Теоретический материал практического занятия№1 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретический материал практического занятия№1



Словарь – вселенная, расположенная в алфавитном порядке.

Анатоль Франс

Словари возникли в глубокой древности и всегда были национальным сокровищем. Прообразом первых словарей стали античные тексты, содержащие комментарии и пояснения. В первом Российском академическом словаре «Словарь Академии Российской»(1789-1794) была предпринята попытка осмыслить понятие нормы и создать нормативные критерии по правильному словоупотреблению. Самым выдающимся словарем русского языка по праву считается «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, первое издание которого публиковалось на протяжении 1863-1866 г.г., в нем представлены около 200 тысяч слов.

 Раздел науки о языке, изучающий правила составления словарей, называется лексикографией.

Словарь – это собрание слов или устойчивых выражений (чаще всего в алфавитном порядке) с пояснениями, толкованиями или переводом на другие языки. Различаются словари энциклопедические (общие и отраслевые),в которых объясняются предметы и явления окружающего мира, и лингвистические (общие и отдельных лексических групп),в них приводятся значения слов, нормы правописания, ударения, грамматических форм.

Словарная статья лингвистического словаря состоит из следующих частей: заглавное слово; грамматические формы; толкование значения слова; примеры его употребления в предложении или словосочетании.

Многозначные слова имеют внутри статьи нумерацию, перечисляющую каждое новое значение лексемы (слова), омонимам посвящены отдельные статьи, а само слово обозначено порядковым номером.

ГРАД, -а, м. 1. Атмосферные осадки, выпадающие в виде округлых льдинок. Дождь с градом. 2. Множество, обилие, поток чего-л. Град насмешек. 3. в знач. нареч. градом. В виде крупных, обильных капель (о поте, слезах). С него пот катился градом./ перен. Обильно, во множестве. Вопросы посыпались градом. ГРАД,-а, м. Город. Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия.

(Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов)

Практикум.

Задание 1. Составьте библиографический указатель лингвистических словарей, необходимых для совершенствования устной и письменной речи специалиста, используя материалы учебника Антоновой Е.С., Воителевой Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений среднего проф. Издательский центр «Академия».

Задание 2.

Вариант 1. Выпишите по одной словарной статье из толкового, фразеологического, орфоэпического, энциклопедического словарей и сравните их. Выводы запишите в тетрадь.

Вариант 2. Выпишите  словарные статьи из  словарей  синонимов, антонимов, омонимов.Выводы с комментариями запишите в тетрадь.

Задание 3. Самостоятельно определите и запишите лексическое значение данных слов и сравните их с толкованием в словаре иностранных слов: атташе, бюллетень, бестселлер, вердикт, духовник, компетенция, консенсус, менеджмент, некролог, ракурс.

Задание 4. Нарушение орфоэпических норм наиболее заметно для слушателей. Спишите слова и расставьте в них ударения. Проверьте себя по орфоэпическому словарю. Отметьте свои орфоэпические ошибки.

Асимметрия, баловать, вечеря, вероисповедание, диспансер, досуг, жалюзи, запломбировать, заржаветь, знамение, знахарка, звонишь, иконопись, искра, каталог, квартал, комбайнер, кремень, кулинария, мусоропровод, мышление, облегчить, обеспечение, плато, свекла, тефтели, торты, шофер, языковая(колбаса).

Задание 5. Используя словарь синонимов, составьте синонимический ряд с указанными словами:

Вариант 1 Аккуратный, безбрежный, бесполезный, битва, имя.

Вариант 2. Бросится, возникать, повиноваться, провожать, сказать.

Задание 6. Из словаря омонимов выпишите 5 примеров омонимов, составьте с ними словосочетания.

Задание7. Составьте словарную статью слова, называющего какой-либо профессиональный предмет по вашей специальности.

Задание 8. Составьте перечень из 10 слов по вашей специальности. Самостоятельно определите их лексическое значение. Сравните ваши толкования со словарной статьей.

Задание 9. Проведите самоанализ результатов проделанной работы.

(Что узнал? Что понял? Чему научился?) в письменной форме.

Критерии оценки. Минимальный балл по рейтинг- карте – задания №1-6,9. Максимальный балл по рейтинг карте – задания № 1-9.

Практическое занятие №2.

Нормы ударения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.195.121 (0.005 с.)