Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Юмор и сатира в романе войновича «жизнь и необычайные приключения солдата ивана чонкина»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Главное качество ранней прозы Владимира Войновича - самобытнейший реализм изображения, точный и проницательный. Незапрограммированный, гротесковый юмор Войновича корнями своими уходит в поэтику русской народной сказки, в творческий мир Гоголя и Салтыкова-Щедрина, в какой-то степени Твена и Гашека. Вершиной художественного метода стал роман "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина". Долгое время роман не публиковался в нашей стране. Этот роман-анекдот высмеивает жизнь нашего общества при тоталитарном режиме Сталина. Писатель подвергает сатирическому анализу все важные сферы государства: народное хозяйство, армию, правительство и сам социалистический строй. Главный герой романа-анекдота — красноармеец последнего года службы Иван Чонкин. Когда книги вышли на Западе, жизнь Войновича в СССР стала невозможной. Сейчас писатель активно работает, живет за границей, часто бывает в России. О своей известной книге говорит так: "У Чонкина есть две основные предтечи: это сказочный Иванушка-дурачок и реальный человек, которого я видел и знал в жизни". Типаж главного героя даёт автору возможность пластично достигать эффекта отстранения: есть вещи, которые он может трактовать только устами своего Чонкина, не опасаясь предубеждений. Он с самого начала иронически обозначает свою оппозицию "положительному герою" конъюнктурной литературы о Советской армии: "Всех отличников расхватали, а вот мне достался Чонкин". Роман Войновича - при всей язвительности гротеска - исполнен любви и сочувствия к маленькому человеку - Чонкин явно вышел из гоголевской шинели. Сила романа - в снижении пафоса, пронизавшего идеологию тоталитарного строя и литературу социалистического реализма в частности. В "Чонкине" сатирически опрокинуты едва ли не все государственные мифы, которые писатель уже в 1990-е годы в своей публицистике назовет "священными коровами". По существу, книга Войновича о солдате Чонкине является единственным русским сатирическим эпосом, созданным в послевоенное советское время. События происходят перед самой войной в военной части, расположенной в сельской местности. Сюжет: в расположении части приземляется аэроплан с неисправным мотором. К самолету приставляют часовым Чонкина, и он, забытый начальством, охраняет самолет всю войну, а под конец еще и вступает в бой за него, правда, со своими войсками. Автор высмеивает царящую в Красной Армии муштру, солдафонство, глупость и жестокость. В самом начале романа-анекдота происходит дикая сцена наказания Чонкина, неправильно отдавшего честь старшине роты Пескову. Старшина с садистским наслаждением на жаре приказывал бедному солдатику ложиться и вставать много раз. Наблюдавший за этой сценой капитан Завгородний, вместо того чтобы пресечь издевательство над солдатом, советует старшине погонять его мимо столба: «Пусть пройдет десять раз строевым шагом туда и обратно и поприветствует». Про Чонкина, охраняющего самолет, начальство забыло. Иван женился на деревенской бабенке Нюрке, дом которой был по соседству с самолетом. На свои рапорты, в которых он просил выдать ему «сухой паек на неограниченное время», ответа не получал. Начало войны Чонкин встречает, сидя в туалете и читая наклеенные на стенах обрывки газет, из которых он черпал политическую информацию. В романе показана трусость и глупость командного состава армии. Когда капитану Миляге притащили пленного «шпиона», он сначала избил его, а потом, узнав, что фамилия «шпиона» Сталин, пришел в ужас и стал пресмыкаться перед пострадавшим: «Капитана знобило. Он уже видел себя приставленным к стенке». И было от чего ему стушеваться: арестованный назвался отцом вождя Сталина. Атмосферу подобострастия и подхалимства Войнович передает через пафос самого проходимца. Осмелев, тот начинает пугать офицера: «Что, испугался, бандит?» Но капитан Миляга погибает от другой своей глупости: попав по пьяному делу в плен к своим же, он со страху начинает говорить по-немецки, и его принимают за немецкого шпиона. Бестолковщина продолжается и выливается в целое сражение за злосчастный аэроплан, который Чонкин с Нюркой защищают от своих же. Войска во главе с генералом удивляются, что один человек мог им столько времени противостоять. На самом деле им противостояла собственная глупость и неразбериха. Виновника суматохи в конце концов арестовывают и увозят. Описывая момент прощания Чонкина с Нюркой, автор показывает символически, что, пока в армии будет царить такая атмосфера, глупость и трагедии, с ней связанные, никогда не кончатся. Завершается роман-анекдот сценой,обличающей ура-патриотизм, присущий сталинской эпохе и вообще тоталитарному режиму. Селекционер-самородок Гладышев находит на поле боя убитого шальной пулей за злосчастный аэроплан мерина. Под копытом лошади лежал смятый клочок бумаги с надписью: «Если погибну, прошу считать коммунистом». Этой горькой улыбкой из недавнего трагического прошлого кончается роман-анекдот. В резкой форме высмеяны недостатки общества. Объявленный государственным преступником, Чонкин далек от вольномыслия. Он и вождя чтит, и армейский устав уважает, да так, что готов лечь костьми, охраняя вверенный ему «металлолом». Сатирические приемы: 1)Сатирическое изображение НКВД, 2) увенчание\развенчание (как карнавальный прием) (увенчание - Фроська названная Афродитой, развенчание - Федот Федотович, названный Идиотом Идиотовичем). 3)сатира как обличение советской ментальности. 4) Абсурдность (Сапожник- Сталин, Конь - Осовиахим). 15. Сатирическое направление в современной литературе (В. Войнович, В. Аксенов., С. Давлатов, Ф. Искандер и др). Сатира — показатель силы сопротивления искусства, свидетельство находчивости и изобретательности писателей во имя сохранения независимости взглядов. Развитие сатиры в тоталитарную эпоху было затруднено, хотя в газетах часто можно было прочесть призывы «Нам нужны советские Гоголи и Салтыковы-Щедрины» (комментарий одного сатирика: «Но такие Гоголи, чтобы нас не трогали».) Цензурные запреты, которые предъявлялись к сатире в эти годы, испытали на себе самые значительные сатирики. Из созданного в эти годы выделяются романы Александра Зиновьева «Зияющие высоты», Владимира Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», Юза Алешковского «Кенгуру», гротеск Шукшина «До третьих петухов» и мн.др. Войнович Владимир Николаевич (род. 1932), русский писатель. В романе "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" (1969-75) и его продолжении "Претендент на престол" (1979) - сатирическое осмеяние тоталитаризма, образ "Иванушки-дурачка" - носителя народного здравого смысла. Документально-сатирическая повесть "Иванькиада" (1976) на "квартирную" тему раскрывает механизмы советской бюрократии. Сатирическая повесть-антиутопия "Москва 2042" (1987). Пьеса "Кот домашний средней пушистости" (1990; совместно с Г. И. Гориным). "Жизнь и..." - это роман-анекдот, кот-й высмеивает жизнь нашего общ-ва при тоталитарном режиме под руководством И. Сталина. Писатель подвергает сатирическому анализу все важные сферы государства: народное хозяйство, армию, правительство и сам социалистический строй. Главный герой романа-анекдота — красноармеец последнего года службы Иван Чонкин. События происходят перед самой войной в военной части, расположенной в сельской местности. Сюжет: в расположении части приземляется аэроплан с неисправным мотором. К самолету приставляют часовым Чонкина, и он, забытый начальством, охраняет самолет всю войну, а под конец еще и вступает в бой за него, правда, со своими войсками. Автор высмеивает царящую в Красной Армии муштру, солдафонство, глупость и жестокость. В самом начале романа-анекдота происходит дикая сцена наказания Чонкина, неправильно отдавшего честь старшине роты Пескову. Старшина на жаре приказывал солдату ложиться и вставать много раз. Наблюдавший за этой сценой капитан Завгородний, вместо того чтобы пресечь издевательство над солдатом, советует старшине погонять его вперед-назад, чтобы он научился отдавать честь. В романе показана трусость и глупость командного состава армии. Когда капитану Миляге притащили пленного “шпиона”, он сначала избил его, а потом, узнав, что фамилия “шпиона” Сталин, пришел в ужас и стал пресмыкаться перед пострадавшим: “Капитана знобило. Он уже видел себя приставленным к стенке”. И было от чего ему стушеваться: арестованный назвался отцом вождя Сталина. Атмосферу подобострастия и подхалимства Войнович передает через пафос самого проходимца. Осмелев, тот начинает пугать офицера: “Что, испугался, бандит?” Но капитан Миляга погибает от другой своей глупости: попав по пьяному делу в плен к своим же, он со страху начинает говорить по-немецки, и его принимают за немецкого шпиона. Бестолковщина продолжается и выливается в целое сражение за злосчастный аэроплан, который Чонкин с Нюркой защищают от своих же. Войска во главе с генералом удивляются, что один человек мог им столько времени противостоять. На самом деле им противостояла собственная глупость и неразбериха. Карнавальное, ритуальное переименование должно вести к перемене самой вещи.Деревня Грязное переименовывается в Красное, Ефросинья в Афродиту. Но реальность не поддается насильственному переименованию. И все помнят истинное положение вещей: Афродита сбрасывает маску и кричит, что ее зовут Фроська, Плечевой рассказывает, что деревня называется Красное, а раньше называлась Грязное. Селекционер-самородок Гладышев выращивает гибрид картофеля с помидором и посвящает этому всю жизнь. Название, которое он дает растению, так же носит карнавальный характер - ПУКС (ПУть к социализму). В произведении использована и переработана традиция Ярослава Гашека как автора книги о Швейке. Подобный тип солдата создаёт и Войнович. Помимо черт Швейка, в Чонкине выступают и фольклорные черты Ивана-дурака. Автор показывает человека неплохого, доброго, но неумелого, недотёпы. Когда Войнович служил в армии, у них в части был подобный солдат. Тем не менее, не идеализируя героя, автор, что интересно, показывает Чонкина нравственно превосходящим всех слуг тоталитарного режима, образы которых появляются в произведении. Каким бы дурачком ни показывался Иван, подчинённые режима оказываются ещё глупее и ещё комичнее. Поэтому Чонкин, при всей его недалёкости, чаще всего одерживает победу, часто реальную, а не нравственную. Завершается роман-анекдот сценой, обличающей своеобразный патриотизм, присущий сталинской эпохе: Гладышев находит на поле боя убитого шальной пулей за злосчастный аэроплан мерина. Под копытом лошади лежал смятый клочок бумаги с надписью: “Если погибну, прошу считать коммунистом”. Этой горькой улыбкой из недавнего трагического прошлого кончается роман-анекдот. Сатирические приемы: 1)Сатирическое изображение НКВД, 2) увенчание\развенчание (как карнавальный прием) (увенчание - Фроська названная Афродитой, развенчание - Федот Федотович, названный Идиотом Идиотовичем). 3)сатира как обличение советской ментальности. 4) Абсурдность (Сапожник- Сталин, Конь - Осовиахим).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.105 (0.011 с.) |