Текст как единица языка и речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Текст как единица языка и речи



Текст - это законченное высказывание, состоящие из после­до­ва­тель­но рас­по­ло­жен­ных пред­ло­же­ния или абза­цы, свя­зан­ные обшей темой, основ­ной мыс­лью и име­ю­щие смыс­ло­вую завершенность.

Внутренняя фор­ма тек­ста - это его содер­жа­ние (тема, автор­ский замысел).

Тема тек­ста - то, о ком или о чём гово­рит­ся в тексте; часто выра­жа­ет­ся в заголовке.

Заголовок (заглавие, название) - слово или фраза, рекламирующие текст; основная мысль статьи, книги и т.д.; самая суть текста; вводная фраза, в сжатом виде передающая сущность текста; фраза для привлечения внимания читателя; краткое изложение содержания. Заголовки являются теми маркерами, по которым читатель определяет степень полезности для себя текста в целом. Заголовок должен привлекать внимание, быть узнаваем целевой аудиторией (т.е. содержать необходимые слова-маркеры); отражать содержание статьи и ее пользу для читателя; показывать принадлежность текста к определенной категории, жанру, стилю; быть достаточно кратким, чтобы читатель мог идентифицировать текст с первого взгляда. Виды заголовков:

- заголовок-сообщение обычно отличается повествовательным стилем и представляет собой краткий пересказ основной идеи текста (Особенности заголовков в СМИ; Енот - прикольный зверь; Макияж на свадьбу);

- заголовок-вопрос, популярный на веб-сайтах, кристаллизует одну из проблем, волнующих читателей, и обещает ее решить в тексте (Как избавиться от пыли?, Что такое заливной пирог и как его приготовить);

- заголовок-интрига (Если вы имеете это, то успех вам гарантирован);

- заголовок-совет предлагает читателю готовые рецепты для его развития, продвижения, похудения и т.д. (10 простых шагов – и вы абсолютно счастливы);

- заголовок-клише содержит распространенные фразы, пословицы, поговорки, которые цепляют читателя. (Цирк зажигает огни; Театр начинается с вешалки).

Авторский замы­сел - основ­ная мысль, идея, кото­рую автор вопло­тил в тексте.

Основная мысль тек­ста - это то, что выра­зил автор, к чему он при­зы­ва­ет или чему учит чита­те­ля, ради чего напи­сан текст.

Внешняя фор­ма - это ком­по­зи­ция и язы­ко­вые сред­ства, с помо­щью кото­рых реа­ли­зу­ет­ся автор­ский замысел.

Стро­е­ние (ком­по­зи­ция) текста: вступ­ле­ние, основ­ная часть, заклю­че­ние.

По функ­ции и стро­е­нию раз­ли­ча­ют три типа тек­ста: повест­во­ва­ние, опи­са­ние, рас­суж­де­ние. Каждый тип тек­ста име­ет свою струк­ту­ру построения.

Средства связи предложений в тексте:

- лек­си­че­ский повтор (Спозаранку мы собра­лись в лес за гри­ба­ми. В лесу было тихо и сумрач­но. По низин­ке, что шла спра­ва от нас, курил­ся осен­ний туман. А вот и пер­вый гриб!);

- сино­ни­мич­ные замены(Это был совсем груст­ный взгляд. Он был неве­се­лым, пото­му что все пошло наперекосяк);

- одно­ко­рен­ные слова (Этот дом еще в про­шлом веке постро­ил наш дедуш­ка Макар. А домаш­ний уют в нем созда­ла бабуш­ка Агафья. Она была извест­ная на все село масте­ри­ца шить и вязать. Дощатые полы дома укра­ша­ют вязан­ные ею пест­рые половички);

- место­име­ния и место­имен­ные наре­чия, кото­рые ука­зы­ва­ют на пред­ше­ству­ю­щее сло­во или даже на содер­жа­ние пред­ше­ству­ю­ще­го предложения(Кот без­мя­теж­но дре­мал, свер­нув­шись клуб­ком. Внезапно он услы­шал визг и воз­ню под крыль­цом. Навострив уши, кот тихонь­ко спу­стил­ся со сту­пень­ки, а затем стре­лой бро­сил­ся под крыль­цо. Вскоре он вышел отту­да и при­нес мне пой­ман­ную мышь. «Вот, смот­ри, я неда­ром ем свой хлеб!»);

- родо-видовые поня­тия(Журавли, кур­лы­ча, про­ле­та­ют кли­ном над нами, со сви­стом рас­се­кая воз­дух кры­лья­ми. Пожелаем этим пти­цам ско­рей­ше­го воз­вра­ще­ния весной);

- сою­зы (А. Куинджи напи­сал нема­ло пей­за­жей моря. И эти кар­ти­ны до сих пор при­вле­ка­ют взо­ры люби­те­лей живо­пи­си. Да и бере­зы очень любил рисо­вать этот рус­ский худож­ник. Несколько его кар­тин назы­ва­ют­ся «Березовая роща»);

- пери­фраз (Вот и насту­пи­ла вес­на! Эта пора обнов­ле­ния при­ро­ды созда­ет в душе чело­ве­ка ожи­да­ние чего-то ново­го и радост­но­го. Все ста­рое, как про­шло­год­ний снег, рас­та­ет и оста­нет­ся в прошлом);

- парал­ле­лизм син­так­си­че­ских конструкций(Но в камине дозве­не­лиУгольки. За окош­ком дого­ре­лиОгоньки. И на вьюж­ном море тонутКорабли, И над южным морем сто­нутЖуравли).

Признаки текста: тема­ти­че­ское един­ство, раз­вер­ну­тость, после­до­ва­тель­ность, связ­ность, членимость, закон­чен­ность и цельность.

Aбзaц – этoединство тематически объединенных предложений; чacть тeкcтa мeждy двyмя oтcтyпaми, или кpacными cтpoкaми. В диaлoгe aбзaц cлyжит для paзгpaничeния peплик paзныx лиц, т.e. выпoлняeт чиcтo фopмaльнyю poль. В мoнoлoгичecкoй peчи – для выдeлeния кoмпoзициoннo знaчимыx чacтeй тeкcтa (кaк c тoчки зpeния лoгикo-cмыcлoвoй, тaк и эмoциoнaльнo-экcпpeccивнoй). Фyнкции aбзaцa тecнo cвязaны c фyнкциoнaльнo-cтилeвoй пpинaдлeжнocтью тeкcтa и eгo cтилиcтичecкoй oкpaшeннocтью, вмecтe c тeм oтpaжaют и индивидyaльнo-aвтopcкyю ocoбeннocть oфopмлeния тeкcтa.

В одном из предложений абзаца обычно указывается тема. Нередко в абзаце формулируется и его главная мысль. Предложение, в котором формулируется главная мысль абзаца, называется концептуальным.Правильно построенный абзац должен удовлетворять следующим требованиям. В абзаце должна излагаться только одна тема. Расположение предложений внутри абзаца должно быть продуманным. Предложения внутри абзаца должны быть расположены таким образом, чтобы самое главное предложение было позиционно выделено и подчеркнуто. В этом смысле начало и конец абзаца в наибольшей мере способны подчеркнуть выраженную мысль. Тематическое предложение абзаца выделяет предмет речи и очерчивает границы темы в абзаце. Оно содержит, как правило, слово, словосочетание или часть предложения, требующие распространения, детализации тем или иным способом путем приведения подробностей, примеров, указания причины, следствия, путем сопоставления, противопоставления и т.п.Нередко тематическое предложение в абзаце отсутствует, это значит, что абзац является продолжением распространения (детализации) темы, обозначенной в предшествующем абзаце.Концептуальное предложение абзаца - это предложение, передающее главную мысль абзаца. Оно может сосуществовать в абзаце с тематическим предложением, но чаще в абзаце наличествует либо тематическое, либо концептуальное предложение.

Существует несколько видов преобразования, сокращения текста: составление плана, тезисов, конс­пекта, реферата, аннотации. Работу с текстом начинают с объяснения непонят­ных слов и выражений. Не понимая их, можно упус­тить самое главное.

Сокращать текст можно разными способами: ис­ключить отдельные его части (соответствующие опреде­ленным пунктам плана); сократить изложение каж­дой части; заменить развернутые предложения более простыми.При сокращении текста придерживайтесь следующе­го порядка:внимательно прочитайте текст, вдумай­тесь в его содержание, определите его тему, найдите ключевые слова, выражающие главное и облегчающие деление текста на части; составьте подробный план и наметьте части (пункты), которые молено сократить; в каждой части выделите главное, то, что необходи­мо оставить; сделайте более короткими предложения. Важно, чтобы в сокращенном тексте были сохранены ключевые слова.

План - наиболее простой, но при работе с книгой наиболее важный вид сокращения текста, преобразова­ния содержащейся в нем информации. Это логическая схема текста, выраженная в кратких формулировках, чаще всего в виде назывных или вопросительных пред­ложений.Планы бывают простые, состоящие из нескольких пунктов, и сложные, в которых некоторые или все пункты имеют подпункты.Составление плана готового текста требует умения логически обоснованно делить текст на части и озаглав­ливать их, обобщать и выделять главное.

Тезисы - это кратко сформулированные основные положения статьи, книги, доклада; это выводы, обобще­ния, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке.Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.

Выписки - дословная, документально точная запись частей текста.Необходимость в выписках возникает в тех случаях, когда интересующему нас вопросу посвящено не все произведение, а лишь какая-то часть, отдельные фраг­менты или когда мы знакомимся с несколькими текс­тами по данному вопросу. Выписки из текстов приме­няются при работе с любой книгой, статьей для подго­товки доклада, реферата, сочинения.Выписки необходимо делать точные, заключая в кавычки подлинные слова автора, т.е. оформляя их как цитаты и указывая (лучше в скобках) название про­изведения, главу, часть, параграф, страницу.

Конспект -  это краткое письменное связное изложение содержания текста.Прежде чем конспектировать, сокращать текст, со­ставьте его подробный, развернутый план. Составленный план проанализируйте, сократите в нем те части, без которых содержание этого текста будет понято правиль­но и главное в нем не исчезнет. Некоторые части объ­едините. В каждой части выделите и оставьте главное. Предложения со сложными синтаксическими конструк­циями при конспектировании по возможности замените простыми (короткими, сжатыми), причастные и деепри­частные обороты - однородными членами.В конспекте указывается название книги, статьи, ко­торые конспектируются, или тема, если конспектирует­ся устное сообщение, записываются подзаголовки, вы­воды (если они есть в тексте или устном сообщении). Конспект пишется своими словами, но в нем использу­ются и слова, словосочетания автора, могут быть и ци­таты. На полях конспекта можно записывать свое мне­ние по тому или иному вопросу.

Кроме конспекта, составленного по отдельному текс­ту (параграфа, статьи, доклада, брошюры, главы книгиили ее части), иногда бывает необходим конспект по нескольким источникам, посвященный одной теме, - тематический конспект. Составляя тематический конспект, придерживайтесь следующего плана. Подберите литературу по теме. Изучите тот источ­ник, где тема изложена наиболее полно и на современ­ном уровне.Составьте подробный план этого источника с ука­занием нужных страниц.Изучите другие источники и наметьте материал, обогащающий пункты уже составленного плана. Если же в другом источнике тема раскрывается с иной сто­роны, добавьте соответствующий пункт плана.Проанализировав всю литературу, собранную по теме, постройте окончательный план, который объеди­няет материалы разных источников. По нему и пиши­ те тематический конспект.Чтобы обеспечить единство содержания конспекта, логическую связь между его частями, необходимо преж­де всего определить его главную мысль и затем отби­рать материал, который развивает эту мысль в логиче­ской последовательности.Противоречивые, альтернативные мнения излагают­ся во второй части конспекта или по ходу изложения, как отступления от основной мысли конспекта, но так, чтобы ясна была ваша позиция.Составленный конспект нуждается в редактирова­нии. Внимательно прочитайте его, подумайте: удовле­творяет ли вас его общий план, хорошо ли воспринима­ется смысловая связь между отдельными положениями, частями конспекта; удачно ли использованы цитаты, правильно ли установлена связь между собственными оборотами речи и фразами, взятыми из конспектиру­емых текстов; верно ли поставлены знаки препинания.

Если в тематическом конспекте достигнуто единство содержания, соблюдается логическая и грам­матическая связь всех частей и выражается ваше собственное мнение по затрагиваемым вопросам, то он становится рефератом или докладом. Реферат очень близок к конспекту. Это тоже крат­кое изложение текста, но не расчлененное, как это до­пускается в конспекте, а целостное, последова­тельное. Это новый связный текст, только более краткий, чем основной, составленный на основе одно­го или нескольких текстов с соблюдением всех требо­ваний, предъявляемых к связному высказыванию, и по содержанию своему полностью соответствующий ему.Этапы работы над рефератом:подбор и чтение литературы по теме, определе­ние основной, ведущей мысли реферата, составление плана; написание рабочего варианта реферата;редактирование и окончательное его оформление;обсуждение реферата в классе и последующая его
доработка по замечаниям одноклассников.

Аннотация - краткая характеристика книги, статьи и т.п., излага­ющая их содержание (обычно в виде перечня главней­ших вопросов) и дающая иногда их оценку; это текст из 3-4 предложений (иногда и меньше), независимо от объема основного текста; это своего рода реклама, которая должна за­интересовать читателя, коротко передать суть книги.

Оценка текста - это выражение отношения читателя к тому, что и как написано автором произ­ведения, согласия или несогласия с ним, выражение то­го, о чем, по вашему мнению, написано хорошо, о чем — не очень хорошо или совсем плохо, что в тексте лиш­нее, чего не хватает. Чтобы оценить текст, надо хоро­шо знать не только основные требования, предъявля­емые к тексту, правила его построения, но и проблему, вопросы, о которых в нем говорится.Оценку текста называют отзывом или рецензией. Рецензия - пись­менный разбор, отзыв, содержащий критическую оцен­ку научного, художественного и т.п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма. Рецензия является жанром литературной критики.Приведем примерный план ее написания.Внимательно прочитайте (перечитайте) рецензиру­емый текст.Укажите название книги (рассказа, статьи), где и когда она опубликована.Определите тему произведения (о чем в нем рас­сказывается) и главную мысль.В чем художественное своеобразие книги: язык и стиль произведения, мастерство автора в изображении персонажей? Ваша общая оценка прочитанного.Рецензируя, высказывайте свое мнение, рассуждай­те, анализируйте, не подменяйте оценку произведения пересказом его содержания.

Визуализация сложной информации помогает автору донести свою идею до зрителей, а зрителям – лучше понять и запомнить такую информацию. Развитие визуальной формы коммуникации привело и к развитию инструментов создания информационной графики. Правила визуализации. И спользуйте изображения там, где это необходимо, где они помогают передать смысл. В ыбирайте простые, яркие образы, понятные конкретной аудитории. Например, большинство людей не понимают сложных диаграмм, однако базовые – круговую, линейчатую, столбчатую – понимают все без исключения. В выборе диаграммы отталкивайтесь от типа сравнения, от того, что хотите показать зрителям:части, компоненты целого, проценты – круговая диаграмма; соотношение (больше, меньше, одинаково, равно) – линейчатая диаграмма; динамика, изменения (растет, снижается, колеблется) – гистограмма. Чтобы найти то изображение, которое подействует, узнайте своих зрителей: их возраст, интересы и уровень подготовки. И спользуйте метафоры и эмоциональные образы - это одно из самых эффективных средств в любой форме коммуникации.

Вопросы для самоконтроля

1. Все определения понятий в тексте выделены курсивом. Проверьте, все ли определения вы записали?

2. Выпишите на отдельной странице ключевые слова раздела «Речь. Речеваядеятельность.Текст», выделите их разными цветами. Раскройте (устно, про себя) понимание этих слов.

3. Прочитайте слова А.С. Пушкина: «Остроумие и вкус воспитываются только в кругу лучшего общества: а многие ли из наших писателей имеют счастье принадлежать к нему?».Как Вы думаете, что имел в виду поэт, говоря о вкусе?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 970; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.013 с.)