Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Текст как единица языка и речи ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Текст - это законченное высказывание, состоящие из последовательно расположенных предложения или абзацы, связанные обшей темой, основной мыслью и имеющие смысловую завершенность. Внутренняя форма текста - это его содержание (тема, авторский замысел). Тема текста - то, о ком или о чём говорится в тексте; часто выражается в заголовке. Заголовок (заглавие, название) - слово или фраза, рекламирующие текст; основная мысль статьи, книги и т.д.; самая суть текста; вводная фраза, в сжатом виде передающая сущность текста; фраза для привлечения внимания читателя; краткое изложение содержания. Заголовки являются теми маркерами, по которым читатель определяет степень полезности для себя текста в целом. Заголовок должен привлекать внимание, быть узнаваем целевой аудиторией (т.е. содержать необходимые слова-маркеры); отражать содержание статьи и ее пользу для читателя; показывать принадлежность текста к определенной категории, жанру, стилю; быть достаточно кратким, чтобы читатель мог идентифицировать текст с первого взгляда. Виды заголовков: - заголовок-сообщение обычно отличается повествовательным стилем и представляет собой краткий пересказ основной идеи текста (Особенности заголовков в СМИ; Енот - прикольный зверь; Макияж на свадьбу); - заголовок-вопрос, популярный на веб-сайтах, кристаллизует одну из проблем, волнующих читателей, и обещает ее решить в тексте (Как избавиться от пыли?, Что такое заливной пирог и как его приготовить); - заголовок-интрига (Если вы имеете это, то успех вам гарантирован); - заголовок-совет предлагает читателю готовые рецепты для его развития, продвижения, похудения и т.д. (10 простых шагов – и вы абсолютно счастливы); - заголовок-клише содержит распространенные фразы, пословицы, поговорки, которые цепляют читателя. (Цирк зажигает огни; Театр начинается с вешалки). Авторский замысел - основная мысль, идея, которую автор воплотил в тексте. Основная мысль текста - это то, что выразил автор, к чему он призывает или чему учит читателя, ради чего написан текст. Внешняя форма - это композиция и языковые средства, с помощью которых реализуется авторский замысел. Строение (композиция) текста: вступление, основная часть, заключение.
По функции и строению различают три типа текста: повествование, описание, рассуждение. Каждый тип текста имеет свою структуру построения. Средства связи предложений в тексте: - лексический повтор (Спозаранку мы собрались в лес за грибами. В лесу было тихо и сумрачно. По низинке, что шла справа от нас, курился осенний туман. А вот и первый гриб!); - синонимичные замены(Это был совсем грустный взгляд. Он был невеселым, потому что все пошло наперекосяк); - однокоренные слова (Этот дом еще в прошлом веке построил наш дедушка Макар. А домашний уют в нем создала бабушка Агафья. Она была известная на все село мастерица шить и вязать. Дощатые полы дома украшают вязанные ею пестрые половички); - местоимения и местоименные наречия, которые указывают на предшествующее слово или даже на содержание предшествующего предложения(Кот безмятежно дремал, свернувшись клубком. Внезапно он услышал визг и возню под крыльцом. Навострив уши, кот тихонько спустился со ступеньки, а затем стрелой бросился под крыльцо. Вскоре он вышел оттуда и принес мне пойманную мышь. «Вот, смотри, я недаром ем свой хлеб!»); - родо-видовые понятия(Журавли, курлыча, пролетают клином над нами, со свистом рассекая воздух крыльями. Пожелаем этим птицам скорейшего возвращения весной); - союзы (А. Куинджи написал немало пейзажей моря. И эти картины до сих пор привлекают взоры любителей живописи. Да и березы очень любил рисовать этот русский художник. Несколько его картин называются «Березовая роща»); - перифраз (Вот и наступила весна! Эта пора обновления природы создает в душе человека ожидание чего-то нового и радостного. Все старое, как прошлогодний снег, растает и останется в прошлом); - параллелизм синтаксических конструкций(Но в камине дозвенелиУгольки. За окошком догорелиОгоньки. И на вьюжном море тонутКорабли, И над южным морем стонутЖуравли). Признаки текста: тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, членимость, законченность и цельность.
Aбзaц – этoединство тематически объединенных предложений; чacть тeкcтa мeждy двyмя oтcтyпaми, или кpacными cтpoкaми. В диaлoгe aбзaц cлyжит для paзгpaничeния peплик paзныx лиц, т.e. выпoлняeт чиcтo фopмaльнyю poль. В мoнoлoгичecкoй peчи – для выдeлeния кoмпoзициoннo знaчимыx чacтeй тeкcтa (кaк c тoчки зpeния лoгикo-cмыcлoвoй, тaк и эмoциoнaльнo-экcпpeccивнoй). Фyнкции aбзaцa тecнo cвязaны c фyнкциoнaльнo-cтилeвoй пpинaдлeжнocтью тeкcтa и eгo cтилиcтичecкoй oкpaшeннocтью, вмecтe c тeм oтpaжaют и индивидyaльнo-aвтopcкyю ocoбeннocть oфopмлeния тeкcтa. В одном из предложений абзаца обычно указывается тема. Нередко в абзаце формулируется и его главная мысль. Предложение, в котором формулируется главная мысль абзаца, называется концептуальным.Правильно построенный абзац должен удовлетворять следующим требованиям. В абзаце должна излагаться только одна тема. Расположение предложений внутри абзаца должно быть продуманным. Предложения внутри абзаца должны быть расположены таким образом, чтобы самое главное предложение было позиционно выделено и подчеркнуто. В этом смысле начало и конец абзаца в наибольшей мере способны подчеркнуть выраженную мысль. Тематическое предложение абзаца выделяет предмет речи и очерчивает границы темы в абзаце. Оно содержит, как правило, слово, словосочетание или часть предложения, требующие распространения, детализации тем или иным способом путем приведения подробностей, примеров, указания причины, следствия, путем сопоставления, противопоставления и т.п.Нередко тематическое предложение в абзаце отсутствует, это значит, что абзац является продолжением распространения (детализации) темы, обозначенной в предшествующем абзаце.Концептуальное предложение абзаца - это предложение, передающее главную мысль абзаца. Оно может сосуществовать в абзаце с тематическим предложением, но чаще в абзаце наличествует либо тематическое, либо концептуальное предложение. Существует несколько видов преобразования, сокращения текста: составление плана, тезисов, конспекта, реферата, аннотации. Работу с текстом начинают с объяснения непонятных слов и выражений. Не понимая их, можно упустить самое главное. Сокращать текст можно разными способами: исключить отдельные его части (соответствующие определенным пунктам плана); сократить изложение каждой части; заменить развернутые предложения более простыми.При сокращении текста придерживайтесь следующего порядка:внимательно прочитайте текст, вдумайтесь в его содержание, определите его тему, найдите ключевые слова, выражающие главное и облегчающие деление текста на части; составьте подробный план и наметьте части (пункты), которые молено сократить; в каждой части выделите главное, то, что необходимо оставить; сделайте более короткими предложения. Важно, чтобы в сокращенном тексте были сохранены ключевые слова. План - наиболее простой, но при работе с книгой наиболее важный вид сокращения текста, преобразования содержащейся в нем информации. Это логическая схема текста, выраженная в кратких формулировках, чаще всего в виде назывных или вопросительных предложений.Планы бывают простые, состоящие из нескольких пунктов, и сложные, в которых некоторые или все пункты имеют подпункты.Составление плана готового текста требует умения логически обоснованно делить текст на части и озаглавливать их, обобщать и выделять главное.
Тезисы - это кратко сформулированные основные положения статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке.Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части. Выписки - дословная, документально точная запись частей текста.Необходимость в выписках возникает в тех случаях, когда интересующему нас вопросу посвящено не все произведение, а лишь какая-то часть, отдельные фрагменты или когда мы знакомимся с несколькими текстами по данному вопросу. Выписки из текстов применяются при работе с любой книгой, статьей для подготовки доклада, реферата, сочинения.Выписки необходимо делать точные, заключая в кавычки подлинные слова автора, т.е. оформляя их как цитаты и указывая (лучше в скобках) название произведения, главу, часть, параграф, страницу. Конспект - это краткое письменное связное изложение содержания текста.Прежде чем конспектировать, сокращать текст, составьте его подробный, развернутый план. Составленный план проанализируйте, сократите в нем те части, без которых содержание этого текста будет понято правильно и главное в нем не исчезнет. Некоторые части объедините. В каждой части выделите и оставьте главное. Предложения со сложными синтаксическими конструкциями при конспектировании по возможности замените простыми (короткими, сжатыми), причастные и деепричастные обороты - однородными членами.В конспекте указывается название книги, статьи, которые конспектируются, или тема, если конспектируется устное сообщение, записываются подзаголовки, выводы (если они есть в тексте или устном сообщении). Конспект пишется своими словами, но в нем используются и слова, словосочетания автора, могут быть и цитаты. На полях конспекта можно записывать свое мнение по тому или иному вопросу. Кроме конспекта, составленного по отдельному тексту (параграфа, статьи, доклада, брошюры, главы книгиили ее части), иногда бывает необходим конспект по нескольким источникам, посвященный одной теме, - тематический конспект. Составляя тематический конспект, придерживайтесь следующего плана. Подберите литературу по теме. Изучите тот источник, где тема изложена наиболее полно и на современном уровне.Составьте подробный план этого источника с указанием нужных страниц.Изучите другие источники и наметьте материал, обогащающий пункты уже составленного плана. Если же в другом источнике тема раскрывается с иной стороны, добавьте соответствующий пункт плана.Проанализировав всю литературу, собранную по теме, постройте окончательный план, который объединяет материалы разных источников. По нему и пиши те тематический конспект.Чтобы обеспечить единство содержания конспекта, логическую связь между его частями, необходимо прежде всего определить его главную мысль и затем отбирать материал, который развивает эту мысль в логической последовательности.Противоречивые, альтернативные мнения излагаются во второй части конспекта или по ходу изложения, как отступления от основной мысли конспекта, но так, чтобы ясна была ваша позиция.Составленный конспект нуждается в редактировании. Внимательно прочитайте его, подумайте: удовлетворяет ли вас его общий план, хорошо ли воспринимается смысловая связь между отдельными положениями, частями конспекта; удачно ли использованы цитаты, правильно ли установлена связь между собственными оборотами речи и фразами, взятыми из конспектируемых текстов; верно ли поставлены знаки препинания.
Если в тематическом конспекте достигнуто единство содержания, соблюдается логическая и грамматическая связь всех частей и выражается ваше собственное мнение по затрагиваемым вопросам, то он становится рефератом или докладом. Реферат очень близок к конспекту. Это тоже краткое изложение текста, но не расчлененное, как это допускается в конспекте, а целостное, последовательное. Это новый связный текст, только более краткий, чем основной, составленный на основе одного или нескольких текстов с соблюдением всех требований, предъявляемых к связному высказыванию, и по содержанию своему полностью соответствующий ему.Этапы работы над рефератом:подбор и чтение литературы по теме, определение основной, ведущей мысли реферата, составление плана; написание рабочего варианта реферата;редактирование и окончательное его оформление;обсуждение реферата в классе и последующая его Аннотация - краткая характеристика книги, статьи и т.п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку; это текст из 3-4 предложений (иногда и меньше), независимо от объема основного текста; это своего рода реклама, которая должна заинтересовать читателя, коротко передать суть книги. Оценка текста - это выражение отношения читателя к тому, что и как написано автором произведения, согласия или несогласия с ним, выражение того, о чем, по вашему мнению, написано хорошо, о чем — не очень хорошо или совсем плохо, что в тексте лишнее, чего не хватает. Чтобы оценить текст, надо хорошо знать не только основные требования, предъявляемые к тексту, правила его построения, но и проблему, вопросы, о которых в нем говорится.Оценку текста называют отзывом или рецензией. Рецензия - письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного и т.п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма. Рецензия является жанром литературной критики.Приведем примерный план ее написания.Внимательно прочитайте (перечитайте) рецензируемый текст.Укажите название книги (рассказа, статьи), где и когда она опубликована.Определите тему произведения (о чем в нем рассказывается) и главную мысль.В чем художественное своеобразие книги: язык и стиль произведения, мастерство автора в изображении персонажей? Ваша общая оценка прочитанного.Рецензируя, высказывайте свое мнение, рассуждайте, анализируйте, не подменяйте оценку произведения пересказом его содержания.
Визуализация сложной информации помогает автору донести свою идею до зрителей, а зрителям – лучше понять и запомнить такую информацию. Развитие визуальной формы коммуникации привело и к развитию инструментов создания информационной графики. Правила визуализации. И спользуйте изображения там, где это необходимо, где они помогают передать смысл. В ыбирайте простые, яркие образы, понятные конкретной аудитории. Например, большинство людей не понимают сложных диаграмм, однако базовые – круговую, линейчатую, столбчатую – понимают все без исключения. В выборе диаграммы отталкивайтесь от типа сравнения, от того, что хотите показать зрителям:части, компоненты целого, проценты – круговая диаграмма; соотношение (больше, меньше, одинаково, равно) – линейчатая диаграмма; динамика, изменения (растет, снижается, колеблется) – гистограмма. Чтобы найти то изображение, которое подействует, узнайте своих зрителей: их возраст, интересы и уровень подготовки. И спользуйте метафоры и эмоциональные образы - это одно из самых эффективных средств в любой форме коммуникации. Вопросы для самоконтроля 1. Все определения понятий в тексте выделены курсивом. Проверьте, все ли определения вы записали? 2. Выпишите на отдельной странице ключевые слова раздела «Речь. Речеваядеятельность.Текст», выделите их разными цветами. Раскройте (устно, про себя) понимание этих слов. 3. Прочитайте слова А.С. Пушкина: «Остроумие и вкус воспитываются только в кругу лучшего общества: а многие ли из наших писателей имеют счастье принадлежать к нему?».Как Вы думаете, что имел в виду поэт, говоря о вкусе?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 970; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.013 с.) |