Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 9. Психология познания реальности
ПОЗНАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ И ФУНКЦИЯ ВНИМАНИЯ С самого начала мне предстоит разрешить парадокс, который я сам же и создал. Смысл возникшего парадокса заключается в том, что наш внутренний мир – есть мир наших ощущений. Точно также и у любого организма – внутренний мир есть мир его ощущений. Поэтому и возникает парадоксальная ситуация: как можно познать мир, если он остается совершенно непостижимым? Вторая грань возникающего парадокса состоит в том, что душа организма в состоянии получать информацию извне и определенным образом транслировать ее разуму этого организма. Смысл противоречия здесь заключается в том, что душа как бы не выполняет эту функцию, отдавая решение этой задачи разуму организма. Выше я уже говорил, что совершенно определенно разум и душа есть все-таки разные субстанции. Одна существует на полевом уровне и концентрирует всю информацию, которую вырабатывает система разума конкретного организма, действующего по принципу организации выживания этого организма. Душа редко вмешивается в работу разума. Кроме того, в оценки сигналов внешнего “вмешиваются” актуализируемые или “погашаемые” потребности самого организма. Следовательно, в этом случае мы должны действительно говорить конкретно о разуме как некоторой самостоятельной структуре, решающей задачи только самого организма, т.е. душа в этом случае уходит на второй план, что не создает особых трудностей в понимании явлений, но конкретизирует подходы. Поэтому второй парадокс разрешается как бы сам собой. В отношении первого парадокса решение несколько сложнее. И решение это заключается в том, что при организации процесса выживания, разум формирует вполне адекватные физиологические и физические реакции организма для организованного противостояния воздействию внешней среды или каким-то нежелательным физиологическим изменениям внутри организма. Иначе говоря, все организовано на принципах компенсации. Мы уже видели, что принцип компенсации позволяет, в частности, проводить качественную оценку стимульного воздействия без его непосредственного измерения. Это означает, что так или иначе в недрах разума создаются условия “узнавания” всего сущего. В этом и заключается суть познания реальности. Вместе с тем, все, что будет говориться о познании реальности, будет относиться только к внутренним психическим процессам.
Особенность материалов данной главы состоит в том, что здесь будут рассматриваться в определенной степени универсальные и присущие всему живому миру Земли способности познавать свое окружение, совокупность протекающих событий. Это необходимо для решения задачи выживания, при реализации которой происходит непрерывная обработка внешней и внутренней информации. Несмотря на то, что только человек способен так сформулировать вопрос - о реальности окружающего мира, любой организм так или иначе воспринимает реальность своего существования, поскольку формирует необходимые для выживания те или иные поведенческие реакции. Иначе говоря, восприятие реальности внешнего по отношению к конкретному организму мира было бы невозможно, если бы этот организм не осознавал реальность своего существования. В начале данной работы принято, что окружающий мир мы воспринимаем в относительном качестве. Это означает, что наши чем-то искажаемые ощущения дают лишь приблизительную и косвенную оценку внешнему окружению. Поэтому и возникает вопрос, универсально звучащий по отношению к любому (не только человеку) организму: насколько реально отражают окружающий мир чувственные ощущения? Что может быть критерием оценки правильности этой оценки?
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.168.2 (0.005 с.) |