветствие;
- этюд «Ёжик»;
- этюд «Ёжики смеются»;
- игра «Тропинка»;
- рисование «Волшебный лес»;
- упр. «Танец»;
- расставание.
(И. Ярушина. Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старш. дошкольного возраста;
стр.10-11)
|
18.
| «Волшебный лес»
| - научить передавать эмоциональное состояние героя; развить способности понимать чувства другого;
- танцевальная психотерапия; тренировка психомоторных функций, самовыражение индивидуальности ребенка.
|
- бумага, карандаши;
- магнитофон и кассета с записью веселой музыки.
| - приветствие;
- этюд «Волшебный лес»;
- сказкотерапия «На лесной полянке»
- рисование по теме;
- расставание.
(И. Ярушина.Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старш. дошкольного возраста;
стр.10-11)
|
19.
| «Сказочная шкатулка»
| - формирование самопринятия, уверенности в себе;
- коррекция негативного образа «Я», снятие тревожности, неуверенности в себе;
- дать почувствовать себя значимым, выявление положительных сторон личности, сплочение детской группы;
| - сказочная шкатулка с героями разных сказок;
- волшебное колечко;
- бумага, карандаши;
- магнитофон и кассета с записью веселой музыки.
| - приветствие;
- игра «Сказочная шкатулка»;
- игра «Волшебное колечко»;
- игра «Принц и принцесса»;
- рисование «Волшебные зеркала»;
- упр. «Танец»;
- хоровод
(И. Ярушина.Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старш. дошк. возраста; стр.11-12)
|
20.
| «Доброта»
| - формирование моральных представлений;
- воспитание новых форм поведения;
- развитие эмпатии;
- научить самостоятельно принимать верные решения.
| - текст стихотворения В. Еремина «Злодей»;
- клубок ниток
| - приветствие;
- беседа с детьми по теме занятия;
- проигрывание ситуаций;
- расставание
(И. Ярушина.Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старш. дошкольного возраста;
стр.12)
|
21.
| «Доброта»
| - формирование моральных представлений;
- воспитание новых форм поведения;
- развитие эмпатии;
- научить самостоятельно принимать верные решения.
|
- клубок ниток
- картотека игр
| - приветствие;
- беседа с детьми по теме занятия;
- проигрывание ситуаций;
- расставание
(И. Ярушина.Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старш. дошкольного возраста;
стр.12)
|
22.
| «Радость»
| - создание положительного эмоционального фона;
- сплочение детской группы;
- развитие взаимоотношений детей, эмпатии.
| - текст стихотворения В.Я. Данько «Утро»; М. Карема «Радость», А. Костецкого, В. Томилиной «Шарик»;
- бумага, карандаши;
| - приветствие;
- этюд «Утро»;
- этюд «Радость»;
- этюд «Я все люблю»;
- этюд «Шарик»;
- рисование по темам;
- хоровод по кругу
(И. Ярушина.Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старш. дошкольного возраста;
стр.12-13)
|
23.
| «Волшебники»
| - привитие новых форм поведения;
- развитие эмпатии; взаимопонимания, сплоченности группы;
- развитие навыков саморасслабления.
| - текст стихотворения Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком»; В. Томилиной «Солидарность»;
- картонные фигурки «волшебников», бумага, карандаши;
- магнитофон и кассета с записью спокойной музыки;
| - приветствие;
- игра «Взаимоотношения»;
- этюд «Солидарность»;
- игра «Передай по кругу»;
- упр. «Волшебники»;
- этюд «Цветок»;
- хоровод.
(И. Ярушина.Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старш. дошкольного возраста;
стр.13-14)
|
24.
| «Волшебники»
| - привитие новых форм поведения;
- развитие эмпатии; взаимопонимания, сплоченности группы;
- развитие навыков саморасслабления.
| - бумага, карандаши;
- магнитофон и кассета с записью спокойной музыки;
| - приветствие;
- упр. «Волшебники»;
- этюд «Цветок»;
- рисование
- хоровод.
(И. Ярушина.Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старш. дошкольного возраста;
стр.13-14)
|
25.
| «Солнце в ладошке»
| - коррекция негативных поведенческих реакций, формирование адекватных форм поведения;
- развитие самоконтроля; навыков общения;
- снятие двигательной расторможенности, негативизма, эмоциональной напряженности.
| - текст стихотворения «Солнце в ладошке»;
- магнитофон и кассета с записью веселой музыки;
- детские стульчики;
- клубок ниток
| - приветствие;
- игра «Встреча сказочных героев»;
- игра «Мальчик (девочка) - наоборот»;
- этюд «Солнце в ладошке»;
- этюд «Просто так»;
- игра «Клеевой дождик»;
- расставание
(И. Ярушина. Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старш. дошкольного возраста;
стр.14-15)
|
26.
| «Солнце в ладошке»
| - коррекция негативных поведенческих реакций, формирование адекватных форм поведения;
- развитие самоконтроля; навыков общения;
- снятие двигательной расторможенности, негативизма, эмоциональной напряженности.
|
- магнитофон и кассета с записью веселой музыки;
- детские стульчики;
- клубок ниток
| - приветствие;;
- этюд «Солнце в ладошке»;
- игра «Клеевой дождик»;
- драматизация ситуаций;
- расставание
(И. Ярушина. Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старш. дошкольного возраста;
стр.14-15)
|
27.
| «Встреча с другом»
| - научить передавать эмоциональное состояние героя; развить способности понимать чувства другого человека и адекватно выражать свое;
- формирование адекватных форм поведения;
- развитие эмпатии.
| - текст стихотворения Т. Волиной «Два друга»;
- бумага, карандаши;
- магнитофон с записью музыкальных фрагментов разных темпов.
| - приветствие;
- этюд «Встреча с другом»;
- этюд «Два друга»;
- рисование «Мои друзья»;
- проигрывание ситуаций;
- игра «Окажи внимание другому»;
- саморасслабление «Музыкальная мозаика»
(И. Ярушина. Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста;
стр. 15)
|
28.
| «Помирились»
| - нравственное воспитание, регулирование поведения в коллективе;
- формирование адекватных форм поведения;
- эмоциональное осознание своего поведения, коррекция поведения.
| - музыкальное произведение Т. Вилькорейской «Помирились»;
- магнитофон и кассета с записью музыкального произведения;
- халат доктора, атрибуты.
| - приветствие;
- этюд «Поссорились и помирились»;
- упр. «Мирная считалка»;
- беседа с детьми на тему «Кого мы называем вежливыми»;
- этюд «Вежливый ребенок»;
- разыгрывание ситуаций;
- расставание, хоровод.
|
29.
| «Правила дружбы»
| - научить детей чувствовать и переживать, развитие коммуникативных навыков;
- развитие сплоченности группы, умение сотрудничать;
- снятие психоэмоционального напряжения.
| - шарф или платок;
- «волшебный сундучок» с «секретиком» (пуговицы, брошки, бусинки и т.д.);
- «цветик-семицветик»;
- бумага, карандаши;
- магнитофон и кассета с записью спокойной музыки;
| - приветствие;
- игра «Найди друга»;
- игра «Секрет»;
- игра «Цветик-семицветик»;
- рисование по теме;
- упр. «Правила дружбы»;
- релаксация «Улыбка»
(И. Ярушина. Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста;
стр. 16)
|
30.
| «Правила дружбы»
| - научить детей чувствовать и переживать, развитие коммуникативных навыков;
- развитие сплоченности группы, умение сотрудничать;
- снятие психоэмоционального напряжения.
| - шарф или платок;
- «волшебный сундучок» с «секретиком» (пуговицы, брошки, бусинки и т.д.);
- «цветик-семицветик»;
- бумага, карандаши;
- магнитофон и кассета с записью спокойной музыки;
| - приветствие;
- игра «Найди друга»;
- игра «Секрет»;
- игра «Цветик-семицветик»;
- рисование по теме;
- упр. «Правила дружбы»;
- релаксация «Улыбка»
(И. Ярушина. Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста;
стр. 16)
|
31.
| «Разговор по телефону»
| - развитие у детей потребности в общении;
- формирование коммуникативно-речевых умений;
- раскрытие творческого потенциала.
| - разноцветные картонные лепестки цветов;
- магнитофон, запись умеренно динамичной музыки, звуки природы;
- игровое поле;
- тексты сказок «В гостях у Чебурашки», «Волк и Заяц ссорятся», «Верные друзья», «Колобок-лыжник»;
- различные элементы костюмов героев сказок.
| - приветствие;
- ритуал «входа» в сказку. Упр. «Волшебный лепесток»;
- дидактическая игра «Разговор по телефону»;
- чтение сказок с последующим обсуждением;
- игра – драматизация по сказке;
- упр. «Ласковый дождик»;
- ритуал «выхода» из сказки;
- расставание
(Е.Л. Набокина Сказки и игры с «особым ребенком», стр. 62-65)
|
32.
| «Жил-был зайчик»
| - формирование учебной мотивации;
- гармонизация внутреннего состояния.
| - стульчики по кол-ву детей;
- текст сказки «Как зайчик в школу пошел»;
- игровое поле. Модели телефонов, набор цифр, геометрические фигуры, плоскостное изображение зайца;
- гуашь, бумага, кисти;
| - приветствие;
- ритуал «входа» в сказку. Упр. «Лошадки»;
- чтение сказки с последующим обсуждением;
- драматизация сказки;
- игра «Волшебные кляксы»;
- ритуал «выхода» из сказки, упр. «Лошадки».
|
33.
| «Почини одеяло»
| - развитие рефлексивной культуры личности;
- стимулирование познавательной активности;
- гармонизация эмоциональной сферы.
| - зеркало;
- текст сказки «Буратино и Мальвина»;
- игровое поле, геометрические фигуры, плоскостное изображение Буратино, бумага, карандаши;
- шапочки-маски сказочных персонажей.
| - приветствие;
- ритуал «входа» в сказку. Упр. «Зеркало»;
- чтение сказки с последующим обсуждением;
- драматизация сказки с элементами дидактической игры;
- игра «Волшебные рисунки»;
- ритуал «выхода» в сказку. Упр. «Зеркало»;
|
34.
| Обобщающее
| - развитие сплоченности группы, умение сотрудничать;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- закрепление полученных знаний.
|
| игры по выбору детей
|