Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание письменного мини-текста с использованием фразеологизмов.

Поиск

Цели:

образовательная – систематизация и закрепление полученных знаний и умений; различать стилистическую принадлежность фразеологизмов и правильно употреблять их в речи (устной и письменной);

развивающая – развивать у студентов логическое мышление, внимание, память, языковую догадку;

воспитательная – знакомство фразеологизмами русского языка способствует осознанию и пониманию родного языка, патриотическому воспитанию.

Тип урока: практическое занятие.

Оборудование: раздаточный материал, фразеологические и толковые словари.

Литература: Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений среднего проф. Издательский центр «Академия», 2018.

Русский язык и культура речи: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк. Издательство Юрайт, 2019.                    

Ход занятия

1.Организационный момент: сообщение темы, краткого плана, постановка целей и задач занятия.

2. Самостоятельная работа студентов по ознакомлению с примерами использования фразеологизмов в текстах.

3. Самостоятельная работа студентов по написания сочинения-миниатюры с включением фразеологизмов.

4. Защита студентами задания практической работы (по выбору преподавателя).

5. Коррекция преподавателем знаний и умений, полученных при выполнении практических заданий.

6. Самоанализ студентом результатов проделанной работы.

(Что узнал? Что понял? Чему научился?) в устной форме.

Подведение итогов занятия.

ПРАКТИКУМ.

Методические рекомендации.

Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, равное по значению слову или предложению. Они делают нашу речь ярче, выразительнее, эмоциональнее (=экспрессивнее).

Алгоритм действий

  1. Дать ответ на вопрос: как вы понимаете смысл высказывания о русском языке? Определить, о каких языковых единицах идёт речь (лексических или грамматических)? Не переписывайте само высказывание (это логическая ошибка!!!).
  2. Найти две конкретные языковые единицы в тексте, в данном случае фразеологизмы.
  3. Дайте толкование лексического значения каждого фразеологизма. Проверьте правильность, вставив в текст.
  4. Определите роль каждого фразеологизма в тексте.
  5. Сделайте вывод.

Примерный шаблон-схема сочинения.

Я понимаю смысл высказывания, взятого из (учебника русского языка, словаря, рассказа и т.д.), так: … Почему? … Многие писатели употребляют фразеологизмы в своих произведениях. Докажем это примерами из текста...

Во-первых, в предложении … автор использует фразеологизм «…». Толкование его лексического значения таково: … Данный фразеологизм как неделимое словосочетание играет в указанном предложении важную роль: является … (указать, каким членом предложения является фразеологизм: подлежащим, сказуемым, дополнением, определением, обстоятельством) и обозначает …

Во-вторых, фразеологизм – это средство художественной выразительности, потому что слова в нём приобретают переносное значение. Например, в предложении … употребляется фразеологизм «…», который обозначает: … Благодаря ему речь становится яркой, эмоциональной.

Итак, автор учебника русского языка прав в том, что фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Они не только имеют определённое лексическое значение, выполняют важные грамматические функции, но и украшают нашу речь, делая её выразительной и экспрессивной.

Образец сочинения.

Я понимаю смысл высказывания, взятого из учебника русского языка, так: мы часто используем фразеологизмы в нашей речи, не замечая этого. Почему? Благодаря им речь наша становится ярче, разнообразнее. Многие писатели употребляют фразеологизмы в своих произведениях. Докажем это примерами из текста А. Лиханова.

Во-первых, в предложении 1 автор использует фразеологизм «(работать) спустя рукава». Толкование его лексического значения таково: работать плохо, недобросовестно. Данный фразеологизм как неделимое словосочетание играет в указанном предложении важную роль: является обстоятельством и обозначает образ действия, характеризуя отношение героя к делу.

Во-вторых, фразеологизм – это средство художественной выразительности, потому что слова в нём приобретают переносное значение. Например, в предложении 10 употребляется фразеологизм «ни свет ни заря», который обозначает: очень рано. Благодаря ему речь становится яркой, эмоциональной.

Итак, автор учебника русского языка прав в том, что фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Они не только имеют определённое лексическое значение, выполняют важные грамматические функции, но и украшают нашу речь, делая её выразительной и экспрессивной.

Задание. По данным шаблонам напишите мини-сочинение с использованием фразеологизмов.

Методические рекомендации.

Напишите сочинение, раскрывая смысл высказывания: «Фразеологизмы — неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.244 (0.01 с.)