Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Звуковые образные средства русского языка
Н.Б. Головин даёт такое определение: «Выразительностью речи называются такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной». Структурные особенности выразительной речи поддерживают выразительность произносительная и акцентологическая, выразительность лексическая и словообразовательная, выразительность морфологическая и синтаксическая, выразительность интонационная и стилевая. Выразительность придают речи все средства языка, входящие в разные области языковой структуры. Язык - это система. Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества. В художественных произведениях, и главным образом в поэзии, используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи. Звукопись - прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков. Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту своеобразную симметрию. Я мечтою ловил уходящие тени, По местоположению звукописи в стихе различают анафору и эпифору. Эпифора - повторение конца стиха. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! Анафора (единоначатие) - стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф. Люблю лебедей, холодных и чистых, как Ладога. Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость, что возможно только в художественном тексте, где каждое слово выполняет важную эстетическую роль.
Главным способом усиления фонетической выразительности художественной речи является звуковая инструментовка - стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания. Пирует Петр. И горд, и ясен, Здесь повторяются гласные [о], [а] и согласные[п], [р], [т]. Это делает стих музыкальным и ярким; в богатстве звуковых повторов словно отражается широта размаха воспеваемого победного торжества. Звучание речи подчеркивает основные, доминирующие в тексте слова«пирует Петр». Каждый хоть раз в жизни слышал или произносил считалочку, с помощью которой можно успокоить плачущих детей: «Тише, мыши, кот на крыше. А котята ещё выше». Почему одни фразы (стихи, скороговорки, цитаты) каждый из нас помнит и произносит всю жизнь? Как действуют заговоры, приговоры, бабки-шептуньи и пр.? В чем секрет популярных лозунгов и слоганов (политических, рекламных)? Мы уверены, что во всем этом большое значение имеет звукопись – этоприменение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. Звукописьпозволяет значительно (в разы) усилить воздействие речи и текста, подбирая слова с «правильными звуками». Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток... Звукопись часто встречается в русской литературе, особенно в стихах. Очень здорово её использует К.Д. Бальмонт, который дал образную характеристику звукам речи и, конечно, В.В. Маяковский. Художественное назначение звукописи может заключаться в простом создании гармонии, музыкального звучания речи. Такое использование звукописи, если оно не наносит ущерба логической стороне речи, вполне эстетически оправдано. Стройное повторение созвучий и отдельных согласных придает речи особую красоту. Однако художники слова обычно не довольствуются красотой звучания речи и стараются привлечь звукопись к решению более сложных стилистических задач. Звукопись может выполнять серьезную смысловую функцию в поэтической речи: подчеркивать логически важные слова, художественные образы, мотивы, темы. Звукопись может играть композиционную роль: сообщать сходное звучание смысловым отрезкам фразы и отличать фонетически каждый новый поэтический образ. Как выразительное средство используются звуковые повторы в заголовках газетных и журнальных статей, художественных произведений («Роса на рассвете», «Фонтаны Федоровки»). Такое использование звукописи можно назвать привлекающим внимание. Упражняясь в звукописи, можно не просто развить внимание, память и расширить словарный запас, но и (самое главное) почувствовать, как легко Ваши фразы изменяют свое звучание с мощного и величественного, на тихое и проникновенное, стоит лишь правильно подобрать слова.
В зависимости от качества повторяющихся звуков различают аллитерацию и ассонанс. Аллитерация - повторение одинаковых или сходных согласных; древнейший стилистический прием усиления выразительности стиха. Этот прием встречается в народной поэзии и в литературе всех народов мира. Им богаты стихи Гомера, Гесиода, Горация, Вергилия и многих позднейших поэтов Европы - Данте, Петрарки, Ронсара, Шекспира. Великолепными мастерами аллитерациибыли А.С. Пушкин, Ф.И.Тютчев, Г.Р. Державин, Н.А. Некрасов. Звучные аллитерации рассыпаны в тексте «Слова о полку Игореве»: Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле... Звукосочетания [тр] и[гр]создают ощущение собирающегося войска, в этих звукосочетаниях слышатся звуки военных маршей, грохот военного оружия, тогда как звукосочетание [ст]дает ощущение стабильности, но вместе с тем и скрытой угрозы. Все вместе – передает напряжение перед битвой, с одной стороны, уже волнительного, с другой стороны – пока еще спокойного настроения. Звуковой символизм до сих пор оценивается исследователями неоднозначно. Однако современная наука не отрицает того, что звуки речи, произносимые даже отдельно, вне слов, способны вызывать у нас незвуковые представления. В то же время значения звуков речи воспринимаются носителями языка интуитивно. Как утверждают специалисты, фонетическая значимость создает вокруг слов некий «расплывчатый ореол» ассоциаций. Этот неопределенный аспект знания вами почти не осознается и лишь в некоторых словах проясняется, например: репей, хрыч, мямля, балалайка - арфа, лилия. Звучание таких слов заметно влияет на их восприятие. В художественной речи, и прежде всего в поэтической, сложилась традиция деления звуков на красивые и некрасивые, грубые и нежные, громкие и тихие. Употребление слов, в которых преобладают те или иные звуки, может стать в поэтической речи средством достижения определенного стилистического эффекта. Аллитерация - самый распространенный тип звукового повтора. Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль. Действительно, каждый звук несет определенную информацию. Однако шесть гласных в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным. Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных и только согласных. Вряд ли можно угадать за сочетаниями «еаи, аюо, уи, еао»какие-либо слова, но стоит передать те же слова согласными, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: «Држвн, Бтшкв, Пшкн, Нкрсв».
Одним из видов аллитерации считается звукоподражание. Звукоподражание – создание с помощью звуков и слов более конкретного представления о том, что говорится в данном тексте; это простейший вид инструментовки состоит в том, что поэт определенным подбором звуков как бы намекает на звуковую сторону изображаемого. Вверху рычат германские моторы:- Мы фюрера покоррные рабы, Повторение звука [р] создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок. И хотя такое звукоподражание считается элементарным видом аллитерации, но нельзя не признать, что в приведенном отрывке прекрасно передано рычанье фашистских самолетов над осажденным Ленинградом. Другим, также распространенным, видом звукового повтора является ассонанс - приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков. Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, ласкаю ивы, В Ветвях вздыхаю, вздохнув, немею, лелею травы, лелею нивы. Здесь повторяются гласные "о" и "е". В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Поэтому иногда ассонанс определяют как повторение ударных или слабо редуцированных безударных гласных. Диссонанс – сложный вид звукописи, построен на использовании созвучных, но не рифмуемых слов; благодаря этому приему стихотворение приобретает звуковую цельность. Заберусь на рассвете на серебряный кедр Любоваться оттуда на маневры эскадр. Более сложный приём звукописи - каламбурная рифма – это рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве. Часто они используются с целью достижения комического эффекта. Пример такой рифмы есть у разных авторов, таких как, например, А.С. Пушкин, В.В. Маяковский и другие. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.
Вы, щенки! За мной ступайте! Будет вам по калачу, 2. Изобразительные ресурсы русского словообразования Большое количество морфем в русском языке является признаком его богатства и источником особой выразительности. «П лавать, плыть, приплывать, приплыть, уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, поплавать, поплыть, расплаваться, расплыться, наплаваться, заплаваться» - один глагол выражает двадцать оттенков одного и того же действия. Образование новых слов обогащает русский язык не только лексикой, обозначающей новые понятия ( река – речной ), но и оценкой понятия. Например, уменьшительно-ласкательные суффиксы могут служить и средством иронии, насмешки; они помогают созданию характера литературного персонажа. Помещик был румяненький,Осанистый, присадистыйШестидесяти лет; Слова, различающиеся суффиксами или приставками, различаются смысловой и стилистической окраской: умный ( стил. нейтр.), умнейший (книж.), умничать (разг.), дочурка (уменьш.-ласк.); пошив (спец.); даром, задаром (прост.), задарма (гр.-прост.); земляника – земляница (диал.); свистеть– свистать (всех наверх ) (проф.); мультфильм -мультик, мультяшка (жарг.); дерзостный (устар.) - дерзкий; широкошумные (дубравы), блиноед, прозаседавшиеся (окказ.). Одним из выразительных средств словообразования является морфемный (словообразовательный) повтор, который несет смысловую нагрузку и помогает передать чувства автора: Забегали, заохали, запрыгали,Зарыли в землю, словно клад ночной. Словообразование в русском языке является ярким источником речевой экспрессии благодаря богатству и разнообразию оценочных аффиксов. Аффикс - общее название всех значимых частей слова, за исключением корня (приставки, суффиксы, окончания).
У разных частей речи оценочность, создаваемая аффиксацией, проявляется по-разному. Наиболее сильной экспрессией обладают суффиксы субъективной оценки существительных (дом - домик, домишко; брат - братец, браток, братишка; рука - ручка, рученька). Подобные существительные получают уменьшительно-ласкательное значение, обычно с оттенком положительной оценки.Оттенок уменьшительности у существительных могут придавать суффиксы: -ок- (-ек-): огонек, снежок; -очек- (-ечек-): пенечек, лепесточек; -чик-: трамвайчик; -ец-: морозец; -ушк- (-юшк-): батюшка; -оньк- (-еньк-): косонька, зоренька. Суффиксальные образования со значением пренебрежительности, презрительности происходят при помощи суффиксов: -ишк-: коришко; -онк- (-енк-): душонка. Рядом с такими существительными часто используются оценочные прилагательные: одно слово как бы « заражает » (по выражению А.А. Потебни) другое ( маленький домик, седенький старичок). В составе размерно-оценочных суффиксов выделяются и увеличительные: дом домина, домище; детина, ножища. Они, как правило, включают и оттенок негативной оценки.Выделяются суффиксальные образования с устойчивой шутливой окраской ( бумаженция, книженция, старушенция); собирательные существительные с характерными суффиксами, выражающими пренебрежение (солдатня, матросня, пацаньё); отвлеченные существительные, которые благодаря суффиксам получают отрицательное оценочное значение (спанье, суетня, кислятина, пошлятина, галдеж, скулеж, скукота, смехота). Разнообразные экспрессивные оттенки негативной оценки выражают суффиксы, указывающие на категорию лица ( воображала, подпевала, гуляка, кривляка, слабак, чужак, вертун ловкач, рвач, разгильдяй, холуй). Правда, у некоторых слов с такими суффиксами экспрессия стирается и сохраняется лишь разговорная окраска ( бородач, силач, грамотей, бродяга). В русском языке исключительным богатством экспрессивных оттенков отличаются суффиксальные образования существительных, обозначающих лицо (девочка - девчурка - девчушка - девчонка - девчоночка - девонька - девулька - девка - деваха; старик - старичок - старикан - старикашка – старичишка). Русское словообразование позволяет нанизывать аффиксы субъективной оценки, так что экспрессивное напряжение слова может выразиться в удвоении, утроении суффиксов (дочурочка, бабуленция, крохотулечка, духотища, срамотища). Интересна в стилистическом плане и префиксация существительных ( раскрасавица, сверхчеловек, суперколосс, ультрамода, экстросовершенство). Однако префиксальный способ словообразования уступает суффиксальному и по количеству продуктивных моделей, и по богатству экспрессивных оттенков. Для словообразования прилагательных также в высшей степени характерно выражение различных оценочных значений с помощью аффиксации. Разнообразны суффиксы субъективной оценки, имеющие положительную эмоциональную окраску ( маленький, малюсенький), а также – отрицательную ( вертлявый, высоченный, завалящий, холоднючий). У имен прилагательных это суффиксы: -оньк- (-еньк-): большенький, плохонький; -ехоньк- (-охоньк-): скорехонький; -ехонек- (-охонек-), -ешенек- (-ошенек-): близехонек, легошенек.Экспрессивны приставочные образования прилагательных, указывающие на степень проявления признака ( всевластный, всесильный, предобрый, прескучный, развеселый, разудалый). Особой выразительностью обладают и словообразовательные модели прилагательных типа «милый-милый, долгий-предолгий», которые указывают на сильное проявление признака. Числительные, как правило, не образуют экспрессивных форм с помощью аффиксации. Исключение составляют лишь те, которые совмещают значение числительных и других частей речи.Так, слова «тысяча, миллион, миллиард», сохраняющие грамматические признаки имен существительных, образуют формы субъективной оценки (тысчонка, миллиончик). В составе неопределенно-количественных слов, совмещающих функции числительных и наречий, суффиксальные экспрессивные образования не редкость ( немножко, немножечко, маленько, маленечко, многовато, маловато, столечко). Среди местоимений можно указать такие, которые благодаря суффиксам получают экспрессивную окраску ( всяческий, нашенский, ничегошеньки, никогошеньки, таковский). Все они снижены; причем некоторые выражают иронию, пренебрежение. В стилистическом словообразовании наречий отражаются закономерности аффиксации тех частей речи, с которыми они соотносительны, и преждевсего существительных и прилагательных ( рядком, вприкусочку, вприсядочку, давненько, недалечко, полегоньку, ранешеньку), а также числительных ( помаленьку, нисколечко) и местоимений ( по-свойски, по-нашенски). Отдельные словообразовательные модели типичны только для наречий (опосля, впервой, вдругорядь). Глагольное словообразование, для которого не характерны словообразовательные формы, уступает именному по силе экспрессии. Однако и среди глаголов можно выделить ряд интересных словообразовательных моделей с яркой стилистической окраской.Как правило, экспрессивны глаголы, образованные от местоимений (якать, тыкать, выкать); междометий (ахать, охать, мукать, тявкать), а также от существительных и качественных прилагательных, имеющих оценочное значение (базарить, горланить, глупить, грубиянить, ловчить, жульничать, лентяйничать, подличать). Среди глагольных новообразований продуктивны сниженные глаголы на –ничать ( активничать, дипломатничать, насмешничать, подхалимничать, принципиальничать). Другая продуктивная модель - глаголы на -ить, образованные от существительных ( бюллетенить, температурить). Они также выделяются сниженной окраской.Разговорно-просторечный характер отличает глаголы типа ( тормознуть, спекульнуть). Для глагольного словообразования весьма характерно снижение стиля путем прибавления постфикса -ся, который в этом случае не влияет на залоговое значение глагола ( звониться, зеленеться, краснеться, маячиться, обещаться). В арсенале словообразовательных средств глагола большое место занимает префиксация, которая нередко вносит изменения не только в семантику слов, но и значительно усиливает их экспрессивную окраску, превращая глаголы межстилевые в разговорные и даже просторечные ( тратиться - поистратиться; франтить - прифрантиться – выфрантиться). Среди многочисленных приставочных образований глаголов особое внимание стилиста привлекают те, которые имеют сильную экспрессию, хотя образованы сочетанием нейтральных основ с нейтральными аффиксами ( добегаться, забегаться, отбегаться, уездиться, уходиться, обхохотаться, подзаработать, прихватить, попридержать и др.) Именно приставки создают особую выразительность таких глаголов, указывая на высокую степень интенсивности действия или на разнообразные оттенки его проявления ( исчерпанность, ограниченность и т.д.) и придавая словам сниженную, разговорную окраску. Кроме знаменательных частей речи, стилистическую активность в процессе аффиксации проявляют междометия и частицы. Многие из них получают яркую экспрессию благодаря суффиксам ( баюшки, баюнюшки, охохонюшки, агушки, агунюшки,нетушки, спасибочко и др.). К этим эмоционально окрашенным словам примыкают и изолированные формы изменяемых частей речи, трансформированные в результате экспрессивной суффиксации ( спать - спатеньки; потягушки, потягушеньки, потягунюшки). Эти слова употребляются только в устной речи с экспрессией ласкательности, причем обычно при обращении к детям. В современном русском языке происходит процесс стилистического опрощения уменьшительно-ласкательных слов. В живой речи они часто употребляются без всякого стилистического задания, как своеобразная « форма разговорности » ( Еще одна страничка осталась, статью дописываю; Можно, я холодненькой водички добавлю?) Слова с аффиксами, которые обычно считаются формами отрицательной экспрессии, в обиходной речи также не воспринимаются как средство выражения негативного отношения ( Алка говорит, что скучно там; Бабка опять заболела). Обращение к формам субъективной оценки не всегда стилистически мотивировано.В разговоре с ребенком, например, слова с суффиксами субъективной оценки употребляются в их исконном уменьшительно-ласкательном значении ( Дай маме ручку; Машенька, возьми куколку; Головка болит?) В обращении врача к больному они могут выражать сочувствие, участие (Таблеточки принимаете?.. Выпишем пустырничек, валерьяночку… обязательно прогулочки…) Хотя в подобных случаях чувствуется « приторность » речи, в чем, по мнению В.В.Виноградова, сказываются черты « речевого мещанства ». Еще более претит стилистической норме пристрастие к «ласковым» словечкам некоторых людей, стремящихся быть « подчеркнуто вежливыми » в аптеке, у канцелярского стола, в телефонных разговорах ( Будьте добры, мне горчичнички и валокординчику; Мне справочку…; Номерочек не подскажете?; В понедельничек позвоните…). Стилистика дает резко отрицательную оценку подобной речевой практике. Обилие экспрессивных вариантов с уменьшительными, уничижительными и ласкательными суффиксами является характерной чертой современных бытовых диалогов. Введение такой оценочной лексики в разговор сообщает ему фамильярную, интимную окраску, иногда выражает сочувствие, иронию и во всех случаях придает речи характер живой, непринужденной беседы. Поэты и писатели часто прибегают к окказионализмам – индивидуально-авторским словам и выражениям, созданным по хорошо известным словообразовательным моделям.Например: «раззадачивай», «халабальцы», «трассина», «развеселье»; производные от слова «трасса» в стихотворении «Хорог-Ош»: «Вдоль по этой трассе-трассушке… ох ты, трасса моя, трассина» (Ю. Визбор). Окказионализмы помогают предать мысли и чувства автора.В отличие от языковых неологизмов окказионализмы выполняют не номинативную (назывную), а экспрессивную функцию. Они сравнительно редко переходят в литературный язык и получают общенародное употребление. Как и языковые неологизмы, окказионализмы образуются по законам языка, по установленным словообразовательным моделям из морфем, имеющихся в языке, поэтому даже вне контекста они понятны. Окказионализмы называют еще « словами одноразового пользования » (М.В. Панов), так как их невозможно найти в толковом словаре, а живут они в авторском контексте: огончарован, кюхельбекерно (А. Пушкин), белибердоносец, благоглупость ( М. Салтыков-Щедрин) и т. п. Русский язык отличается исключительным богатством словообразовательных ресурсов, обладающих яркой стилистической окраской. Это обусловлено развитой системой русского словообразования, продуктивностью оценочных суффиксов, придающих словам разнообразные экспрессивные оттенки, и функционально-стилевой закрепленностью некоторых словообразовательных моделей.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.107 (0.03 с.) |