Диагностический минимум (методики, протоколы, бланки) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностический минимум (методики, протоколы, бланки)



1. Методики для исследования познавательных процессов детей дошкольного возраста:

¾ Психодиагностический комплект Семаго Н.Я., Семаго М.Н.

¾ Диагностическое обследование раннего и младшего дошкольного возраста развития под редакцией Серебряковой Н.В.

¾ Психологическая диагностика отклонений развития детей дошкольного и младшего школьного возраста Л.М. Шипицыной.

¾ Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста Е.А. Стребелевой.

При обследовании принимать во внимание слабо развитую речь, снижение объёма не только активного, но и пассивного словаря. Поэтому для таких детей использовать невербальные методики. Оценивая интеллектуальные возможности ребёнка, учитывать такие показатели, как умение принимать и удерживать в памяти задание, обдумывать предстоящие действия, оценивать результат, переключаться с одного задания на другое. Таким образом, при заключительной оценке результатов обследования детей, имеющих те или иные отклонения в психофизическом развитии, опираться на качественные критерии оценки при выполнении заданий: адекватность, критичность, обучаемость, понимание инструкции и цели задания, переключаемость.

Адекватность – эмоциональная реакция ребёнка на факт обследования (адекватность поведения).

Понимание инструкции и цели задания.

¾  задание принимает сразу и действует в соответствии с его содержанием, но результат может быть разным (для детей с нормальным умственным развитием);

¾  задание принимает, начинает действовать, но затем теряет его и выполнение не доводит до конца (для детей с ЗПР);

¾  содержание задания не осознаётся; ребёнок произвольно манипулирует материалом, который находится у него (для детей с умственной отсталостью);

    В случае неправильного выполнения задания диагностическим показателем является критичность - умение найти и исправить свою ошибку.

    Варианты критичности:

¾ ребёнок самостоятельно проверяет своё выполнение задания, понимает свои успехи и неудачи (для детей с нормой);

¾ ребёнок не ведёт самостоятельной проверки, но начинает поиск, если ему говорят (для детей с ЗПР);

¾ самостоятельно поиски ошибки не ведутся, исправляют тогда, когда на неё укажут (для детей с ЗПР и РДА);

¾ ребёнок не способен исправить ошибку даже в том случае, когда объяснят, в чём она состоит. Он не понимают того, что не выполнил задание, поэтому не огорчается (для детей с умственной отсталостью);

    Немаловажным в диагностике считаются уровни обучаемости:

¾ высокий - высокая чувствительность к помощи взрослого, невелико число подсказок для выполнения задания. Выраженная активность ориентировки в новых условиях, перенос усвоенных способов действия на аналогичные задания. Быстрота и лёгкость усвоения новых понятий и способов деятельности, высокая работоспособность, усидчивость, отсутствие усталости.

¾ низкий - закрытость для помощи взрослого; выраженная пассивность в новых условиях, неиспользование старого багажа знаний; инертность в новых учебных ситуациях; медленный темп работы, истощаемость, утомляемость, рассеянность. 

¾ Варианты переключения:

¾  свободное самостоятельное переключение с одного способа выполнения на другой с пониманием различий в заданиях (для детей с нормой);

¾  переключение после того, как обращается внимание на одинаковость задания (для детей с ЗПР);

¾  переключения не происходит и после объяснения ребёнку различий в заданиях, действия остаются стереотипными (дети с УО).

 

 

2. При подборе основных коррекционных методов учитывать ведущий вид деятельности дошкольников:

¾ подвижные, сюжетно-ролевые игры;

¾ коммуникативные игры, игры и задания на развитие произвольности, воображения;

¾ психогимнастические игры. 

В комплексе с игровыми методами использовать телесно ориентированные и релаксационные методы.

Положительный результат коррекционного воздействия даёт использование новых информационных технологий, компьютерных методик, использование тренажёров биологической обратной связи (БОС) «Вега» и «Дыхание». Разработанные коррекционно-развивающие занятия способствуют тренировке у воспи­танников навыков самоконтроля, разви­тию логического мышления, воображе­ния и психологической разгрузке.

В целях профилактики предупреждения психологических перегрузок проводить исследование эмоционально-личностных и энергетических особенностей ребенка (Цветовой тест М. Люшера в обработке К. Шипоша).

Данные обследования помогают мне выделить детей, нуждающихся в релаксационном воздействии.

Для снятия психоэмоционального напряжения у детей организовывать занятия в сенсорной комнате. В процессе занятий в этой комнате снимается усталость, раздражение, дети успокаиваются, восстанавливают эмоциональное равновесие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.006 с.)