Функциональные стили и типы литературного языка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функциональные стили и типы литературного языка.



Цели:

- образовательная – научиться различать функциональные стили речи, ознакомиться с основными характеристиками каждого функционального стиля;

- развивающая – развивать логическое мышление, память, способность к анализу; формировать навыки самоконтроля; умение из текста выделять главное и обобщать полученный материал;

- воспитательная –воспитывать культуру речи студентов: соблюдать речевые нормы русского литературного языка.

Тип урока: практическое занятие.

Оборудование: раздаточный материал, лингвистические словари.

Литература: Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений среднего проф. Издательский центр «Академия», 2018.

Русский язык и культура речи: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк. Издательство Юрайт, 2019.

                                              Ход занятия

1. Организационный момент: сообщение темы, краткого плана, постановка целей и задач занятия.

2. Активизация полученных знаний на практике. Работа в микрогруппах. 

3. Самостоятельная работа студентов по выполнению практических заданий и упражнений в соответствии с инструкционными картами.

4. Защита студентами заданий практической работы (по выбору преподавателя).

5. Коррекция преподавателем знаний и умений, полученных при выполнении практических заданий.

6. Самоанализ студентом результатов проделанной работы.

(Что узнал? Что понял? Чему научился?) в письменной/устной форме.

7. Подведение итогов занятия.

2.Активизация полученных знаний на практике в форме игры. Работа в микрогруппах. Игра «Редакция журнала».

Методические рекомендации.

Сейчас очень актуальным считается создание собственного журнала или выпуск газеты. Удивительно, что наш колледж пока остается в стороне. Предлагаю исправить ситуацию и создать пилотный выпуск журнала о нашем колледже.

Для этого делимся на группы. Каждая группа – свой отдел.

1. Научный отдел.

 2. Литературный отдел.

 3. Информационный отдел.

 4. Отдел рекламы и объявлений.

 Каждый отдел получает задания, после выполнения которых мы “соберем” журнал. Комментарий и объяснение каждого задания.

Методические указания к выполнению практических заданий.

1.Ознакомьтесь с целями практического занятия, теоретическим материалом и содержанием практических заданий (практикума). На выполнение задания по активизации знаний (работа в микрогруппах) 45 минут, на выполнение практических заданий по русскому языку и культуре речи дается 45 минут.

2.Практическая работа состоит из 3 заданий.

3.Все задания выполняются письменно.

4.С условиями каждого задания необходимо внимательно ознакомиться и выполнять его в соответствии с заданными требованиями.

5.Выполнять задания следует в том порядке, в котором они даны.

6.Не допускайте ошибок при переписывании текстов заданий и упражнений, это поможет Вам улучшить орфографическую зоркость.

7.Оформляйте работу аккуратно, пишите разборчиво.

8.Завершив выполнение практических заданий, проведите самоанализ результатов своей работы, письменно ответив на вопросы: Что узнал? Что понял? Чему научился?

Критерии оценки. Минимальный балл по рейтинг- карте – задания №1,2. Максимальный балл по рейтинг карте – задания № 1-3.

ПРАКТИКУМ.

Задание 1. Определите, к каким стилям относятся приводимые ниже тексты. Укажите их особенности. В какой сфере общения используется каждый из них?

1. Прошу Вас предоставить мне недельный отпуск для поездки домой по семейным обстоятельствам. Прилагаю письмо с сообщением о болезни отца /подпись/.

2. Легко сказать: пиши! На это нужен навык, нужна какая-то сноровка. Конечно, это вздор, но все-таки нужно! Вот я! Говорить я, хоть до завтра, а примись за письмо, и бог знает, что выходит. А ведь не дурак, кажется. /А. Островский/.

3. Твердое тело, состоящее из большого числа маленьких кристалликов, называется поликристаллическим. Одиночные кристаллы называют монокристаллами.

4. Как передает наш корреспондент, правительство Эстонии выделило 1 миллион евро на поддержку реэмиграции некоренных жителей. Материальную помощь в размере 100 евро получат только гражданские лица.

5. В Тбилиси на улице Георгия Товстоногова состоялось торжественное открытие мемориала имени бывшего режиссера БДТ. На мраморной табличке значится, что «с 1915 по 1946 гг. В этом доме жил великий режиссер». На мероприятии присутствовал президент Межгосударственной конфедерации театральных деятелей.

6. Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закрутился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, по дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собою солому, стрекоз и перья, поднялась к небу и затуманила солнце. (А. П. Чехов.)

7. Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды-молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром…

8. Подтверждаем получение Вашего письма № 764 от 02 ноября 2012г., в котором Вы запрашиваете нас о дате проведения научной конференции. Сообщаем, что она состоится 21 декабря 2012г. Надеемся, что Вы примите в ней активное участие.

9. До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро продвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в раскаты, обнимающие весь небосклон…

Задание 2. Выделите в составе синонимов общеупотребительные, книжные, разговорные слова. Какие из членов синонимического ряда относятся к внелитературным элементам (диалектизмы, жаргонизмы, просторечные слова)? Какие из слов имеют эмоционально-экспрессивную окраску? За справками обращайтесь к толковым и синонимическим словарям.

а) Бессмысленный, глупый, дурацкий, идиотский;
б) бить, избивать, колошматить, лупить, мутузить, дубасить, костылять;
в) болтун, балаболка, пустобрёх, трепач, трепло;
г) дорога, путь, стезя;
д) думать, мыслить, мозговать, кумекать;
е) местный, здешний, тутошний;
ж) свергнуть, низвергнуть, низложить, свалить, сбросить;
з) сильный, мощный, могучий, могутный, дюжий;
и) печалиться, кручиниться;
к) лоб, чело;
л) губы, уста;
м) палец, перст.

Задание 3. Распределите слова по группам: нейтральные, высокие, сниженные. По толковым словарям проверьте наличие у слов дополнительных стилистических помет. Какие из этих слов имеют также ограничения по употреблению в конкретных стилях русского литературного языка?

Сад, берег, разгильдяй, головушка, дом, стол, день, работяга, трава, носатый, ручища, говорить, умничать, старикашка, воздух, стена, стезя, повествовать, негативный, чинуша, держава, чаяния, белый, огонь, языкастый, человечишка, книга, тетрадь, роща, крепыш, разиня, сумерки, туман, ручей, рассвет, хапуга, злюка, верзила, разглагольствовать, рифмач, виртуоз, стяг, зодчий, повергать, военщина, вечерком, балбес, реять, отчий, голубить.

Практическое занятие №13.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.008 с.)