Коррекционно – развивающая программа педагога – психолога по работе с детьми зпр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционно – развивающая программа педагога – психолога по работе с детьми зпр



Коррекционно – развивающая программа педагога – психолога по работе с детьми ЗПР

 

УТВЕРЖДЕНО ГМОС психологов

                                                       от 12.05.2015г

 

Программу разработала

                                                                           педагог – психолог

                                                                     Т.А. Ямщикова

 

г. Нефтеюганск 2015 г

 

 

Содержание

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

1.2.  Цели.

1.3. Задачи.

1.4. Принципы.

1.5. Описание контингента детей.

1.6. Планирование результата освоения результата (педагогические и психологические целевые ориентиры)

1.7. Сроки и основные этапы реализации.

2. Содержательный раздел.

2.1. Психолого-педагогическое сопровождение детей (диагностика, коррекция, профилактика)

2.2. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов (диагностика, коррекция, просвещение и консультирование)

2.3. Психолого-педагогическое сопровождение родителей (Диагностика, коррекция, просвещение и консультирование)

3. Организационный раздел.

3.1. Условия реализации программы.

- создание предметно-развивающей среды

- программно-методическое обеспечение

- взаимодействие специалистов (ПМПк)

-сетевое взаимодействие (ПМПК, поликлиника, Веста, КДН, опека и попечительство и т. д.)

Приложение

 - Диагностический минимум (методики, протоколы, бланки)

- План коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на формирование процессов интеллектуально-эмоциональной деятельности детей с ЗПР

- Система планирования образовательной деятельности

 

 

Целевой раздел

Пояснительная записка

ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.
Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.
В основе специальных стандартов лежат принципы договорённости, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства. ФГОС является нормативным правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ОВЗ.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В настоящее время существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, непосредственно предназначенных для организации воспитания и обучения детей с ОВЗ. Она включает в себя, прежде всего, ДОУ компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся воспитанников с ОВЗ.

Кроме того, в последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ОВЗ в обычных дошкольных образовательных учреждениях, ДОУ компенсирующего вида, а также «других образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными (образовательные учреждения общего типа)».

Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети - инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна. В последние годы наметился рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии и испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Среди детей дошкольного возраста выделяют такую группу, которая по своему психофизическому развитию незначительно отстает от своих сверстников. Таких детей до установления точного диагноза относят к детям с особыми образовательными потребностями, а именно к категории детей с задержкой психического развития (ЗПР). В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ЗПР особая роль принадлежит педагогу-психологу. Говоря о работе психолога, имеется ввиду непросто психологическая помощь, поддержка детей, испытывающих трудности в обучении, а именно психологическое сопровождение детей на всех этапах обучения, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребёнка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные аспекты.

Психологическое сопровождение дошкольников с ЗПР рассматривается как процесс, включающий в себя стратегию и тактику профессиональной деятельности психолога, направленный на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ЗПР в социум. Оно должно быть устремлено на формирование высших психологических функций, испытывающих дефицит в развитии (восприятия, внимания, памяти), формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками, на основе партнерских отношений.

Ключевыми направлениями работы психолога ДОУ с детьми с ЗПР является диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.

Цель

преодоление недостатков в развитии детей с ЗПР, формирование основы для обучения в общеобразовательной школе

Задачи

1. Научить ребенка понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонацию.

2. Активизировать силы самого ребенка, настроить его на преодоление жизненных трудностей.

3. Развивать высшие психические функции.

4. Прививать навыки социального поведения.

Принципы

1. Целостность – учет взаимосвязи и взаимообусловленности различных сторон психической организации ребенка: интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационной.

2. Структурно – динамический подход – выявление и учет первичных и вторичных отклонений в развитии, факторов, оказывающих доминирующее воздействие на развитие ребенка, что позволяет определить механизмы компенсации, влияющие на процесс обучения.

3. Онтогенетический подход – учет индивидуальных особенностей ребенка.

4. Антропологический подход – учет возрастных особенностей ребенка.

5. Активность – широкое использование в ходе занятий практической деятельности ребенка.

6. Доступность – подбор методов, приемов, средств, соответствующих возможностям ребенка.

7. Гуманность – любое решение должно приниматься только в интересах ребенка.

8. Оптимизм – вера в возможность развития и обучения ребенка, установка на положительный результат обучения и воспитания.

9. Единство диагностики и коррекции – наблюдение за динамикой развития имеет значение для определения путей, методов коррекционной работы на различных этапах обучения и воспитания.

10. Принцип реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению – успехов в коррекционной работе можно достичь при условии опоры на ведущую деятельность возраста. Для дошкольников это предметно – операциональная деятельность и сюжетно-ролевая игра. Поэтому учить и воспитывать детей с ЗПР следует, играя с ним.

11. Учет ведущей деятельности. Для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении. Логопед включается в игру и незаметно для ребенка помогает ему преодолеть речевое нарушение. Для школьников ведущая деятельность учебная. На этой основе и строиться вся программа логопедической работы. Однако, игровые моменты тоже остаются. Играть любят все, даже взрослые. В работе со взрослыми тоже используем речевые игры. Ведь всем известно: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться»

12. Принцип развития, предполагающий анализ процесса возникновения дефекта (по Л.С. Выготскому)

13. Взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;

 

Описание контингента детей.

Планирование результата освоения программы

Сформирована интеллектуальная готовность к школе: развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, внимание, память, речь, мышление, воображение, т. е. все психические процессы.

Сформировано произвольное поведение:

- Умение понимать и принимать задание и предложения взрослого.

- Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях.

- Умение организовать рабочее место.

- Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

Сформированы морально-нравственные представления об организации общения друг с другом:

- своевременное употребление слов благодарности;

- умение понимать настроение окружающих;

- умение слушать собеседника.

 

Содержательный раздел

2.1 Психолого – педагогическое сопровождение детей (диагностика, коррекция, профилактика)

Организационный раздел

3.1 Условия реализации программы:

 Создание предметно – развивающей среды

В настоящее время, при организации воспитательно - образовательного процесса в ДОУ, особое внимание уделяется созданию благоприятной предметно - развивающей среде, так как в связи с введением ФГОС ДО изменились подходы к организации образования дошкольников.

Построение предметно-развивающей среды позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. В свободной деятельности детей, в условиях созданной предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивается выбор каждым ребенком деятельности по интересам, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

В реальном образовательном процессе реализация образовательных областей (содержания образования) обеспечивается организацией центров активности, в создании которых максимально учитываются интересы и потребности ребенка, предоставляется возможность ребенку продвигаться в своем развитии.

Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.

    Предметно-пространственная среда в группе (в кабинете) соответствует основным принципам: трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность и особенно трудно обеспечиваемый принцип- насыщенность.

     Поэтому в рамках реализации принципа «трансформируемость», для того чтобы обеспечить возможность изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей ребенка, имеются передвижные ящики, легкие стеллажи, контейнеры, модули.

     В рамках реализации принципа «полифункциональность», обеспечивающего возможность использовать предметы не обладающих жестко закрепленным способом употребления, имеются: легкая детская мебель, мягкие модули, ширмы, развивающие панно…

       В рамках реализации принципа «вариативность», кроме современных средств обучения,  для самостоятельных игр и нод по интересам имеются: дидактические игрушки (матрешки, пирамидки, вкладыши..);  крупные и мелкие пластмассовые, деревянные конструкторы, машинки, коляски, куклы, кукольная мебель, книжки для рассматривания; для самостоятельной художественно-эстетической деятельности: мольберт, специальная мебель в уголке по художественно-эстетической деятельности и набор изобразительных средств: альбомы, краски, кисточки, пластилин, трафареты; оборудование для опытно-экспериментальной деятельности: для игры в «супермаркет»: тележки, кассовые аппараты, модули-конструкторы…; для игры «салон красоты»: детская мебель, наборы материалов; для игры «поликлиника»: набор детской мебели, атрибутов для игры в больницу, «пароход», «самолет», «водитель»- крупные корпусные модули. Так же детская мебель для игры в «семью»: стол, стулья, «электропечь», «телевизор», «диван», «кресла», «шкаф для одежды», «Уголок ряженья»..

       Для развития движений имеется: спортивный уголок в группе, мячи, мягкое спортивное оборудования: крупные мячи, кольцеброс, бадминтон, кегли, прыгалки, комплект мягких спортивных модулей, атрибуты для выполнения общеразвивающих упражнений: гимнастические палки, флажки…

         Для организации непосредственно-образовательной деятельности имеются материалы для изобразительной деятельности: мелки, кисточки, краски…, конструктивной деятельности: наборы мелких деревянных, пластмассовых конструкторов на каждого ребенка, палочки Кюйзнера, блоки Дьенеша; для музыкальной деятельности: музыкальные инструменты: ложки деревянные, трещотки, бубен, маракасы… Для речевого развития имеются: детский книжки, хрестоматии, картины, настольные игры по развитию речи, мелкой моторики. Для познавательного развития: карты, модели строения тела человека, раздаточный счетный материал для ФЭМП.

 

 

 

Сетевое взаимодействие

Приложение

КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.

Фамилия, имя, отчество_________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________________________

Домашний адрес _______________________________________________________________

Дата поступления в группу ______________________________________________________

Фамилия, имя, отчество родителей, место работы, должность:

мать: ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

отец:________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Жалобы родителей:____________________________________________________________

                       Анамнестические данные

Беременность _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Роды ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Психомоторный анамнез: держит голову__________________________________________

сидит _________________встаёт __________________ходит__________________________

Какие заболевания перенёс до года ______________________________________________

Речевой анамнез: гуление_______________________лепет___________________________

первые слова___________________________речь фразой_____________________________

как быстро наращивался словарный запас__________________________________________

не прерывалось ли речевое развитие______________________________________________

Заключение отоларинголога ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Заключение офтальмолога ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Заключение психоневролога_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Заключение ортодонта _________________________________________________________

Внешний вид _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

Направления

Обследования

Знания, умения, навыки

I

Обследование

II

Обследование

III

Обследование

1-й

год

2-й

год

1-й

 год

2-й

 год

1-й год 2-й год

Общие

представления

Имя,

фамилия,

возраст

 

 

 

 

     

Адрес, члены семьи

 

 

 

 

     

Интересы и занятия

 

 

 

 

     

Живая природа

 

 

 

 

     

Неживая природа

 

 

 

 

     
 

Явления обществен -ной жизни

 

 

 

 

     

Общая

моторика

«Выполни

команду»

 

 

 

 

     

Захват предметов

 

 

 

 

     

«Пальчики здороваются

 

 

 

 

     

«Лягушка»

 

 

 

 

     

«Зайчик»

 

 

 

 

     

Предметные

действия»

Завязывание

банта»

 

 

 

 

     

Шнуровка

 

 

 

 

     

Застёгивание

пуговиц

 

 

 

 

     

«Игра на

пианино»

 

 

 

 

     

                            Состояние познавательной деятельности

 
Восприятие

Включение в

ряд

 

 

 

 

     

Пространствен-ные представления

Ориентиров-

ка в схеме

тела«Покажи где….»

 

 

 

 

     

Ориентиров-

ка в пространстве

(в, на, под,...)

 

 

 

 

     

Ориентиров-

ка на листе

бумаги

«Положи верно»

 

 

 

 

   
Тактильный предметный гнозис

«Что в

мешочке?»

 

 

 

 

     

Временные

представления

Части суток

 

 

 

 

     

Времена года

 

 

 

 

     

Мышление

Найди время

года

 

 

 

 

     

Классифика-

ция картинок

«Что к чему?»

 

 

 

 

     

«Почини

коврик»

 

 

 

 

   
 

Счёт

-один-много

-пересчёт

предметов

-сравнение

-счётные

операции

 

 

 

 

     

Запоминание

«Лесенка»

 

 

 

 

     

«Запомни

картинки»

 

 

 

 

     

Чтение

стихов

 

 

 

 

     

Внимание

«Найди

различия»

 

 

 

 

     

«Найди

и зачеркни»

 

 

 

 

     

Игровая

деятельность

предметная

 

 

 

 

     

игровые

действия

 

 

 

 

     

сюжетная

игра

 

 

 

 

     

сюжетно-

ролевая

игра

 

 

 

 

     

Продуктивные

виды

деятельности

рисование

 

 

 

 

   

лепка

 

 

 

 

   

аппликация

 

 

 

 

   

Эмоционально

-волевая сфера

контактность

 

 

 

 

     

волевые

проявления

 

 

 

 

     

работоспо –

собность

 

 

 

 

 

 

мотивы

деятельности

 

 

 

 

     

продуктив-ность

 

 

 

 

     

                                  

 

Речевая деятельность

 

Сенсорные

умения

 

величина

 

 

 

 

     

форма

 

 

 

 

     

цвет

 

 

 

 

     

вкладыши

 

 

 

 

     

пирамидка

 

 

 

 

     

Звукопроиз-

ношение

1-ый год

с сꞌ з з ш ж ч щ л л р р

Другие звуки

                       

 

2-ой год                        

 

Фонематичес-

кое восприятие

ба –на

та -на

 

 

 

 

     

ба –ба –па

са – ша – СА

ка – га - ха

 

 

 

 

     

коса-коза

кот-год

уточка-

удочка

 

 

 

 

     

Звуковой

анализ

у тка

о вощ

а ист

 

 

 

 

     

су п, ко т

 

 

 

 

     

д ом, к от

 

 

 

 

     
Слоговая структура

помидоры

милиционер

сковорода

аквариум

лекарство

 

 

 

 

     

Лексика

«Что для чего?»

-пылесос,

холодильник

 

 

 

 

     

«Покажи и

назови»

 

 

 

 

     

обобщения

 

 

 

 

     

какой?лимон

какая?лиса

какое?платье

 

 

 

 

     

«Скажи

наоборот»

 

 

 

 

     

«Назови какая, какой»

сок из яблока

шуба из меха

 

 

 

 

 

     

Притяжатель-ные прилагатель-ные

Чей хвост?

Чей дом?

 

 

 

 

     

«Кто что

делает?»

 

 

 

 

     

Грамматичес-

кий строй

«Один-много»

 

 

 

 

     

«Скажи

ласково»

 

 

 

 

     

«Подбери

словечко»

красный (-ая

-ое)

 

 

 

 

     

«Чего сколько?»

 

 

 

 

     

Предлоги

 

 

 

 

     

Детёныши

животных

 

 

 

 

     

Связная

речь

Рассказ по

картинке

 

 

 

 

     

Рассказ по

серии

картинок

 

 

 

 

     

Пересказ

 

 

 

 

     

Описатель-

ный рассказ

 

 

 

 

     

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:_ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Обучения

                                        Разделы программы.

                                  Задачи воспитания и обучения.

Особые отметки

1 2

            I. Ознакомление с окружающим и развитие речи

     

1. Ознакомление с природой.

учить наблюдать за сезонными изменениями в природе

     

различать и правильно называть состояние погоды

     

учить узнавать и правильно называть времена года по их отличительным признакам в природе и на картинке

     

 расширять, уточнять и систематизировать представления о растениях ближайшего окружения, об условиях их жизни, сезонных изменениях

     

 уметь отнести к обобщающим понятиям деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы

     

учить различать птиц по величине, окраске оперения, пению, повадкам

     

 правильно называть насекомых, их характерные особенности

     

 познакомить с домашними и дикими животными, учить различать их по размеру, характерным частям тела, повадкам, познакомить с местом проживания животных, чем питаются, какую пользу приносят

     

2. Ознакомление с жизнью и трудом людей.

познакомить с трудом родителей, закрепить знания о занятиях братьев и сестёр

     

иметь представления и уметь рассказывать двумя – тремя предложениями о труде взрослых

     

 знать свои имя, фамилию, свой возраст, имена и отчества родителей, имена братьев, сестёр, бабушки и дедушки

     

 познакомить с понятием «семья», дать представления о родственных связях

     

знать любимые занятия членов семьи, уметь рассказывать, как семья проводит досуг

     

 домашний труд взрослых членов семьи, какую помощь оказывают дети родителям в домашнем труде

     

 знать 2 – 3 названия бытовой техники, правила обращения с техникой, правила безопасности

     

 любимые игрушки и настольные игры

     

 расширять и обогащать знания о предметах домашнего обихода (мебели, посуде, одежде, обуви, головных уборах)

 

II.Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия.

     

 учить различать и правильно называть цвета: красный, жёлтый, оранжевый, зелёный, синий, фиолетовый, коричневый, белый, чёрный

 

Год

Обучения

                                        Разделы программы.

                                  Задачи воспитания и обучения.

Особые отметки

1 2    

 узнавать и правильно называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

     

 развивать умение видеть форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими эталонами



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.423 с.)