Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы стимуляции принятия решения.

Поиск

Метод Делфи.

       Создан в 1950-е гг. в США. Он назван в честь оракула  храма Аполлона, расположенного в древнегреческом городе Дельфы, где давались широкоизвестные предсказания будущего.

       Основа метода – сбор анонимных суждений по поводу вариантов решения той или иной проблемы. Главная цель – исключить влияние субординации и других социальных отношений на процесс принятия решения. Работникам раздаются анкеты, в которых излагается проблема и содержится просьба высказать возможные варианты ее решения. Собранные анкеты анализируются, схожие мнения и позиции обобщаются, а предложенные варианты вновь передаются сотрудникам. Весь процесс обезличен, и поэтому участники не знают, кому принадлежит то или иное предложение и сколько человек за ним стоит. Такой подход решает проблему влияния статуса и авторитета. Практическое применение этого метода показывает его высокую эффективность при решении самых трудных и сложных проблем. К недостаткам данной процедуры можно отнести ее высокую трудоемкость.

«Адвокат дьявола»

- прием групповой работы, направленный на выявление слабых мест в вариантах предлагаемых решений. Он заключается в том, что при подготовке к обсуждению проблемы выбирается человек, который будет сомневаться в правильности всех предложений, высказываемых в группе. Основная задача метода – побудить участников группы к переосмыслению подходов к решению проблемы, к отказу от привычных, скоропалительных, неразумных предложений.

 

 

Стратегия «ИДЕАЛ»

       Известные психологи ДЖ. Брэндсфорд и Д.Стайн разработали «идеальный» метод решения проблем «ИДЕАЛ» (IDEAL). Каждая буква – это шаг, который нужно сделать, чтобы повысить вероятность выхода из трудной ситуации. (Identification. Deal with choices. Estimation. Act. Learning.)

       Сформулируйте свою проблему в виде вопросов, начинающихся со слова: «Как?». В формулировке должна отсутствовать частица «не» и обязательно присутствовать местоимение «я». Избегайте пространных, общих слов. Например, формулировка «Как можно заработать больше денег?» - неудачная, потому что она не говорит о том, сколько нужно заработать денег, за какой срок и для чего. Вопросов должно быть не менее восьми, и все они должны быть разными.

Способы решения проблемы.

       Итак, проблема сформулирована. А теперь в течение 10 минут (может быть и другое количество времени). Необходимо записывать все пришедшие в голову варианты ее решения, включая, самые безумные. Запретите себе критиковать себя и говорить: «Я больше ничего не придумаю», «Других способ нет», «Ну на этом и хватит» и т.д. Вы должны придумывать все новые и новые варианты, пока не истечет указанное время, либо определенное заранее количество идей.  

«Сильные» решения.  

       Отметьте в своем списке «галочкой» или знаком «+» те способы, которые хоть в какой-то степени могут быть осуществимы. Сколько их? Три? Четыре? По ходу дела можете их уточнить, но ни в коем случае не критикуйте! Для критики время еще не пришло! Если удачных вариантов вы не видите, то сделайте небольшой перерыв, и продолжите работу над пунктом «Д». Если по поводу какого-то варианта вы сомневаетесь, то обозначьте его как «+ -».

Выбор.

       Итак, перед вами листок с наиболее приемлемыми, отмеченными «галочкой» (или знаком «+») способами решения проблемы. Внимательно прочитайте их еще раз и напротив каждого напишите его положительные и отрицательные стороны. Проанализируйте свои записи и выберите оптимальный вариант. Учтите, что он может только «выглядеть» оптимальным, поэтому надо быть готовыми вернуться к списку через некоторое время.

Осуществление на практике.

       Пришло время наметить план осуществления вашего ИДЕАЛьного решения. Распишите возможный план действий по пунктам или изобразите его в виде схемы. Но при этом не забудьте китайскую мудрость: «Кто много планирует, тот теряет бдительность».

Этот метод преподаватели используют при работе с текстами, содержащими определенную проблему. Работа с использованием стратегии «ИДЕАЛ» может занимать больше времени, чем одно занятие, к ней можно возвращаться в течении изучения темы (листы с промежуточными результатами могут достаточно долго находиться на стенах аудитории). Также этот метод используется и во внеклассной работе при совместном решении каких-либо повседневных учебных и внеучебных проблем.  

Стратегия «Мозаика проблем»

       Стратегия «Мозаика проблем» используется, как правило, с целью активного обобщения материала. Также ее применяют на первых этапах исследовательской деятельности студентов.

       В свободной форме студенты выделяют различные аспекты общей темы, различные проблемы или исследовательские стороны. Чтобы затем наполнить их содержанием.

Этапы применения:

- преподаватель говорит о том, что настало время свести различные стороны проблематики воедино, чтобы продвинуться дальше в изучении темы (в разрешении проблемы).

- студенты, совместно с преподавателем, выделяют несколько аспектов, которые фиксируются на листе ватмана (или флип-чарте) в указанные ниже форме.   

- эти аспекты «вырезаются» ножницами и раздаются по группам.

- задача состоит в том, чтобы записать сведения, связанные с аспектом проблемы (на обратной стороне листа). Перед тем, как записать, нужно ознакомиться с предыдущими записями. В группе необходимо назначить одного - двух человек, отвечающих за своевременное поступление в группу тех «отрезков», над которыми они еще не работали.(см. рис.1)

- каждая группа (или каждый студент, если преподаватель хочет непременно задействовать всех) должны за выделенное время что-то отразить в как можно большем числе аспектов.

- затем обсуждаем различные варианты и формулируем исследовательские задачи, направленные на разрешение проблемы.

Самое главное – четко сформулировать аспекты темы! 

 

 

 


9
13
11
12
10
8
7
5
61
41
3
2
1

Рис. 1 Аспекты проблем



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.9.200 (0.01 с.)