Язык как зеркало национальной культуры и истории народа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Язык как зеркало национальной культуры и истории народа



БД.09 Родной язык

Конспекты лекций

для всех специальностей

 

Белово, 2020

Конспекты лекций по учебной дисциплине «Родной язык» разработаны на основе Рабочей программы по дисциплине

Организация-разработчик: ГПОУ БПК

Разработчик: Ионова Н.В., преподаватель ГПОУ БПК

Одобрены на заседании МЦК социально-гуманитарных дисциплин

Протокол № ____от «___»__________ 2020г.

Председатель МЦК ____________А.Б. Пушкарева   

Рассмотрены и одобрены на заседании методического совета колледжа и рекомендована в качестве конспектов лекций учебной дисциплины «Родной язык» для всех специальностей

Протокол № __ «_»__________20___г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                            8

Лекция № 1 Язык и культура                                                                          7

Лекция № 2 Культура речи                                                                             12

Лекция № 3 Речь. Речевая деятельность. Текст                                            34

Список информационных источников                                                           45

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность и социальная значимость изучения дисциплины «Родной язык» в образовательном учреждении среднего профессионального образования обеспечивает необходимый базовый уровень среднего (полного) общего образования.

Содержание учебной дисциплины «Родной язык» соответствует требованиям государственного стандарта среднего (полного) общего образования по родному языку на базовом уровне,

Для освоения теоретического содержания дисциплины используются конспекты лекций. Конспекты лекций - это учебное пособие, содержащее краткое изложение отдельных тем. В данном пособии представлены конспекты лекций по все темам дисциплины.

Структура пособия соответствует тематическому плану рабочей программы УД и включает 3 лекции. На лекцию «Язык и культура» отводится 4 часа, на лекцию «Культура речи» - 12 часов, на лекцию «Речь. Речевая деятельность. Текст» - 6 часов. Конспект каждой лекции заканчивается вопросами для самоконтроля студентов.

Полученные по теме знания позволят студентам овладеть следующими УУД и общекультурными компетенциями:

 

Планируемые результаты освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС СОО Общие компетенции ФГОС СПО
Личностные: − сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн) − сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире − толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по   социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям   ОК 4, ОК 6, ОК 10,     ОК 4, ОК 6     ОК 3, ОК 6
Метапредметные: − умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях − умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности − готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников − владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства − умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач   ОК 2, ОК 4, ОК 6   ОК 3, ОК 6     ОК 2, ОК 4, ОК 5   ОК 3, ОК 6     ОК 4, ОК 5
Предметные (базовый уровень): − сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; − владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью − владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации − владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров − сформированность представлений об изобразительно- выразительных возможностях русского языка − способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях восприятия и интеллектуального понимания - сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы   ОК 4, ОК 6   ОК 3, ОК 6   ОК 4   ОК 4, ОК 6   ОК 4   ОК 3, ОК 4, ОК 6   ОК 4  

 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Лекции охватывают все содержание УД. Могут использоваться студентами на уроках, при подготовке к практическим работам, в самостоятельной работе. Электронный вариант конспектов лекций находится на сервере и доступен студентам в читальном зале библиотеки, в кабинете Русского языка и литературы.

 

 

Лекция 1 (4 часа)

Тема 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

План лекции

1. Язык как зеркало национальной культуры и истории народа

2. Краткая история русского литературного языка

3. Возникновение русской письменности

4. Специфика языка жителей Кемеровской области

 

Вопросы для самоконтроля

1. Все определения понятий в тексте выделены курсивом. Проверьте, все ли определения вы записали?

2. Выпишите на отдельной странице ключевые слова раздела «Язык и культура», выделите их разными цветами. Раскройте (устно, про себя) понимание этих слов.

3. Перечислите функции языка и раскройте их особенности.

4. Составьте хронологическую таблицу «История русского языка». Охарактеризуйте основные этапы истории русского литературного языка.

5. В чем заключается специфика языка жителей Кемеровской области? Подготовьте устный ответ на вопрос.

 

Лекция 2 (12 часов)

Тема 2. КУЛЬТУРА РЕЧИ

План лекции

1. Звуковые образные средства русского языка

2. Изобразительные ресурсы русского словообразования

3. Лексическое богатство русского языка

4. Морфологические средства выразительности русской речи

5. Выразительные возможности русского синтаксиса.

6. Принципы русского национального речевого этикета.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Все определения понятий в тексте выделены курсивом. Проверьте, все ли определения вы записали?

2. Выпишите на отдельной странице ключевые слова раздела «Культура речи», выделите их разными цветами. Раскройте (устно, про себя) понимание этих слов.

3. Подберите свои примеры на каждое средство выразительности.

4. Сформулируйте принципы русского национального речевого этикета.

Лекция 3 (6 часов)

Тема  3. РЕЧЬ.РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ

План лекции

1. Язык и речь

2. Оратория как мастерство публичного выступления

3. Текст как единица языка и речи

 

Язык и речь

Язык - система знаков, код, используемый во взаимодействии людей (слушающий-читающий и говорящий-пишущий).

Речь - индивидуальное психофизическое явление, активное использование кода языка в соответствии с мыслью говорящего, продукт самовыражения человека.

Это две полярные формы существования многообразных и противоречивых в своей совокупности «речевых явлений». Критериипротивопоставления языка и речи:

 

Языккак средство общения Речькак деятельность
Объект идеальной и материальной природы Материальна (об идеальной стороне речи говорят как о допущении, имея ввиду речь внутреннюю)
Социально-культурное достояние. Является системой знаков, регулируется нормами Функциональная система (реализация языковой системы); допускает в речевых действиях элементы случайного, а иногда и преднамеренного нарушения норм
Знаки системы являются средством познания Знаки являются средством общения  
Нецеленаправлен, но функционален (коммуникативная, когнитивная, регулятивная и др. функции языка) Интенциональная
Имеет уровневую организацию Линейная; существует в устной и письменной форме
В отдельно взятый период существования стабилен Динамичная
Объективная данность, социален Субъективная, индивидуальная
Фиксирует языковую картину мира, сформированную в данной лингвокультуре Отражает индивидуальный опыт отдельного носителя языкового сознания
Оценка с позиций истинности/ложности не может быть применена Может быть оценена с позиций истинности/ложности

 

Речевая деятельность –сменяющие друг друга процессы говорения, слушания, понимания, обобщения, вспоминания, в которых осуществляется переход от системы языка к речевым текстам. Язык - основное средство осуществления речевой деятельности. Речевая деятельность реализует определенные функции, которые заданы функциями языка (коммуникативная, когнитивная, креативная, информационная, номинативная, управленческая, экспрессивная, эстетическая, аккумулятивная, интерпретирующая).

Речевой акт - элементарная единица речи, последовательность языковых выражений, которую произносит говорящий и которая понятна тому/тем, кому она адресована (т.е. носителям языка).

Умение быстро и рационально читать и слушать – одно из условий эффективности общения, получения нужного результата, важной информации.Суть процесса чтения состоит в декодировании (расшифровке) символов и переводе их в мыслительные образы. Одним из основных показателей уровня владения навыками чтения является скорость чтения, которая не должна заслонять главной цели – усвоения прочитанного. В зависимости от содержания текста и целей чтения, используют различные виды чтения:

– изучающее чтение (углубленное) – считается лучшим при изучении учебных дисциплин; читающий обращает внимание на детали текста, производит анализ и оценку текста, его отдельных структур, при этом текст читается целиком, перечитываются места, которые непонятны; основываясь на собственном опыте, читающий дает свое толкование положениям и выводам, содержащимся в тексте; так читаются лекции, учебники;

- ознакомительное чтение; его цель – общее знакомство с содержанием текста, выявление его основных идей и проблем; текст читается целиком, но внимание уделяется только основной информации; при этом читающий не стремится запомнить прочитанное; ознакомительное чтение используется в работе с докладом, рефератом, при подготовке выступления на собрании; так читаются газеты, журналы, книги, в т. ч. Художественные;

- просмотровое чтение дает общее представление о содержании книги, статьи, о ее теме; на основе такого чтения решается вопрос, нужен ли текст для подробного изучения; читается название, оглавление, предисловие, отдельные фрагменты текста, наиболее важные положения;

- поисковое чтение - читающий ищет информацию, о которой ему стало известно из других источников, это просмотр текста с целью найти новые или нужные факты, даты; данный способ позволяет усваивать текст в 2–3 раза быстрее, но для детального знакомства с учебником он не годится;

- скорочтение, его разновидности – панорамное и выборочное чтение; этот способ требует специальной тренировки, но дает возможность прочтения большого объема материала в максимально короткие сроки.

Что же мешает эффективному чтению и усвоению прочитанного? Неоправданные возвраты к прочитанному, внутренние проговаривание текста, малое поле зрения (человек, обученный технике чтения, за одну фиксацию взглядом воспринимает строку или абзац, а необученный человек – 2–3 слова), слабый механизм смыслового прогнозирования (т.е. человек читает все), низкий уровень внимания (смысл не доходит, читающий рассеян), отсутствие цели при чтении (отсюда неумение выделить главное).

Во многих текстах содержится много избыточной информации. Полезной считается: название, автор, выходные данные (год издания, издательство, дата опубликования и др.), основное содержание (тема, главная идея, проблемы), факты, оценка прочитанного с точки зрения новизны и возможности использования на практике. В процессе чтения содержание как бы фильтруется, укладывается в алгоритм, который позволяет отбирать только нужную информацию и быстро запоминать ее.

Осуществлять анализ и осмысление информации помогает выделение основного смысла текста или отрезка текста. Для этого необходимо читать текст три раза с карандашом в руках: 1- подчеркнуть ключевые слова, 2 – построение смысловых рядов (ключевые слова + вспомогательные слова), 3 – выявление доминанты (основного значения текста).Эффективность чтения повышается, если прочитанное в том или ином виде фиксируется на бумаге. Кроме того, чередование чтения и записывания уменьшает усталость и повышает работоспособность.

В общении важно не только умение читать, но и слушать. Слушание не только позволяет получить нужную информацию, но и успешно провести переговоры, беседы, правильно понять позицию говорящего, выявить его нравственные установки, подтекст речи.Установлено, что даже в неофициальной беседе усваивается не более 60-70 % того, что говорит собеседник, а при восприятии публичной речи на слух – 25 %. Стиль слушания зависит от характера человека, возраста, пола, интересов, конкретной ситуации. Выделяются следующие виды слушания:

- направленное слушание (критическое; уместно на собрании, совещании, дискуссии) слушатель сначала осуществляет критический анализ сообщения, а потом пробует понять его;

- эмпатическое слушание (уместно в личной беседе) участник считывает более чувства, а не слова, сочувствует, сопереживает;

- нерефлексивное состоит в умении молчать, не вмешиваясь в речь замечаниями, демонстрируя понимание и поддержку;

- рефлексивное - слушающий активно вмешивается в речь собеседника, помогая выразить мысли и чувства, устанавливая обратную связь.

При слушании лекции, доклада с целью получения информации запись необходима. Она помогает концентрации, дает материал для анализа, возможность возвращения к услышанному. Но одновременно эффективно записывать и слушать трудно, особенно если нет необходимых навыков.

Конспект устного выступления представляет собой расширенный план, отражающий структуру, основные положения, содержащий цитаты и примеры. При конспектировании запись должна быть понятной. Необходимо упрощать предложения, слова, записывать только основные моменты, фактический материал, помечать переходы автора от одной мысли к другой, обобщения, выводы. Лучше всего использовать сокращения и символы. Начиная писать лекции, надо разработать свою систему записи. Важные мысли, самое интересное нужно сразу подчеркивать или выделять на полях сигнальным знаком.При конспектировании необходимо уметь осуществлять свертывание фраз и сокращение слов.

Свертывание фраз – смысловая компрессия, т.е. выделение в каждой фразе ключевых слов и построение из них смысловых рядов, которые и должны быть в конспекте. При сокращении слов надо помнить, что наибольшее количество информации падает на начальные буквы слов; нельзя опускать окончания слов, если они отражают связь слов в предложении (у существительных – падеж, число, у глагола – лицо, время). Сокращенное слово должно быть восстановимо в тексте и оканчиваться только на согласную. Незнакомые слова необходимо записывать полностью.

Итак, эффективность коммуникации во многом зависит от таких видов речевой деятельности, как чтение и слушание, от умения запоминать информацию, критически оценивать ее и делать выводы.

Т ип речи – это способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.

Стили речи - это система речевых средств, которые используются в какой-либо сфере общения, а также разновидность литературного языка, которая выполняет какую-либо функцию в общении.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Все определения понятий в тексте выделены курсивом. Проверьте, все ли определения вы записали?

2. Выпишите на отдельной странице ключевые слова раздела «Речь. Речеваядеятельность.Текст», выделите их разными цветами. Раскройте (устно, про себя) понимание этих слов.

3. Прочитайте слова А.С. Пушкина: «Остроумие и вкус воспитываются только в кругу лучшего общества: а многие ли из наших писателей имеют счастье принадлежать к нему?».Как Вы думаете, что имел в виду поэт, говоря о вкусе?

 

Интернет-ресурсы

1. Словари.ру. – Режим доступа: http://www.slovari.ru/, свободный. – Загл. сэкрана. - Электронный ресурс.

2. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех. – Режим доступа: www.gramota.ru, свободный. – Загл. сэкрана. - Электронный ресурс.

 


[1]ЮНЕСКО - специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры; было создано 16 ноября 1945 года, штаб-квартира располагается в Париже, во Франции.

 

БД.09 Родной язык

Конспекты лекций

для всех специальностей

 

Белово, 2020

Конспекты лекций по учебной дисциплине «Родной язык» разработаны на основе Рабочей программы по дисциплине

Организация-разработчик: ГПОУ БПК

Разработчик: Ионова Н.В., преподаватель ГПОУ БПК

Одобрены на заседании МЦК социально-гуманитарных дисциплин

Протокол № ____от «___»__________ 2020г.

Председатель МЦК ____________А.Б. Пушкарева   

Рассмотрены и одобрены на заседании методического совета колледжа и рекомендована в качестве конспектов лекций учебной дисциплины «Родной язык» для всех специальностей

Протокол № __ «_»__________20___г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                            8

Лекция № 1 Язык и культура                                                                          7

Лекция № 2 Культура речи                                                                             12

Лекция № 3 Речь. Речевая деятельность. Текст                                            34

Список информационных источников                                                           45

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность и социальная значимость изучения дисциплины «Родной язык» в образовательном учреждении среднего профессионального образования обеспечивает необходимый базовый уровень среднего (полного) общего образования.

Содержание учебной дисциплины «Родной язык» соответствует требованиям государственного стандарта среднего (полного) общего образования по родному языку на базовом уровне,

Для освоения теоретического содержания дисциплины используются конспекты лекций. Конспекты лекций - это учебное пособие, содержащее краткое изложение отдельных тем. В данном пособии представлены конспекты лекций по все темам дисциплины.

Структура пособия соответствует тематическому плану рабочей программы УД и включает 3 лекции. На лекцию «Язык и культура» отводится 4 часа, на лекцию «Культура речи» - 12 часов, на лекцию «Речь. Речевая деятельность. Текст» - 6 часов. Конспект каждой лекции заканчивается вопросами для самоконтроля студентов.

Полученные по теме знания позволят студентам овладеть следующими УУД и общекультурными компетенциями:

 

Планируемые результаты освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС СОО Общие компетенции ФГОС СПО
Личностные: − сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн) − сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире − толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по   социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям   ОК 4, ОК 6, ОК 10,     ОК 4, ОК 6     ОК 3, ОК 6
Метапредметные: − умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях − умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности − готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников − владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства − умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач   ОК 2, ОК 4, ОК 6   ОК 3, ОК 6     ОК 2, ОК 4, ОК 5   ОК 3, ОК 6     ОК 4, ОК 5
Предметные (базовый уровень): − сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; − владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью − владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации − владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров − сформированность представлений об изобразительно- выразительных возможностях русского языка − способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях восприятия и интеллектуального понимания - сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы   ОК 4, ОК 6   ОК 3, ОК 6   ОК 4   ОК 4, ОК 6   ОК 4   ОК 3, ОК 4, ОК 6   ОК 4  

 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Лекции охватывают все содержание УД. Могут использоваться студентами на уроках, при подготовке к практическим работам, в самостоятельной работе. Электронный вариант конспектов лекций находится на сервере и доступен студентам в читальном зале библиотеки, в кабинете Русского языка и литературы.

 

 

Лекция 1 (4 часа)

Тема 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

План лекции

1. Язык как зеркало национальной культуры и истории народа

2. Краткая история русского литературного языка

3. Возникновение русской письменности

4. Специфика языка жителей Кемеровской области

 

Язык как зеркало национальной культуры и истории народа

Язык - сложная естественно или искусственно созданная знаковая система, соотносящая понятийное содержание и звучание (написание).

Живой язык – это любой разговорный язык, принадлежащий определенному языковому коллективу, систематически и постоянно используемый им в общении и изменяющийся в процессе использования. 

Мертвый язык не существует в живом употреблении; известен лишь по письменным памятникам. Иногда мертвый язык, перестав служить средством живого общения, сохраняется в письменной форме и используется для нужд науки, культуры и религии. Например, латинский язык существовал с 6 в. дэ н.э. до 6 в. н.э., сейчас используется в медицине и католической церкви.

Функции языка:

1. познавательная (язык – важнейшее средство получения новых знаний);

2. коммуникативная (язык – важнейшее средство человеческого общения);

3. эмоциональная и побудительная (язык выражает отношение автора речи к ее содержанию, помогает оказывать влияние на слушателя).

Национальный русский язык – система языковых единиц и правил, которая складывалась на протяжении веков и которая отличает язык русской нации от любого другого языка. На русском языке говорят 300 миллионов человек, он занимает 6 место в мире по популярности (после английского, арабского, французского, испанского и китайского языков). В современном мире русский язык является государственным языком РФ. С 1922 года – это язык межнационального общения. Благодаря деятельности Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, Общества любителей русской словесности русский язык принят в Клуб мировых языков и считается языком международного общения.

В соответствии со статьей 68 Конституции РФ русский язык считается государственным языком на всей ее территории, служит средством общения между представителями разных наций и народностей. Статус языка межнационального общения русский язык получил в 1922 году по ряду причин:

1. Лингвистические причины. Русский язык является одним из самых развитых языков на территории РФ. Он обладает богатой лексикой и грамматикой, отлаженной системой функциональных стилей. Это и позволяет использовать его во всех сферах жизни и деятельности человека. На русском языке можно передавать разнообразную научную информацию, выражать чувства и эмоции, создавать поэтические и прозаические произведения художественной литературы. Русский язык имеет богатейшую по своей тематике, жанрам и стилям письменность, сопряженную с высокой культурой. Все это обеспечивает огромную коммуникативную и информативную ценность русского языка.

2. Этноязыковые причины. Русская нация самая многочисленная на территории РФ. Русский язык широко распространен за ее пределами. Русский язык обогатил другие младописьменные языки, на его основе была создана письменность более чем для 70 языков. Русская нация характеризуется высокоразвитой экономикой, эффективной технологией во многих отраслях техники. Русский язык при этом не конкурирует с другими языками за право быть межнациональным языком – такая роль обусловлена объективными факторами и исторически сложившимися условиями.

Родной язык (материнский, первый) усваивается человеком с детства естественным путем, без специального обучения; обычно он совпадает с языком родителей или одного из них.

Родной язык служит одним из основных признаков национальной (этнической) принадлежности человека. На родном языке человек осуществляет мыслительную деятельность, внутренне он самый близкий, наиболее употребляемый. Бывают случаи, когда человек впоследствии усваивает другой язык, который становится для него основным средством общения, но позитивное эмоциональное отношение к родномуязыкусохраняется.

По оценкам ЮНЕСКО[1], половина из 6 тысяч языков мира находится под угрозой исчезновения, 136 из них находятся на территории России. В ноябре 1999 года для привлечения внимания к проблеме сохранения языкового многообразия был учрежден Международный день родного языка, который отмечается 21 февраля.

Россия поддерживает этнокультурное и языковое многообразие страны.В 61 регионе России школьники изучают 76 родных языков, тем самым сохраняя и оберегая многонациональное культурное наследие России.  На родных языках обучаются школьники в Адыгее (адыгейский язык), на Алтае (алтайский), в Башкирии (башкирский), Бурятии (бурятский), Ингушетии (ингушский), Коми (язык коми), Крыма (крымско-татарский), Марий Эл и Якутии (марийский горный и луговой), Северной Осетии (осетинский), Татарстана (татарский), Хакасии (хакасский), Чувашии (чувашский) и Новосибирской области (якутский язык). Русский язык стал основой единого культурного кода нашей многонациональной страны. Важно объединить усилия государства, общества, ученых, педагогических работникво, деятелей культуры, иску сства, средста массовой информации для сохранения и всестороннего развития родных языков нашей многонациональной страны.

Языковая картина мира - совокупность знаний о мире, отношение того или иного народа к миру, запечатлённые в языковой форме.Русская языковая картина мира определяется особенностями жизни русского народа, его историей, национальной психологией, духовными традициями и идеалами.В ней воплощены основы русского национального самосознания, базирующегося на идеях духовности и нравственности, милосердия и гуманности, единения и согласия людей, исторического долга и преемственности поколений, преданности родной земле, восприятия семьи как частицы рода, основанной на любви и верности.

Каждое слово имеет лексическое значение. Но иногда при произнесении какого-либо слова возникают и другие смыслы, словно «разбуженные» данным словом. То есть мы, услышав всего одно слово, непроизвольно вспоминаем всё то, что традиционно с ним связано. Эти дополнительные смыслы называются ассоциациями... Чем больше ассоциаций возникает у представителя данной нации при произнесении слова, тем оно более значимо для национальной культуры.

Ключевые слова, называют основные понятия национальной культуры, имеют большой набор ассоциаций, они важны и показательны для отдельно взятой культуры.Ключевыми для русской культуры являются слова: отечество, береза, душа, милосердие, дом, семья, Бог, хлеб и др. Слова с богатым ассоциативным полем, как правило, запечатлены в произведениях устного народного творчества и в произведениях, ставших национальной классикой. Такие слова мы не имеем права забывать, потому что именно в них сохраняется наша историческая память и наша духовная культура.

Связь русского языка с историей и культурой русского народа ярко проявляется в крылатых словах и выражениях. Крылатые слова - это широкоупотребительные, яркие, часто образные слова и целые высказывания, многие из которых имеют глубокий культурно-исторический смысл. Они появляются из разных источников: фольклора, литературы, песен, кинофильмов, выступлений известных людей и т.п.

Языковая норма - исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, правила их отбора и использования, которые признаются обществом наиболее пригодными в данный исторический период.

Сегодня часто можно услышать понятие «экология языка» (лингвоэкология, эколингвистика). Это новое направление лингвистики, которое, связано с изучением факторов, негативно влияющих на развитие и использование языка, а также с поиском путей и способов обогащения языка и совершенствования практики речевого общения. Интенсивность некоторых языковых процессов вызывает беспокойство за судьбы русского языка как сокровищницы национальной русской культуры. Несмотря на глубокие корни и значительные внутренние силы, наш язык нуждается и в поддержке, и в сбережении. Что же угрожает языку сегодня?

- частое употребление слов-паразитов, сниженной лексики, в т.ч. просторечной и жаргонной; причем стали активно формироваться новые жаргоны (например, компьютерный); нецензурные слова часто не осознаются как табуированные;

- практически утрачен высокий стиль речевого общения;

- устная речь активно сближается с письменной; появился т.н. устно-письменный русский язык (виртуальный русский язык, язык виртуального общения);

- появились новые функциональные разновидности языка (стиль бизнеса и коммерции, стиль рекламы и другие) и т.п.

В 2005 году был принят Федеральный закон «О государственном языке РФ», в котором закреплен статус русского языка как единого государственного языка для всех народов России. Данный документ подчеркивает, что именно литературный русский язык должен использоваться во всех официальных сферах общения;не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка.Возникает вопрос: почему государство должны проявлять заботу о языке? Нормальное состояние национального языка, тем более - языка государственного, каким является русский язык, высокий уровень речевой культуры – это показатели благополучного состояния общества. Язык не только отражает, но и формирует мышление, регулирует поведение, межличностные и межкорпоративные отношения, является универсальным инструментом управления, воспитания и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 1400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.136 с.)