Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зображение ГУЛАГа в творчестве В.ШаламоваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Предыдущая12 3 45678910111213141516Следующая
В.Т. Шаламов (1907 – 1982) Будущий писатель родился 18 июня 1907 г. в Вологде, в интеллигентской священнической семье. Его отец, Тихон Николаевич, был великолепно образованным ч-ком, до 1904г. на протяжении ряда лет служил православным миссионером на Алеутских островах. По возвращению в Вологду он стал заметным общ-ным деятелем в городе, занимающим часто независимую позицию, что проявилось, к примеру, в его знакомствах и дружеских отношениях со многими вологодскими политич-ми ссыльными. Если его отца Варлам Шаламов унаследует страстный душевный темперамент, то матери будет обязан зарождавшимся в юности чутьем к худ-му слову. Увлечение лит-рой и поэтич-м тво-вом пришло к Ш еще в ранние школьные годы. Революционные потрясения 1917г обернулись для семьи Ш-вых катастрофой. В воспоминаниях писателя события Февральской рев-ции ассоциировались с тем, как «легко рухнул огромный чугунный орел…сорванный с фронтом мужской гимназии», а затем семья была выброшена из своей квартиры, переданной городскому прокурору. В «Колымских рассказах» этот автобиографич-й опыт найдет отражение в рассказе «Крест» (1959), в центре кот-го окажутся образы бедствующего слепого священника и его жены и трагич-й кульминацией кот-го станет эпизод, когда главн герой разрубает топором наперсный крест из червонного золота, чтобы обменять его в магазине на продукты. Образ страждущего пастыря мелькнет и в рассказе «Выходной день» (1959), в изображении заключенного священника Замятина, в одиночестве совершающего литургию прямо на заснеженной лесной поляне. В 1924г Ш покидает Вологду и устраивается работать дубильщиком на кожевенном заводе в подмосковной Сетуни, совмещая эту работу с дея-тью «ликвидатора неграмотности», а в 1926г становится студентом фак-та советского права МГУ. 19 февраля 1929г за участие в распространении неопубликованного завещания Ленина, его «Письма к съезду», в кот-м, в частности, говорилось об опасности наделения Сталина властью, Ш был арестован, заключен в Бутырскую тюрьму, а затем провел 3и года в Вишерских лагерях, что впоследствии найдет отраж-е в его «Антиромане» - серии рассказов о Вишере, а т/ж в «колымском» цикле, особенно ярко – в рассказе «У стремени» (1967). В 1932г Ш возвращается в Москву, пишет рассказы и очерки для различных газет и журналов, но в яан 1937г вновь арестовывается в рамках того же дела и приговаривается к отбыванию пятилетнего срока в Колымских лагерях. В 1943г он осуждается на новый – уже 10летний – срок за то, что дерзнул назвать «злобного эмигранта» Бунина великим русск писателем: обстоятельства допроса по поводу слов о Бунине запечатлены в рассказе «Мой процесс» (1960). В окт 1951 Ш был освобожден, но на Большую землю смог выехать только в нояб 1953г. До 1956г он работает на торфопредприятии в Калининской обл. В 1956г писатель был реабилитирован и вернулся в Москву.
Грандиозным тво-ким воплощением лагерного опыта худ-ка стал объемный корпус его «колымской» прозы, выступившей и своего рода лит-ным манифестом Ш. Сплав документализма и худ-го видения мира открыл путь к обобщающему постижению ч-ка в нечеловеч-х обстоятельствах, сам лагерь осознан у Ш как своеобразная модель историч-го, соц-го бытия, миропорядка в целом: «Лагерь – мироподобен. В нем нет ничего, чего не было бы на воле, в его устройстве, соц-ном и духовном». «Колымская» проза создавалась в период с 1954 по 1892 и представляет собой разножанровое циклич-е единство, кот-е складывалось из пяти сборников рассказов, примыкающих к ним «Очерков преступного мира», а т/ж «Воспоминаний» и «Антироман». В СССР эти произв-я стали издаваться только с 1987г, на Западе – с конца 60-х. Шаламов натуралистично изображал лагерный быт. «Колымские рассказы» показывали чел-ка в исключит-х обстоят-ах, которые обнажали безграничность его отрицательной сущности. Шаламов полагал, что лагерный опыт превращает человека в животное, в забитое и презренное существо. Смысл лагеря в том и состоит, что он цинично меняет все социальные и моральные знаки на обратные. Другого смысла в лагере для политических нет.Для Шаламова лагерь был местом, где учили ненавидеть физический труд. Герои «Колымских рассказов» Шаламова – совершенно обычные люди, которые утратили в лагере свое прошлое и, по сути, мертвецы, потому что лишены всяких нравственных принципов, памяти и воли. Герой Шаламова теряет все, что связывает его с нормальной человеческой средой обитания. И потому у этого писателя появляются понятия «первая жизнь», до лагеря и «вторая жизнь», в лагере. Для человека в лагере, по Шаламову, утрачивается всякая временная перспектива, поскольку он уже не принадлежит своей эпохе. Этот писатель вводит в свои рассказы отдельную касту обитателей лагеря – «блатарей». Шаламов писал: «Именно блатной мир, его правила вносят растление в души всех людей лагеря – и заключенных, и начальников, и зрителей». («Зрители» - врачи, бухгалтеры и т.д.). Для Шаламова главная характеристика лагеря – растление. Расчеловечивание начинается с физических мук. Заключенных автор иронично называет «выпускниками ГУЛАГа»: 1) приучен ненавидеть труд; 2) обучен лести, лганию, мелким и большим подлостям, стал эгоистом; 3) обозлен на всех и вся; 4) винит весь мир, оплакивая свою судьбу; 5) через чур ценит свои страдания, забывая, что свое горе есть у каждого; 6) приучен ненавидеть людей; 7) трус и побоится повторения своей судьбы, боится доносов, боится соседей, боится всего того, чего человек боятся не должен; 8) морально раздавлен, но не замечает, насколько зыбкой стала его нравственность; 9) знает, что от подлости не умирают. Грозная поговорка «Умри ты сегодня, а я – завтра» стала законом его существования.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.34.51 (0.01 с.) |