Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Слушатель как дискриминативный стимулСодержание книги
Поиск на нашем сайте
- Слушатель является своего рода «аудиторией» для вербального поведения – стимулом, в присутствии которого вербальное поведение закрепляется. - В зависимости от вида «аудитории» форма вербального поведения изменяется. Слушатель в качестве посредника подкрепления поведения говорящего. - Поведение говорящего закрепляется социально-опосредованным подкреплением. - После манд-реакций говорящий получает доступ к желаемому. Слушатель предоставляет предмет или выполняет действие. - После такт, эхо, интравербализации – слушатель что-то говорит. Предоставляет генерализованное условное подкрепление. Подкрепляющие реакции слушателя включают: - респондентные реакции - невербальные реакции - вербальные реакции Респондентные реакции = «эмоциональные» реакции. Например, Слушатель смеется, после того как говорящий рассказал анекдот. Слушатель «демонстрирует» сопереживание после того, как говорящий рассказал о проблеме. Невербальные реакции – слушатель выполняет невербальное действие. Говорящий говорит: «Открой дверь!», слушатель открывает дверь. Говорящий говорит: «Как я устал сегодня», слушатель заваривает и приносит чай. Невербальные реакции слушателя Скиннер определил, как «понимание». Вербальные реакции = слушатель становится говорящим: - предоставляет информацию - хвалит - отказывается - задает встречные вопросы. Процессы восприятия и мышления относятся к поведению говорящего, т.к. являются скрытым вербальным поведением (личными событиями). Сложные вербальные операнты Автоматическое подкрепление Явление, когда человек разговаривает сам с собой может интерпретироваться как поведение, на которое влияют внутренние факторы (разум, сознание, личность). C поведенческой точки зрения: Поведение, которое происходит на постоянной основе в отсутствие других людей: - Может закрепляться в разреженном периодическом режиме; - Может закрепляться автоматически. Результат может закреплять поведение. В случае вербального поведения – звуки голоса, возникающие как продукт вербальной реакции. (Человек может разговаривать в отсутствии других людей, потому что ему нравятся звуки собственного голоса, т.е. произнесение им самим слов, звуков – это то, что закрепляет его собственное вербальное поведение. НО не всегда звуки собственного голоса закрепляют вербальное поведение. В некоторых случаях они могут функционировать, как НАКАЗАНИЕ, т.е. человек что-то произнес и его звуки могут снизить будущую частоту поведения.)
Продукт вербальной реакции может быть подкреплением или наказанием. Обусловливание - звуки голоса не являются безусловным подкреплением (те, которые связаны с первичными потребностями человека. Например, потребности в пище или в воде, кислороде и т.д.). ЗВУКИ ГОЛОСА – ЭТО УСЛОВНЫЕ ПОДКРЕПЛЕНИЯ!!! - звуки голоса приобретают функцию подкрепления в процессе обусловливания ( чтобы стимулы обусловились необходимо чтобы они сочетались в паре с теми стимулами, которые уже функционируют) - обусловливание происходит посредством сочетания стимулов паре. Например, на первом этапе, когда ребенок только родился и попадает под влияние окружающей среды, у него в репертуаре мало видов поведения, у него часто встречается такое поведение, как «Крик» - этот крик может возникать под влиянием плохого самочувствия, чувства голода, депривацией пищи или усталости. И в прошлом, когда этот младенец кричал, в его среде появлялась «Мама». Что делает мама? – она его «Кормит». И появление «Мамы» начинает сочетаться в паре с безусловным подкреплением «пищей, грудным молоком или молоком из бутылочки». Дальше, когда мама появляется в среде младенца и сразу предоставляет ему пищу, то «мама», как существо говорящее, смотрящее и делающая различные действия, она сочетается в паре с многими видами стимулов, т.е. все что делает «мама», она приобретает функцию подкрепления) Первичное обусловливание - Все, что связанно с мамой (условным подкреплением) тоже приобретает функцию условного подкрепления. - В том числе и звуки голоса мамы (условное подкрепление второго порядка). Вторичное обусловливание - Случайные вокальные реакции ребенка воспроизводят звуки (автоматическое последствие) - Схожесть аудиального стимула (звуки голоса ребенка) с уже существующим аудиальным стимулом, который является условным подкреплением (звуком голоса мамы), формирует новое условное подкрепление.
- Вокализации ребенка также часто приводят к увеличению интенсивности и объема социального подкрепления. Например, мама улыбается, мама целует и обнимает, мама приговаривает и повторяет произнесенные ребенком звуки - звуки голоса ребенка сочетаются в паре со звуками голоса мамы - постепенно в вокализациях ребенка появляются звуки родного языка и со временем – первые слова. - произнесение этих звуков и слов постепенно формируется под воздействием как социальных, так и автоматических последствий. Паритет Палмер Д. Аудиальный продукт вербальной реакции приобретает форму, схожую с аудиальными речевыми стимулами, воспроизводимыми другими людьми. Чем больше сходство, тем сильнее подкрепление. Например, мальчик Федя, который начинает лепетать и произносит звуки «баба - баба», «мама - мама» и пришел папа и ребенок говорит «мама-мама», в данном случае папа попытается исправить «мама – мама», будет говорить: «Я папа», «Скажи папа», если ребенок будет продолжать говорить «мама – мама», то папа попробует еще 1-2 чтобы ребенок сказал «папа», если не получится, то он просто не будет на это реагировать. С другой стороны, если папа заходит, и ребенок говорит «папа», то папа будет реагировать очень бурно, говорить: «Да, конечно я папа!». Т.е. чем ближе по звучанию то что воспроизводит ребенок тому, что говорят другие люди, тем сильнее является подкрепление. И эта концепция, которая говорит о значимости ЗВУЧАНИЯ СЛОВА, называется ПАРИТЕТ. Паритет = сходство аудиальных речевых стимулов влияет на: - формирование грамматически правильных высказываний (например, ребенок может говорить неправильно: «папа веселаЯ, мама грустныЙ», взрослый его исправляет) - акцента - использование в речи специфических речевых оборотов (оканье, аканье, неправильная грамматика «ихний» и т.д.) Принцип паритета также применим: - при анализе отсроченной эхолалии - при анализе различных речевых патологий - общее недоразвитее речи - аграмматизмы - при анализе сложностей, возникающих при изучении иностранных языков.
Тактовые расширения Разнообразие речи Тактовые расширения = генерализация такт-реакций Общее тактовое расширение Приобщемтактовомрасширенииновомустимулуприсущивсерелевантные(определяющие), существенныепризнаки начального стимула. «Машина» - разные виды машин Собака – собаки разных пород
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.79.214 (0.011 с.) |