Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы стимуляции принятия решения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Метод Делфи. Создан в 1950-е гг. в США. Он назван в честь оракула храма Аполлона, расположенного в древнегреческом городе Дельфы, где давались широкоизвестные предсказания будущего. Основа метода – сбор анонимных суждений по поводу вариантов решения той или иной проблемы. Главная цель – исключить влияние субординации и других социальных отношений на процесс принятия решения. Работникам раздаются анкеты, в которых излагается проблема и содержится просьба высказать возможные варианты ее решения. Собранные анкеты анализируются, схожие мнения и позиции обобщаются, а предложенные варианты вновь передаются сотрудникам. Весь процесс обезличен, и поэтому участники не знают, кому принадлежит то или иное предложение и сколько человек за ним стоит. Такой подход решает проблему влияния статуса и авторитета. Практическое применение этого метода показывает его высокую эффективность при решении самых трудных и сложных проблем. К недостаткам данной процедуры можно отнести ее высокую трудоемкость. «Адвокат дьявола» - прием групповой работы, направленный на выявление слабых мест в вариантах предлагаемых решений. Он заключается в том, что при подготовке к обсуждению проблемы выбирается человек, который будет сомневаться в правильности всех предложений, высказываемых в группе. Основная задача метода – побудить участников группы к переосмыслению подходов к решению проблемы, к отказу от привычных, скоропалительных, неразумных предложений.
Стратегия «ИДЕАЛ» Известные психологи ДЖ. Брэндсфорд и Д.Стайн разработали «идеальный» метод решения проблем «ИДЕАЛ» (IDEAL). Каждая буква – это шаг, который нужно сделать, чтобы повысить вероятность выхода из трудной ситуации. (Identification. Deal with choices. Estimation. Act. Learning.) Сформулируйте свою проблему в виде вопросов, начинающихся со слова: «Как?». В формулировке должна отсутствовать частица «не» и обязательно присутствовать местоимение «я». Избегайте пространных, общих слов. Например, формулировка «Как можно заработать больше денег?» - неудачная, потому что она не говорит о том, сколько нужно заработать денег, за какой срок и для чего. Вопросов должно быть не менее восьми, и все они должны быть разными. Способы решения проблемы. Итак, проблема сформулирована. А теперь в течение 10 минут (может быть и другое количество времени). Необходимо записывать все пришедшие в голову варианты ее решения, включая, самые безумные. Запретите себе критиковать себя и говорить: «Я больше ничего не придумаю», «Других способ нет», «Ну на этом и хватит» и т.д. Вы должны придумывать все новые и новые варианты, пока не истечет указанное время, либо определенное заранее количество идей. «Сильные» решения. Отметьте в своем списке «галочкой» или знаком «+» те способы, которые хоть в какой-то степени могут быть осуществимы. Сколько их? Три? Четыре? По ходу дела можете их уточнить, но ни в коем случае не критикуйте! Для критики время еще не пришло! Если удачных вариантов вы не видите, то сделайте небольшой перерыв, и продолжите работу над пунктом «Д». Если по поводу какого-то варианта вы сомневаетесь, то обозначьте его как «+ -». Выбор. Итак, перед вами листок с наиболее приемлемыми, отмеченными «галочкой» (или знаком «+») способами решения проблемы. Внимательно прочитайте их еще раз и напротив каждого напишите его положительные и отрицательные стороны. Проанализируйте свои записи и выберите оптимальный вариант. Учтите, что он может только «выглядеть» оптимальным, поэтому надо быть готовыми вернуться к списку через некоторое время. Осуществление на практике. Пришло время наметить план осуществления вашего ИДЕАЛьного решения. Распишите возможный план действий по пунктам или изобразите его в виде схемы. Но при этом не забудьте китайскую мудрость: «Кто много планирует, тот теряет бдительность». Этот метод преподаватели используют при работе с текстами, содержащими определенную проблему. Работа с использованием стратегии «ИДЕАЛ» может занимать больше времени, чем одно занятие, к ней можно возвращаться в течении изучения темы (листы с промежуточными результатами могут достаточно долго находиться на стенах аудитории). Также этот метод используется и во внеклассной работе при совместном решении каких-либо повседневных учебных и внеучебных проблем. Стратегия «Мозаика проблем» Стратегия «Мозаика проблем» используется, как правило, с целью активного обобщения материала. Также ее применяют на первых этапах исследовательской деятельности студентов. В свободной форме студенты выделяют различные аспекты общей темы, различные проблемы или исследовательские стороны. Чтобы затем наполнить их содержанием. Этапы применения: - преподаватель говорит о том, что настало время свести различные стороны проблематики воедино, чтобы продвинуться дальше в изучении темы (в разрешении проблемы). - студенты, совместно с преподавателем, выделяют несколько аспектов, которые фиксируются на листе ватмана (или флип-чарте) в указанные ниже форме. - эти аспекты «вырезаются» ножницами и раздаются по группам. - задача состоит в том, чтобы записать сведения, связанные с аспектом проблемы (на обратной стороне листа). Перед тем, как записать, нужно ознакомиться с предыдущими записями. В группе необходимо назначить одного - двух человек, отвечающих за своевременное поступление в группу тех «отрезков», над которыми они еще не работали.(см. рис.1) - каждая группа (или каждый студент, если преподаватель хочет непременно задействовать всех) должны за выделенное время что-то отразить в как можно большем числе аспектов. - затем обсуждаем различные варианты и формулируем исследовательские задачи, направленные на разрешение проблемы. Самое главное – четко сформулировать аспекты темы!
Рис. 1 Аспекты проблем
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.9.200 (0.01 с.) |