Жетонная система подкрепления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жетонная система подкрепления.



Жетонная система подкрепления – это метод изменения поведения, состоящий из трех основных компонентов:

1. Подробного перечня целевого поведения.

2. Жетонов и баллов, которые получают участники за выполнение данного поведения.

3. Набора отсроченных подкреплений – любимых вещей, занятий, привилегий, льгот – получаемых участниками по своему выбору в обмен на заработанные жетоны.

Эффективность жетонной системы зависит от мотивационной значимости этих отсроченных подкреплений.

Жетоны – это генерализованные условные подкрепления, поскольку связаны с разнообразными отсроченными подкреплениями.

Этапы подготовки жетонной системы:

· Выбор жетонов, которые будут служить средством обмена.

· Определение целевого поведения и правил.

· Отбор разнообразных отсроченных подкреплений.

· Определение «обменного курса».

· Описание порядка и времени получения обмена жетонов, а также случаев, когда требования для получения жетонов не выполняются.

· Испытание системы перед ее применением (полевое тестирование).

Выбор жетонов:

· Как жетоны, могут использоваться магниты, фишки, купоны, галочки, баллы, «плюсики», «смайлики» и т.д.

· Жетоны должны быть: безопасными, прочными, удобными, не требующими высоких затрат; такими, которые сложно подделать или заменить; не должны являться высоко-мотивационными предметами сами по себе.

Определение целевого поведения и правил:

· Поведение, которое можно наблюдать и измерить.

· Описание критерия для выполнения задания.

· Снижение уровня требований для количества целевых реакций на начальном этапе.

Отбор отсроченных подкреплений:

· По возможности, выбирать те виды подкреплений, которые могут происходить естественным образом.

· Включение привилегий.

· Подкрепления могут быть пищевыми или материальными.

· Использование подкреплений не должно противоречить этическим нормам или требованиям закона.

Определение обменного курса:

· Начальная пропорция должна быть маленькой.

· На последующих этапах пропорция должна увеличиваться, для приведения поведения и устойчивости.

Время обмена:

· На начальном этапе обмен может производиться часто.

· На последующих этапах обмен может производиться реже.

Испытание системы:

· Помогает определить пропорцию целевых реакций и подкреплений.

Рекомендации:

· Избегать конфронтации:

ü Не «занудствовать» - не упоминать многократно о том, что ребенок не набрал достаточное количество жетонов.

ü Сохранять спокойствие и избегать споров.

· Если система жетонов включает также штрафы:

ü Заранее определить, какие виды поведения приведут к получению штрафа, и пояснить это участнику.

ü Соотносить штраф с уровнем проблемы.

ü Избегать «банкротства».

Преимущества жетонной системы:

· Использование простого количественного соотношения.

· Мобильность и портативность, способствует генерализации.

· Использование жетонов не зависит от депривации или насыщения.

· Возможность дифференцированного подкрепления поведения.

· Вырабатывает у ученика привычку ждать получения желаемого.

· Использование жетонов приводит к более высокой частоте поведения, чем использование других вторичных подкрепляющих стимулов.

Уровневая система

- Разновидность жетонной системы, при которой участники поднимаются (а иногда опускаются) с уровня на уровень по иерархической шкале – при условии выполнения определенных заданий, касающихся целевого поведения.

- В основном применяется для групп, которые живут или работают в одном месте, для работы с множественными классами реакций.

- Уровневая система использует отсроченные и опосредованные словами контингентности.

Примеры продвижения по уровням:

- переход в более комфортные условия проживания

- получение дополнительных привилегий и бонусов для всей группы (поход в кино, вечеринка)

Преимущества:

1. Упрощает работу и обучение персонала.

2. Определяет относительно простые правила в отношении поведения участника.

3. Исключает индивидуальные различия, которые могут повлиять на применение системы.

4. Помогает упразднить систему жетонов.

5. Предоставляет возможность использовать отрицательное наказание (понижение уровня).

Групповые договоры

Групповой поведенческий договор – это договор, при котором последствие зависит от поведения одного члена группы, части группы или каждого члена группы.

Групповые договоры применяются, когда:

· Педагогический коллектив заинтересован изменить поведение большой группы учеников.

· Есть необходимость применения нескольких индивидуальных программ для нескольких учеников в классе.

· Использование групповых договоров является эффективной стратегией для формирования навыков и коррекции поведения

ü Разговоры в классе.

ü Выполнение домашних заданий.

ü «Отвлекающееся» поведение.

ü Выполнение академических заданий.

ü Выполнение требований учителя.

ü Коррекция агрессивного поведения.

ü Коррекция негативных высказываний.

Групповые договоры можно подразделить на: независимые, зависимые и взаимозависимые.

· Иногда применяется один вид договора, и потом трансформируется в другой.

· Есть возможность сочетать несколько видов договоров.

1. Независимый групповой договор - одно и то же условие получения поощрения относится к каждому члену группы на индивидуальной основе.

· Каждый участник, который выполняет задание получает поощрение. Те члены группы, которые не достигли критерия не получают поощрения.

· Часто применяется в сочетании с индивидуальными договорами или жетонными системами.

Преимущества:

· Простые правила. Целевое поведение, критерий успешности и поощрение – одинаковы для всех учеников в классе. Поощрение предоставляется только тому ученику, который достиг критерия.

· Такая программа является наиболее предпочитаемой для педагогического коллектива.

Недостатки:

· Ученики видят, кто постоянно получает поощрение, а кто – нет.

· Может случиться так, что ученик так и не сможет достичь критерия.

· Сложно применять для большой группы учеников.

· Ученики, которые не достигают критерия, могут отреагировать агрессивно.

2. Зависимый групповой договор («герой») – один из участников группы (или каждый участник подгруппы одной большой группы) выполняет целевое поведение, и тогда поощрение предоставляется для каждого члена группы.

Преимущества:

· Такой вид договора является эффективным для учеников, для которых влияние сверстников является высоко-мотивационным стимулом.

· Все получают поощрение на равных условиях.

Недостатки:

· Негативное социальное внимание.

3. Взаимозависимый групповой договор – это когда все участники группы должны выполнить задание, для того, чтобы все получили поощрение.

Преимущества:

· Обучает учеников совместно достигать целей (командная работа).

· Простота в применении.

Недостатки:

· Можно применять такой договор только в том случае, когда у всех участников есть соответствующий целевой навык.

· Ученики могут «обвинять» тех, из-за кого лишились поощрения.

· Ученики могут «саботировать» получение поощрение всеми.

При применении группового договора следует учитывать 6 рекомендаций:

1. Выбрать эффективное подкрепление.

2. Определить целевое поведение и все сопутствующие виды поведения, которые могут быть затронуты.

3. Установить адекватные критерии оценки результатов.

4. При необходимости комбинировать программу с другими методами.

5. Выбрать наиболее подходящий вид группового договора.

6. Контролировать индивидуальные и групповые результаты.

Сбор данных:

- Оценка группового поведения (PLACHEK) – наблюдение участников группы в конце каждого интервала и подсчет количества участников, занятых целевым поведением.

- Подсчёт событий – количество раз, когда происходило поведение в течение определенного периода времени (урок, перемена, день, неделя).

- Продолжительность или латентный период реакции – сколько времени класс готовится к уроку? Сколько времени проходит после звонка с перемены до того, как все ученики рассаживаются за партой?

Пример вмешательства:

· Ученики регулярного 1-го класса.

· Цель: уменьшить отвлекающееся поведение и увеличить сосредоточение одного ученика в течение первого урока.

· Каждые 10 минут – учительница поощряла всех учеников за сидение на местах, послушание и сосредоточение на учебных материалах (давала «смайл» для всего класса).

· Когда весь класс собирал 3 смайла – весь класс получал поощрение.

Непредсказуемые контингентности (зависимые и взаимозависимые) это когда члены группы не могут предугадать какие целевые поведения, условия и сроки предшествуют получению поощрения.

- Непредсказуемые контингентности могут способствовать генерализации и устойчивости поведения.

Пример взаимозависимого договора с непредсказуемым поощрением:

· 12 учеников 2 класса

· Коррекция поведения: мешающее поведение, включая отвлечение, разговоры без разрешения, вставание с места и непослушание.

· Использовался взаимозависимый групповой договор + случайное подкрепление. Критерий: у учеников должно быть не более 36 замечаний в выбранный период времени (1 час и 15 минут).

· Если весь класс достигал критерия, учительница выбирала ученика в случайном порядке, который разыгрывал в лотерею поощрение для всего класса (увеличение времени перемены, накопление баллов для вечеринки).

Пример зависимого группового договора с непредсказуемым выбором:

· Банки, в которых сложенные записочки трех цветов:

ü Желтые – имена учеников.

ü Зеленые – виды поведения (отсутствие физической агрессии, вежливый разговор, выполнение домашних заданий).

ü Синие – поощрения для класса.

· В конце дня учительница достает желтую записку с именем ученика и зеленую, с описанием поведения. Если выбранный ученик достиг критерия, весь класс получает балл.

· Класс должен набрать 5 баллов, для того чтобы выбрать синюю записочку. В будущем критерий увеличивается – 6 баллов, 7 баллов и т.д.

Преимущества групповых договоров:

· Групповые договоры позволяют сэкономить ресурсы педагогического коллектива и являются более простыми для применения, чем индивидуальное вмешательство.

· Групповые договоры обладают высокой социальной валидностью – как для педагогов, так и для учеников.

· Групповые вмешательства являются очень эффективными, в особенности как компонент пакета процедур, нацеленных на изменения антецедентов и последствий.

Самоуправление



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.95.7 (0.038 с.)