По выполнению практических работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По выполнению практических работ



По выполнению практических работ

учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи

Специальность 43.02.02 Парикмахерское искусство

Практическое занятие № 1.

Цели:

- образовательная – систематизация и закрепление полученных знаний и умений;

- развивающая – формирование умений использовать словари разных типов в целях развития языковой и речевой компетенции;

- воспитательная –повышение интереса к изучению русского языка.

Тип урока: практическое занятие.

Оборудование: Мультимедийный проектор, раздаточный материал, лингвистические  словари.

Литература: Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений среднего проф. Издательский центр «Академия», 2018.

Русский язык и культура речи: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк. Издательство Юрайт, 2019.

Ход занятия

1. Организационный момент: сообщение темы, краткого плана, постановка целей и задач занятия.

2. Самостоятельная работа студентов с теоретическим справочным материалом по теме практического   занятия.

3. Фронтальный опрос: проверка усвоения теоретического материала.

4. Самостоятельная работа студентов по выполнению практических заданий и упражнений в соответствии с инструкционными картами.

5. Защита студентами заданий практической работы (по выбору преподавателя).

6. Коррекция преподавателем знаний и умений, полученных при выполнении практических заданий.

7. Самоанализ студентом результатов проделанной работы.

(Что узнал? Что понял? Чему научился?) в письменной форме.

Подведение итогов занятия.

Задание 1.

Составьте библиографический указатель лингвистических словарей, необходимых для совершенствования устной и письменной речи специалиста, используя материалы учебника Антоновой Е.С., Воителевой Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений среднего проф. Издательский центр «Академия», 2018. – 320с.

Задание 2.

Вариант 1.

Выпишите по одной словарной статье из толкового, фразеологического, орфоэпического, словарей и сравните их. Выводы запишите в тетрадь.

Вариант 2.

Выпишите словарные   статьи в словарях синонимов, антонимов, омонимов. Выводы с комментариями   запишите в тетрадь.

Задание 3.

Самостоятельно   определите   и запишите лексическое значение данных слов и сравните их с   толкованием  в словаре иностранных слов: атташе, бюллетень, бестселлер, вердикт, духовник, компетенция, консенсус, менеджмент, некролог, ракурс.

Задание 4. Нарушение орфоэпических норм наиболее заметно для слушателей. Спишите слова и расставьте в них ударения. Проверьте себя по орфоэпическому словарю. Отметьте свои орфоэпические ошибки.

Асимметрия, баловать, вечеря, вероисповедание, диспансер, досуг, жалюзи, запломбировать, заржаветь, знамение, знахарка, звонишь, иконопись, искра, каталог, квартал, комбайнер, кремень,    кулинария, мусоропровод, мышление, облегчить, обеспечение, плато, свекла, тефтели, торты, шофер, языковая(колбаса).

Задание 5.

Используя словарь синонимов, составьте синонимический ряд с указанными словами:

Вариант 1.. Аккуратный, безбрежный, бесполезный, битва, имя.

Вариант 2. Бросится, возникать, повиноваться, провожать, сказать.

Задание 6.

Из словаря омонимов выпишите 5 примеров омонимов, составьте с ними словосочетания.

Задание7.

Составьте словарную статью слова, называющего какой-либо профессиональный предмет по вашей специальности.

Задание 8

Составьте перечень из 10 слов по вашей специальности. Самостоятельно определите их лексическое значение. Сравните ваши толкования со словарной статьей.

Самоанализ результатов проделанной работы.

(Что узнал? Что понял? Чему научился?) в письменной форме.

Практикум.

Задание 1. Составьте библиографический указатель лингвистических словарей, необходимых для совершенствования устной и письменной речи специалиста, используя материалы учебника Антоновой Е.С., Воителевой Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений среднего проф. Издательский центр «Академия».

Задание 2.

Вариант 1. Выпишите по одной словарной статье из толкового, фразеологического, орфоэпического, энциклопедического словарей и сравните их. Выводы запишите в тетрадь.

Вариант 2. Выпишите  словарные статьи из  словарей  синонимов, антонимов, омонимов.Выводы с комментариями запишите в тетрадь.

Задание 3. Самостоятельно определите и запишите лексическое значение данных слов и сравните их с толкованием в словаре иностранных слов: атташе, бюллетень, бестселлер, вердикт, духовник, компетенция, консенсус, менеджмент, некролог, ракурс.

Задание 4. Нарушение орфоэпических норм наиболее заметно для слушателей. Спишите слова и расставьте в них ударения. Проверьте себя по орфоэпическому словарю. Отметьте свои орфоэпические ошибки.

Асимметрия, баловать, вечеря, вероисповедание, диспансер, досуг, жалюзи, запломбировать, заржаветь, знамение, знахарка, звонишь, иконопись, искра, каталог, квартал, комбайнер, кремень, кулинария, мусоропровод, мышление, облегчить, обеспечение, плато, свекла, тефтели, торты, шофер, языковая(колбаса).

Задание 5. Используя словарь синонимов, составьте синонимический ряд с указанными словами:

Вариант 1 Аккуратный, безбрежный, бесполезный, битва, имя.

Вариант 2. Бросится, возникать, повиноваться, провожать, сказать.

Задание 6. Из словаря омонимов выпишите 5 примеров омонимов, составьте с ними словосочетания.

Задание7. Составьте словарную статью слова, называющего какой-либо профессиональный предмет по вашей специальности.

Задание 8. Составьте перечень из 10 слов по вашей специальности. Самостоятельно определите их лексическое значение. Сравните ваши толкования со словарной статьей.

Задание 9. Проведите самоанализ результатов проделанной работы.

(Что узнал? Что понял? Чему научился?) в письменной форме.

Критерии оценки. Минимальный балл по рейтинг- карте – задания №1-6,9. Максимальный балл по рейтинг карте – задания № 1-9.

Практическое занятие №2.

Нормы ударения.

Ход занятия

1. Организационный момент: сообщение темы, краткого плана, постановка целей и задач занятия.

2. Актуализация знаний студентов по теме посредством создания «фонетического автопортрета».

3.   Самостоятельная работа студентов по выполнению практических заданий и упражнений в соответствии с инструкционными картами.

4.   Защита студентами заданий практической работы (по выбору преподавателя).

5. Коррекция преподавателем знаний и умений, полученных при выполнении практических заданий.

6. Самоанализ студентом результатов проделанной работы.

(Что узнал? Что понял? Чему научился?) в письменной/устной форме.

Подведение итогов занятия.

Методические рекомендации

Владение нормами русского литературного языка – важнейшая составляющая речевой культуры образованного человека. Особое место среди норм литературного языка занимают нормы орфоэпические. Работу над совершенствованием орфоэпических навыков целесообразно начинать с усвоения собственных орфоэпических недостатков.

Понятие «фонетический портрет» ввел русский лингвист Н.В. Панов.  Создавая фонетический автопортрет, опирайтесь на знание орфоэпических норм.  Сгруппируйте правила произношения гласных и согласных. Продумайте композицию речевого высказывания. Регламент 2–3 минуты.

Используйте в работе орфоэпический словарь.

Подготовьте «фонетический автопортрет», ответьте на следующие вопросы:

1. Как вы произносите безударные гласные звуки в словах беда, молоко, пятак, часы, жена?

2. Какой согласный звук - [г] или [у] - вы произнесете в словах гам, город, град, гул?

3. Как вы произнесете слова Бог, благо?

4. Даны слова: бокал, конгресс, ноктюрн, оазис, поэма, поэт, прогресс, революция, рояль, сонет. Назовите слова, в которых вы произнесете безударный гласный [о], а не [а].

5. Мягкий или твердый звук вы произносите на месте Н в данных словах? Бантик, бензин, вонзить, десантник, Индия, консилиум, мундир, пенсия.

6. Какие звуки вы произносите на месте сочетаний ндск, нтск, нтств?

Голландский, ирландский, интендантство, комендантский, курсантский, президентство, президентский, эмигрантский.

7. Назовите слова, в которых вы произнесете сочетание [ч'н], [шн].

Горничная, гречневый, двоечник, коричневый, полуночник, порядочный, пряничный, сказочный, скучный, стрелочник, что, яичница, яблочный.

8. Проверьте по словарям, какие звуки необходимо произносить во всех указанных выше случаях.

4.Самостоятельная работа студентов по выполнению практических заданий и упражнений в соответствии с инструкционными картами.

ПРАКТИКУМ.

Задание 1. Прочитайте слова, обращая внимание на различие гласных в 1-ом и 2-ом предударных слогах (в 1-ом предударном гласный несколько короче, чем в ударном, во 2-ом предударном еще короче).

Молоко, самовар, красота, поворот, карандаш, каравай, катастрофа, катафалк, потолок, голова, разогнать, разбросать, подобрать, подгонять, плоховато, страшновато, поздновато, маловато.

Задание 2.Найдите и исправьте орфографические ошибки, которые появились в связи с неправильным произношением слов.

Беспрецендентный, дермантин, дикобраз, желатин, подскользнуться, подщечина, прецендент, скурпулезный, инцидент, компроментировать, конкурентноспособный, будущий, жаждующий.

Но: конъюнктура – конъектура.

Задание 3. Расставьте ударение в соответствии с нормами литературного языка.

Вариант 1

Баловать, аристократия, валовой, ведомостей, вероисповедание, газированный, газопровод, гастрономия, гербовый, давнишний, дефис, диалог, диоптрия, духовник, еретик, дремота, завидно, задолго, закупорить, звонишь, брала, торты, красивее, каталог, каучук, квартал, кладовая.

Вариант 2

Избаловать, исчерпать, клала, клеить, красивее, крепостей, кружишь, ломота, мастерски, медикамент, менеджмент, маркетинг, местностей, надолго, намерение, наотмашь, некролог, нефтепровод, новорожденный, обезуметь, облегчить, ободрить, озлобленный, оптовый, откупорить, пломбированный, плесневеть, побеленный.

Вариант 3

Пломбировать, подбодрить, подогнутый, поутру, вы правы, предвосхитить, премировать, приговор, приданое, принудить, эксперт, щавель, шрифта, торта, шасси, черпать, цыган, цемент, христианин, хозяева, ходатайствовать, феномен, усугубить, умерший, украинский, углубить, тигровый.

Вариант 4

Теплопровод, таможня, столяр, средства, сосредоточение, созыв, созвонимся, согнутый, сироты, свекла, сажень, раскупорить, ракушка, разогнутый, путепровод, прирост, приободрить, принудить, ломоть, дремота, диоптрия, гуся, красивее, торты, спала, шприца, договор, диспансер.

Вариант 5

Иконопись, кашлянуть, алкоголь, аристократия, апартаменты, валовой, гербовый, диалог, диспансер, добыча, договор, договоренность, экспертный, черпать, ходатайствовать, феномен, усугубить, упомянуть, украинец, уведомленный, убыстрить, тотчас, сосредоточение, симметрия, обеспечить, начата, начаты, взяла.

Вариант 6

Банты, торта, досуг, давнишний, избаловать, запломбированный, красивее, корысть, мастерски, медикамент, мышление, намерение, языковая система, кладовая, бензопровод, гренки, новорожденный, денежные средства, поняла, три квартала города, созвонишься, позвонишь, осведомить, третий квартал года, обеспечение, облегчить.

Задание 4. От предложенных существительных образуйте глаголы и причастия. Расставьте ударения.

Образец: Блок - блокИровать – блокИрованный.

Национализация, приватизация, экспорт, делегация, копия, премия, пломба, норма.

Задание 5. От данных качественных прилагательных образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения. Расставьте ударения.

Образец: Белый - бел, белА, бЕло (и белО), бЕлы (и белЫ), белЕе.

Красный, острый, сильный, хитрый, дорогой, красивый, ясный, здоровый, смешной, легкий, полный, смелый.

Задание 6.Поставьте имена существительные в именительном падеже множественного числа. Расставьте ударения. Укажите возможные варианты и объясните их употребление.

Адрес, бухгалтер, год, благо, директор, договор, доктор, лектор, ордер, токарь, профессор, шофер, слесарь, диспетчер, клапан, ректор, шприц.

Практическое занятие№3.

Ход занятия

1.Организационный момент: сообщение темы, краткого плана, постановка целей и задач занятия.

2. Самостоятельная работа студентов по ознакомлению с примерами использования фразеологизмов в текстах.

3. Самостоятельная работа студентов по написания сочинения-миниатюры с включением фразеологизмов.

4. Защита студентами задания практической работы (по выбору преподавателя).

5. Коррекция преподавателем знаний и умений, полученных при выполнении практических заданий.

6. Самоанализ студентом результатов проделанной работы.

(Что узнал? Что понял? Чему научился?) в устной форме.

Подведение итогов занятия.

ПРАКТИКУМ.

Методические рекомендации.

Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, равное по значению слову или предложению. Они делают нашу речь ярче, выразительнее, эмоциональнее (=экспрессивнее).

Алгоритм действий

  1. Дать ответ на вопрос: как вы понимаете смысл высказывания о русском языке? Определить, о каких языковых единицах идёт речь (лексических или грамматических)? Не переписывайте само высказывание (это логическая ошибка!!!).
  2. Найти две конкретные языковые единицы в тексте, в данном случае фразеологизмы.
  3. Дайте толкование лексического значения каждого фразеологизма. Проверьте правильность, вставив в текст.
  4. Определите роль каждого фразеологизма в тексте.
  5. Сделайте вывод.

Примерный шаблон-схема сочинения.

Я понимаю смысл высказывания, взятого из (учебника русского языка, словаря, рассказа и т.д.), так: … Почему? … Многие писатели употребляют фразеологизмы в своих произведениях. Докажем это примерами из текста...

Во-первых, в предложении … автор использует фразеологизм «…». Толкование его лексического значения таково: … Данный фразеологизм как неделимое словосочетание играет в указанном предложении важную роль: является … (указать, каким членом предложения является фразеологизм: подлежащим, сказуемым, дополнением, определением, обстоятельством) и обозначает …

Во-вторых, фразеологизм – это средство художественной выразительности, потому что слова в нём приобретают переносное значение. Например, в предложении … употребляется фразеологизм «…», который обозначает: … Благодаря ему речь становится яркой, эмоциональной.

Итак, автор учебника русского языка прав в том, что фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Они не только имеют определённое лексическое значение, выполняют важные грамматические функции, но и украшают нашу речь, делая её выразительной и экспрессивной.

Образец сочинения.

Я понимаю смысл высказывания, взятого из учебника русского языка, так: мы часто используем фразеологизмы в нашей речи, не замечая этого. Почему? Благодаря им речь наша становится ярче, разнообразнее. Многие писатели употребляют фразеологизмы в своих произведениях. Докажем это примерами из текста А. Лиханова.

Во-первых, в предложении 1 автор использует фразеологизм «(работать) спустя рукава». Толкование его лексического значения таково: работать плохо, недобросовестно. Данный фразеологизм как неделимое словосочетание играет в указанном предложении важную роль: является обстоятельством и обозначает образ действия, характеризуя отношение героя к делу.

Во-вторых, фразеологизм – это средство художественной выразительности, потому что слова в нём приобретают переносное значение. Например, в предложении 10 употребляется фразеологизм «ни свет ни заря», который обозначает: очень рано. Благодаря ему речь становится яркой, эмоциональной.

Итак, автор учебника русского языка прав в том, что фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Они не только имеют определённое лексическое значение, выполняют важные грамматические функции, но и украшают нашу речь, делая её выразительной и экспрессивной.

Задание. По данным шаблонам напишите мини-сочинение с использованием фразеологизмов.

Методические рекомендации.

Напишите сочинение, раскрывая смысл высказывания: «Фразеологизмы — неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Практическое занятие №4.

Ход занятия

1.Организационный момент: сообщение темы, краткого плана, постановка целей и задач занятия.

2.Самостоятельная работа студентов с теоретическим справочным материалом по теме практического занятия.

3.Фронтальный опрос: проверка усвоения теоретического материала.

4. Самостоятельная работа студентов по выполнению практических заданий и упражнений в    соответствии с инструкционными картами.

5. Защита студентами заданий практической работы (по выбору преподавателя).

6. Коррекция преподавателем знаний и умений, полученных при выполнении практических заданий.

7. Самоанализ студентом результатов проделанной работы. (Что узнал? Что понял? Чему научился?) в письменной/устной форме.

8. Подведение итогов занятия.

ПРАКТИКУМ.

ВАРИАНТ 1.

Лексическая сочетаемость.

Задание №1. Найдите речевые ошибки, исправьте и запишите предложения.

1. Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава. 2. В эти годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии.

Речевая недостаточность.

Задание №2. Проанализируйте причины недостаточной информативности предложений. Отредактируйте и запишите их.

1. Сдается квартира с ребенком. 2. Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай по проволоке.

Речевая избыточность.

Задание №3. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, повторение слов), исправьте предложения и запишите.

1. В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годово­го плана предстоящей работы. 2. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов.

Задание №4. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; запишите исправленные предложения.

1. В своей работе руководители детских учреждений руководствуются методической литературой. 2. Повышение ответственности студентов на старших курсах приводит к высоким результатам в учебе.

ВАРИАНТ 2.

Лексическая сочетаемость.

Задание №1. Найдите речевые ошибки, исправьте и запишите предложения.

1. Иванов давно работает на этом трудном участке, и неплохо работает. Но в последние два года у него стали появляться отрицательные проблески. 2. Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только отъявленные любители спортивной статистики.

Речевая недостаточность.

Задание №2. Проанализируйте причины недостаточной информативности предложений. Отредактируйте и запишите их.

1. В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках. 2. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием.

Речевая избыточность.

Задание №3. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, повторение слов), исправьте предложения и запишите.

1. Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится существующая сосновая роща. 2. Свои тре­бования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными толь­ко на предположениях.

Задание №4. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; запишите исправленные предложения.

1. Применение этого метода возможно, если у педагога-воспитателя есть контакт с детьми, если он знает их возможности. 2. Поток зрителей на этой выставке до сих пор не скудеет.

ВАРИАНТ 3.

Лексическая сочетаемость.

Задание №1. Найдите речевые ошибки, исправьте и запишите предложения.

1. Выпас собак запрещается.

2. Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода тараканов.

3.  Продается пожилой дом.

Речевая недостаточность.

Задание №2. Проанализируйте причины недостаточной информативности предложений. Отредактируйте и запишите их.

1. Женщине присудили пятьдесят процентов мужа. 2. Продажа сока прекращена по техническим причинам: застрял в лифте.

Речевая избыточность.

Задание №3. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, повторение слов), исправьте предложения и запишите.

1. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла. 2. В огне пожара 1812 г. погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения.

Задание №4. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; запишите исправленные предложения.

На борту фрегата находилась команда солдат. Их командиром был прапорщик Комаров. Команда высадилась на берег бухты и построила несколько сооружений.

ВАРИАНТ 4.

Лексическая сочетаемость.

Задание №1. Найдите речевые ошибки, исправьте и запишите предложения.

1. Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии. 2. В нашей работе нравственному и трудовому воспитанию уделяется огромное значение.

Речевая недостаточность.

Задание №2. Проанализируйте причины недостаточной информативности предложений. Отредактируйте и запишите их.

1. На плечи фермера ложится ответственность за содержание и сохранность. 2. На качество направлены многие темы, разрабатываемые нашими учеными.

Речевая избыточность.

Задание №3. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, повторение слов), исправьте предложения и запишите.

1. Быстрое развитие города историки объяс­няют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей. 2. В текущем году цветение будет про­текать на этих побегах цветов.

Задание №4. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; запишите исправленные предложения.

1. Нередко можно увидеть человека, неосмотрительно пренебрегающего законами уличного движения. 2. Он снова почувствовал, что его охватывает болезненное чувство одиночества.

Практическое занятие №5.

Стилистический анализ словообразовательных средств

Научно-популярном текстах.

Цели:

- образовательная – систематизация и закрепление полученных знаний и умений;

- развивающая – развивать мыслительно-речевую деятельность студентов, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;

- воспитательная – повышение интереса к изучению русского языка.

Тип урока: практическое занятие.

Оборудование: раздаточный материал, лингвистические словари.

Литература: Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений среднего проф. Издательский центр «Академия», 2018.

Русский язык и культура речи: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк. Издательство Юрайт, 2019.

Ход занятия

1. Организационный момент: сообщение темы, краткого плана, постановка целей и задач занятия.

2. Самостоятельная работа студентов с теоретическим справочным материалом по теме практического занятия. Студенты составляют тезисы.

3. Самостоятельная работа студентов по выполнению практических заданий и упражнений в соответствии с инструкционными картами.

4. Защита студентами заданий практической работы (по выбору преподавателя).

5. Коррекция преподавателем знаний и умений, полученных при выполнении практических заданий.

6. Самоанализ студентом результатов проделанной работы.

(Что узнал? Что понял? Чему научился?) в письменной/устной форме.

Подведение итогов занятия.

2. Теоретический справочный материал. Студенты составляют тезисы по представленному теоретическому материалу.

Основу стилистических средств словообразования составляют суффиксы и приставки субъективной оценки, или эмоционально-экспрессивные. Оттенок уменьшительности сопровождается экспрессией ласкательности, иногда шутливости и иронично сти. Оттенок уменьшительности существительным могут придавать суффиксы: -ок-, -ек - (-ёк-): Огонёк; -очек - (-ёчек-): Пенёчек; -чик-: Трамвайчик; -ец-: Морозец; -ушк - (-юшк-): Батюшка; -оньк - (-еньк-): Зоренька. У имен прилагательных это суффиксы: -оньк - (-еньк-): Большенький; -ехоньк- (-охоньк-): Скорёхонький; -ёхонек - (-охонек-), - ёшенек - (-ошенек-): Близёхонек.

В составе размерно-оценочных суффиксов выделяются и увеличительные: Дом — домина, домище; детина, ножища. Суффиксы, придающие словам значение увеличительности, чаще всего сопровождаются эмоциональными оттенками неодобрения, презрения, но могут выражать и восхищение, удивление, например: Вот это красотища!

Выделяются суффиксальные образования с устойчивой шутливой окраской: Бумаженция, книженция, старушенция; Собирательные существительные с характерными суффиксами, выражающими пренебрежение: Солдатня, матросня, пацаньё; Отвлечённые

Существительные, которые благодаря суффиксам получают отрицательное оценочное значение: Спаньё, кислятина, галдёж, скукота, смехота. Слова с оттенком пренебрежительности, презрительности в значении образовываются суффиксальным способом: -Ишк; -Онк-(-Ёнк-): душонка.

Разнообразные экспрессивные оттенки негативной оценки выражают суффиксы, указывающие на категорию лица: Воображала, подпевала, гуляка, слабак, чужак, разгильдяй. Правда, у некоторых слов с такими суффиксами экспрессия стирается и сохраняется лишь разговорная окраска: Бородач, силач, грамотей, бродяга.

ПРАКТИКУМ.

Задание 1. Определите значения и стилистическую окраску суффиксов в высказываниях художественного и публицистического стиля.

А про того, с бороденкой-то, и поминать нечего!

Это, брат, двадцать верст отсюда, - прибавил он, обращаясь ко мне, - маленькая деревенька, в тридцать душ; недавно приобретена от прежних владельцев одним бывшим губернским чиновником.

За стулом ее по обыкновению стояла девица, сложив губы в ниточку и потирая свои костлявые ручонки одна о другую (Достоевский Ф. М.)

По традиции полчища граждан пешеходов перелезают через «ньджерси» и, разумеется, ложатся аккурат под автомобиль.

Экологическая милиция - та самая, которая вне закона, - запросто убедит вас в обратном и затем оттопырит свой широчайший карман для ваших денег.

Мы всегда стремимся украсить свою махонькую жилплощадь фарфоровыми зайчиками, слониками, ракушками, камешками или вазочками. (из газет)

Но казалось, некому было праздновать этот праздник: везде было разоренье пожарища, и из русского народа встречались только изредка оборванные, испуганные людишки, которые прятались при виде французов.

Вправо, через крутой овраг, виднелась деревушка и барский домик с разваленными крышами.

Одежонка плохенькая на нем, куда же его водить-то. (Толстой Л. Н.)

Задание 2. Определите значения выделенных частей слова.

Укажите, какое из следующих утверждений относится к макро экономике. В большинстве крупных российских больниц существует отделение, где заболевание почек лечат методом гемо диализа. Мега экономика изучает торговые связи во всем мире.

Поли продуцируют разные модели простоты, обаятельной скромности. Он вслушивается в интро ритмы своей психологической системы. К автоматизации применяют высокие контрмеры.

Задание 3. Укажите слова со стилистически или грамматически выраженными аффиксами. Определите их значение.

Представьте вы себе широч айш ие панталоны, шитые из ситца с крупными цветами. (Чехов А. П.)

Лучшей игрой он считает вист, полезн ейш им из напитков - коньяк, настоянный на тминном листе, а наи выгоднейшей службой - службу в войсковом интенданстве. (Шолохов М. А.)

При держивая полы раздувающейся шубы, прикрываясь воротником, в подъезд быстро вошел небольшого роста человек. Языков поднимает дрож ащ ей рукой рюмку, медленно выпивает ее и, вздохнув, глядит на пыльное окошко. Иван Гора зажег о гарок и просматривал накопившиеся за день разные бумаж онк и. (Толстой А. Н.)

А народ ишк о -

Каждый третий - враг. (Высоцкий В. С.)

Задание 4. Назовите из подчеркнутых слов слова переносного и прямого значения.

Придумайте предложения со словами переход, взлет, выход.

Вражеский нажим производился по всему фронту.

Последние слова он произносил с нажимом.

После сильного нажима кнопка вошла в древесину.

Нажечь керосина на пять рублей.

Глядите в оба, этот трактирщик летом меня так нажег. (из газет)

Задание 5. Отметьте суффиксы синонимичные, омонимичные и антонимичные.

Землистый, зеленоватый, футболист, сварщик, стаканчик, тучища, летчик, мошка.

Задание 6. Отметьте в тексте слова со стилистически выраженными приставками, суффиксами.

Вошел я в дом и вижу прехорошенькую болгарочку. (Куприн А.)

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею. (Пушкин А. С.)

Один здоровенный парень, белобрысый, с глуповатым лицом, просил того, который ходил. (Шукшин В. А.)

Задание7. Образуйте два варианта слова с суффиксам уменьшительно-ласкательными и уменьшительно-уничижительными.

Мороз, зима, пальто, ум, сердце, лицо, руки, дочь.

Задание 8. Определите значение подчеркнутых слов.

От стены прохлада, а в доме духотища, сопенье храпящих. Черноволосый чистенький лейтенант, с черными глазищами, подхватил ее узел и пишущую машинку. (Ржевская Е.)

Когда он был еще Ванюшею, то обучался в училище и надобно сказать, что был преблагонравный и престарательный мальчик. Иван Федорович вынимал его из небольшого кожаного чехольчика, привязанного к петле своего серенького сюртука. Он рассказал ему, как один школьник, учившийся у какого-то дьяка грамоте, приехал к отцу и стал таким латинщиком, что позабыл даже наш язык православный. (Гоголь Н. В.)

Задание 9. В каких словах использованы стилистические суффиксы?

Мальчонка спрятал свои хитрющие глаза под кепку и, украдкой улыбнувшись мне, продолжал свой незамысловатый рассказ. Вдруг в комнату вбежала маленькая девчушка с бледным, исхудавшим лицом и смущенно подняла на меня свои голубые глазищи. Собрание акционеров «Фантазии» продолжалось уже пять часов - духотища в зале стояла неимоверная. (из газет)

Практическое занятие № 6

Практикум

Задание 1. Согласуйте в роде с несклоняемыми именами существительными имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени, образовав их от неопределенной формы глаголов в скобках.

Вариант 1: 1) Он дал очень коротк… интервью журналисту. 2) Повесили занавески из бел… (тюль). 3) Артисты совершили последн… в этом году турне. 4) Мой братишка – больш… недотрога, а сестренка – больш… плакса. 5) По радио передали важн… коммюнике. 6) Красив… бра (создавать) дополнительное освещение. 7) Городск… АТС (увеличить) количество абонентов. 8) Обвиняемый предъявил стопроцентн… алиби. 9) Солнечн… Баку (утопать) в зелени. 10) Она не заметила, как натерла огромн… мозоль на ноге.

Вариант2: 1) Избран… жюри (просмотреть) всю программу. 2) Они заключили между собой двусторонн… пари. 3) Бывш… подмастерье теперь (стать) инженером. 4) Дв… колибри привлекли внимание орнитолога. 5) В зоопарке я видел красив… (лебедь) и бойк… шимпанзе. 6) Легков… такси идет быстрее грузов…. 7) На ринге (работать) французск… рефери. 8) На испанце (быть) надет… широкопол… сомбреро. 9) Ровн… широк… шоссе (связать) поселок с городом. 10) «Тайм» (опубликовать) интересную статью.

Вариант 3: 1) Огромн… возище с сеном (застрять) на проселочной дороге. 2) Получили ценн… бандероль. 3) Нужно предусмотреть определен… (пен…) за просрочку платежей. 4) Окна закрывали современн… жалюзи. 5) Актер надел небольш… пенсне в золотой оправе. 6) Была объявлена песня «Розов… фламинго». 7) Огромн… ручища (опуститься) на плечо. 8) В ресторане (оказаться) изыскан… меню. 9) Кофе был… чуть тепл…. 10) Эсперанто был… создан… около ста лет назад.

Вариант 4: 1) Оперу «Кармен» написал…велк… Бизе. 2) Впереди   показал…сь величествен… Гималаи. 3) Мода – это и удивительн… ноу-хау, и выгодно… вложение капитала. 4) Больш… зал… был… освещен…. 5) В концерте (принимать) участие (извест…) трио. 6) Сегодня РИА передал… важное сообщение. 7) Чили был… открыт… Магелланом в 1520 году. 8) Английск… МИД направил… телеграмму министру иностранных дел Македонии. 9) Нов… ставень (ставня) тихонечко закрыл… 10) Мо… импресарио настаива…, чтобы для концерта привезли нов… рояль.

Вариант5: 1) У входа девушка оставила сво… маленьк… сабо. 2) Наряд красавицы составлял… ярк… бикини. 3) В Багдаде я учился в больш… медресе. 4) Неподалеку стоял… заброшен… ранчо. 5) Установлен… эмбарго был… нарушен…. 6) На нас смотрел… забавн… гризли. 7) Справедлив… рефери начал… отсчет. 8) Этим летом среди молодежи особенно популярн… был… регби. 9) На грядках рос(ла) заморск… кольраби. 10) Авторитетн… жюри (возглавить) известн… кутюрье.

Задание2. Установите род несклоняемых существительных, согласовав с ними определения.

Вульгарн... арго, французск... атташе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.119.251 (0.195 с.)