Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы критического мышления

Поиск

Прием «Корзина» идей, понятий, имен…

       Это прием организации индивидуальной и групповой работы студентов на начальной стадии занятия, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают студенты по обсуждаемой теме.  На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собранно все то, что все студенты вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

- задается прямой вопрос о том, что известно студентам, по той или иной проблеме;

- сначала каждый студент вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа 1-2 минуты);

- затем происходит обмен информацией, в парах или группах. Студенты делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, студенты должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия;

- далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей);

- все сведения кратко в виде тезисов записываются преподавателем  в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме. Далее в ходе занятия эти разрозненные в сознании студента факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логической цепи;

- все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Прием «Составления кластера»

       Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины»

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет студентам свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Студент записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

  1. Кластер может быть использован на самых разных стадиях занятия.
  2. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
  3. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.
  4. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что студенты изучили.
  5. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в аудитории, так и вне ее.

Прием «Пометки на полях»

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим студенту отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Студентов познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тесте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (v)отмечается в тексте информация, которая уже известна студенту. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Студент ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у студента представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным студенту и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от студента не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике студенты просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. На практике студенты просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательными и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

       Использование этого приема требует от преподавателя, во-первых, предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками. Во-вторых, объяснить

или напомнить студентам правила расстановки маркировочных знаков. В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом. И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы.

       Для студентов наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение. Обычно студенты без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном, и с особым удовольствием сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали из того или иного текста.

       Весьма интересным в этом приеме является знак «вопрос». Дело в том, что нередко преподаватели полагают, что объясняя учебный материал на уроке, они находятся в поиске ответов на вопросы, которые интересны студентам. Это на самом деле не всегда так. Знак «вопроса» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные студентами по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на лекциях, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует студентов к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.28.79 (0.006 с.)