Методологические подходы к организации воспитательной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические подходы к организации воспитательной деятельности.



Аксиологический (ценностно-ориентированный) подход, который имеет гуманистическую направленность и предполагает, что в основе управления воспитательной системой лежит созидательная, социально-направленная деятельность, имеющая в своем осевом основании опору на стратегические ценности (ценность жизни и здоровья человека; духовно-нравственные ценности; социальные ценности; ценность общения, контакта и диалога; ценность развития и самореализации; ценность опыта самостоятельности и ценность профессионального опыта; ценность дружбы; ценность свободы и ответственности и др.), обладающие особой важностью и способствующие объединению, созиданию людей, разделяющих эти ценности.

Системный подход, который предполагает рассмотрение воспитательной системы как открытой социально-психологической, динамической, развивающейся системы, состоящей из двух взаимосвязанных подсистем: управляющей (руководство института, заместитель директора/декана по воспитательной работе, начальник/куратор направления/курса, преподаватель) и управляемой (студенческое сообщество института, студенческий актив, студенческие коллективы (кружки и клубы), студенческие группы и др.), что подчеркивает иерархичность расположения элементов данной системы и наличие субординационных связей между субъектами, их подчиненность и соподчиненность согласно особому месту каждого из них в системе.

Системно-деятельностный подход, позволяющий установить уровень целостности воспитательной системы, а также степень взаимосвязи ее подсистем в образовательном процессе, который является основным процессом, направленным на конечный результат активной созидательной воспитывающей деятельности педагогического коллектива.

Культурологический подход, который способствует реализации культурной направленности образования и воспитания, позволяет рассматривать содержание учебной и внеучебной деятельности как обобщенную культуру в единстве ее аксиологического, системно-деятельностного и личностного компонентов. Культурологический подход направлен: на создание культуросообразной среды и организационной культуры; на повышение общей культуры обучающихся, формирование их профессиональной культуры и культуры труда.

  Проблемно-функциональный подход позволяет осуществлять целеполагание с учетом выявленных воспитательных проблем и рассматривать управление системой воспитательной работы как процесс (непрерывную серию взаимосвязанных, выполняемых одновременно или в некоторой последовательности управленческих функций (анализ, планирование, организация, регулирование, контроль), сориентированных на достижение определенных целей).

Научно-исследовательский подход рассматривает воспитательную работу в как деятельность, имеющую исследовательскую основу и включающую вариативный комплекс методов теоретического и эмпирического характера.

Проектный подход предполагает разрешение имеющихся социальных и иных проблем посредством индивидуальной или совместной проектной или проектно-исследовательской деятельности обучающихся под руководством преподавателя, что способствует: социализации обучающихся при решении задач проекта, связанных с удовлетворением потребностей общества освоению новых форм поиска, обработки и анализа информации, развитию навыков аналитического и критического мышления, коммуникативных навыков и умения работать в команде. Проектная технология имеет социальную, творческую, научно-исследовательскую, мотивационную и практико-ориентированную направленность.

Ресурсный подход учитывает готовность института, факультета, кафедры, преподавателя реализовать систему воспитательной работы через нормативно-правовое, кадровое, финансовое, информационное, научно-методическое, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Здоровьесберегающий подход направлен на повышение культуры здоровья, сбережение здоровья субъектов образовательных отношений, что предполагает активное субъект-субъектное взаимодействие членов коллектива: по созданию здоровьеформирующей и здоровьесберегающей образовательной среды, по смене внутренней позиции личности в отношении здоровья на сознательно-ответственную, по развитию индивидуального стиля здоровьесозидающей деятельности преподавателей, по разработке и организации здоровьесозидающих мероприятий и методического арсенала здоровьесберегающих занятий, по актуализации и реализации здорового образа жизни.

Информационный подход рассматривает воспитательную работу как информационный процесс, состоящий из специфических операций: по сбору и анализу информации о состоянии управляемого объекта; преобразованию информации; передаче информации с учетом принятия управленческого решения. Данный подход реализуется за счет постоянного обновления объективной и адекватной информации о системе воспитательной работы, ее преобразования, что позволяет определять актуальный уровень состояния воспитательной системы и иметь ясное представление о том, как скорректировать ситуацию.

Можно добавить

 

1.3. Цель и задачи воспитательной работы в Самарском университете

В основе концепции воспитательной работы лежит идея о том, что воспитательное пространство – это динамическая, многоуровневая социально-педагогическая система, организуемая с целью создания условий для личностного и профессионального самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в российском обществе и, в частности, профессиональном и университетском сообществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, к природе и окружающей среде, культурному наследию и традициям народов Российской Федерации и народов других стран, и, в частности, профессионального и университетского сообщества; развитие у обучающихся способности адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивости к новым созидательным идеям на основе освоенных в процессе обучения надпрофессиональных компетенций: системного и критического мышления, навыков разработки и реализации проектов, командной работы и лидерства, коммуникации, межкультурного взаимодействия, здоровьесбережения, безопасности жизнедеятельности, функционально объединяющая:

    подсистему личностно-профессионального развития, инициирующую развитие и реализацию творческого потенциала субъектов воспитания, укрепляющую у них способности к созданию оригинального образовательного и научного продукта, социальной активности и ответственности за принимаемые решения;

    подсистему институциональную, сохраняющую преемственность вузовских, региональных, общероссийских традиций, придающих опережающий характер воспитательно-образовательному процессу;

    подсистему событийно временную, включающую упорядоченную совокупность взаимосвязанных событий, создаваемых в среде пребывания субъектов воспитания, повышающих их сензитивность к творчеству.

Реализация программы создаёт условия для личностного, профессионального и физического развития обучающихся,формирования
у них социально значимых, нравственных качеств, активной гражданской позиции и моральной ответственности за принимаемые решения.

Задачи воспитательной работы:

1. Развитие общегражданских ценностных ориентаций и правовой культуры через включение в общественно-гражданскую деятельность; воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности; развитие интереса к изучению русского языка; повышение уровня культуры безопасного поведения; противодействие экстремизму и терроризму.

2. Развитие чувства ответственности за судьбу Родины и своего народа, сопричастности происходящим историческим процессам в прошлом, настоящем и будущем с целью мотивации обучающихся к защите интересов Родины; проведение мероприятий патриотической направленности, совершенствование процесса адаптации иностранных студентов, обеспечение межкультурного диалога.

3. Развитие ценностно-смысловой сферы и духовной культуры, нравственных чувств и крепкого нравственного стержня; развитие мировоззрения и актуализация системы базовых ценностей личности; формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы нашего государства; приобщение студенчества к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и академическим традициям; создание благоприятных социальных условий для студентов и молодых семей через организацию социальной поддержки обучающихся и студенческих семей, пропаганду семейных ценностей, организацию процесса социализации обучающихся в студенческих общежитиях и развитие их инфраструктуры, обеспечение развития личности и ее социально-психологической поддержки, вовлечение обучающихся в процессы саморазвития и самореализации; развитие личностных качеств и установок, социальных навыков и управленческими способностями;

4. Развитие культуры ведения здорового и безопасного образа жизни, развитие способности к сохранению и укреплению здоровья; формирование ценностей здорового образа жизни; воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде; создание условий для физического развития студентов через реализацию программы физического развития обучающихся; развитие молодежного туризма и технических видов спорта.

5. Развитие экологического сознания и устойчивого экологического поведения, бережного отношения к природе и окружающей среде.

6. Формирование психологической готовности к профессиональной деятельности по избранной профессии; создание условий для самореализации обучающихся в социально-экономической сфере путем формирования у обучающихся профессиональных навыков и вовлечения их в планирование карьерных траекторий; формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности; формирование культуры и этики профессионального общения; воспитание положительного отношения к труду, воспитание социально значимой целеустремленности и ответственности в деловых отношениях; организацию просветительской работы с обучающимися через проведение профессиональных студенческих олимпиад и конкурсов.

7. Знакомство с материальными и нематериальными объектами человеческой культуры; приобщение обучающихся к культуре и искусству, выявление и поддержка талантливой молодежи, формирование организаторских навыков, творческого потенциала; формирование информационного поля, благоприятного для развития молодежи путем вовлечения обучающихся в деятельность студенческих СМИ, своевременного и качественного оповещения обучающихся о событиях и мероприятиях внутривузовского, городского, регионального, всероссийского и международного уровней с целью привлечения их к участию и организации, популяризации деятельности студенческих объединений.

8. Формирование исследовательского и критического мышления, мотивации к научно-исследовательской деятельности; развитие инфраструктуры студенческих конструкторских бюро и научных сообществ обучающихся; повышение конкурентоспособности студенческой науки.

 

Можно добавить

 

 

2. СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.011 с.)